Семинар "Наш общий Дом" вчера, сегодня, завтра..."
проект по окружающему миру ( группа) на тему

Силантьева Наталья Владимировна

  В материале показаня последовательность изменений по проекту "Наш общий дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Cеминар

                    ««Наш общий дом» вчера, сегодня, завтра…» 

                                                                                           

 «Учить надо так, чтобы люди, насколько                                                                

возможно приобретали знания не из книг,                

но из неба и земли, из дубов и буков, то        

есть знали и изучали самые вещи, а не                                                                                                                                                  

чужие только наблюдения

 и свидетельства о вещах».

                                                                                                                        Ян Амос Каменский

"Заставить полюбить природу                                                                                                                                 нельзя, но помочь можно".

Н.Сладков

I. Вступительное слово

Семинар – это форма встреч, в которой теория обязательно опирается на практику. Она возникла в древнегреческих и римских школах.

Семинар – слово латинского происхождения, в переводе означающее «теплица» или «рассадник», потому что докладчик как бы «сеет» знания в сознание слушателей. В России семинары начали проводить в XIX веке.

Тема семинара определяется заранее и повторяет ранее обсуждаемую тему. На семинарах выступают перед своими коллегами с сообщениями, докладами и рефератами, которые могут сопровождаться показом иллюстраций, слайдов, фильмов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на семинаре могут задавать вопросы выступающему, делиться своим мнением и, по возможности, применить услышанное на практике.

Семинар бывает разным.

Мы бы определили форму нашего как научно-практический семинар. Т.к. это мероприятие, организуется с целью выработки мнения по поводу проблемы (экологическое и эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях Дома ребёнка) интересующей специалистов, прежде всего практиков, которые применяют различные методы и технологии для разрешения существующих трудностей.

Ещё лет 20 назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла.

В настоящее время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию, существует ряд дополнительных программ. Проводятся различные конференции по экологической проблематике, специальные курсы в вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появляются педагоги- экологи. Казалось бы всё прекрасно. Однако опыт показывает, что не все проблемы в этой области пока разрешены. Конечно, экология- наука непростая и у нас тоже здесь много проблем:

1. Существует разночтения в понимании экологических терминов.

Пример:

Что такое «экология души», «экология музыки», «экология культуры»? Красиво, но не очень понятно.

Ясно, что термин «экология» употребляется в смысле- нравственности, чистоты, морали. Однако следует помнить, что экология это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом и употребление его в таких сочетаниях не совсем правильно.

Также можно услышать выражения «плохая (хорошая», «ужасная») экология, что вообще не понятно. Ведь экология как наука не может быть плохой или хорошей. Оценивать можно только экологическую ситуацию, обстановку.

Вывод:

У нас не было предварительной договорённости, т.е. о понимании выражение и терминов и был запрет на вопросы. На следующий год мы займёмся созданием «Словаря экологических терминов» и сделаем доклад «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования» 

2. Иногда, дошкольные учреждения идут по самому простому пути, переименовывают традиционные занятия по ознакомлению с окружающем природным миром, в экологические.

Пример:

Это дерево – берёза, у неё есть ствол, ветки, листья. Осенью листья облетят, и оно станет голым…(ознакомление с природой). Берёзе нужен воздух – она дышит, дождь – она моет листики, ветер – он разносит семена… (экологическое занятие).

Вывод:

Нужно уметь различать цели занятий и по возможности включать в занятия по ознакомлению с окружающем природным миром экологические. На следующий год мы прочтём доклады по теме: «Чем отличаются экологические занятия от ознакомления с природой»

3. Много лет воспитывалось потребительское отношение к природе, стремление её завоевать и улучшить по своему усмотрению.

Пример:

Корова полезна человеку тем, что даёт молоко, овца- шерсть…

Вывод:

С одной стороны должны быть учтены интересы людей, с другой – человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Мы должны охранять природу не потому, что она что-то даёт, а потому что она самоценна. На следующий год мы прочтём доклады по теме: «Смена стереотипов в экологическом образовании детей», «Театрализовано – игровая деятельность как средство экологического воспитания».

4. Мы считаем, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но не как не мы сами, и что от нас ничего не зависит.

Вывод:

Мы можем экономить свет, воду, газ. После пребывания на природе убирать за собой…

На следующий год мы прочтём доклады по теме: «Принципы отбора содержания экологического образования детей раннего возраста», «Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы для развития детей воспитывающихся в домах ребёнка», «Как научить ребенка любить и беречь природу».

Итак, экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентиров.

II. Построение (или структура) работы по экологическому воспитанию 

                                                                                           

                                                                                                   

                                               

                 

III. Анализ анкет:

Работа также была построена на данных анкетирования. Итак:

Анкеты заполнили 14 человек.

На вопросы: считаете ли вы полезной полученную во время круглого стола информацию, следует ли продолжать работу по проекту, будете ли вы использовать в своей работе опыт, представленный участниками проекта и можно ли представить проект «Наш общий дом» на более высоком уровне Да ответили все.

На вопрос какие темы показались наиболее интересными большинство респондентов назвали Экологическую тропу, Птичью столовую и Участок.

Посоветовали разрабатывать углублённее Экологическую тропу, Огород и «Поляну сказок».

На вопрос хотите ли вы сами принять участие в проекте Да ответили 11 человек, а вот  над какой темой ответили немногие и в основном это были Экологическая тропа, развлечения и Эмоциональное развитие.

На вопрос какую ещё тему следует включить в проект, были ответы-Эксперименты, Игры с природным материалом, Изучение явлений природы. Эти темы были включены в проект и приняты к разработке. Были и другие предложения-живые объекты, повадки животных. Разработка этих тем сложна: приобретение животных, место для их содержания, корм, уход.

Гольцова П.С. предложила включить в проект некоторые разработки Монтессори, но на собрании мы решили, что будем нарабатывать свой материал.

IV. Отчёт о проделанной работе за год:

А сейчас мы отчитаемся о проделанной работе по своим направлениям за год:

а) Устройство овощной огород

б) Обустройство участка

в) Завершение работы над птичьей столовой

Я расскажу о преобразованиях, которые произошли в «Птичьей столовой»:

А) Появилась новая кормушка – чашка с блюдцем и ложкой. Эта кормушка наглядно показывает детям, что птицы едят и пьют (в блюдечке корм, в чашке вода).

В первоисточнике кормушка сделана из фарфора – это было очень красиво, но нам этот материал не подходил (бьющийся, опасный и недолговечный). Кормушка была изготовлена из пластика, правда покупного, но это не нарушило нашей концепции:

1. Поделка эстетична.

2. Материал для изготовления применяется в пищевой промышленности.

3. Поделка интересна и понятна ребёнку раннего возраста, вызывает интерес, положительно влияет на эмоциональное состояние.

4. Давая «вторую жизнь» любой вещи, мы уменьшаем количество мусора на планете.

5. Работа не требует привлечения мужской силы.

Б) Появились пластиковые птички, они очень оживили поляну. Правда они тоже приобретены в магазине, но и это не выходило из рамок:

1. Птички привлекательны.

2. Края поделок обработаны, птички безопасны.

3. Такие поделки могут занять ребенка в любое время, и вызывают положительные эмоции.

4. Работа не потребовала привлечения мужской силы.

В) Изготовлена табличка с рисунком и подписью.

Г) Детьми группы, совместно с воспитателями, сделана коллективная работа «Птички-невелички».

 А сейчас посмотрим, как влияет на эмоциональное состояние детей игра – занятие на «В птичьей столовой»

г) Новые идеи в работе над метеоцентром

За истёкший период мною были добавлены следующие части комплекса:

1) Определитель ветра – это устройство состоит из прямоугольного полотна, сшитого с трёх сторон. В четвёртую сторону вставлено кольцо, а к противоположной стороне пришиты ленты. «Определитель ветра» подвешен за петлю к основной части метеоцентра. Когда ветер дует, устройство направлено в эту сторону.

2) Уголок природных явлений. Он состоит из двух облачков, маленькой бутылочки с дырочками по краям и в зависимости от погоды капельки, снежинки.

3) Детьми старшей группы совместно с воспитателем, сделана коллективная работа «Дождик».

На этом работу над метеоцентром считаю законченной.

д) Продолжение работы над экологической тропой

V. Экологические сказки как средство эмоционального познания природы детьми раннего возраста. Новый поворот в работе «Поляны сказок»

Нехватка общения детей с природой, особенно в условиях дома ребёнка, оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

 В борьбе за будущее и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги. Либо мы посеем злак, либо взрастим бурьян. На протяжении многих лет детям внушали: любое явление природы — все во благо человеку, все для человека и ничего взамен. Это привело к тому, что начиная с раннего возраста, дети знали, что лес дает человеку пищу в виде грибов, ягод, орехов и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. Землю нужно копать, пахать, сеять на ней, и она даст хороший урожай. И так во всем. Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился.

 А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в раннем возрасте закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему.

 Над проблемой эмоционального воспитания детей раннего возраста через ознакомление с природой мы работаем в течение года.

Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, я пришла к выводу, что они равнодушны к окружающему их миру, к себе, к людям, к чувствам, поступкам, т.е. у них не воспитано чувство единения с природой.

Они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, если он нуждается в помощи человека, не применят свои знания на практике.

 В своей работе с детьми на первый план мы поставили эмоционально-нравственные и познавательные цели, а затем уже обучающие.

Дети запоминают и усваивают быстро, например, что снежинка на ладони тает и из нее получается вода, а вот то, что снежинка красивая, имеет различные узоры, разнообразные формы, что ее можно рассматривать, дети понимают не сразу, для этого нужна долгая, кропотливая работа. Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра). Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру.

Поэтому мы решили подойти к проекту «Поляна сказок» по другому.

Мы решили уделить внимание именно экологическим сказкам, способствующим приобщению детей к природе, к окружающему их миру. Развить у них душевность, отзывчивость, творчество, умение замечать прекрасное в обыденной жизни.

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания.

Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.

Не всегда есть возможность понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность.

Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.

Поэтому целью нашей работы в этом направлении стало:

  • формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе;
  • сопереживание живому организму.

 Были поставлены следующие задачи:

  • воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • развивать чувство эмпатии к объектам природы;
  • посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
  • формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка;
  • формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Ожидаемый результат:

  • эмоциональное восприятие окружающего природного мира;
  • освоение экологических норм поведения в природе доступных ребёнку раннего возраста.

 К сожалению, наша поляна нуждается не только в мужской силе, но и в привлечении значительных денежных средств. Поэтому мы обсудили и решили, свою работу над проектом «Поляна сказок» мы построим следующим образом:

1. Составим список экологических сказок, которые смогут сделать экологическое воспитание

более занимательным и разнообразным.

2. Подберём мультфильмы с экологическим сюжетом, ведь современное воспитание не возможно без телевизора.

3. Создадим картотеку конспектов экологических сказок.

4. Напишем конспекты комплексных занятий-развлечений, ведь экологические сказки надо не только читать, обыгрывать, пересказывать с детьми, инсценировать, но и рисовать, лепить, делать аппликации.

VI. Особое мышление дошкольника, удивление как стимул к познанию:

детское экспериментирование и игры с природным материалом (работа по результатам анкетирования) 

  • детское экспериментирование

А) Умение обдумывать и описывать свою жизнь совершенно не присуще ребенку до шести лет. У взрослых подобное явление ученые называют рефлексией. Чтобы помочь ребёнку овладеть рефлексией, успеха можно достигнуть, начиная заниматься с детьми с периода так называемой детской вопросительности, с 6 лет, то есть когда ребёнок способен заметить некое противоречивое явление, удивиться и задать по этому поводу вопрос.

Но наши дети ещё малы, они не задают вопросов, т. к. у них ещё нет достаточного опыта, речь не сформирована.

Возникает вопрос, нужно ли нам заниматься развитием детской рефлексии?

В самом деле, как объяснить ребенку, почему идёт дождь? Ведь пройдут годы, прежде чем ребенок будет готов к восприятию научной картины мира, узнает и поймет те "внутренние механизмы", которые лежат в основе озадачивающих его явлений.

Хотя процесс активного познания, освоения мира, начинается задолго до того, как  ребенок станет дошкольником, мышление годовалого и 2-летнего занято лишь тем, что рядом, что можно потрогать, пощупать, попробовать на вкус, развинтить или разобрать. Ребёнок мыслит руками. Мышление ребенка пока лишь наглядно-действенно - погружено в непосредственное и активное действие, изменение вещей. И лишь к 3-м годам незаметно и постепенно, в мышлении ребенка готовится "великий переворот": у малыша формируется самое мощное средство - речь.

Ответ: Да.

Ведь малыш не может и не хочет ждать. Действительно активная речь у наших детей хромает, зато понимание речи неплохое.

И тут возникает следующий вопрос: для того чтобы умело, понятно ответить, надо знать, каких же ответов ждет от нас ребёнок. Знать тот "язык", на котором "говорит" мышление ребенка. Иными словами, знать особенности, закономерности детского мышления.

Жан Пиаже обнаружил удивительную вещь. Дети часто одухотворяют природу, приписывают неодушевленным вещам способность мыслить, чувствовать, желать. Эту особенность детского мышления Жан Пиаже назвал анимизмом (от лат. animus - душа). В чём же кроется источник детского анимизма? Вспомним наши первые игры с годовалым и 2-летним малышом, обратим внимание на формы речевого общения: "Кукла хочет кушать", "Мишка пошел спать", "Кашка просит, чтобы ее съели"... Вся наша речь, обращенная к малышу, буквально насыщена "анимистическими" конструкциями. Конечно, мы отнюдь не вкладываем в них такого смысла, вовсе не хотим сознательно привить ребенку склонность к одухотворению неодушевленных вещей: просто говорить так - легче, понятнее. К тому же эффективнее. Двухлетка гораздо охотнее подчиняется просьбе надетого на пальцы Буратино, чем прямому указанию взрослого. Да только ли в общении с ребенком мы насыщаем свою речь анимизмами? "Дождь идет", "Солнце взошло", "Вода пролилась" - говорим мы друг другу так, как будто бы и в самом деле дождь, солнце, вода могут проявлять активность и волю. Для нас это условность. А 2-летний малыш? Он понимает слова буквально.

Ответ: В этом особом, одушевленном мире ребёнок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, "взрослое" понимание которых ему еще недоступно.

И снова вопрос: а откуда же смогут вырасти вопросы?

Ответ: Они вырастают из умения удивляться явлениям окружающей жизни. Причем чем чаще удивляются взрослые, тем быстрее возникает умение удивляться у ребенка.

Пример:

 ...На улице прошел дождь. Воспитатель говорит:

 - Сколько воды! Сплошные лужи во дворе! Гулять пойдем через полчаса.

Наконец вышли на улицу.

 - Ух, ты! - удивляется взрослый. - Ни одной лужи! Сухо!

 - А где? - спрашивает малыш.

 Вот и настала точка удивления. То есть чрезвычайно важный момент в развитии ребенка - попытка объяснить явление природы.

Важен процесс рассуждений маленького ученого-исследователя и то, что подобным незатейливым образом можно помогать развитию мышления ребенка.

 - Какая у тебя большая котлета на тарелке! Что ты с ней собираешься делать?

 - Ам, есть!

Ребёнок съедает котлету.

- Ух, ты! От котлеты ничего не осталась, тарелка пустая! Куда же она делась?

 Наступила точка удивления. Вот момент, когда можно легко преподать ребенку первый урок анатомии.

Делает его миром, в котором интересно жить, который хочется лучше исследовать и глубже понять.

Б) Возникает ещё вопрос, с какого возраста можно демонстрировать детям эксперименты.

Мной создана картотека экспериментов. И в ней эксперименты с детьми с 1.3 мес. до 3 лет. Понятно, что возраст детей указан не биологический, а эмоционально – психологический.

Многие эксперименты можно проводить по 2 раза в разном возрасте. Сначала с детьми 1.3 мес. без объяснения происходящего. Здесь цель будет: Развить любознательность, создать радостное настроение, стимулировать познавательный интерес, эмоциональное восприятие окружающего. И после 2 лет. Цель: Формировать систему элементарных научных знаний, доступных пониманию ребенка.

Чтобы ребенок заинтересовался новым развлечением, взрослому следует придерживаться нескольких правил:

1) Всегда подавайте материал в доступной игровой форме.

2) Порядок эксперимента нарушать не стоит. Но если иначе нельзя, сначала самостоятельно сделайте проверку, чтобы не разочаровать ребенка неудавшимся результатом.

3) Предоставляйте ребенку по возможности сделать вывод или догадку самостоятельно.

4) Во время проведения эксперимента старайтесь вести не монолог, а диалог, делайте паузы, побуждая малыша к рассуждениям.

5) Ищите идеи новых экспериментов вокруг себя.

Литература:

1. Елена Хилтунен "Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори".

2. Е.В. Субботский «Особое мышление дошкольника» Психологический центр "Адалин".

3. http://www.umnitsa.ru/cat/mir-na-ladoshke-experimenti/

4. «100 Экспериментов для самых маленьких».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль конструирования - проект "Москва вчера, сегодня, завтра"

В течение месяца наша группа вела работу по созданию мини-музея «Моя Россия». Цель данного проекта - знакомство детей с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотиз...

Фестиваль конструирования "Москва вчера, сегодня, завтра"

Автор сайта со своими детьми принимала участие в Фестивале конструирования.  Проект "Триумфальная арка". Материал: конструктор LEGO....

Фестиваль констуирования в детском саду "Москва - вчера, сегодня завтра!"

Фестиваль конструирования в детском саду проводился с целью развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями, членами семей, с педа...

НОД "Мой город вчера, сегодня, завтра"

  Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по родному городу. Я расскажу о том, как появился на земле наш город. Но прежде чем говорить об истории города,  давайте вспомним, что м...

НОД "Мой город вчера, сегодня, завтра"

  Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по родному городу. Я расскажу о том, как появился на земле наш город. Но прежде чем говорить об истории города,  давайте вспомним, что м...

Математическое занятие на тему: "Вчера, сегодня, завтра".

Математическое занятие в средней группе.Тема: «Вчера, сегодня, завтра».Задачи:1.      Закреплять знания детей о временных отношениях: вчера, сегодня, завтра.2....