Семинар-практикум "Умение общаться с родителями"
методическая разработка по теме
Методическая разработка семинара-практикума может быть использована в работе с воспитателями, в конспекте представлены теаретические материалы и практические упражнения, позволяющие педагогам грамотно организовать общение с родителями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар практикум «Учимся общению с родителями»
1 часть: «Обмен информацией – приемы и правила».
В процессе обмена информацией, передачи информации от родителей к педагогу, поддерживать контакт помогает умение слушать. Слушание может быть пассивным (нерефлексивным) и активным (рефлексивным, понимающим).
Пассивное (нерефлексивное) слушание – слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать.
Правила пассивного слушания:
- стараться не вмешиваться в монолог говорящего, давать минимум ответов.
- внимательно слушать все, что говорит собеседник.
- постоянно давать собеседнику сигналы, что он сосредоточен на его словах: «да, да. Понимаю вас» и т.п.
Пассивное слушание необходимо в случаях:
- Когда собеседник хочет высказать свое мнение или отношение к чему-либо
- в напряженных ситуациях, когда он хочет обсудить волнующие его вопросы
- когда испытывает трудности в выражении своих забот, проблем или радостей.
Пассивного слушания бывает недостаточно в ситуациях:
- когда желание говорить очень слабое или полностью отсутствует
- когда слушая собеседника, слушатель не согласен с тем, что ему говорят
- когда собеседник стремится получить более активную поддержку, помощь или одобрение
- когда нерефлексивное слушание противоречит интересам слушателя, мешает его самораскрытию.
Активное (рефлексивное или понимающее) слушание - применяется, если нерефлексивного слушания недостаточно.
Приемы активного слушания:
Прием отражения чувств - стремление показать собеседнику, что слушатель понимает его чувства, состояние. Для этого слушателю необходимо как можно ярче представить, что он сам чувствовал бы на месте говорящего в такой ситуации. Понять собеседника можно, обращая внимание на употребляемые им слова, отражающие чувства; многое могут рассказать выражение лица, жесты, интонация собеседника.
При отражении чувств собеседника важно соблюдать следующие правила:
- делать акцент не на содержание сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника
- следует передавать ответы по возможности своими словами. Тем не менее, можно воспользоваться определенными вступительными фразами: «Мне кажется, что вы чувствуете…», «У меня такое ощущение, что вы чем-то…»
- избегать категоричных формулировок типа: «Я уверена, что вы огорчены», т.к. в чувствах человека легко ошибиться.
- учитывать интенсивность чувств собеседника: «Вы несколько расстроены!»
Отражение чувств полезно в ситуациях, когда собеседника мучает личная проблема, он хочет поделиться со слушателем и найти у него понимание. Если слушатель в конфликтной ситуации сможет показать говорящему, что понимает его чувства, наверняка «обвинительный накал» речи собеседника спадет. Отражение чувств помогает и говорящему. Он лучше и полнее начинает осознавать свое собственное эмоциональное состояние, что станет началом преодоления кризиса.
Прием выяснения – обращение к говорящему за некоторыми уточнениями. Суть этого приема в том, что слушатель при возникновении непонимания, неясности фразы, двусмысленности какого-то слова задает «выясняющие» вопросы. Этот прием позволяет ликвидировать непонимание.
Используя данный прием, необходимо придерживаться следующих правил:
- можно использовать таки фразы: «Не повторите ли Вы еще раз?», «Что Вы имеете в виду?», «Извините, я не совсем поняла Вас…» и т.п. Такие мягкие, нейтральные фразы приглашают собеседника, не обижая его, высказывать свою мысль более конкретно, подыскивать точные слова.
- реплики должны касаться только того, что человек говорит, но не оценивать его поведение или умение излагать свои мысли
- стараться не задавать вопросов, требующих односложного ответа («да», «нет»). Это сбивает человека, он начинает ощущать, что его допрашивают.
Выяснение полезно использовать в случаях, когда собеседники решают проблему и им необходимо точно понять позицию друг друга. «Выясняющие» вопросы помогают и говорящему, показывая, что его слушают, и после необходимых пояснений он может быть уверен, что его понимают.
Прием перефразирования - повторение мысли собеседника своими словами. Этот прием практически универсален, его можно использовать и в личном общении, и в деловой беседе.
Важно придерживаться следующих правил:
- Перефразирование можно начать следующими фразами: «Если я Вас правильно поняла, то…», «Вы поправьте меня, если я ошибусь, но…» и т.п.
- при перефразировании нужно ориентироваться именно на смысл, содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается.
- важно выбрать главное и сказать это своими словами
- перефразирование уместно, когда говорящий сделал паузу и думает, о чем сообщить дальше. Повторение слушателем слов говорящего послужит фундаментом, от которого он сможет оттолкнуться, чтобы продолжить общение.
Перефразирование полезно в случаях:
- когда необходимо полное понимание желаний и предложений собеседника
- в конфликтных ситуациях или во время дискуссий, если слушатель слабо ориентируется в предмете разговора.
Прием резюмирования – подытоживание основных мыслей собеседника.
Для резюмирования могут оказаться полезными следующие вступительные фразы: «Таким образом, главное…», «Итак, вы предлагаете…», «Если теперь подытожить сказанное Вами…». При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль.
Этот прием полезен в случаях, когда группа людей долго обсуждает одну и ту же проблему, необходимо время от времени подводить итог сказанному, как бы завершая одну часть разговора и переходя к следующей. Полезно резюмирование и в конце разговора, особенно если слушающий после беседы должен что-то сделать: «Значит главное, что Вы хотели бы от меня – это…»
Прежде чем высказать несогласие с чьей-то точки зрения, можно вначале выделить в ней главное, подытожить сказанное. Тогда не придется распыляться, приводя контрдоводы, а можно будет ответить только на суть возражения собеседника.
Умение слушать полезно так же во время совместного изучения и формирования личности ребенка на основе достигнутого единства подходов к его воспитанию.
2 часть: «Установление доверительно-деловых контактов между педагогом ДОУ и родителями дошкольников»
(М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина)
I этап: Создание у себя и трансляции родителям положительного образа ребенка |
↓
Внешняя цель: «перестановка акцентов» | Внутренняя цель: установление доверительных отношений с родителями |
↓
II этап: Передача родителям неожиданных или интересных сведений о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье |
↓
Внешняя цель: Знакомство родителей с особенностями ребенка, проявляющимися в отличающейся от семьи социальной среде | Внутренняя цель: Сформировать у родителей установку на сотрудничество |
↓
III этап: Взрослые (педагог и родитель) меняются местами |
↓
Внешняя цель: Предоставление возможности родителям проявить свою готовность у сотрудничеству | Внутренняя цель: Вызвать потребность в исследовании своего ребенка |
↓
IV этап: Совместные исследования личности ребенка, выработка согласованного взгляда на его воспитание |
↓
Внешняя и внутренняя позиции совпадают: Изучение и формирование личности ребенка на основе пересмотра существующих стереотипов воспитания и достижения в нем единства всех воспитывающих взрослых |
3 часть: «Практический тренинг»
I этап: Создание у себя и трансляции родителям положительного образа ребенка
Прежде чем транслировать положительный образ ребенка родителям, педагог должен создать такой образ у себя. Выработке такого умения будет способствовать создание установки на видение положительных сторон в человеке вообще независимо от его возраста:
Упражнение «Знаки внимания».
Упражнение выполняется в паре: первый участник проявляет внимание к партнеру (одобрительно выражается о его внешности, навыках, поступках и т.п.), второй участник отвечает: «Да, конечно, но кроме того я еще и…» Затем партнеры меняются ролями. В завершении участники обсуждают вопросы: Какие чувства они испытывали, когда сами оказывали знаки внимания, и какие? Какие чувства они испытывали, когда знаки внимания оказывали им? Легко ли было реагировать на знаки внимания заданным образом и почему?
Упражнение «Все равно ты молодец!»
Упражнение выполняется в парах. Первый участник продолжает фразу: «Окружающим людям не нравится, что я…». Второй отвечает ему: «Все равно ты молодец, потому что…». Затем участники меняются ролями. В завершении проводится обсуждение чувств человека, который получил поддержку.
II этап: Передача родителям неожиданных или интересных сведений о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье + III этап: Взрослые (педагог и родитель) меняются местами.
Данные этапы связаны с обменом между воспитывающими взрослыми информацией о ребенке. Установившееся на первом этапе доверие помогает партнерам в воспитании ребенка делиться его успехами. Но наибольшую психологическую сложность представляет обсуждение неудач ребенка. Справиться с волнением перед такой беседой, добавить уверенности в своей позиции, создать готовность к диалогу и взаимопониманию педагогу помогут следующие упражнения:
Упражнение «Перед сложным разговором»
Пребывая в состоянии сосредоточенности и сконцентрировав волю, несколько раз (до 7) повторите текст: «Я спокойна и уверена в себе. У меня правильная позиция. Я готова к диалогу и взаимопониманию». Текст может быть изменен, главное – непоколебимо верить в произносимые слова.
Упражнение «Дыхание»
Устройтесь удобнее в кресле или на стуле, расслабившись и закрыв глаза. По своей команде необходимо отключить внимание от внешней ситуации и сосредоточиться на своем дыхании. При этом не надо стремиться управлять им. Продолжительность данного упражнения 10-15 минут.
Упражнение «Внутренний луч» (применяется до или после важного разговора; помогает снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе)
Примите удобную позу сидя, стоя или лежа. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней е части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз, постепенно освещая лицо, шею, плечи, руки ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, расслабляется складка на лбу, опадают брови, охлаждаются глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, расслабляются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью, профессией, детьми. Упражнение выполняется несколько раз в последовательности сверху вниз. Закончит его надо словами: Я стала новым человеком! Я стала молодой и сильной, спокойной и стабильной! Я все буду делать хорошо!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/29/picture-822446-1475128575.jpg)
Консультация для родителей «Общие рекомендации родителям по приобщению ребенка к социальному миру»
Главные задачи родителей-научить ребенка наблюдать мир вокруг себя,не оставаться равнодушным к происходящему....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/01/picture-300318-1380646679.jpg)
Консультация для родителей на тему «Общие рекомендации родителям будущих первоклассников»
Для вас, заботливые родители, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-893428-1486912022.jpg)
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-1042628-1528434098.jpg)
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/11/picture-1225125-1618142502.jpg)
Памятки для родителей Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии.
Памятки для родителей Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии: 1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когд...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/21/picture-1091819-1626873557.jpg)
Памятка для родителей "Общие рекомендации родителям будущего первоклассника"
Памятка для родителей будущего первокласника....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/06/picture-1361162-1636227642.jpg)
Рекомендации для родителей. «Как научить детей дружить и общаться» Уважаемые родители!
Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребенка.Важн...
Комментарии
Семинар-практикум "Умение общаться с родителями"
Спасибо!
Семинар-практикум "Умение общаться с родителями"
Спасибо, интересно. Актуально.