Доклад на педагогический совет "Поддержка чтения как коммуникативный процесс"
консультация на тему
Коммуникативный процесс - обмен информацией между двумя людьми и более. Его основная цель - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. В коммуникативном процессе выделяют 4 основных элемента, о которых, в дальнейшем и пойдет речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedagogicheskiy_sovet.docx | 393.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогический совет
Поддержка чтения как коммуникативный процесс
Подготовила: Галицкая Т. В.
«Давая детям книги, вы даете им крылья»
(Астрид Лингрен)
Коммуникативный процесс – обмен информацией между людьми и более. Его основная цель – обеспечение и понимание информации, являющейся предметом обмена. В коммуникативном процессе выделяют 4 основных элемента:
- Отправитель – лицо, передающее информацию;
- Сообщение – информация, закодированная с помощью символов;
- Канал – средство передачи информации;
- Получатель – лицо, которому предназначается информация и которое интерпретирует его.
К числу наиболее распространенных форм организационных коммуникаций относятся:
- устная форма передачи информации;
- письменная форма передачи информации;
- электронная форма передачи информации.
Объектом коммуникативного процесса является информационное сообщение, направленное на поддержку и продвижение чтения. В психологии чтение трактуется как «процесс, посредством которого извлекается информация из письменного или печатного текста». Однако чтение - это не просто формальный информативный процесс. Чтение связано с умственными, коммуникативными, нравственными и эстетическими особенностями личности.
Потребность в чтении присуща каждому человеку, оно актуально во все возрастные периоды жизни и наиболее значимо в периоды становления личности – детства отрочества, юности.
Отсутствие интереса к чтению высокохудожественной литературы, классических произведений может повлечь за собой бездуховность, безнравственность, отсутствие высоких идеалов и собственной гражданской позиции.
И мы это наблюдаем в наши дни, когда на почве бездуховности пышным цветом расцвела литература, несущая в себе пропаганду насилия, страха. Электронные формы такой информации также стирают границы между добром и злом. Это не только наша беда – тенденция к снижению интереса к чтению наблюдается у всего населения земного шара.
Осознание того, что чтение является, важнейшим национальным ресурсом привело к созданию Национальной программы поддержки и развития чтения.
«Только рациональная, научно обоснованная, социально ориентированная, комплексная, скоординированная Национальная программа поддержки и развития чтения поможет существенным образом изменить отношение в обществе и в государственных структурах к книжной и читательской культуре. Именно она сможет обеспечить возможность для дальнейшего планомерного и логически последовательного осуществления эффективной государственной политики в области поддержки и развития чтения – политики, которую должны активно формировать, рационально и согласованно реализовывать государственные структуры, бизнес и общественные объединения». В задачи деятельности этих субъектов входит подготовка информационных сообщений, социальных программ и проектов, касающихся поддержки и продвижения чтения.
Получателей информации можно условно поделить на несколько групп. Среди них нас интересует приоритетная социальная аудитория продвижения чтения – это дети, подростки. Положительное отношение целевой аудитории к предмету коммуникации – книге и чтению, формируется в семье, воспитывается в рамках общего и специального образования. Отсюда и приоритетность данных социальных групп, т.к. именно в детском и юношеском возрасте формируется личность. Как говорил Луи Блин: «Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку».
Поддержка чтения – важное направление деятельности образовательных учреждений, институтов книжного дела, непосредственно заинтересованных в использовании книги социумом.
Как процесс оно включает в себя оказание содействия, помощи в продвижении книги и чтения.
Основная (социальная) цель поддержки чтения – создание распространенного среди общественности позитивного мнения о чтения: когда социум принимает чтение как общечеловеческую ценность.
Если говорить о прямом и практическом значении поддержки чтения как коммуникативного процесса, надо помнить о том, что информация обладает прямым действенным влиянием на поведение личности, на основе ее усвоения принимаются и реализуются решения, касающихся жизнедеятельности человека.
Информация, таким образом, является стратегическим ресурсом общества: она может способствовать социальному, техническому, экономическому прогрессу, а может стать средством и причиной деструктивной социальных и личностных явлений (сузить интересы, исказить ценности индивида и т.д.)
Как же привить любовь к чтению в детстве? Вот некоторые советы для педагогов и родителей.
Чтение вслух. Если ребенок не умеет еще читать, читайте ему, вслух, хотя бы 10-15 минут перед сном. Это не только «Развлекает» ребенка, но и развивает его. Можно познакомить его с известными детскими авторами Чуковский, Барто, Маршаком, Андерсеном.
Когда ребенок научиться читать сам, не заставляете его делать это, если он не хочет. Лучше подберите интересную книгу, которая подходит ему по возрасту и читайте вслух вместе. Систематическое совместное чтение делает книгу предметом разговора, обсуждения спора, т.е. предметом общения.
Перечитывание. На вопрос «Что тебе почитать?» многие дети в сотый раз дают родителям любимую потрепанную книжку. Не думайте, что выученная наизусть сказка уже не даст им ничего нового. Хорошо известные герои и события путешествуют вместе с ребенком в его фантастическом мире, развивая образное мышление. К тому же любимая книга может послужить хорошим примером: малыш извлекает из книги первые уроки жизни.
Книги и кино. Один из способов заинтересовать ребенка книгой посмотреть экранизацию известного литературного произведения. Очень часто после просмотра фильма у детей возникает желание в очередной раз встретиться с полюбившимися героями, а это отличный повод, чтобы прочесть книгу.
Книги и театр. Еще один способ – это поход в театр. Сегодня можно встретить множество постановок не только для взрослых, но и для детей. Но стоит учесть интересы и характер вашего ребенка.
А еще это могут быть аудиокассеты, видео с любимыми героями и т д. И надо помнить о том, что чем больше ребенок читает, тем грамотнее он пишет. Читаете хорошие книги детям и вместе с детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педагогическому совету. Тема: «Реализация образовательных областей социально-коммуникативного развития с привлечением специалистов.»
доклад «Реализация образовательной областей «социально-коммуникативного развития детей» в логопедической группе с привлечением специалистов», а именно логопеда в логопедической группе....
Тезисы доклада на Педагогических чтениях "Антология гуманной педагогики". Название работы:"Формирование навыков правильного общения - основа нравственного воспитания".
Оптимальным возрастным периодом дя зарождения и интенсивного развития общения является дошкольный возраст. О нравственных качествах личности говорит и характер общения....
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ_РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ
Целью исследования является изучение возможностей влияния сказки на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....
Доклад на педагогическом совете "Значение «Уголка книги» в формировании интереса к чтению"
значение " уголка книги" в формировании интереса к чтению...
Доклад на педагогическом совете "Использование в образовательном процессе методов и приемов оздоровления детей"
Работа педагогов ДОУ по физическому развитию и оздоровлению детей направлена на создание условий для повышения уровня двигательной активности дошкольников в разных видах деятельности...
Доклад на педагогическом совете: «Технология проектной деятельности в педагогическом процессе».
Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действ...