Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту
статья (старшая группа) на тему
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.
Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры.
Преимущество использования дидактических игр, по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем:
- каждый ребенок максимально активен;
- имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня), поскольку игры проводились с подгруппой (от 2 до 8 человек) или индивидуально;
- поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.
Нами отобраны и модифицированы 10 дидактических игр и пособий для детей, отвечающих следующим требованиям:
- реалистичны (изображенные предметы имеют четкие формы, естественный цвет, максимально приближены к реальным объектам);
- являются занимательными (содержат игровые элементы, задания), красочными, динамичными;
- отвечают конкретным образовательным задачам;
- соответствуют возрастным возможностям детей;
- -предназначены как для коллективного, так и для индивидуального использования (Л.В. Артемова, Т.В. Ким, И.И. Кобитина и ДР-)-
Подобранные дидактические игры дают возможность: ё познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, чтоб у него воспитывалась выдержка (умение выслушивать товарища не перебивая), бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок), поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена. Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно — найди», «Подбери игрушку Танюшке», «Соедини по точкам» направлены на закрепление знаний об источниках опасности. В этих играх детям необходимо выбрать из предложенного набора те предметы (картинки), которые могут быть опасны в доме, и объяснить свой выбор. Углублению знаний об угрожающих ситуациях и правилах безопасности посвящены игры «Так и не так», «Сто бед», «Высоко — низко», «Убери на место». В этих играх детям нужно оценить поступок сверстника, изображенного на картинке и обосновать свой выбор, рассказать, как бы они поступили в конкретном случае и почему. На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы — спасатели», «Сто бед» (вариант).
Необходимо отметить, что роль взрослого меняется: при ознакомлении с игрой — как организатор детской деятельности; затем как участник, в дальнейшем с помощью Стобеда наблюдает, поясняет, подсказывает дошкольникам.
Представленные ниже дидактические игры используются в течение всего года, лишь дополняется содержание (картинки) в зависимости от изучаемого вида опасностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.
Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры.
Преимущество использования дидактических игр, по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем:
- каждый ребенок максимально активен;
- имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня), поскольку игры проводились с подгруппой (от 2 до 8 человек) или индивидуально;
- поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.
Нами отобраны и модифицированы 10 дидактических игр и пособий для детей, отвечающих следующим требованиям:
- реалистичны (изображенные предметы имеют четкие формы, естественный цвет, максимально приближены к реальным объектам);
- являются занимательными (содержат игровые элементы, задания), красочными, динамичными;
- отвечают конкретным образовательным задачам;
- соответствуют возрастным возможностям детей;
- -предназначены как для коллективного, так и для индивидуального использования (Л.В. Артемова, Т.В. Ким, И.И. Кобитина и ДР-)-
Подобранные дидактические игры дают возможность: ё познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, чтоб у него воспитывалась выдержка (умение выслушивать товарища не перебивая), бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок), поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена. Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно — найди», «Подбери игрушку Танюшке», «Соедини по точкам» направлены на закрепление знаний об источниках опасности. В этих играх детям необходимо выбрать из предложенного набора те предметы (картинки), которые могут быть опасны в доме, и объяснить свой выбор. Углублению знаний об угрожающих ситуациях и правилах безопасности посвящены игры «Так и не так», «Сто бед», «Высоко — низко», «Убери на место». В этих играх детям нужно оценить поступок сверстника, изображенного на картинке и обосновать свой выбор, рассказать, как бы они поступили в конкретном случае и почему. На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы — спасатели», «Сто бед» (вариант).
Необходимо отметить, что роль взрослого меняется: при ознакомлении с игрой — как организатор детской деятельности; затем как участник, в дальнейшем с помощью Стобеда наблюдает, поясняет, подсказывает дошкольникам.
Представленные ниже дидактические игры используются в течение всего года, лишь дополняется содержание (картинки) в зависимости от изучаемого вида опасностей.
«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»
Задачи: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал:
- игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;
- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
"РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ"
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувcтво товарищества.
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего да, призы (фишки или картинки).
Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачивает-читает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет выбор. Ответы поощряются призами.
"ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?» (лото)
Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества. Материал:
четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;
картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет
себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку.При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
"ДОМИК УЛИТКИ"
Задачи: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
Правило: соблюдать очередность.
Материал:
игровое поле с изображением улитки, внутри домика которого нарисованы различные предметы домашнего обихода; фишки; кубик.
Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.
«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ» (пособие)
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).
Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
«УБЕРИ НА МЕСТО»
Задачи: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.
Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
Варианты.
- На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место.
- На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».
* То же в игровом уголке.
«ТАК И НЕ ТАК»
Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал:
- 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,
- картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую — неопасных (разрешенных).
Варианты:
- индивидуально с воспитателем,
* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
Примерное содержание картинок: ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.
Вариант: пособие «МОЖНО — НЕЛЬЗЯ» (с использованием фотографий детей). В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бытовую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием выступает в качестве своеобразного «мостика» от знаний к формированию умений: ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая») изображенную ситуацию, утверждается в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфотографировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т.п.). Сделанное в результате пособие «Можно — нельзя» дети с удовольствием будут рассматривать и обсуждать (и без участия взрослых).
«СТО БЕД»
Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры: Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.
«МЫ - СПАСАТЕЛИ»
Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу);
- картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;
- набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ» (пособие)
Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.
Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.
Задания:
* собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;
* собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту
Автор Т.Г. Хромцова описывает преимущество дидактических игр и предлагает несколько игр для детей по данной теме....
дидактическая игра как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.
Подобранные дидактические игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту,различать опасные прдметы,сформировать представление о мерах предосторожности,о способах безопасн...
Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице в соответствии с ФГОС ДО.
Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице в соответствии с ФГОС ДО....
Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.
Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из самых главных задач дошкольного образования.Данное направление в настоящее время достаточно актуально, так как современный ребёнок всё чаще о...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ...
Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.
Можно – нельзя Цель: закреплять представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть. Оборудование: предметные картинки опасных и безопасных для игры предм...
Мастер-класс «Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту»
Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной ...