Организационно–содержательнаямодельдеятельности педагога–психолога
методическая разработка на тему
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Цель работы педагога-психолога в ДОУ – оказание содействия в полноценном личностном развитии воспитанников МАДОУ № 1 «Ласточка» на различных возрастных этапах дошкольного детства, создание благоприятной обстановки для развития и формирования личности ребёнка, организации личностно – ориентированного подхода к каждому из воспитанников в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- оказание психологической помощи детям, трудно адаптирующимся и попавшим в трудные жизненные ситуации;
- исследование динамики интеллектуального и личностного развития дошкольников;
- коррекция недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сферах дошкольников коррекционными средствами воздействия;
- формирование у педагогов и родителей психолого-педагогических знаний, необходимых для оптимизации детско-родительских отношений и психоэмоционального благополучия детей.
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:
Оказание психологической помощи детям:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно – развивающая работа
- Психологическое сопровождение ребенка
Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
- Консультирование по проблемам развития
- Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы
Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
- Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания;
- Психологическое просвещение
- Взаимодействие с другими специалистами
Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_deyatelnosti_psihologa.docx | 105.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационно – содержательная модель деятельности
педагога – психолога
МАДОУ «Детский сад № 1 «Ласточка»
Шпилевой Ирины Евгеньевны
В МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» 358 детей: 16 групп, из них 1 группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ от 4 до 7 лет, 2 группы комбинированной направленности старшая и подготовительная, 5 групп ясельного возраста от 1,5 до 3 лет. Деятельностью психолога в ДОУ охвачен не весь контингент детей. Основная работа направлена на детей:
- I младших групп и групп раннего возраста в период адаптации к ДОУ;
- подготовительных групп по готовности к школьному обучению;
- группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ;
- группы комбинированной направленности по развитию эмоционально-волевой сферы.
С остальными возрастными группами ведется просветительско-профилактическая работа, а также диагностика и консультации с родителями по запросу.
Работа педагога-психолога в ДОУ выстраивается как определенная система действий, направленных на решение поставленных задач с помощью целенаправленно выбранных средств.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Работать с ситуацией – не всегда означает работу с ребенком. Все зависит от причин возникновения проблемы. Во многих случаях важнее работать с окружением ребенка, его социальной ситуацией развития. Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Цель работы педагога-психолога в ДОУ – оказание содействия в полноценном личностном развитии воспитанников МАДОУ № 1 «Ласточка» на различных возрастных этапах дошкольного детства, создание благоприятной обстановки для развития и формирования личности ребёнка, организации личностно – ориентированного подхода к каждому из воспитанников в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- оказание психологической помощи детям, трудно адаптирующимся и попавшим в трудные жизненные ситуации;
- исследование динамики интеллектуального и личностного развития дошкольников;
- коррекция недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сферах дошкольников коррекционными средствами воздействия;
- формирование у педагогов и родителей психолого-педагогических знаний, необходимых для оптимизации детско-родительских отношений и психоэмоционального благополучия детей.
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:
Оказание психологической помощи детям:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно – развивающая работа
- Психологическое сопровождение ребенка
Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
- Консультирование по проблемам развития
- Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы
Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
- Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания;
- Психологическое просвещение
- Взаимодействие с другими специалистами
Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга
Спектр психологических проблем, с которыми работает психолог:
- Выраженные трудности у ребенка в личностной, когнитивной, поведенческой, ценностно – смысловой, эмоционально - регуляторной или коммуникативной сферах, которые препятствуют его гармоничному развитию.
- Противоречия между требуемым от ребенка и его возможностями: противоречия между возрастными потребностями и возможностями ребенка, возрастные кризисы 3 и 7 лет, несоответствие родительских требований возрастным психофизиологическим возможностям ребенка.
- Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана.
- Сложности адаптации или взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно – развивающая работа: индивидуальная и групповая
- Психологическое просвещение и профилактика
- Консультативная работа
- Организационно – методическая работа
- Экспертная работа
1. Психологическая диагностика в работе психолога.
Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью получения информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и возможных проблем у участников воспитательно-образовательного процесса и определения путей для их разрешения.
Психодиагностика в дошкольной образовательной организации осуществляется по следующим направлениям:
- познавательная сфера
- эмоционально – волевая сфера
- коммуникативная сфера
- личностная сфера
Психологическое обследование детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет проводится с целью выявления степени адаптированности к условиям ДОУ и разработки соответствующих рекомендаций педагогам и родителям.
В группах компенсирующей и комбинированной направленности посредством диагностики выявляется актуальный уровень развития детей, а также определяются направления коррекционно – развивающей работы.
Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия, составить рекомендации по развитию определенных сторон личности ребенка для педагогов и родителей. В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей.
Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности: при проведении коррекционной или развивающей работы с детьми психологическая диагностика проводится в начале и в конце реализации цикла занятий. Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов.
Данная деятельность включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания помощи.
2. Коррекционно – развивающая работа: индивидуальная и групповая.
Основная цель коррекционной и развивающей работы направлена на создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекции отклонений психического развития.
Адресатом психологической помощи является ребенок. Психологическая помощь организуется по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей или на основании результатов психологической диагностики и рекомендаций ПМПК. Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.
Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
- игровая терапия
- арт-терапия
- куклотерапия
- песочная терапия
- сказкотерапия
- психогимнастика
- элементы нейропсихологической коррекции
- релаксационные упражнения
- игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
- упражнения для развития познавательных процессов
В работе используются коррекционно – развивающие программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам коррекции.
3. Консультативная работа.
Цель консультативной работы психолога заключается в оптимизации взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме. Консультации организуются в ДОУ следующими способами:
- по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,
- по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния
- активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ.
Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Рекомендации оформляются памяткой или буклетом для родителей и педагогов.
4. Психологическое просвещение и профилактика
Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, через создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей воспитанников. С этой целью подбирается актуальная и необходимая стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности
Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:
- стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.
- памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики
- беседы, лекции, семинары и практикумы с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов в работе с детьми и родителями
- сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.
- выступления на родительских собраниях
5. Организационно – методическая работа
Цель организационно-методической работы педагога-психолога ДОУ заключается в организации, планировании, методическом обеспечении своей профессиональной деятельности.
Организационно-методическая работа осуществляется в следующих направлениях:
- Оформление и заполнение рабочей документации. Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений (в течение учебного года)
- Составление и написание индивидуально – ориентированных развивающих или коррекционных программ
- Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, стимульного и демонстрационного материала к коррекционно – развивающим занятиям (в течение учебного года)
- Оформление информации для стендов, памяток и буклетов для родителей, к семинарам, родительским собраниям, педсоветам, консультациям (в течении учебного года)
- Посещение городских методических объединений (2-я и 4-я среда каждого месяца)
- Повышение уровня самообразования и квалификации, посещение курсов, семинаров и т.п., консультации с руководителями МО и супервизорами
- Написание статистического и аналитического годового отчетов.
Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за учебный год. В аналитическом отчете также намечаются перспективы работы на будущий год.
6. Экспертная работа
Целью экспертной работы психолога ДОУ выступает оказание содействия педагогам и родителям в создании условий и подборе методов воспитания, учитывающих индивидуальные особенности детей и способствующих полноценному психо-физическому и социальному развитию дошкольников.
Экспертная работа осуществляется в следующих направлениях:
- Участие в работе ПМПк ДОУ по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями
- Участие в составлении планов воспитательно-учебных мероприятий
- Участие в формировании групп детей
- Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе администрации ДОУ
- Участие в формировании предметно-окружающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).
- При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) — участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды
ЦИКЛОГРАММА
деятельности педагога-психолога по месяцам
Вид деят-ти Месяц | Диагностика | Коррекционо- развивающая работа | Консультации | Просвещение и профилактка |
Октябрь | - адаптация: гр.№ 1, 2, 3, 15 (дети, родители, педагоги) - готовность к школе: гр. № 9, 12, 14 (дети, родители) - дети с ОВЗ: гр.№ 7, 8 чел. в др. группах (первичная) - эмоц-я сфера: гр.№10 - ДРО семей «группы риска» - по индивидуальным запросам | - адаптация: гр.№ 1, 2, 3, 15 | - адаптация: гр.№ 1, 2, 3, 15 - готовность к школе: гр. № 9, 12, 14 - по индивидуальным запросам | - адаптация: гр.№ 1, 2, 3, 15 (родители, педагоги) - профилактика жестокого обращения с детьми: все группы (родители) |
Ноябрь | - инновационный потенциал пед. коллектива - парциальная направленность личности педагога - эмоциональное выгорание - по индивидуальным запросам | - адаптация: гр.№ 1, 2, 3, 15 - готовность к школе: гр. № 9 - категория детей с ОВЗ: гр.№ 7, 8 чел. в др. группах - эмоц-я сфера: гр.№ 10 | - по индивидуальным запросам - групповое консультирование педагогов (по плану) | - ДРО клуб «Гнездышко»: все группы - подготовительные гр. № 9, 12, 14 (родители) - СЭВ «Баланс»: (педагоги) |
Декабрь | - адаптация: гр.№ 1, 2, 3, 15 (промежуточная Д) - по индивидуальным запросам | - адаптация: гр.№ 1, 2, 3, 15 - готовность к школе: гр. № 9 - категория детей с ОВЗ: гр.№ 7, 8 чел. в др. группах - эмоц-я сфера: гр.№ 10 | - по индивидуальным запросам - групповое консультирование педагогов (по плану) | - ДРО клуб «Гнездышко»: все группы - СЭВ «Баланс»: (педагоги) - II младшие гр.№ 4, 5, 6, 16 (родители) |
Январь | - по индивидуальным запросам | - адаптация: гр.№ 1, 2, 3, 15 - готовность к школе: гр. № 9 - категория детей с ОВЗ: гр.№ 7, 8 чел. в др. группах - эмоц-я сфера: гр.№ 10 | - по индивидуальным запросам - групповое консультирование педагогов (по плану) | - ДРО клуб «Гнездышко»: все группы - СЭВ «Баланс»: (педагоги) - средние группы № 11, 13 (родители) |
Февраль | - дети с ОВЗ: гр.№ 7, 8 чел. в др. группах (промежуточная) - по индивидуальным запросам | - адаптация: гр.№ 1, 2, 3, 15 - готовность к школе: гр. № 9 - эмоц-я сфера: гр.№ 10 | - адаптация: гр.№ 1, 2, 3, 15 - по индивидуальным запросам - групповое консультирование педагогов (по плану) | - ДРО клуб «Гнездышко»: все группы - СЭВ «Баланс»: (педагоги) - старшие гр. № 8, 10 |
Март | - готовность к школе: гр. № 9, 12, 14 (дети, родители) - по индивидуальным запросам | - готовность к школе: гр. № 9 - категория детей с ОВЗ: гр.№ 7, 8 чел. в др. группах - эмоц-я сфера: гр.№ 10 | - по индивидуальным запросам - групповое консультирование педагогов (по плану) | - ДРО клуб «Гнездышко»: все группы - СЭВ «Баланс»: (педагоги) |
Апрель | - эмоц-я сфера: гр.№ 10 - ДРО семей «группы риска» - по индивидуальным запросам | - категория детей с ОВЗ: гр.№ 7, 8 чел. в др. группах | - по индивидуальным запросам - групповое консультирование педагогов (по плану) | - ДРО клуб «Гнездышко»: все группы - СЭВ «Баланс»: (педагоги) |
Май | - дети с ОВЗ: гр.№ 7, 8 чел. в др. группах (итоговая Д) - по индивидуальным запросам | - готовность к школе: гр. № 9, 12, 14 - по индивидуальным запросам - групповое консультирование педагогов (по плану) | - ДРО клуб «Гнездышко»: все группы - СЭВ «Баланс»: (педагоги) - подготовительные гр. № 9, 12, 14 (родители) | |
Июнь-июль | - диагностика и консультирование по индивидуальным запросам (педагоги, родители, администрация) - разработка учетно-отчетной документации педагога-психолога на будущий учебный год. - экспертная работа совместно с администрацией ДОУ (составление планов воспитательных мероприятий, рабочей программы детского сада, формирование групп детей, кадровая расстановка, работа над проектом «Доступная среда и т.п.) |
ЦИКЛОГРАММА
рабочего времени педагога-психолога по неделям
Нагрузка – 1 ставка (36 часов): 18 часов – активная работа 18 часов – пассивная работа | |||
Время | Вид деятельности | Актив. | Пассив. |
Понедельник 9:00 – 17:00 | |||
9.00-9.30 | ОМД: подготовка к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками. | 30 мин. | |
9.30-10-25 | Индивидуальная (групповая) диагностика / индивидуальные коррекционно-развивающее занятия | 55 мин. | |
10.25-10.50 | Подгрупповое коррекионно-развивающее занятие | 25 мин. | |
10.50-11.20 | Групповое коррекционно-развивающее занятие | 30 мин. | |
11.20-13.35 | ОМД: подготовка к консультативной работе, заполнение учетно-отчетной документации. | 2ч.15мин. | |
13.35-15.30 | Консультации для педагогов и специалистов ДОУ | 1ч.55мин. | |
15.30-16.30 | Индивидуальная (групповая) диагностика / индивидуальные коррекционно-развивающее занятия | 1 ч. | |
16.30-17.00 | ОМД: подготовка памяток, буклетов, стендов; заполнение отчетной документации | 30 мин. | |
Итого: | 4ч.45мин. | 3ч.15мин. | |
8 часов | |||
Вторник 8:00 – 16:00 | |||
8.00-9.00 | Индивидуальное консультирование для родителей | 1ч. | |
9.00-9.30 | ОМД: подготовка к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками | 30 мин. | |
9.30-10.50 | Индивидуальная (групповая) диагностика / Сопровождение адаптационного процесса в группах ясельного возраста | 1ч.20мин. | |
10.50-11.35 | Индивидуальное коррекионно-развивающее занятие. | 45мин. | |
11.35-13.40 | ОМД: подготовка к консультативной работе, заполнение отчетной документации. | 2ч.05мин. | |
13.40-15.30 | Консультации для педагогов и специалистов ДОУ/Педагогические советы | 1ч.50мин. | |
15.30-16.00 | Подгрупповое коррекионно-развивающее занятие. | 30 мин. | |
Итого: | 5ч.25мин. | 2ч.35мин. | |
8 часов | |||
Среда 12:00 – 17:00 | |||
15.00-19.00 | Методический день: - повышение личной профессиональной квалификации; - изучение психолого-педагогической литературы, самообразование; - участие в методических объединениях практических психологов района; - обработка результатов психолого-педагогической диагностики, написание заключений; - подготовка методического материала к индивидуальной работе, групповой, диагностической, консультативной работе; - разработка дидактических пособий; - разработка коррекционно-развивающих, адаптационных и психопрофилактических программ. | 5ч. | |
Итого: | 5 часов | ||
Четверг 9:00 – 19:00 | |||
9.00-9.30 | ОМД: подготовка к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками. | 30мин. | |
9.30-10.50 | Индивидуальная (групповая) диагностика / Сопровождение адаптационного процесса в группах ясельного возраста | 1ч.20мин. | |
10.50-11.15 | Подгрупповое коррекионно-развивающее занятие. | 25мин. | |
11.15-11.35 | Индивидуальное коррекионно-развивающее занятие. | 20мин. | |
11.35-14.30 | ОМД: подготовка к консультативной работе, заполнение отчетной документации. | 2ч.55мин. | |
14.30-15.30 | Консультации для педагогов и специалистов ДОУ/Педагогические советы/Заседания ПМПк | 1ч. | |
15.30-15.55 | Индивидуальная (групповая) диагностика / индивидуальные коррекционно-развивающее занятия | 25мин. | |
15.55-17.00 | ОМД: подготовка памяток, буклетов, стендов; заполнение отчетной документации | 1ч.05мин. | |
17.00-19.00 | Консультации для родителей | 2ч. | |
Итого: | 5ч.30мин. | 4ч.30мин. | |
10 часов | |||
Пятница 9:00 – 14:00 | |||
9.00-9.35 | ОМД: подготовка к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками. | 35мин. | |
9.35-10.00 | Групповой тренинг по подготовке к школе | 25мин. | |
10.00-11.00 | Индивидуальная (групповая) диагностика / индивидуальные коррекционно-развивающее занятия | 1ч. | |
11.00-11.55 | Диагностическая работа по запросам администрации ДОУ, педагогов и | 55мин. | |
11.55-14.00 | ОМД: подготовка к консультативной работе, заполнение отчетной документации. | 2ч.05мин. | |
Итого: | 2ч.20мин | 2ч.40мин | |
5 часов | |||
Итого за неделю: | 18ч. | 18ч. | |
Общее рабочее время: | 36 часов |
Перечень диагностических методик, используемых при обследовании детей разных категорий и дошкольных возрастных групп (примерный перечень):
Ранняя, I и II младшая группа
№ | Методика, автор | Диагностируемые параметры | Распределение по возрастным группам | ||
1,5-2 (ран-няя гр.) | 2-3 (1 младшая гр.) | 3-4 (2 младшая гр.) | |||
1 | Шкала для определения эмоционального профиля дошкольников при адаптации в условиях детского сада Авт.: М.И. Студеникин, Ю.А. Макаренко А.И. Баркан | АДАПТАЦИЯ | + | + | |
2 | Лист психологической адаптации Авт.: Шпилевая И.Е. | + | + | + | |
3 | Диагностика уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению Авт.: Калинина Р.Р. | + | + | + | |
4 | Диагностика нервно-психическо. го напряжения у детей раннего возраста Авт.: К.Л. Печера, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева | + | + | + | |
5 | Определение уровня социальной адаптации Авт.: А. Остроухова | + | + | + | |
6 | «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Авт.: Е.А. Стребелева | УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ | + | + | + |
7 | Экспресс диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских ДОУ Авт.: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. | + | |||
8 | Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3-7 лет Авт.: Карпова Ю.В. | + | |||
9 | Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте от 2,5 до 3 лет Авт.: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. | + | |||
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста Авт.-сост.: Н.В. Серебрякова | + | + |
Дети, имеющие статус ОВЗ от 3 до 7 лет
№ | Методика, автор | Диагностируемые параметры |
1 | Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей (диагностика при умственной отсталости) Авт.: Забрамная С. Д. | УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ |
2 | Комплекс диагностических методик для детей с ОВЗ Сост.: Шпилевая И.Е. | |
3 | Психологическое изучение детей с нарушениями развития Авт.: Левченко И.Ю., Киселева Н.А. | |
4 | Карта наблюдения за проявлениями эмоционального состояния детей Авт.: Е.Е.Белан и С.Т.Посоховой | ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯЯ СФЕРА |
5 | Протокол наблюдения за эмоционально-волевыми процессами ребенка (индивидуальный) Сост.: Шпилевая И.Е. | |
6 | Карта наблюдений за ребенком в группе сверстников Сост.: Шпилевая И.Е. |
Кроме того, для диагностики детей с различными нарушениями в развитии, используются следующие методики:
- «Матрешки»;
- «Пирамидки»;
- «Доски Сегена»;
- «Мозаика»;
- «Пространственные ориентации»;
- «Кубики»;
- «Стаканчики»;
- «Разрезные картинки»;
- «Кубики Косса»;
- «Кому что нужно?»
- «Кто что любит?»
- «Чего не хватает?»
- «Парные картинки»;
- «Нарисуй так же»;
- «Цветные коврики»;
- «Что ты помнишь?»
- «Покажи цвета»;
- «Схематические фигуры»;
- «Почтовый ящик» (коробка форм);
- «Времена года»;
- «Части суток»;
- «Найди отличия»;
- «10 слов»;
- «10 предметов»;
- «4 лишний»;
- «Последовательные картинки».
Средняя, старшая, подготовительная группы:
№ | Методика, автор | Диагностируемые параметры | Распределение по возрастным группам | |||
4-5 (ср. гр.) | 5-6 (ст. гр.) | 6-7 (подг. гр.) | ||||
1 | Методика Пьерона-Рузера Авт.: Пьерон-Рузер | ВНИМАНИЕ ВНИМАНИЕ | + | |||
2 | Найди такую же. Авт.: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. | + | + | |||
3 | Лабиринты Авт.: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.. | + | + | + | ||
4 | Домик Авт.: Гуткина Н.И. | + | ||||
5 | Шифровка Авт.: Веракса А.Н. | + | + | |||
6 | Найди парные картинки / картинку в таблице и вычеркни Авт.: Т.Д. Марцинковская | + | ||||
7 | Найди пару Авт.: Е.И. Рогов | + | + | |||
8 | Проставь значки Авт.: Богомолов В. | + | + | |||
9 | Вежливость Авт.: Н.И. Гуткина | + | + | |||
10 | ДА и НЕТ Авт.: Е.Е. Кравцова | + | + | + | ||
11 | Запомни и расставь точки Авт.: в адаптации Богомолова В. | + | ||||
12 | Найди и вычеркни Авт.: в адаптации Е.В. Доценко | + | + | |||
13 | Найди отличия Авт.: Р.С. Немов | + | + | + | ||
14 | 10 слов Авт.: Лурия А.Р. | ПАМЯТЬ | + | + | + | |
15 | 10 картинок Авт.: Т.Д.Марцинковская | + | + | + | ||
16 | Пиктограммы Авт.: Веракса А.Н. | + | + | |||
17 | Методика «Лесенка животных» Авт.: Шпилевая И.Е. | + | + | + | ||
18 | Запомни фигуры Авт.: Р.С. Немов | + | + | + | ||
19 | Узнавание фигур Авт.: Т. Е. Рыбаков | + | + | + | ||
20 | «Весёлые картинки» Авт.: Т.В. Розанова | + | + | |||
21 | «Особенности зрительной памяти» Авт.: С.Д. Забрамная, О.В.Боровик | + | + | + | ||
22 | Найди домик для картинки Авт.: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. | МЫШЛЕНИЕ | + | + | + | |
+ | + | |||||
23 | «Нелепицы» Авт.: Немов Р.С. | |||||
24 | «Разметка» Авт.: Н.К. Индик, Н.А. Цирулик | + | ||||
25 | «Заселение дома» Авт.: И. И. Аргинская | + | ||||
26 | «Раскрашивание фигур» Авт.: Н.Я. Чутко | + | + | |||
27 | Рыбка Авт.: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. | + | ||||
28 | Последовательные картинки Авт.: А.Н. Бернштейн | + | + | |||
29 | Закончи предложение Авт.: Веракса А.Н. | + | ||||
30 | 4 лишний Авт.: Е.Л.Агаева | + | + | |||
31 | Найди недостающий предмет Авт.: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. | + | ||||
32 | Вырежь фигуры Авт.: Р.С. Немов | + | + | |||
33 | «Простые аналогии» Авт.: в адаптации Васищева А. А. | + | + | |||
34 | Воспроизведи рисунки Авт.: Р.С. Немов | + | ||||
35 | Кому чего не достает? Авт.: Немов Р.С. | + | ||||
36 | Кто что любит? Авт.: общая осведомленность | + | ||||
37 | Обведи контур Авт.: Е.В. Доценко | + | ||||
38 | Почини коврик Авт.: Р.С.Немов | + | + | |||
39 | Пройди через лабиринт Авт.: Л.А. Венгер | + | + | |||
40 | Раздели на группы Авт.: А.Я.Иванова, Е.В.Доценко | + | + | |||
41 | Самое непохожее Авт.: Л.А. Вагнер | + | ||||
42 | Схематизация Авт.: Р.И. Бардина | + | ||||
43 | Методики рисования по клеточкам «Цветок», «Домик» Авт.: Эльконин Д.Б. | МОТОРИКА | + | + | + | |
44 | «Фигуры» Авт.: В. Мытацин | + | + | |||
45 | Графический диктант Авт.: Эльконин Д.Б. | + | ||||
46 | Вырезание по контуру Авт.: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. | + | ||||
47 | Скопируй фразу Авт.: Рогов Е.И. | + | ||||
48 | Уложи монетки в коробку Авт.: Рогов Е.И. | + | ||||
49 | Пальчик с носиком здоровается Авт.: Рогов Е.И. | + | ||||
50 | Проба на реципрокную координацию Авт.: А.Р. Лурия | + | + | + | ||
51 | Скопируй геометрическую фигуру Авт.: Рогов Е.И. | + | ||||
52 | Методики обведения по контуру: «Лес», «Дорожки» Авт.: Л.А.Венгер | + | + | + | ||
53 | Исследование моторики и координации движений и детей Авт.: Н.И. Озерецкий, Н.Н. Заваденко | + | + | |||
54 | «Узоры» и «Линии» Авт.: В. Мытацин | + | + | |||
55 | Разрезные картинки Авт.: Н.Я. и М. М. Семаго | ВОСПРИЯТИЕ | + | + | + | |
56 | Почтовый ящик Авт.: Забрамная С. Д. | + | ||||
57 | Узнавание перечеркнутых изображений Авт.: Н.Я. и М.М.Семаго | + | + | + | ||
58 | Узнавание реалистичных изображений Авт.: Н.Я. и М.М.Семаго | + | + | + | ||
59 | Узнавание наложенных изображений Авт.: Н.Я. и М.М.Семаго | + | + | + | ||
60 | Доски Сегена (различной сложности) Авт.: Э. Сеген | + | + | + | ||
61 | Какие предметы спрятаны в рисунках? Авт.: Немов Р.С. | + | + | |||
62 | МозаикаАвт.: М.М. Семаго | + | + | |||
63 | Разрезные картинки Авт.: С.Д. Забрамная | + | ||||
64 | Узнай, кто это? Авт.: Р.С. Немов | + | + | + | ||
65 | Чем залатать коврик? Авт.: в интерпретации С.М.Морозова | + | + | |||
66 | Рисунок несуществующего животного Авт.: Дукаревич М.З. | ВООБРАЖЕНИЕ | + | + | + | |
67 | Где чьё место? Авт.: неизвестен | + | + | |||
68 | Вербальная фантазия – речевое воображение Авт.: неизвестен | + | + | + | ||
69 | Дощечка Авт.: В. Синельников, В. Кудрявцев | + | + | |||
70 | Солнце в комнате Авт.: В. Синельников, В. Кудрявцев | + | + | |||
71 | Складная картинка Авт.: В. Синельников, В. Кудрявцев | + | + | |||
72 | Как спасти зайку Авт.: В. Синельников, В. Кудрявцев | + | + | |||
73 | Дорисуй Авт.: проективная методика | + | + | |||
74 | Дорисовывание фигур Авт.: О.М. Дьяченко | + | + | |||
75 | Нарисуй картинку Авт.: П. Торренс | + | + | |||
76 | Незаконченный рисунок Авт.: Коломенский Я.Л., Панько Е. А | + | ||||
77 | Рисунок Авт.: проективная методика | + | ||||
78 | Скульптура Авт.: проективная методика | + | + | |||
79 | Я его слепила из того, что было Авт.: проективная методика | + | ||||
80 | Сочинение сказки Авт.: О. М. Дьяченко | + | ||||
81 | Эскизы (вариант 1 и 2) Авт.: Туник Е.Е. | + | + | |||
82 | Завершение картинок Авт.: П. Торренс, в адаптации А.Н. Воронина | ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ | + | |||
83 | Фигурная форма Авт.: П. Торренса | + | ||||
84 | Диагностика детской креативности Авт.: Н. Вильямс | + | + | + | ||
85 | Тест Гилфорда Авт.: модификация Е.Е. Туник | + | + | |||
86 | Опросник креативности Джонсона Авт.: модификация Е.Е. Туник | + | ||||
87 | Батарея тестов «Творческое мышление»Авт.: Е.Е. Туник | + | + | |||
88 | Тест творческого мышленияАвт.: П. Торренс | + | ||||
89 | Теста креативностиАвт.: Э.П. Торренс в модификации Матюшкина А.М. | + | + | |||
90 | Кубики КоосаАвт.: С. Коос | ИНТЕЛЛЕКТ | + | + | + | |
91 | Цветные прогрессивные матрицы Авт.: Д. Равен, Л. Пенроуз | + | + | + | ||
92 | Зрительно-моторный гештальт-тест Авт.: Л. Бендер | + | ||||
93 | Экспресс-диагностика познавательного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет Авт.: П. Мясоед | + | + | + | ||
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА | ||||||
94 | Методика для изучения проявлений борьбы мотивов Авт.: Н. А. Цыркун | ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА | + | + | ||
95 | Методика для изучения борьбы мотивов Авт.: Ш. Чхартишвили | + | + | |||
96 | Методика для изучения волевого единства группы «Найди предметы» Авт.: Н. А. Цыркун | + | + | |||
97 | Особенности проявления воли дошкольниками Авт.: Р. М. Геворкян | + | + | + | ||
98 | ДиктантАвт.: Д. Б. Эльконин | + | + | |||
99 | Запрещенные слова Авт.: Д.Б. Эльконин | + | + | |||
100 | Методика изучения волевой активности Авт.: Н. А. Цыркун | + | + | |||
101 | «Рисование бус» Авт.: И. И. Аргинская | + | + | |||
102 | Тест самоконтроля и произвольности Авт.: Сиротюк А.Л. | + | + | |||
103 | Цветовой тест отношений (ЦТО) Авт.: А.М. Эткинд | ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА | + | + | + | |
104 | Определение ребенком эмоциональных состояний человека Авт.: Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина | + | + | |||
105 | Эмоциональные лица Авт.: Н. Я. Семаго | + | + | + | ||
106 | Цветовой тест Авт.: М. Люшер | + | + | + | ||
107 | Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний Авт.: Н.П. Фетискин | + | + | |||
108 | Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»Авт.: Орехова О.А. | + | + | + | ||
109 | Зеркало настроенийАвт.: в адаптации Н.Д. Денисовой | + | + | + | ||
110 | ЛинеограммаАвт.: в адаптации Н.Д. Денисовой | + | + | + | ||
111 | Маски Авт.: Денисова Н.Д. | + | + | |||
112 | Матрешки Авт.: А. О. Прохоров | + | + | + | ||
113 | Неоконченные предложения Авт.: А.М. Щетинина | + | + | + | ||
114 | Паровозик Авт.: С.В. Велиева | + | + | + | ||
115 | Часики Авт.: С.В. Велиева | + | + | |||
116 | Методика исследования эмоционального состояния Авт.: Дорофеева Э. Т. | + | ||||
117 | Красивый рисунок Авт.: Л.А. Венгер, Г. А. Цукерман | + | + | + | ||
118 | Отражение чувств Авт.: М.А. Нгуен | + | + | |||
119 | Профиль чувственных проявлений Авт.: Й.Шванцара | + | + | + | ||
120 | Методика изучения понимания эмоц-х состояний людей, изображенных на картинке Авт.: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина | + | + | + | ||
121 | «Кинотеатр» Авт.: В. Н. Пýгач | + | + | + | ||
122 | Признаки психического напряжения Авт.: И.Б. Дерманова | + | + | + | ||
123 | Рисовально-символическая самооценка эмоциональных состояний Авт.: Н.П. Фетискин | + | ||||
124 | Адаптивная методика для проведения одномоментного обследования эмоц-го самочувствия ребенка в д/с Авт.: Кучерова Е.В. | + | + | |||
125 | Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку Авт.: Анисимов В.П. | + | + | |||
126 | Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников Авт.: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина | + | + | |||
127 | Шкала оценки внешних признаков Авт.: Ю. Я. Киселев | + | + | + | ||
128 | Диагностика сформированности эмоциональной сферы ребенка Авт.: Минаева В.М. | + | + | |||
ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА | ||||||
129 | КактусАвт.: М.А. Панфилова | АГРЕССИВНОСТЬ | + | + | + | |
130 | «Крокодилы» Авт.: проективная методика | + | + | |||
131 | Методика выявления агрессивного ребенка Авт.: М. Алворд и П. Бейкер | + | + | + | ||
132 | Экспресс - анкета «Признаки агрессивности» Авт.: Лютова К.К., Монина Г.Б | + | + | + | ||
133 | Тест руки (Hand test)Авт.: Э. Вагнер | + | + | |||
134 | Теппинг-тест Авт.: О. Черникова, модификация А.И. Вайнштейна, В.П. Жура, Л.В. Кармановой | ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНО- ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | + | + | + | |
135 | Рисунок человека Авт.: Ф. Гудинаф, К. Маховер | + | + | + | ||
136 | Проективный графический тест «Дерево» Авт.: К. Кох | + | + | + | ||
137 | Диагностика типа темперамента дошкольника Авт.: опросник | + | + | + | ||
138 | Роршаха тест (Rorschach Test) Авт.: У. Роршах | + | + | + | ||
139 | Проективная методика «Автопортрет» Авт.: Р. Бернс | + | + | |||
140 | «Дом, дерево, человек» Авт.: Дж. Бук | |||||
141 | Анализ содержания детского самосознания Авт.: Басина Е. З | + | + | |||
142 | Оценка темперамента у дошкольника Авт.: наблюдение | + | + | + | ||
143 | Изучение негативных личностных проявлений Авт.: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина | + | + | + | ||
144 | Тест Розенцвейга: методика рисуночной фрустрации (детский вариант) Авт.: модификация Н.В.Тарабриной | + | + | |||
145 | Детский апперцептивный тест (ДАТ) Авт.: Э. Крис | + | + | + | ||
146 | Несуществующее животное Авт.: М.З. Дукаревич | + | + | |||
147 | Человек под дождем Авт.: Е.В.Романова, Т.И. Сытько | + | + | + | ||
148 | Цветик-семицветик Авт.: Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина | + | ||||
149 | Цветовое зеркало отношений Авт.: Г. Фрилинг модификация В. Н. Кононовой | + | + | + | ||
150 | Эмпатия Авт. С.Т. Посохова, Е.Е. Белан | ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЭМПАТИЯ | + | + | + | |
151 | Диагностика «Я и мир вокруг меня» Авт.: беседа | + | + | |||
152 | Методика «Социометрия» (с учетом национального аспекта) Авт.: модификация Т.А. Репиной | + | + | |||
153 | Опрос «Этническая осведомленность» Авт.: И.Е.Шпилевая | + | ||||
154 | Метод иконической идентификации Авт.: В. С. Мухина | + | ||||
155 | Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания Авт.: В.С.Мухина, К.А.Хвостов | + | ||||
156 | Опросник «Проблемные ситуации» Авт.: Ульенкова У.В., Дмитрева С.В. | + | + | |||
157 | Исследование особенностей эмпатии у испытуемых к сверстникам в условиях практической ситуации Авт.: А. Д. Кошелева | |||||
158 | Лесенка Авт.: В. Г. Щур | САМООЦЕНКА | + | + | ||
159 | Оценка уровня самооценки дошкольника «Лесенка» Авт.: О.В. Хухлаева | + | + | |||
160 | Методика определения эмоциональной самооценки Авт.: А.В.Захаров | + | + | |||
161 | Какой Я? Авт.: Р.С. Немов | + | + | |||
162 | Тест «Самооценка психических состояний» Авт.: Г. Айзенк | + | + | |||
163 | Лесенка Авт.: Н.В. Нижегородцева | + | ||||
164 | Страхи в домиках Авт.: А. И. Захаров, М. Панфилова | СТРАХИ И ТРЕВОЖНОСТЬ | + | + | + | |
165 | Личностная шкала проявлений тревоги Авт.: Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчина | + | ||||
166 | Опросник «Уровень тревожности ребенка» Авт.: Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. | + | + | + | ||
167 | Выявление тревожности старших дошкольников | + | + | |||
168 | Диагностика тревожности с помощью наблюдения Авт.: Р. Сирс | + | + | |||
169 | Тест «Исследование тревожности» Авт.: Спилберг Ч.Д., Ханин Ю.Л. | + | ||||
170 | Тест тревожности | + | + | + | ||
171 | Опросник «Шкала тревожности» Авт.: Сьюзен Спенс, Рон Рапе | + | + | |||
172 | Изучение осознания детьми нравственных норм Авт.: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина | СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ | + | + | + | |
173 | «Сюжетные картинки» Авт.: Р.Р. Калинина | + | + | + | ||
174 | Методика изучения действенности общественного и личного мотива Авт.: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина | + | + | |||
175 | Методика изучения мотивов поведения в ситуации выбора Авт.: Е. П. Ильин | + | + | |||
176 | Диагностика нравственного воспитания дошкольника Авт.: Г. А. Урунтаева | + | + | + | ||
177 | Диагностика нравственно-трудового воспитания дошкольников Авт.: Куцакова Л.В., в адаптации Пурина В.Д. | + | + | + | ||
178 | Методика изучения проявлений отзывчивости у детей в семье Авт.: Г. А. Урунтаева | + | + | + | ||
179 | Методика изучения проявлений помощи другому человеку Авт.: Г. А. Урунтаева | + | + | |||
180 | Изучение самооценки и морального поведения Авт.: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина | + | ||||
181 | Экспресс-диагностика уровня воспитанности дошкольника Авт.: Э. К. Суслова | + | + | + | ||
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ||||||
182 | «Рисунок семьи» Авт.: Марцинковская Т. Д. | ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ | + | + | + | |
183 | Интервью с ребенком Авт.: А.И.Захаров | + | + | + | ||
184 | «Два домика» Авт.: В. Жирински | + | + | + | ||
185 | Кинетический рисунок семьи Авт.: Р.Бернс, С.Кауфман | + | + | + | ||
186 | «Мир мамы, мир папы» Авт.: проективная методика | + | + | |||
187 | «Почта» | + | + | |||
188 | Семейный тест отношений (СТО) Авт.: модификация Марковской И. М. | + | + | |||
189 | «Семья в образах животных» Авт.: проективная методика | + | + | + | ||
190 | «Сказка» Авт.: Луиза Дюсс | + | + | + | ||
191 | «Три дерева» Авт.: Эдда Клессманн | + | + | + | ||
192 | Авт.: Велиева С.В. | + | + | + | ||
193 | «Цветик-восьмицветик» Авт.: Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохорова | + | + | + | ||
194 | Выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей Авт.: Ю.В.Микляева | КОММУНИКАТИВНОСТЬ | + | + | + | |
195 | «Интервью» Авт.: Дыбина О.А. | + | + | |||
196 | «Картинки» Авт.: Е.О. Смирнова | + | + | |||
197 | Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей Авт.: М. И. Лисина | + | + | + | ||
198 | «Необитаемый остров» Авт.: О.В. Дыбина | + | + | |||
199 | «Контурный САТ-Н» (детский апперцептивный тест) Авт.: Л. Беллак, О. Беллак | РЕБЕНОК - ВЗРОСЛЫЙ | + | + | + | |
200 | СОМОР (исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка) Авт.: Н.Я. Семаго, М.М. Семаго | + | + | + | ||
201 | Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми Авт.: Никитина Б.В. | + | + | + | ||
202 | Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога Авт.: В. Г. Урунтаева | + | + | + | ||
203 | «Два домика» Авт.: Т.Д. Марцинковская | + | + | + | ||
204 | Методика Рене ЖиляАвт.: Р. Жиль | + | ||||
205 | Психодиагностка отношения ребенка к сверстникам Авт.: Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков | РЕБЕНОК-РЕБЕНОК | + | + | + | |
206 | «Не поделили игрушку» Авт.: О. В. Дыбина | + | + | |||
207 | «Помощники» Авт.: О. В. Дыбина | + | + | |||
208 | «Рукавички» Авт.: Г.Л. Цукерман | РЕБЕНОК - ГРУППА | + | |||
209 | «Два дома» Авт.: И. Вандвик, П. Экблад | + | + | |||
300 | «Два домика» Авт.: Клаус Фопель | + | + | |||
301 | Социометрическая проба «День рождения» | + | + | + | ||
302 | Социометрический тест «Секрет» Авт.: Т. А. Репина | + | + | + | ||
303 | «Цветовая социометрия» Авт.: М. Люшер | + | + | + | ||
БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | ||||||
304 | Методика диагностики эмоционального благополучия Авт.: Т. С. Воробьева | + | + | + | ||
305 | Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада | + | + | + | ||
306 | «Я в детском саду» Авт.: проективная методика | + | + | + | ||
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ | ||||||
307 | Рисунок «Я в школе» | МОТИВАЦИЯ | + | |||
308 | Стандартизированная беседа (15 вопр.) | + | ||||
309 | Определение мотивов учения старших дошкольников Авт.: М. Р. Гинзбург | + | ||||
310 | Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе» Авт.: Т. А. Нежнова | + | + | |||
311 | Методика мотивационных предпочтений («Три желания», «Цветик-трехцветик», «Волшебная палочка») Авт.: Л. И. Божович, Й. Шванцара | + | + | |||
312 | Методика «Диктант»Авт.: Д.Б. Эльконин | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ | + | + | ||
313 | «Продолжи узор» Авт.: модификация Г.Ф. Кумариной | + | ||||
314 | Методика «Образец и Правило» Авт.: А.Л.Венгер | + | ||||
315 | + | |||||
316 | Скрининг – обследование готовности к школьному обучению Авт.: Н. Семаго, М. Семаго | + | ||||
317 | Тест «Способность к обучению в школе»Авт.: Г. Вицлак | + | + | |||
318 | Тест ориентировочной школьной зрелости Керна-Йерасека | + | + | |||
319 | Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению Авт.: Н.И. Гуткина | + | ||||
320 | Методика «Учебная деятельность» Авт.: Л. И. Цеханская | + | + | |||
321 | Экспресс – диагностика готовности к школе» Авт.: Е. К. Вархатова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова | + | ||||
322 | Определение готовности к школе Авт.: Л. А. Ясюкова | + | ||||
СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ МЕТОДИКИ | ||||||
333 | КОГИТОН: комплект стандартизированных психодиагностических методик для детей с 6 до 11 лет Авт.: Н. Л. Белопольская | + |
Перечень используемых в работе психокоррекционных программ:
№ | название | автор | год |
1 | Психологическая подготовка к школе «Год до школы от А до Я» | Т.А.Руденко | 2012 |
2 | Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе | Ю.В.Останкова | 2007 |
3 | Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапиии для детей старшего дошкольного возраста «Академия чувств и эмоций» | И.С.Макарова | 2012 |
4 | Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет | И.А.Пазухина | 2008 |
5 | Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики «Пальцы помогают говорить» | Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина | 2015 |
6 | Адаптированная коррекционно-развивающая программа по разаитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ и инвалидов в условиях темной сенсорной комнаты «Удивительный знакомый мир» | И.Е.Шпилевая | 2016 |
7 | Программа для дтей 4-6 лет «Сенсорное развитие» | Л.В.Фомина | 2000 |
8 | Профилактическая психолого-педагогическая программа «Развивающие игры для детей 5,5 – 6,5 лет и их родителей» | Н.И.Кушвид | 2014 |
9 | Индивидуальное сопровождение детей «группы риска» | Г.М.Татарникова | 2013 |
10 | Коррекционно-развивающие занятия | С.В.Лесина | 2013 |
11 | Психологическая подготовка детей к школе | В.Л.Шарохина | 2008 |
12 | Коммуникативная компетентность дошкольников | Л.А.Мартыненко | 2016 |
13 | Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста | И.В.Сидорова | 2013 |
14 | Занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкорльный возраст) | Н.В.Ротарь | 2012 |
15 | Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду | И.Л.Арцишевская | 2003 |
16 | Работа психолога с проблемными дошкольниками | И.С.Погудкина | 2008 |
17 | Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе | В.Л.Шарохина | 2005 |
18 | Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе | В.Л.Шарохина | 2002 |
19 | Игротренинги с мспользованием сенсорных модулей (старшая и подготовительная группа) | Е.С. Евдокимова | 2010 |
20 | Развитие основных навыков у детей с аутизмом | Тара Делони | 2016 |
21 | Лабиринт души: терапевтеческие сказки | О.В.Хухлаева | 2003 |
22 | Песочная терапия в развитии дошкольников | О.Б.Сапожникова | 2016 |
23 | Занятия по развитию эмоциональной и познавателньой сферы средствами песочной терапии (3-7 лет) | М.А.Федосеева | 2015 |
24 | Погруженпие в сказку | Н.М.Погосова | 2008 |
25 | Коррекция и развиие эмоциональной сферы детей (6-7 лет) | Д.Г.Кайль | 2015 |
26 | Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития (старшая группа) | Т.В.Бойко | 2012 |
27 | Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников | Н.П.Локалова | 2015 |
28 | Психологическая безопасность ребенка раннего возраста | Ю.А.Афонькина | 2010 |
29 | Адаптация детей при поступлении в детский сад | И.В.Лапина | 2009 |
30 | «Ладушки» развивающие игры и зханятия для детей раннего возраста | И.В.Тимофеичева | 2014 |
31 | «Удивляюсь, злюсь, боюсь» | С.В.Крюкова | 2014 |
32 | Телесно-ориентированные подходы к психокорекционной и развивающей работе с детьми | И.В.Ганичева | 2014 |
33 | Что такое хорошо и что такое плохо (старший дошкольный возраст) | И.Ю.Гуцал | 2015 |
34 | Практический психолог в детском саду | А.Н.Веракса | 2011 |
35 | Жизненые навыки для дошкольников | С.В.Кривцова | 2016 |
36 | Веселая психогимнастика или как научить ребенка управлять самим собой | И.А. Агапова | 2012 |
37 | Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению | Т.В.Ананьева | 2011 |
38 | Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста | Т.П.Трясорукова | 2013 |
39 | Тетрадь по согциализации детей 5-7 лет «Я – это целый мир» | Ю.В.Авдеева | 2013 |
40 | Дневник психолого-педагогического сопровождения | И.А.Кристинина | 2014 |
41 | Развивающие игры с разрезными картами. Учебно-дидактический комплект по освоению опыта социального поведения | З.Н.Никифорова | 2015 |
42 | Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников | И.В.Стародубцева | 2008 |
43 | Музыкаьно-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста «Мы друг другу рады!» | Е.Н.Котышева | 2013 |
44 | Программа «Цветик-семицветик» 70 развивающих заданий для дошкольников 3-4 лет | Н.Ю.Куражева | 2015 |
45 | Программа «Цветик-семицветик» 70 развивающих заданий для дошкольников 5-6 лет | Н.Ю.Куражева | 2015 |
46 | Программа «Цветик-семицветик. Приключения будущих первоклассников» 120 развивающих заданий для дошкольников 6-7 лет | Н.Ю.Куражева | 2011 |
47 | Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет «Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты» | Т.В.Селищева | 2012 |
48 | Программа «Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста» | Е.Р.Соколова | 2012 |
49 | Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста | Е.В.Башкирова | 2012 |
50 | Комплексные занятия на основе игровых технологий «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет» | Ю.В.Полякевич | 2012 |
51 | Развивающие игровые занятия «Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет» | Ф.Х.Никулина | 2012 |
52 | Развивающие занятия «Социально-эмоциональное развитие» | Т.Д.Пашкевич | 2015 |
53 | Интегрированные развивающие занятия для дошкольников | Л.Д.Постоева, Г.А.Лукина | 2015 |
54 | Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста | Н.В.Серебрякова | 2008 |
55 | Цикл занятий «Психомоторное развитие дошкольников» | И.С.Морозова, О.И.Гарусова | 2016 |
56 | Обучающие занятия для детей дошкольного возраста с элементами методики Монтессори | Е.А.Дивина | 2013 |
57 | Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника | Т.П.Авдулова, Е.Г.Аксенова | 2014 |
58 | Цветовой игротренинг | Н.М. Погосова | 2007 |
58 | Коррекция личностного развития дошкольников | В.Г.Маралов Л.П.Фролова | 2008 |
59 | Развитие интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников | Т.Э.Орлова О.Г.Сабаева | 2016 |
60 | Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия | О.Р.Меремьянина | 2013 |
61 | Развитие мыслительной деятельности детей от 2 до 4 лет | Т.Н. Ильюшина | 2012 |
62 | Развитие эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет | А.В.Черняева | 2012 |
63 | Эмоциональное развитие дошкольников | Е.Н.Юрчук | 2008 |
64 | Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет | Е.В.Михеева | 2012 |
65 | Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет | Ю.Н.Веприцкая | 2012 |
66 | Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате | А.И. Титарь | 2009 |
67 | Сенсомоторное развитие детей раннего возраста | Т.П. Высокова | 2012 |
68 | Арт-терапия в работе с детьми | М.В. Киселева | 2016 |
69 | Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников | А.В. Можейко | 2010 |
70 | Развитие умения управлять собой: цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет | Ю.А.Афонькина О.Е.Борисова | 2012 |
71 | Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет «Мир чувств ребенка» | Л.А. Выткалова П.В.Краюшкина | 2012 |
72 | Развитие коммуникативных способностей дошкольника | А.Г.Арушанова | 2011 |
73 | Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду | Л.В.Томашевская Е.Ю.Герц | 2012 |
Педагог-психолог ______________ Шпилевая И.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный подход к деятельсти педагога-психолога ДОУ. Роль педагога-психолога в условиях введения ФГТ.
В помощь педагогам-психологам ДОУ. Современный подход в работе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»
Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...
«Должностная инструкция педагога-психолога в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога»
Методическая разработка предназначена для педагогов-психологов ДОУ. Разработана в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога....
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....
ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате
Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...