Доклад на педагогическом совете "Использование в образовательном процессе методов и приемов оздоровления детей"
материал
Работа педагогов ДОУ по физическому развитию и оздоровлению детей направлена на создание условий для повышения уровня двигательной активности дошкольников в разных видах деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_v_obrazovatelnom_protsesse_metodov_i_priemov_ozdorovleniya_detey.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование в образовательном процессе методов и приемов оздоровления детей
Работа педагогов ДОУ по физическому развитию и оздоровлению детей направлена на создание условий для повышения уровня двигательной активности дошкольников в разных видах деятельности. Педагог стремится пробудить у каждого ребенка интерес к физкультурным занятиям, спортивным играм, самостоятельной двигательной активности. Профилактическая работа по оздоровлению детей направлена на становление у дошкольников ценности здорового образа жизни. Организация разнообразных форм двигательной активности вне непосредственно образовательной деятельности способствует увеличению количества воспитанников посещающих дополнительные секции спортивной направленности.
Цель физкультурно – оздоровительной работы: формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе творческой активности.
В работе педагога нашли своё отражение две линии оздоровительно-развивающей работы:
-приобщение к физической культуре
-развивающие формы оздоровительной работы.
Образовательно-оздоровительный эффект - в воспитании у ребёнка способности осмысленно регулировать природно- и социально-экологические связи через особые формы двигательно-игровой деятельности на доступном дошкольнику уровне. Подобное воздействие благоприятно сказывается на психофизиологическом развитии ребёнка, способствует поддержанию его соматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости.
Направления физкультурно - оздоровительно работы с дошкольниками:
1. Приобщение к физической культуре: развитие основных движений, музыкально-ритмичекие движения, подвижные игры, игры-аттракционы.
2. Развивающие формы оздоровительной работы: закаливание, самомассаж, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, для профилактики плоскостопия, психогимнастика и т.д.
3. Формирование основ здорового образа жизни:
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
-понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
-интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
-первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
-первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
-отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Модель реализации современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе
Виды здоровьесбере гающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения педагогом |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Педагог использует для всех детей в качестве профилактики утомления. Включает в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Педагог подбирает игры в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Воспитателем используются лишь элементы спортивных игр |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. | Педагог использует спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы |
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса |
Гимнастика пальчиковая | Индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Педагог использует со всеми детьми, особенно с детьми с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки | Воспитатель использует наглядный материал, показ |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Воспитатель обеспечивает проветривание помещения, дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по массажным коврикам и т.д. |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | ||
Физкультурное занятие | 3 раза в неделю в спортивном зале, на улице. Средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии с основной комплексной общеобразовательной программой. Перед занятием педагог хорошо проветривает помещение, проверяет безопасность инвентаря |
Проблемно- игровые (игротреннинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | Педагог организует такие занятия не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Педагог строит работу по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. |
Беседы по валеологии | 1 раз в неделю | Педагог включает в план в качестве познавательного развития |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Педагог объясняет ребенку серьезность процедуры и дает детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму |
3. Технологии музыкального воздействия | ||
Сказкотерапия | Во второй половине дня | Педагог использует занятия для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать сам педагог или это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Используются педагогом в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. |
Педагоги ДОУ четко соблюдают двигательный режим, который включает динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Педагоги рационально распределяют содержание двигательной активности, оптимально соотносят разные виды непосредственно образовательной деятельности, формы работа с детьми, подбирая их с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.
У воспитателей имеется четкий план физкультурно-оздоровительной работы, разработаны комплексы утренней гимнастики, собрана картотека подвижных игр и физических упражнений во время прогулок, физкультминуток. Воспитатели в двигательном режиме использует также оздоровительный бег на воздухе, двигательные разминки во время перерыва между непосредственно образовательной деятельностью, прогулки-походы.
Основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности остаются занятия по физическому развитию, однако воспитатели ДОУ используют не только традиционную форму занятий, но и игровые, сюжетные, тренирующие. На физкультурных занятиях педагоги создают ситуации для раскрытия ребенка, проявления его творческого потенциала.
Педагоги используют систему профилактических и закаливающих мероприятий. Система закаливания включает как специальные закаливающие процедуры, так и элементы закаливания в повседневной жизни. Выбор средств и способов закаливания определяется каждым педагогом в соответствии с условиями в дошкольном учреждении, возрастом воспитанников, состоянием здоровья и подготовленностью ребенка. Каждый педагог комплексно применяет закаливающие процедуры в различных вариантах и сочетаниях. Закаливание осуществляется воспитателем только при хорошем самочувствии и положительном эмоциональном настрое ребенка.
Одно из основных условий безопасности дошкольников – развитие у них самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Поэтому педагогами проводятся тренинги, беседы , игровые упражнения по данной тематики.
Работа по формированию первоначальных представлений о здоровом образе жизни ведётся в соответствии с рабочей программой. Диагностика показывает, что у детей старшего дошкольного возраста сформированы представления о взаимосвязи природы и человека и влиянии окружающей среды на здоровье, о том, что полезно и что опасно для здоровья, о мерах предупреждения некоторых заболеваний, в том числе и инфекционных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов и приемов оздоровления детей в ДОУ
В документе представлен аналитический отчет об использовании воспитателем методов и приемов оздоровления дошкольников в ДОУ...
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала детей.
С каждым годом наука об образовании вводит все более и более высокие требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одной из основных педагогических задач является раз...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДИК И ПРИЕМОВ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено мно...
Выступление на педсовете по теме: «Приемы оздоровления детей в процессе приобщения их к музыке»
Выступление на педсовете по теме: «Приемы оздоровления детей в процессе приобщения их к музыке»...
- Педсовет по теме: «Приемы оздоровления детей в процессе приобщения их к музыке»
ПедсоветПедсовет- Педсовет по теме: «Приемы оздоровления детей в процессе приобщения их к музыке» ...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ" НА МО ДОУ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА)...