Развитие творческих способностей детей младшего возраста посредством театрально-игровой деятельности
статья на тему

Райцева Татьяна Владимировна

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей младшего возраста

посредством театрально-игровой

            деятельности

        С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Слово «творчество» означает - создание чего-то нового, умение искать и изображать что-то своё. Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку.  Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки, краски с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Творчество помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, понимание внутреннего мира персонажа, это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам и событиям.

 (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.)

    Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует па воображение ребенка различными средствами: словом, действием, музыкой. Кому посчастливилось, именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет и духовно обогатится.

    Игра- один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов игры - это театрализованные игры. В ходе наблюдения за детьми я сделала вывод, что этот вид игр развлекаем ребятишек и воспитывает морально и эстетически, развивает память, обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л. И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей.     Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Воспитатеьные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы на выразительностью реплик персонажа, собственных высказываний, незаметно активируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.


       Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требую] от ребёнка волевых мерз характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе.

Волевая регуляция раскрывается и в развитии чувства пространства (мизансцены, движений (жест, мимика, пантомима, когда необходимо выразить состояние души персонажа. У ребёнка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, умение комбинировать образы, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать перед сверстниками свои знания, умения, фантазию (Л. В. Щёткин). Следование роли и тексту театрализованной игры, способствуют формированию произвольного поведения. Выполнение игровых заданий в образах персонажей из сказок помогает овладевать своим телом. Театрализованные занятия и спектакли учаз замечать и оценивать свои и чужие промахи. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребёнка (Б. М. Теплов).

Каждый год в детский сад приходят  разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки, планшеты.  Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. Как же разбудить их души?

Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Дошкольники с удовольствием включаются в театрализацию, воплощают образы, превращаются в артистов.

Театрализованная деятельность даст возможность использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время театрализации раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

К тому же, игры - драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально- исполнительской деятельности,



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста "Музыка и Я"

Даны примерные творческие задания к программному материалу по всем видам музыкальной деятельности детей младшего и среднего возраста. Задания разбиты по нескольким тематическим блок...

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования

Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития лич...

Развитие творческих способностей детей младшего возраста в продуктивной (конструктивной) деятельности

Актуальность темы заключается в том, что эффективным средством формирования творческой личности в младшем  возрасте являются продуктивные виды деятельности. Работа с разными ма...

Презентация на тему -развитие творческих способностей детей младшего возраста в продуктивной (конструктивной) деятельности.

Актуальность темы заключается в том, что эффективным средством формирования творческой личности в младшем  возрасте являются продуктивные виды деятельности. Работа с разными ма...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУПП СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Как нужно развивать творческие способности детей в раннем возрасте, предлагая им различные виды театрального искусства...

Проект по теме: Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Проект направлен на детей 3-3,5 лет. Основные формы реализации проекта:·        Выполнение творческих заданий на занятиях по рисованию, лепке и апликации, разви...