НОД по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «Цвет морской волны»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шикова Ольга Константиновна

Цель: Развивать умение обращаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_sotsialno-kommunikativnomu_razvitiyu.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию

детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «Цвет морской волны»

Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие, ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное»,ОО «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цель: Развивать умение обращаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с новыми свойствами воды в процессе выполнения опытов; формировать навыки проведения простейших лабораторных опытов: соблюдать необходимые меры безопасности; закреплять умение работать с посудой, поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений.

Развивающие:

Развитие доказательной стороны своей речи. Побуждение к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные:

Воспитание дружеских отношений, радость от совместной деятельности.

Активизация словаря: «ученые», «экспериментировать», «химия», «молекула», «реакция соединения».

Предварительная работа:беседы о воде, рассматривание иллюстраций о состояниях воды, изготовление альбома с фотографиями моря, морской пены, волн и морских обитателей.

Материалы и оборудование: таблицы смешения цветов,пластиковые мензурки; медицинские пипетки;стаканы с водой белого, зеленого и черного цветов;стаканы с раствором крахмала;раствор йода;бумажные салфетки; картофель; пищевая сода; жидкое мыло; пищевой уксус; краски.

Ход НОД:

Вводная часть.

В группу входит Незнайка, здоровается с ребятами. Дети узнают Незнайку, и он предлагает поиграть в игру – знакомство.

(игра «Назови ласково» дети встают в круг и называют имя соседа ласково)

Незнайка:

Ну, вот мы и познакомились. Вы знаете, я не просто так к вам пришел. Мне друзья сказали, что они были у вас в гостях, и вы им здорово помогли. Я уже учусь в школе. Мне по химии задали очень сложное домашнее задание, может быть, вы и мне поможете справиться с ним?

Дети:

- ну конечно поможем

Незнайка:

- вот у меня есть загадки, в них зашифрован ответ того, что мне нужно сделать. Но я никак их не могу разгадать. И по этому, никак не могу выполнить домашнее задание.

Незнайка читает загадки:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Белая вата плывет куда-то,

хоть лови, не лови

не изловишь. (Пена)

Обманывать не стану,

Я меньше океана,

Но я большое, всё же,

На океан похоже.

Могу спокойным быть,

Могу и заштормить.

Есть у меня всегда

Солёная вода. (Море)

(дети помогают отгадать Незнайке загадки)

Дети совместно с Незнайкой приходят к выводу, что им нужно сделать морскую пену. Незнайка проводит беседу с детьми о том, что такое морская пена, где ее можно увидеть. В ходе беседы дети делятся опытом с Незнайкой, рассказывая о своих путешествиях на море и узнают, что Незнайка ни разу не был на море и ничего про него не знает. Дети показывают Незнайке альбом с иллюстрациями моря, которые сделали сами.

Незнайка:

Ничего себе, я даже не знал, что морская пена такая красивая. А как же мы сделаем такую пену? Ведь сейчас зима, скоро новый год, все реки замерзли, а на море мы поехать не можем…

Дети:

У нас есть лаборатория, мы часто в ней делаем разные опыты

Незнайка:

А как же туда попасть?

Дети:

Повторяй за нами слова «1,2,3,4,5 вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».

Основная часть.

Очутившись в лаборатории, Незнайка замечает воду и напоминает детям, что они рассказывали, что в море вода соленая и сине-зеленого цвета. Незнайка пробует воду, представленную, в лаборатории и понимает, что она вовсе не соленая и не сине-зеленая, а простая.

Дети:

Не расстраивайся Незнайка, мы ведь можем в эту воду добавить соли и краски, и она станет похожа на морскую.

Дети совместно с Незнайкой добавляют в воду соль и перемешивают ее. Предлагают Незнайке окрасить ее в цвет моря.

Эксперимент №1 «Изобретение цветов»

Дети смешивают разные цвета краски с водой несколько раз, но цвет морской волны у них не получается

Незнайка:

А можно теперь я попробую смешать краски?

Дети:

Конечно, попробуй

(незнайка смешивает белый, зеленый и черный цвета)

Незнайка:

Ура получился цвет морской волны. Значит, при смешивании разных цветов получается новый цвет.

Эксперимент №2 «Волшебная вода»

Незнайка рассказывает детям о том, что он видел, как Знайка в своем кабинете химии, изобретал синий цвет, не добавляя красок. Демонстрирует детям стакан с жидкостью белого цвета,  раствором крахмала и воды. Добавляет в него несколько капель йода. Получается синий цвет воды.

Незнайка:

Чем больше йода, тем насыщенней будет синий цвет воды! Волшебство!!!А происходит это вот почему! «Молекулы» йода встречаются с молекулами крахмала. Бабах – столкновение, происходит «реакция соединения»! Эта качественная реакция заметна по изменению цвета раствора с белого на синий. Точно так же можно капнуть капелькой йода на свежий срез картошки. Получится синее пятнышко, потому что картошка богата крахмалом. Это мне рассказывал Знайка.

(Незнайка демонстрирует опыт детям).

Теперь вы можете сами повторить этот опыт!

(дети выполняют опыт согласно ранее изученному алгоритму, и делают вывод, что при соединении крахмала, воды и йода – вода окрашивается в синий цвет)

Незнайка предлагает детям немножко отдохнуть и поиграть в игру.

 «А над морем — мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.) 

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

Эксперимент №3 «Морская пена»

Незнайка напоминает детям, что нужно сделать морскую пену. Как ее делать он не знает, интересуется у детей, знают ли они. Дети начинают предлагать свои варианты, и совместно с Незнайкой приходят к выводу, что нужно попробовать смешать все, что у них есть в лаборатории. Они находят жидкое мыло, соду и уксус. Перемешивают все вместе с краской, и получается огромная пена.

Незнайка:

Урааааа!!!!! У нас получилась морская пена – самая настоящая! Я сейчас ее сфотографирую и побегу скорее в школу. Расскажу всем, что вы мне помогли выполнить домашнее задание.

3. Заключительная часть.

Незнайка:

Ребята, напомните мне все ингредиенты, которые мы использовали. Я запишу их и расскажу всему классу, как сделать морскую пену.

Дети:

Понадобится вода, соль, краски, сода и уксус.

Незнайка:

Ой, как долго мы тут занимались. Давайте, скорее, вернемся опять в группу, а то я на уроки опоздаю.

Дети:

Повторяй слова «1,2,3,4,5  -  возвращаться пора опять. Вокруг себя повернись – и в группе окажись»

Незнайка:

- Ребята, спасибо вам! Без вас  бы я не справился. Вы так дружно помогали мне. Можно я иногда буду приходить к вам за помощью?  

Дети:

Конечно, приходи

Незнайка:

- Спасибо ребята, с вами было интересно работать! До новых встреч!

(Незнайка прощается и уходит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию с старшего дошкольного возраста «Освобождения города Краснодара от немецко - фашистских захватчиков»

Рассказать о Великой Отечественной войне, о защитниках города Краснодара в годы войны. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину, за народ, который выстоял нашествие фашистов и защитил нашу стр...

Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на космическом корабле»

Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Конспект комплексного занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»

Конспект комплексного  занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»...

презентация к занятию по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста

в данной презентации описывается различные ситуации связанные с безопасностью детей в быту. Использование ИКТ, картинок...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста

Проблема социально-коммуникативной компетентности была актуальная с давних времен. Такие известные педагоги и философы, как А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо  обращали ...

педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....