Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту
статья (старшая группа) на тему

Ракушина Елена Юрьевна

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.

Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении зна­ний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и сис­тематизацию в основном через дидактические игры.

Преимущество использования дидактических игр, по сравне­нию с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем:

  • каждый ребенок максимально активен;
  • имеется возможность дифференцированно осуществлять уточ­нение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их налич­ного уровня), поскольку игры проводились с подгруппой (от 2 до 8 человек) или индивидуально;
  • поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.

Нами отобраны и модифицированы 10 дидактических игр и пособий для детей, отвечающих следующим требованиям:

  • реалистичны (изображенные предметы имеют четкие фор­мы, естественный цвет, максимально приближены к реальным объектам);
  • являются занимательными (содержат игровые элементы, за­дания), красочными, динамичными;
  • отвечают конкретным образовательным задачам;
  • соответствуют возрастным возможностям детей;
  • -предназначены как для коллективного, так и для индивиду­ального использования (Л.В. Артемова, Т.В. Ким, И.И. Кобитина и ДР-)-

Подобранные дидактические игры дают возможность: ё познакомить детей с источниками опасности в быту, уточ­нить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;

  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
  • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, чтоб у него воспитывалась выдер­жка (умение выслушивать товарища не перебивая), бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибу­тов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок), по­ощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, ак­тивизирует их психические процессы. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утвер­ждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, ка­кие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли до­минирующих, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена. Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно — найди», «Подбе­ри игрушку Танюшке», «Соедини по точкам» направлены на зак­репление знаний об источниках опасности. В этих играх детям не­обходимо выбрать из предложенного набора те предметы (картин­ки), которые могут быть опасны в доме, и объяснить свой выбор. Углублению знаний об угрожающих ситуациях и правилах безо­пасности посвящены игры «Так и не так», «Сто бед», «Высоко — низко», «Убери на место». В этих играх детям нужно оценить посту­пок сверстника, изображенного на картинке и обосновать свой выбор, рассказать, как бы они поступили в конкретном случае и почему. На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы — спасатели», «Сто бед» (вариант).

Необходимо отметить, что роль взрослого меняется: при озна­комлении с игрой — как организатор детской деятельности; затем как участник, в дальнейшем с помощью Стобеда наблюдает, по­ясняет, подсказывает дошкольникам.

Представленные ниже дидактические игры используются в те­чение всего года, лишь дополняется содержание (картинки) в за­висимости от изучаемого вида опасностей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.

Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры.

Преимущество использования дидактических игр, по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем:

  • каждый ребенок максимально активен;
  • имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня), поскольку игры проводились с подгруппой (от 2 до 8 человек) или индивидуально;
  • поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.

Нами отобраны и модифицированы 10 дидактических игр и пособий для детей, отвечающих следующим требованиям:

  • реалистичны (изображенные предметы имеют четкие формы, естественный цвет, максимально приближены к реальным объектам);
  • являются занимательными (содержат игровые элементы, задания), красочными, динамичными;
  • отвечают конкретным образовательным задачам;
  • соответствуют возрастным возможностям детей;
  • -предназначены как для коллективного, так и для индивидуального использования (Л.В. Артемова, Т.В. Ким, И.И. Кобитина и ДР-)-

Подобранные дидактические игры дают возможность: ё познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;

  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
  • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, чтоб у него воспитывалась выдержка (умение выслушивать товарища не перебивая), бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок), поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена. Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно — найди», «Подбери игрушку Танюшке», «Соедини по точкам» направлены на закрепление знаний об источниках опасности. В этих играх детям необходимо выбрать из предложенного набора те предметы (картинки), которые могут быть опасны в доме, и объяснить свой выбор. Углублению знаний об угрожающих ситуациях и правилах безопасности посвящены игры «Так и не так», «Сто бед», «Высоко — низко», «Убери на место». В этих играх детям нужно оценить поступок сверстника, изображенного на картинке и обосновать свой выбор, рассказать, как бы они поступили в конкретном случае и почему. На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы — спасатели», «Сто бед» (вариант).

Необходимо отметить, что роль взрослого меняется: при ознакомлении с игрой — как организатор детской деятельности; затем как участник, в дальнейшем с помощью Стобеда наблюдает, поясняет, подсказывает дошкольникам.

Представленные ниже дидактические игры используются в течение всего года, лишь дополняется содержание (картинки) в зависимости от изучаемого вида опасностей.

«ПОДБЕРИ  ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»

Задачи: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал:

-        игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;

-        картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

"РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ"

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувcтво товарищества.

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего да, призы (фишки или картинки).

Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачивает-читает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет выбор. Ответы поощряются призами.

"ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?» (лото)

Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества. Материал:

четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;

картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет

себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку.При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

 "ДОМИК УЛИТКИ"

Задачи: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Правило: соблюдать очередность.

Материал:

игровое поле с изображением улитки, внутри домика которого нарисованы различные предметы домашнего обихода; фишки; кубик.

Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.

«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ» (пособие)

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).

Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

«УБЕРИ НА МЕСТО»

Задачи: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.

Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.

Варианты.

  • На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место.
  • На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».

*        То же в игровом уголке.

 «ТАК И НЕ ТАК»

Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал:

  • 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,
  • картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.

Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую — неопасных (разрешенных).

Варианты:

  • индивидуально с воспитателем,

* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

Примерное содержание картинок: ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.

Вариант: пособие «МОЖНО — НЕЛЬЗЯ» (с использованием фотографий детей). В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бытовую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием выступает в качестве своеобразного «мостика» от знаний к формированию умений: ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая») изображенную ситуацию, утверждается в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфотографировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т.п.). Сделанное в результате пособие «Можно — нельзя» дети с удовольствием будут рассматривать и обсуждать (и без участия взрослых).

«СТО БЕД»

Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.

Ход игры: Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.

«МЫ - СПАСАТЕЛИ»

Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:

   *        игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу);

  • картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;
  • набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ» (пособие)

Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.

Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.

Задания:

* собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;

* собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту

Автор Т.Г. Хромцова описывает преимущество дидактических игр и предлагает несколько игр для детей по данной теме....

дидактическая игра как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.

Подобранные дидактические игры дают возможность познакомить детей  с источниками опасности в быту,различать опасные прдметы,сформировать представление о мерах предосторожности,о способах безопасн...

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице в соответствии с ФГОС ДО.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на   улице в соответствии с ФГОС ДО....

Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из самых главных задач дошкольного образования.Данное направление в настоящее время достаточно актуально, так как современный ребёнок всё чаще о...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ...

Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.

Можно – нельзя   Цель: закреплять представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть.   Оборудование: предметные картинки опасных и безопасных для игры предм...

Мастер-класс «Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту»

Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной ...