РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУПП СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
консультация (средняя группа) по теме
Как нужно развивать творческие способности детей в раннем возрасте, предлагая им различные виды театрального искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_-_teatr-tvorchestvo-deti_dv_08.94_-_20.08.08.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУПП СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малышей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.
В развитии творческих способностей нам помогает кукольный театр. Он и развлекает детей, и воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе. Для того чтобы превратить занятия в увлекательный творческий процесс, стремимся органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.
Прежде чем ставить спектакль, объясняем детям, что актер современного кукольного театра должен многое знать и уметь. Он не только управляет куклами разных систем, но и действует на сцене как живой актер в драматическом театре, поет, танцует, выступает как мим. Поэтому надо многому научиться, чтобы быть настоящим «актером» театра кукол.
Часто дети задают вопрос, чем отличается театральная кукла от обычной куклы-игрушки. Беседу строим так, чтобы дети сами смогли ответить на заданный вопрос. Они приходят к выводу, что театральными куклами могут быть не только специально изготовленные куклы разных систем, приспособленные для работы в спектаклях, но и любые предметы, сочетание предмета и рук человека, маска в сочетании с живыми руками, просто руки. «В сценическом действии театральная кукла из неодушевленного предмета превращается в живое действующее лицо, обобщенный художественный образ, помогающий раскрытию темы, идеи, сценического действия» (Заботина Л. А., Файнштейн Ф. 3. Работа режиссера в самодеятельном театре кукол.).
Дети на практических занятиях знакомятся с куклами разных систем, учатся различным способам кукловождения перчаточных, тростевых, больших напольных кукол-марионеток. Постепенно понимают, что без знания основ искусства театра кукол невозможно поставить хороший спектакль. У детей появляется интерес к этому виду искусства, развивается чувство ответственности за общее дело.
На первом этапе своей работы мы ставим следующие задачи: выявить склонности и способности каждого ребенка, нацелить на самостоятельное творчество и создать коллектив единомышленников. Решить их можно будет, если каждый участник проявит свои способности, почувствует необходимость объединения для совместной работы. Приступаем к постановке кукольного спектакля, когда дети накопят определенные знания, приобретут актерские навыки.
Первое знакомство с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, приглашенных артистов. Встреча с театральной куклой создает радостную атмосферу, вызывает у детей интерес к происходящему на сцене.
Со второй младшей группы обучаем простейшим приемам кукловождения настольных кукол. Для этого используем игрушки - резиновые, мягкие, дымковские, конусные. Даем малышам поиграть с куклой, подержать ее в руке, хорошенько рассмотреть, попытаться «оживить», определить, какой у нее характер, голос, походка. Предлагаем придумать небольшие истории, происходящие с куклами, чтобы ребенок сам сочинял диалоги, искал выразительные интонации. Помогаем только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеянное. Вот сказка, которую сочинили малыши при участии воспитателя-ведущего.
Ведущий. Жил-был мишка - топтыжка. Однажды шел он по лесной дорожке и напевал веселую песенку. (Ребенок ведет по столу резинового медведя, поет песенку на слог «ля», которую сам придумывает.) Навстречу медведю идет лисонька-лиса и поет свою песенку. Увидел медведь лису и говорит...
Медведь. Здравствуй, лиса!
Ведущий. Лиса ему отвечает.
Лиса. Здравствуй, медведь! Что ты делаешь?
Медведь. Гуляю! Пойдем со мной!
Ведущий. Идут они по дорожке, а навстречу им бежит заяц и поет свою песенку. Увидел их заяц, испугался и задрожал от страха. (Ребенок легким движением руки покачивает зайца из стороны в сторону.)
Заяц. Ой! Я боюсь!
Ведущий. Стали звери успокаивать трусишку!
Медведь. Не бойся, мы тебя не обидим.
Ведущий. А лиса предложила поиграть в интересную игру.
Лиса. Поиграем в догонялки.
Ведущий. И звери стали играть. (Игра в догонялки проводится детьми на столе.) Вдруг выскочила из-за куста собачка, звонко залаяла, и звери разбежались кто куда.
Как бы примитивны ни были истории, сочиненные малышами, радуемся вместе с ними любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Стараемся создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитываем у детей уважительное отношение друг к другу. Ребенок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых. Разыгрывание подобных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы. Год назад в младшую группу пришел новый мальчик Миша. Меня сразу поразили глаза этого трехлетнего малыша: в них застыл страх. Я наблюдала за ним на музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада. Мальчик тихий, ничем не выделяющийся из группы своих сверстников, но его глаза... Воспитатели в его группе - добрые, чуткие люди, бережно относящиеся к детям. Тогда откуда такой страх?
С первых занятий я предлагала Мише взять куклу и участвовать вместе со всеми детьми в сценках, но все бесполезно, он отказывался. Через некоторое время (5-6 занятий) мальчик впервые робко взял куклу в руки. Хотя он говорил за своего кукольного героя очень тихо, я знала, что лед тронулся, дальше будет проще, теперь с ним можно работать. С каждым занятием Миша становился более уверенным в своих силах. Я часто хвалила его. Глаза его начали «оттаивать», становясь более заинтересованными, теплыми.
Прошло два года. Миша стал общительным мальчиком, приобрел друзей, активно участвует во всех кукольных спектаклях, но неумение беззаботно, по-детски заразительно смеяться, радоваться жизни у него осталось до сих пор. Может, это особенность личности ребенка и с этим ничего не поделаешь?
Следующий этап - работа над этюдами, которую проводим постоянно в каждой возрастной группе, особенно в период постановки спектакля. Этюды - это своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства. Используем этюды Михаила Чехова на развитие внимания, веры, наивности, фантазии, атмосферы, аффективных чувств, изложенные им в книге «Литературное наследие» (Чехов М. Литературное наследие в 2-х томах. Т. 2. О работе актера над собой по системе Станиславского. М., 1986), а также этюды М. Чистяковой на развитие памяти, выразительности жеста, на тренировку отдельных групп мышц, на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера, предложенные ею в книге «Психогимнастика» (Чистякова М. Психогимнастика. М., 1990).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театральной деятельности».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДанный проект предназначен для воспитателей в работе с детьми старшего дошкольного возраста для развития творческих способностей средствами...
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (средняя группа)
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»(средняя группа)...
Развитие творческих способностей детей младшего возраста посредством театрально-игровой деятельности
Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку...
Лего как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Средняя группа
Лего как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Средняя группа...
План самообразования воспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему: «Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами декоративно - прикладного искусства».
План самообразованиявоспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему:«Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами...
Статья: "Развитие творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционного рисования."
Данная статья написана в помощь родителям для ознакомления с нетрадиционными техниками рисования дома с детьми....