Спецкурс по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста "Музыка и Я"
рабочая программа по музыке (младшая группа) на тему
Даны примерные творческие задания к программному материалу по всем видам музыкальной деятельности детей младшего и среднего возраста.
Задания разбиты по нескольким тематическим блокам, позволяющим целенаправленно работать по развитию творческого потенциала дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.doc | 150.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«МУЗЫКА И Я»
Даны примерные творческие задания к программному материалу по всем видам музыкальной деятельности детей младшего и среднего возраста.
Задания разбиты по нескольким тематическим блокам, позволяющим целенаправленно работать по развитию творческого потенциала дошкольников.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Творчество, его формирование и развитие – одна из актуальнейших проблем, пpивлекaющaя внимание исследователей pазных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи c тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.
Дети, получающие образование в России имеют cамый большой процент по количеству пoлyчаeмых знаний и один из самых низких по умению применять их на практике, так как творческий подход к тому или иному действию представляет для детей немалую трудность.
Эта особенность c точки зрения психологии и физиологии объясняется различием в функциях переработки информации между полушариями головного мозга человека: левое – выполняет интеллектуальную, логическую и рациональную функции, a правое участвует в установлении связей между предметами и их свойствами, выпoлняeт образную и интуитивную функции. Поэтому, давая детям лишь чистые знания в виде информации, загружается только одно полyшapие, оставляя нетронутым половину мозга, что заведомо лишает человека творчества.
По мнению психологов и педагогов детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий /Л.С.Выгодский, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина/. Более того, некoтopыe исследователи yкaзывaют на необходимость органической связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как oдин из методов освоения учебного материала /Б.В.Асафьев, А.А.Никитин/. Многие aвторы подчеркивают плодoтвoрнocть художественного воспитания в развитии у детей творческих способностей /Н.А.Ветлугина, Б.П.Юсов, А.А.Мелик-Пашаев и дp./.
Актуальность пpoблeмы сделала необходимым поиск видов детской художественной деятельности, оптимальных c точки зрения формирования творчества. Таким видом искусства, чрезвычайно благоприятным для развития творчества является музыка. Высокая эмоциональность повествoвания, абстрактность языка позволяет широко толковать музыкальный хyдoжecтвeнный образ в зависимости от индивидуального опыта слушателей. Благодаря свoим особенностям, мyзыка может активно воздействовать на развитие воображения – того психическoго процесса, кoторый лежит в основе любого вида творчества.
Таким образом, задача развития творчества у детей должна занимать одно из пepвocтепенных положений в музыкальном воспитании и образовании.
Целесообразно научить ребенка применять на практике любую полученную музыкальную информацию, варьируя ее, видоизменяя в соответствии с необходимостью.
Несомненно, творчество не должно заменять собой всю деятельность, а способствовать развитию общей культуры ребенка, в том числе и музыкальной.
Педагог должен четко усвоить аспекты общения с каждым ребенком, уважать его мнение о музыке, право слышать и оценивать ее по-своему. Культура и деликатность в общении с ребенком должны стать правилом для педагога.
Основные задачи музыкального воспитания определены программой в начале каждой возрастной группы. Дополнительно в перспективном планировании предложены задания для развития творческого потенциала. Эти задания по усмотрению музыкального руководителя могут даваться как при ознакомлении с музыкальным произведением, так и в процессе разучивания и при закреплении.
Суть данного специального курса – приподняться над заданной конкретной ситуацией, выйти за рамки обыденного и привычного, найти в любой почве информацию для творчества.
Несомненно, прежде всего сам педагог должен обладать способностью к креативности. И при первом знакомстве с музыкальным произведением должен придумать, что из этого можно извлечь, что с этим можно сделать и для чего это можно использовать.
ПРИМЕРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ МАТЕРИАЛУ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ
РАЗВИТИЕ МИМИКИ И ЖЕСТИКУЛЯЦИИ
СЛУШАНИЕ
«Зайка» Лобачева | Показать озорного веселого зайку без помощи движения, лишь мимикой «Зайка выглянул в окошко» |
«На лошадке» Гречанинова | Восхищенный взгляд, испуганный; придумать, на чем можно кататься, если нет настоящей лошадки |
«Колыбельная» Тиличеевой | Плаксивое, капризное выражение малыша, любящий взгляд мамы, спокойствие, умиротворенность |
«Осенняя песенка» Александрова | Песня ветра, шелест листьев, жестикуляционный показ падающих листьев, игра «Живые звуки» |
«Грустный дождик» Кабалевского | Передача настроения движениями головы, взглядом, выражением глаз |
«Дождик» Свиридова | Удивление при первых «каплях», придумать как можно укрыться от дождика |
ПЕНИЕ
«Петушок» р.н.п. | Ласковый взгляд – при описании петушка и сердитый – когда он не дает детям спать |
«Ладушки» р.н.п. | Образные действия: лепим оладушки, обжигаемся, дуем, угощаем, хвалим |
«В огороде заинька» р.н.п. | 1 часть – неторопливая, спокойная – любуемся зайкой 2 часть – удивленная мимика, помашем зайке вслед 1 часть – мягкие опускания ладошек на колени 2 часть – пальцы собрать «остро», легкие высокие прикосновения к коленям |
«Дождик» р.н.п. | Досада, разочарование. Озорство, радость |
«Солнышко-ведрышко» Красева | Умиление, удовольствие, радость |
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
а/ «Погуляем» Ломовой | Различные мимические гримаски –реакция на увиденное на прогулке |
«Кто хочет побегать» л.н.м. | Озорство, радость |
«Зайки» р.н.м. | Испуг, смелость, непринужденность, хвастовство |
б/ «Поссорились и помирились» Вилькорейской | Обида, хмурость,сердитость – радость дружелюбие |
«Пляска с игрушками» Ломовой | Любовь, дружелюбие, ласка |
«Листики» Филиппенко | Непринужденность, легкая грусть, озорство |
в/ «Поезд» Метлова | Радость, дружба – все вместе едем кататься; серьезность, озабоченность – все ли успели сесть |
«Солнышко и дождик» Раухвергера | Радость, легкий испуг, шалость |
«Флажок» Красева | Передавать чувство гордости за себя и за друга |
«Бубен» Красева | Радость, простучать свою музыку |
«Куколка» Арсеева | Забота, ласка, доброта; придумать свой танец для куклы |
ТВОРЧЕСТВО
«Сыграй на дудочке» | Веселая и печальная мелодии, большая и маленькая дудочки |
«Сказка про зайку» | Проявление различных чувств, используя детские музыкальные инструменты |
«Листики» | Сочетание движений с мимикой: плавные движения – грусть, быстрые - веселье |
НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ И АРТИСТИЗМА
СЛУШАНИЕ
«Маленькая полька» Кабалевского | Подумать, кто может ее танцевать /звери, птицы, насекомые, игрушки/ |
«Барабанщики» Кабалевского | Куда идут барабанщики? Придумать свой ритм |
«Колыбельная» Римского-Корсакова | Придумать колыбельную для слона и маленькой мышки |
ПЕНИЕ
«Баю-баю» Красева | Укачивание куклы, придумывание своей колыбельной |
«Фонарики» Петровой | Придумывание песенок для елочных игрушек |
«Дед Мороз» Филиппенко | Придумывание продолжения песенки – что еще принес Дед Мороз |
«Наша елочка» Красева | Выражение в песне восхищения, любования |
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
а/ «Сужение и расширение круга» р.н.м. | Показать маленькую и большую полянку, корзинку, пузырь. А что еще можно изобразить? |
«Лошадка» Потоловского | Ухаживание за лошадкой, кормление, поглаживание |
«Топ-топ-топоток» Макшанцевой | Придумать ножкам образ: ножки сердятся, прячутся, капризничают |
«Пружинка» Ломовой | Передавать в движении хвастовство, озорство и, наоборот, - скромность |
«Высокий бег» Ломовой | По холодному снежочку, по горячему песочку |
б/ «Я на горку шла» р.н.м. | Передавать усталость, гордость, задор |
«Танец с Дедом Морозом» Вихаревой | Самостоятельно придумывать образные движения, передавать шутку, озорство, испуг |
в/ «Мишка ходит в гости» Тиличеевой | Придумать танцевальные и образные движения; придумать продолжение игры: прогулка с мишкой, пение ему песенок и т.п. |
«Игра с колокольчиками» Флотовой | Самим «превратиться» в колокольчики, бегать легко, язычком передавать песенку колокольчика |
ТВОРЧЕСТВО
Самостоятельный выход для исполнения танцевальных и образных движений под предложенную музыку /на усмотрение музыкального руководителя/. Например, зайка может быть и трусливым, и храбрым, и хвастливым и т.п. |
ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ
МУЗЫКА ВОКРУГ НАС
СЛУШАНИЕ
«Песенка Петрушки» Фрида | Придумать мелодии для Петрушкиных друзей /куклы, мишки, петушка/ |
«Зайка» Красева | Проиграть мелодию в разном темпе – какие ассоциации вызывает изменение темпа? |
«Медведь» Ребикова | Подобрать звуки окружающего, похожие на мишку: тяжелый стук в дверь, хруст веток, падение камней |
«Снежок» Макшанцевой | С воображаемым снежком придумать действия: спрятать за спину, поднять над головой, похвалиться |
ПЕНИЕ
«Зима» Карасевой | Пропеть в финале междометье «Ух!» с разными интонациями: смелость, гордость, испуг, страх |
«Молодой солдат» Красева | Инсценирование песни, подбор детских музыкальных инструментов для передачи цокота копыт |
«Пирожки» Филиппенко | Передача немузыкальными и музыкальными звуками движение теста, радость мамы |
«Мы умеем чисто мыться» Иорданского | Передавать образные движения в соответствии с текстом |
ПРИМЕРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ МАТЕРИАЛУ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ
РАЗВИТИЕ МИМИКИ И ЖЕСТИКУЛЯЦИИ
СЛУШАНИЕ
«Ах ты, береза» р.н.п. | Учить вслушиваться в музыку, объясняя различие в тембрах / «танцуют мальчики и девочки» или «шелестят листья и качаются ветви»/ |
«Обидели» Агафонникова | Выражать мимикой характер произведения, придумать продолжение пьесы с хорошим концом |
«Урожайная» Филиппенко | Передавать мимикой и жестами чувства гордости, озорства, шутки, придумать действия для инсценировки |
«Колыбельная» Гречанинова | Выражать мимикой ласку, любовь, доброту: придумать свою колыбельную для мишки и мышки |
ПЕНИЕ
а/ «Змея» Емельянова | Добиваться глубокого грудного выдоха; помогать образным движением руки, выдох – раскрыть пальцы, вдох – собрать в кисть |
«Лошадка» Емельянова | Артикуляционная гимнастика; придумать, как добиться цоканьем языка удаление и приближение, стремительную скачку и ленивый шаг лошадки |
«Две тетери» р.н.п. | Учить пропевать попевку с различной интонацией: удивление, сердитость, ласка |
б/ «Барабанщик» Красева | Передавать чувство гордости, восхищения; обыграть этюд «Соседи барабанщика» - выражать неудовольствие, беспокойство, порицание |
«Листики» Филиппенко | Мимикой передавать ласку, легкую грусть, сожаление; придумать, как еще можно сохранить память о листочках: нарисовать, засушить, сфотографировать |
«Осень» Кишко | Как с помощью темпа можно передать заунывный вой ветра и легкий полет листьев |
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
а/ «Марш» Ломовой | Подумать, какие из пришедших в гости игрушек мы научим ходить маршем6 солдатики, мишки, лошадки, спортсмены, птички |
«Бег» Тиличеевой | Передавать мимикой в движении разные чувства: радость; страх – испугались чего-то и убегаем; озабоченность – бежим, чтобы передать что-то важное другу; обиду – бежим к маме, чтобы пожалела |
«Потанцуй» р.н.м. | /повторение материала младшей группы/ Побуждать к самостоятельному выбору движений |
«Горошинки» Ломовой | Передавать озорство и вину |
«Качели» р.н.м. | Передавать радость, восторг; по мере усиления музыки - страх |
«Кружение на топочущем шаге» р.н.м. | Убыстрять и замедлять движение в соответствии с музыкой, придумать объяснение |
б/ «Парная пляска» л.н.м. | Учить переносить пляску на неживые объекты: игрушки, цветы и т.п. |
«Упражнения с листочками» Бетховена | Побуждать к образным движениям: нарисуем солнышко – круговые движения: ползет червячок – зигзагообразные движения и т.п. |
«Пляска с платочками» Гумеля | Придумать, что еще могут делать платочки: превратиться в бабочку, куклу, цветок |
в/ «После дождя» л.н.м. | Выражать пантомимикой содержание этюда: радость, восторг, вину, раскаяние |
«Полная корзинка» Ломовой | Побуждать к созданию собственных образных движений с помощью речевых подсказок взрослого: «Ну где же спрятался грибок? Никак не могу найти. Посмотрю повнимательнее. Может быть под старый сухой листик? и т.д. |
«Огородная-хороводная» Можжевелова | Побуждать к самостоятельному выбору танцевальных и образных движений |
«Что делают зайки» Ломовой | Находить соответствующие характеру пьесы действия, а затем жесты и мимику, передающие содержание музыки |
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
«Капельки» | Импровизация на металлофоне по ходу рассказа взрослого: «Сначала нерешительные капли, любопытные, затем более смелые, и, наконец, шаловливые, озорные, скачущие там, где им захочется» |
«Барабан» | После освоения приемов игры проиграть этюд: «Потерялись палочки», чем их можно заменить /пальчиками, кулачками, можно передать звук голосом и т.п./ |
ТВОРЧЕСТВО
«Репка» Попатенко | Передавать чувства разных персонажей – кто как реагирует, увидев репку |
«Осень в лесу» | Побуждать к поиску образных движений по речевой подсказке взрослого |
«Листики» | Придумать разные по характеру мелодии на заданные слова: «Вот как весело кружусь и упасть я не боюсь», «На дорожке я лежу и под ножками шуршу», «На землю опускаюсь и с веточкой прощаюсь» |
НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ И АРТИСТИЗМА
СЛУШАНИЕ
«Плакса», «Резвушка» Кабалевского | Найти причину характера каждой пьесы «оживить» лист бумаги в соответствии с содержанием музыки |
«Петрушка» Брамса | Придумать мелодию бубенчиков Петрушки |
«Колокольчики звенят» Моцарта | Придумать речевое содержание пьесы |
ПЕНИЕ
а/ «Погреем ладошки» Емельянова | Принимать ладошки за «живой» образ, «общаться» с ними |
«Снег идет» | Самостоятельно озвучивать данное явление: падает снег – бесшумный выдох, упал на землю – низкий звук, скрипнул под ногой – фальцет или скрип |
«Прививка» | Передавать мимикой, жестами и неречевыми звуками предложенный этюд |
б/ «Заинька» Красева | Находить нужные интонации для выразительного исполнения песни |
«В лесу родилась елочка» Бекман | Передавать в песне характеры персонажей /зайки, волка, лошадки/ |
«Зимушка» Филиппенко | На проигрыш передать невербальными способами зимние явления и забавы |
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
а/ «Зайки» Ломовой» | Передавать в движении разный характер зайчиков: трусость, осторожность, пугливость, храбрость, веселье, обиду |
«Лошадки» Потоловского | Показать различие в действии цирковых лошадок, рабочих лошадей и лошадок, катающих детей |
«Бег в парах врассыпную и по диагонали» | Учить образными и танцевальными движениями передавать содержание зимних забав |
б/ «Снежинки» Моцарта | Найти непохожие на другие движения, передающие характер данного образа. «В зал залетела снежинка, ей хочется быть непохожей на всех. Придумайте для нее танец» |
«Хоровод у елки» Слонова | Передавать в движении веселье, шутку, радость. На проигрыш придумать танцы елочных игрушек |
«Маленький танец» Ломовой | Придумывать движения для разных новогодних персонажей /Петрушки, мишки, лисички, снежинки/ |
в/ «Игра в колокольчиками» Моцарта | Уметь заменять колокольчики другими инструментами, созвучными с тембром и характером музыки |
«Игра с обручами» Ломовой | Самостоятельно находить игровые образы: гнездышки для птичек, ракета для космонавта, аквариум для рыбок |
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«На чем играет Петрушка» | Предложить детям собирательный образ двух инструментов и найти Петрушкину ошибку /Петрушка стучит палочкой для металлофона по колокольчику и т.п./, вызвать игривое, шутливое настроение от небылиц |
«Тише-громче в бубен бей» | Придумать свой ритм |
«Узнай по голосу» | Передавать голосовыми возможностями разные звуки |
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
«Как у нашего кота» | Обучение при помощи образного пояснения приемов игры /поглаживание кота/ |
«Лошадка» Филиппенко | Самостоятельный выбор нужных инструментов: кастаньеты, палочки, барабан, треугольник. Предложить ситуацию на развитие творческого мышления: «У лошадки Зорьки любимым инструментом была дудочка. Как вы думаете, почему?» /Поощрять любые объяснения: у лошадки был дружок пастушок, и он играл на дудочке; дудочка напоминала лошадке колыбельную, которую ей пела ее мама лошадь/ |
ТВОРЧЕСТВО
«Лесные гости» | Передавать характер персонажей, интонацию, пантомимику |
«Что ты хочешь, кошечка» | Заканчивать фразу с разной интонацией: просьба, жалость, хитрость |
«Рассказ щенка» | Подбирать неречевые звуки и соответственно музыкальные инструменты для оформления содержания текста |
ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ
МУЗЫКА ВОКРУГ НАС
СЛУШАНИЕ
«Медведь» Ребикова | Придумать речевое содержание к пьесе |
«Песенка зайчиков» Красева | Предложить восприятию детей различные музыкальные заключения и попытаться их объяснить |
«Волк» Леви | Подумать, о волке из какой сказки рассказывает музыка / «Красная шапочка», «Колобок», «Семеро козлят», «Три поросенка»/ |
«Конь» Красева | Какими инструментами можно «украсить» эту песню |
ПЕНИЕ
а/ «Холодный снежок» Емельянова | Передавать низкие и высокие звуки, помогая образными жестами |
«Зарядка для язычка» | Придумать новые приключения язычка |
«Песенки зверей» | Добиваться самостоятельной импровизации в звукоподражании |
б/ «Кукла» Старокадомского | Учить передавать интонационно заботу, ласку, тревогу, сочувствие, радость; самостоятельно инсценировать песню |
«Паровоз» Компанейца | Организовать игровую ситуацию «Кто выглянул в окно поезда?» передавать мимикой и жестами образ персонажей, пропевать свои мелодии |
«Мы – солдаты» Слонова | Какие инструменты помогают солдатам маршировать /барабан, палочки, тарелки/ |
«Мы запели песенку» Рустамова | Сочинить свою песенку для мамы на слог «ля» |
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
а/ «Уголки» /из углов в круг/ | Придумать речевое содержание для упражнения /зайки из домиков поочередно выходят посмотреть на большую морковку; мишки греются на солнышке/ |
«Вертушки» | Найти объяснение движению |
«Поскок с остановкой» | Передавать образ петрушки, придумать причину остановки |
«Качалочка» | Передавать радость, восторг, по мере усиления музыки - страх |
б/ «Покажи ладошки» л.н.м. | Как показывают чистые ладошки – гордость; грязные – застенчивость, стыд |
«Утята» | Передавать образы веселых, озорных утят, придумать движения: утята щиплют травку, крутят хвостиком, тянут червячка |
в/ «Оркестр» | Самостоятельно выбирать музыкальные инструменты |
«Самолеты» Магиденко | Передавать образные движения: заводится мотор, самолет взлетает, самолет садится |
«Карусель» р.н.м | Передавать в игре задор, восторг, легкую грусть по окончании |
«Игра с платочками» р.н.м. | Передавать с помощью платочков информацию: «уходи», «иди сюда», «до свидания», «я стесняюсь», «мне жарко» |
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Музыкальный магазин» | После ознакомления с приемами звукоизвлечения предложить этюд «Инструменты-невидимки» с воображаемыми предметами |
«Нам игрушки принесли» | Подбирать для игрушек музыкальные инструменты, соответствующие характеру, пробовать сочинять мелодии для игрушек |
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
«Андрей-воробей» | Транспонировать мелодию для пения «мишки» и «мышки» /высокие и низкие звуки/ |
«Звенящий треугольник» | Придумать свой ритм |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования
Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития лич...
Проект по теме: Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
Проект направлен на детей 3-3,5 лет. Основные формы реализации проекта:· Выполнение творческих заданий на занятиях по рисованию, лепке и апликации, разви...
Программа по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста «Волшебные ручки»
Программа предлагает систему кружковой работы по направлению "Конструирование" во второй младшей группе детского сада. Работа ведется с разными материалами....
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при создании игрушек для театрализованной деятельности
Театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Очень важно, что театрализованная деятельность развивае...
Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».
Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».В настоящее время в нашем...
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки и знакомства детей с народными промыслами
Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувст...