Доклад участника Педагогических чтений «Год педагога и наставника: лучшие практики, новые возможности, актуальные вопросы» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Доклад
участника Педагогических чтений
«Год педагога и наставника: лучшие практики,
новые возможности, актуальные вопросы»
воспитателя
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 4
города Ржева Тверской области
Кудряевой Марии Николаевны
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Актуальность педагогического опыта.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщения. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому, целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Систематическая работа по экологическому воспитанию позволяет:
- расширить многообразие мира живой природы, хрупкости сложных взаимосвязей в природе;
- развить восприятие окружающего мира, умение видеть его красоту;
- привить навыки грамотного поведения в природной и городской среде;
- развить эстетические чувства на основе эмоционального восприятия мира природы, потребность в общении с ней;
- сформировать патриотические чувства.
К старшему дошкольному возрасту дети:
- понимают, что наша планета – общий дом для всех людей, животных и растений Земли;
- могут рассказать на доступном им уровне, какую роль в жизни животных и растений играют вода, воздух, свет и тепло;
- знают, что на Земле есть три царства живого: царство животных, растений и царство грибов;
- знают основные признаки живого и его потребности;
- владеют знаниями, что растения и животные живут в сообществе (лес и водоём);
- сравнивают и выделяют общие и отличительные особенности различных животных;
- устанавливают простейшие связи между природными явлениями;
- проявляют устойчивый познавательный интерес к природе родного края;
- могут делать выводы и делиться своими впечатлениями.
Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование начинается с раннего детства.
Экологическое воспитание проходит через все виды деятельности дошкольника: наблюдение, экспериментирование, труд, игра, музыка, изодеятельность, физкультура и т.д.
Главное в нашей деятельности - помочь ребёнку открыть для себя мир природы, научить любить, понимать и беречь его.
Мы стараемся использовать в своей работе различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания, в работе с детьми используются материалы ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и систематизации знаний.
Воспитание интереса дошкольников к живой природе проходит непрерывно в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни. В утренние часы мы проводим экологические минутки. Это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, в это время стараемся вовлечь детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.
В уголке природы дети знакомятся с комнатными растениями, с условиями, необходимыми для их роста и развития; наблюдают за цветущими растениями. Весной мы создаем «огород на подоконнике», наблюдаем за ростом лука, гороха, фасоли, петрушки и других растений, фиксируем результаты в дневнике наблюдений.
В зимнее время используем календарь наблюдений за птицами: дети находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке и обозначают их значками - галочками соответствующего цвета (например: воробей коричневого цвета, синичка -желтого и т.д.).
Труд в уголке природы, имеет большое воспитательное значение: формируется бережное, заботливое отношение к природе. В средней группе мы с детьми действуем вместе по принципу: «Я делаю — вы мне помогаете, вы - мои помощники».
В старшем возрасте мы с детьми меняемся ролями: «Вы делаете сами, а я вам помогаю».
В образовательной деятельности широко используем презентации, познавательные видеоролики, мультфильмы и т.д. Каждое последующее занятие строится на основе ранее полученных знаний по темам обучающих блоков:
- «Осень в природе»
- «Зима в природе»
- «Весна в природе»
- «Этот удивительный мир природы».
Наблюдения в природе.
Мною разработаны циклы наблюдений за растениями и животными на участке детского сада, за сезонными изменениями в природе. На игровом участке создан уголок «Полянка друзей», на которую приходят к нам гости: зайчик ,белочка, медведь и.д. В настоящее время там жилища зверей, медведь живет в берлоге, лисичка в норке, у волка логово, у зайчика лежанка и т.д.
Ребята также наблюдают за природой во время экскурсий и целевых прогулок,
учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями природы нашего города. В нашей группе стало хорошей традицией организация походов на природу с привлечением родителей (родник, речка Холынка, пруд, парк, полянка). Предварительно с детьми проводится беседа о правилах поведения в природе.
Свои впечатления отражают в продуктивной деятельности. Проводим выставки детских работ по темам: «Золотая осень», «Зима пришла». «Весна наступила», «Бережем природу» и др. Каждый год в нашей группе проводится конкурс на лучшую поделку из природного материала, сделанную вместе с родителями. В этом году мы провели конкурс "Осенняя фантазия!" и "Чудесные превращения".
Важнейшая форма работы с детьми-труд в природе.
Ребята ощущают радость от совместной деятельности, проявляют активность, оказывают помощь товарищам, ценят труд детей и труд взрослых. Мы с детьми выращиваем цветы на клумбах нашего участка, овощи и зелень в огороде, ухаживаем за растениями, кустами и птицами, вешаем зимой кормушки и кормим птиц, весной готовим скворечники для встречи с пернатыми друзьями.
Со старшего возраста ребята участвуют в акциях. Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию:
- «Эко-десант спешит на помощь» (трудовой и экологический десант)-поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада.
-«Подари цветочек детскому саду» -совместная с детьми и родителями посадка цветов
на клумбах.
- «Очистим природу от мусора»- совместно организованные субботники.
В содержание акций входят развлечения, викторины, выставки, конкурсы, стихи, песни, экоуборки, посвящённые объектам акции. Например, «Помогите птицам зимой», «Зеленая елочка - живая иголочка», «День Земли», «День Воды», «День защиты животных» и др. Активно участвуем в экологических уроках «Эколята-защитники природы».
С детьми проводится анализ и решение проблемных ситуаций, обсуждение разных историй, связанных с экологией.
Экспериментально- исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – для детей словно «фокусы», помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связь между живой и неживой природой. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
В группе оборудован уголок экспериментирования, дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой и живой природы: изучают свойства песка, глины, камней, воды, "Как обнаружить воздух", "Что такое радуга?", "Что такое воздух?", "Снег тоже вода", "Магниты", "Что нужно для жизни растениям?", «Делаем мыльные пузыри», «Выращиваем кристаллы» и многое другое.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Предметно – развивающая среда, созданная в группе, способствует ежедневному соприкосновению детей с прекрасным миром растений, учит наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать, заботиться и иметь представления о многообразии растительного мира.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств
экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Это и дидактические игры, настольные игры, словесные, логические, интерактивные, подвижные («Угадай, что в мешочке?», «С какой ветки детки?» «Прилетели птицы», «Когда это бывает?», "Экологическая ромашка", «Цветочный магазин»), а также игры с водой, игры с природным материалом, сюжетно- ролевые и театрализованные игры.
Постоянно проводятся экологические беседы с использованием
игровых персонажей Чиполлино, Мудрая сова, Белочка, «Друзья Желуди и Елочка», персонаж становится непосредственным участником наблюдения.
Используется художественная литература экологического содержания, загадки, пословицы, поговорки, экологические сказки.
В подготовительной группе мы проводили конкурс на лучшую сказку о животных. Сказки, придуманные детьми, вызывают эмоциональный отклик у детей и взрослых.
В течение года мы проводим различные праздники и развлечения - яркие, запоминающиеся события в жизни ребенка. Большая часть из них приурочена к разным временам года «Осенние посиделки», «Солнышко-ведрышко», «Зимний хоровод», «День птиц», «Лето красное пришло» и многое другое.
На территории ДОУ создана экологическая тропа, которая имеет немаловажное значение в работе с детьми, с описанием природных объектов и речевым материалом. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещаем много раз в разные сезоны года. На тропе мы с ребятами наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем,проводим игры.
Одной из форм совместной деятельности с детьми является проектная деятельность. С воспитанниками были реализованы познавательно-творческие проекты «Овощи, фрукты – полезные продукты, «Столовая для птиц», «Елочка, живи», «Витамины – наши друзья».
Взаимодействие с родителями является важной составляющей частью всего воспитательно-образовательного процесса. Помимо традиционных форм взаимодействия используются групповые экологические акции, помощь в посадочном сезоне на огороде, в трудовом десанте. Родители, принимая участие в проектной и исследовательской деятельности, имеют возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и самим стать активными участниками образовательного процесса, реализовать свои творческие способности.
Практическая значимость опыта работы заключается в следующем:
Правильно организованное экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду дает возможность сформировать начальные понятия экологической культуры, включающие в себя разумно-гуманное отношение к природным явлениям и объектам. Кроме того, дети развивают свои интеллектуальные и творческие способности, учатся анализировать, проводить эксперименты и делать выводы. А самое главное, у дошкольников появляется желание не только постоянно общаться с окружающим миром, но и выражать свои впечатления в различных видах деятельности.
Таким образом, экологическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений об экологии.
К концу образовательных отношений воспитанники:
- владеют начальными знаниями о Вселенной и солнечной системе;
- причиной существования времён суток и года;
- происхождением жизни на Земле;
- знают о различных природных зонах, их многообразии;
-особенностях внешнего строения животных и растений в зависимости от среды обитания;
- знакомы с различными представителями мировой фауны и флоры;
- имеют представления о растениях, животных и природных явлениях;
- состоянии окружающей среды родного края и разных регионов России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к нравственному воспитанию через разные виды деятельности.
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей высокого сознания, нравственных чувств и поведения. Главная функция: нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформиров...
актуальные вопросы экологического воспитания дошкольников
Речь, идёт о том, что начиная с дошкольного возраста не обходимо прививать любовь к природе детям. И поэтому роль экологического воспитания очень важна....
Тезисы доклада на Педагогических чтениях "Антология гуманной педагогики". Название работы:"Формирование навыков правильного общения - основа нравственного воспитания".
Оптимальным возрастным периодом дя зарождения и интенсивного развития общения является дошкольный возраст. О нравственных качествах личности говорит и характер общения....
Развитие речи дошкольниковв разных видах деятельности
Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...
Доклад "Современные подходы к организации разных видов деятельности дошкольников в процессе физического воспитания
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯЧехонадских С.А. В настоящее время в связи с переходом н...