Мастер-класс «Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Грибова Виктория Викторовна
Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной бытовой техникой, химией и медикаментами, а также всевозможными предметами, представляющими интерес для малышей, но в тоже время несущие в себе опасность для их здоровья. Поэтому, привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения, основ личной безопасности весьма актуальная проблема на сегодняшний день. И прививать их надо как можно раньше. Дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет. Таким образом, наша задача - рассказать им об этом и показать. Какой же самый эффективный метод формирования у дошкольников опыта безопасного поведения дома, который их научит предвидеть опасность, по возможности ее избегать, при необходимости - действовать. Это игра. Каждая семья по-своему создает уют и комфорт дома, но для всех едины правила соблюдения безопасности и устранения источников опасности, из-за которых ребенок может получить травму. Необходимо сформировать у ребенка представления опасности для их жизни и здоровья о предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов. Детям необходимо дать знания о предметах, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться (спички, кухонная плита и другие) и предметами, которыми ребенку следует научиться пользоваться (нож, иголка, ножницы). Для этого можно организовать следующие игры: -«Каждой вещи - свое место»: взрослый дает знания ребенку о том, что каждый предмет имеет свое назначение и тот, кто им пользуется, должен соблюдать правила безопасного обращения, многие полезные и необходимые предметы при неумелом обращении могут причинить вред или стать причиной беды. Давайте поиграем! Я буду называть предметы, а Вы – рассказывать о правилах их использования: нож, лекарства, молоток, утюг. -«Самый умный»: ребенку необходимо задать вопросы, а ответы вместе обсудить: какие предметы называются «электроприборы»? для чего дома необходимы розетки? для чего в доме нужна аптечка? -«Где опасность?»: предложить ребенку взять красные круги и обойти квартиру, раскладывая их рядом с опасными предметами или в тех местах, которые, по его мнению, являются травмоопасными, пусть ребенок пояснит свои действия. -«Найди опасные предметы»: предложить найти ребенку в доме или на заранее подготовленных картинках опасные предметы. - «Источники опасностей»: ребенку дать картинки с изображением разных предметов и задать вопросы: что может быть источником пожара? Чем можно получить человеку травму? Ребенок отвечает на поставленные вопросы, находя нужную картинку. -«Угадай профессию» В каждой семье наступает момент, когда взрослые решают, достаточно ли подготовлен ребенок, чтобы остаться дома одному, есть ли уверенность в том, что правильно себя поведет в критической ситуации. Важно заранее объяснить ребенку, как следует себя вести, но делать это не напрямую, а исподволь - в играх: -«Поиграем в сказку»: напоминаем ребенку сказку «Волк и семеро козлят», где волк-«злоумышленник», а козлята – «доверчивые». Предложить детям обыграть сказку с игрушками или картинками. -«Телефон»: ребенку называем службу «скорая помощь», «полиция», «пожарная охрана», а ребенок быстро, не задумываясь, отвечает номер телефона. Предлагаю Вам попробовать: «Скорая помощь» - 103, «Пожарная охрана» - 101, «Полиция» - 102. -«Алло, мне нужна помощь»: предложить ребенку игрушечный телефон и попробовать разыграть ситуацию, когда ему необходима помощь, построить вместе с ребенком диалог на данную тему. -«Четвертый лишний»: ребенку даются карточки, на каждой из которой изображены четыре предмета, один из которых лишний, т. е. несет опасность. Именно ее ребенок должен найди и объяснить свой выбор. А сейчас, я предлагаю поиграть. «Отгадай загадку по картинке». Цель: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание, речь. Оборудование: картинки с изображением опасных предметов. Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет. Это тесный-тесный дом. Я под мышкой посижу Сто сестричек жмутся в нем. И что делать укажу: И любая из сестер Или разрешу гулять, Может вспыхнуть, как костер. Или уложу в кровать. (Спички) (Градусник) Грибникам он очень нужен, Они обычно для шитья; Без него не сваришь ужин, И у ежа их видел я; На охоту не пойдешь. Бывают на сосне, на елке, Что же это? А называются... (Нож) (Иголки) Закипит – исходит паром, Весь я сделан из железа, И свистит, и пышет жаром, У меня ни ног, ни рук. Крышкой брякает, стучит: Я по шляпку в доску влезу, – Эй! Сними меня! – кричит. А по мне все стук да стук. (Чайник) (Гвоздь) Не хочу я молчать – По одежде он плывет, Дайте вволю постучать! Как горячий пароход. И стучит день-деньской Стало все белье на диво Он железной головой. Очень гладким и красивым. (Молоток) (Утюг) Очень хрупкая я, Берегите меня. Если только разобьете – Лишь осколки соберете. (Стеклянная банка) О каких предметах мы с вами говорили? Итак, задача нас, взрослых, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы с детьми показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Берегись бед, пока их нет! Спасибо за внимание! «Отгадай загадку и найди картинку». Цель: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание, речь. Оборудование: картинки с изображением опасных предметов. Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет. Это тесный-тесный дом. Я под мышкой посижу Сто сестричек жмутся в нем. И что делать укажу: И любая из сестер Или разрешу гулять, Может вспыхнуть, как костер. Или уложу в кровать. (Спички) (Градусник) Грибникам он очень нужен, Они обычно для шитья; Без него не сваришь ужин, И у ежа их видел я; На охоту не пойдешь. Бывают на сосне, на елке, Что же это? А называются... (Нож) (Иголки) Закипит – исходит паром, Весь я сделан из железа, И свистит, и пышет жаром, У меня ни ног, ни рук. Крышкой брякает, стучит: Я по шляпку в доску влезу, – Эй! Сними меня! – кричит. А по мне все стук да стук. (Чайник) (Гвоздь) Не хочу я молчать – По одежде он плывет, Дайте вволю постучать! Как горячий пароход. И стучит день-деньской Стало все белье на диво Он железной головой. Очень гладким и красивым. (Молоток) (Утюг) Очень хрупкая я, Берегите меня. Если только разобьете – Лишь осколки соберете. (Стеклянная банка) Безопасное поведение детей в быту. Методические рекомендации для родителей Безопасное поведение в быту (методическая рекомендация для родителей). На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создание условий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Формирование опыта ребенка среднего дошкольного возраста должно строиться поэтапно, начиная с ознакомления с правилами безопасности жизнедеятельности в доме (использование специально подобранных д/и, содействующих активному усвоению ребенком знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, постоянное общение взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся, а также худ литература). Важным условием для взрослых является как можно больше давать ребенку активности и самостоятельности в освоении опыта безопасного поведения в быту. Диагностика знаний и умений безопасного поведения детей дошкольного возраста (в быту). Изучая особенности воспитания безопасного поведения дошкольников в быту включает в себя следующие задачи: 1. Определить уровень знаний детей о правилах безопасности в быту. 2. Выявить уровень умений обращения с потенциально опасными бытовыми предметами и отношение к ним. 3. Изучить роль семьи и детского сада в процессе освоения опыта безопасного поведения в быту детьми дошкольного возраста. Примерное содержание знаний и умений безопасного поведения в быту (5-7 лет). Знать свое имя, фамилию, домашний адрес. Иметь представления о предметах бытовой техники, инструментах, используемых дома и в детском саду: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка/овощерезка, стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначении и правилах обращения (экскурсия в д/с на кухню, в прачечную). Цель: Понимать, что порядок в доме и детском саду не только для красоты, но и для безопасности. Поэтому предметы и игрушки надо класть на свои места. Представлять возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья: -если неосторожно пользоваться, брать без разрешения взрослых или играть острыми, колющими и режущими предметами (ножницами, ножом, иголкой, гвоздями, кнопками, заточенными карандашами и др., то можно порезаться или уколоться (наглядные предметы, иллюстрации, чтение рассказов «Умный наперсток», «Как Стобед наступил на иголку» загадки, стихи, пословицы). -при пользовании утюгом, пылесосом, телевизором, лампой и другими электроприборами нельзя включать их без разрешения взрослых, трогать руками провода; вставлять мелкие предметы в розетку; нельзя играть спичками, зажигалками, потому что может случиться пожар. -дома и в детском саду можно упасть: на ровном месте (на мокром полу, запнуться о разбросанные игрушки и предметы, из окна балкона, с мебели (со шкафа, тумбочки, стула и др.). Поэтому нельзя забираться на подоконник и выглядывать, лучше сходить на улицу погулять с разрешения взрослых; нельзя залезать на высокую мебель, подоконник и т. п., чтобы достать что-нибудь с высокой полки, можно попросить об этом родителей или воспитателя; нельзя выходить на балкон без взрослых. Знать, как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой (пришивать пуговицу). Знать о приемах оказания первой помощи: -при порезах и ссадинах, ожогов и ушибах нужно подставить рану под струю холодной воды и показать взрослым -при пожаре – не прятаться, вызвать пожарных по телефону 01, выйти из комнаты или лечь на пол. Освоение детьми опыта безопасного поведения в быту при участии родителей В наблюдениях отмечается, что сфера отношений «родители – ребенок – воспитатели» является определяющей в дошкольном возрасте. Общение, контакты, совместная с взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования мотивов поведения и накопления опыта детей. Ведущее направление – это работа с детьми, поскольку решить задачу воспитания безопасного поведения ребенка, возможно, прежде всего, организуя его непосредственную деятельность. Задачи: -Уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в быту -Закрепить полученные знания и формировать их на основе умения безопасного поведения в быту -Создать условия для применения детьми умений действовать с опасными предметами домашнего обихода -Вызвать у детей желание соблюдать правила безопасности дома, избегая запреты -Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом не вызвать чувство страха и робости, используя обучение практическим действиям с опасными предметами домашнего обихода. Вся работа с детьми должна осуществляться при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельным вопросом и ни в коем случае не «навязываться» ребенку (д/и, занятия, чтение худ, литературы). Постоянное включение детей в совместную со взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на осторожное обращение с предметами быта, способствует формированию умений безопасного поведения. В работе c родителями предлагается широко использовать такой метод, как решение проблемных ситуаций. Например: - «Вы уходите в гости и оставляете ребенка одного дома (не первый раз). При этом вы знаете, что он любит играть и смотреть телевизор на кухне. Какие меры предосторожности вы примете и что скажете ребенку?» В работе с родителями надо стараться убедить их не сдерживать активность детей, а направлять ее в «полезное русло». Поэтому родителям было предложена анкета смешанного типа, где часть вопросов содержит готовые ответы на выбор и были оставлены свободные строки с предложением сформулировать свой вариант ответа. Анкета для родителей состоит из 17 вопросов и позволяет определить: - осознают ли родители необходимость ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту; - есть ли у родителей знания об источниках опасности и о порядке действий в некоторых опасных ситуациях в быту; - как знакомят детей с опасными предметами и ситуациями, мерами предосторожности в доме, позволяют ли самостоятельно пользоваться опасными бытовыми предметами; - необходима ли родителям помощь со стороны педагога по ОБЖ или воспитателя, и какая, в проведении такой работы. Таким образом, анкетирование помогает проанализировать содержание компонентов опыта безопасного поведения в быту, что в дальнейшем скорректирует работу педагога по воспитанию безопасного поведения ребенка. В целом хочется отметить, что планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей дош. возраста, является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Это значит, что данная работа должна рассматриваться не в краткосрочный, а в долговременной перспективе. Анкета для родителей Уважаемые родители! Мы проводим исследование по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту. Будем признательны, если Вы поможете нам, ответив на следующие вопросы. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст, количество детей в семье, образование. 1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту? Если да, то укажите, с какого возраста. 2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (укажите цифрами по степени значимости): а) родители, б) воспитатели, в) школьные учителя, г) медицинские работники, д) преподаватели безопасности жизнедеятельности, е) другие (укажите). 3. Укажите, какие опасные для дошкольника предметы встречаются у вас в доме. 4. Какие правила безопасности жизни в быту должны знать дети дошкольного возраста: а) нельзя играть спичками, зажигалками, б) нельзя трогать электроприборы, в) нельзя брать лекарства без разрешения, г) при пожаре – не прятаться, позвонить по 01, д) другие (укажите). 5. Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома? а) прячем, б) учим пользоваться (уточните чем, в) запрещаем, г) (свой вариант). 6. Остается ли Ваш ребенок на некоторое время один? Если да, то, что Вы ему говорите, когда уходите: а) не ешь грязные овощи и фрукты, б) ни кому не открывай дверь, в) не трогай лекарства, г) не включай газ (плиту, д) не играй спичками, е) не подходи к телефону, ж) (укажите свой вариант). 7. Знает ли Ваш ребенок свое имя, фамилию, домашний адрес и телефон? а) да, б) нет, в) не знаю, г) только (укажите что). 8. Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? Если да, то укажите, какие и знает ли Ваш ребенок как вызвать (подчеркните): - скорую помощь - да, нет, не знаю - милицию - да, нет, не знаю - пожарных - да, нет, не знаю 9. Известна ли Вам литература, где указано, как знакомить детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту? (по возможности, укажите автора и название). 10. Используете ли Вы книги и телепередачи, чтобы поговорить с ребенком об опасностях в доме? (по возможности укажите название). 11. Необходима ли Вам помощь со стороны педагога д/с в ознакомлении с правилами безопасного поведения в быту? 12. Оказывает ли дошкольное учреждение помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями в быту? Если да, то удовлетворяет ли Вас существующая система педагогического просвещения? 13. Какого рода информацию о процессе формирования безопасного поведения детей в быту, и в каком виде Вы хотели бы получить от педагогов дошкольного учреждения? 14. Какие травмы получал Ваш ребенок дома? (ответ обведите): а) порезы, д) отравления (чем, б) ожоги (уточните какие, е) электротравмы, в) переломы, ж) попадание инородных тел, г) ушибы, з) другое (укажите). 15. Ваши действия при порезах и ссадинах (выберите): а) промыть рану проточной водой, б) приложить холодный предмет, в) прижать рану ватой, смоченной йодом или спиртом, г) обработать края раны йодом, д) наложить повязку. 16. Первая помощь при термических ожогах (выберите): а) подставить под струю холодной воды, б) смазать маслом или вазелином, в) обработать йодом или спиртом, г) вскрыть пузыри. 17. Что Вы будете делать, если в комнате начался пожар? Укажите. СПАСИБО!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_master_klass_23g.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Клемовская СОШ»

(Дошкольное отделение «Осетренок»)

Мастер-класс

«Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту»

 

Воспитатель: Грибова В.В.

2023 г.

    Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной бытовой техникой, химией и медикаментами, а также всевозможными предметами, представляющими интерес для малышей, но в тоже время несущие в себе опасность для их здоровья. Поэтому, привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения, основ личной безопасности весьма актуальная проблема на сегодняшний день. И прививать их надо как можно раньше. Дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет. Таким образом, наша задача - рассказать им об этом и показать.

Какой же самый эффективный метод формирования у дошкольников опыта безопасного поведения дома, который их научит предвидеть опасность, по возможности ее избегать, при необходимости - действовать. Это игра.

Каждая семья по-своему создает уют и комфорт дома, но для всех едины правила соблюдения безопасности и устранения источников опасности, из-за которых ребенок может получить травму. Необходимо сформировать у ребенка представления опасности для их жизни и здоровья о предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.

Детям необходимо дать знания о предметах, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться (спички, кухонная плита и другие) и предметами, которыми ребенку следует научиться пользоваться (нож, иголка, ножницы).

Для этого можно организовать следующие игры:

-«Каждой вещи - свое место»: взрослый дает знания ребенку о том, что каждый предмет имеет свое назначение и тот, кто им пользуется, должен соблюдать правила безопасного обращения, многие полезные и необходимые предметы при неумелом обращении могут причинить вред или стать причиной беды. Давайте поиграем! Я буду называть предметы, а Вы – рассказывать о правилах их использования: нож, лекарства, молоток, утюг.

-«Самый умный»: ребенку необходимо задать вопросы, а ответы вместе обсудить: какие предметы называются «электроприборы»? для чего дома необходимы розетки? для чего в доме нужна аптечка?

-«Где опасность?»: предложить ребенку взять красные круги и обойти квартиру, раскладывая их рядом с опасными предметами или в тех местах, которые, по его мнению, являются травмоопасными, пусть ребенок пояснит свои действия.

-«Найди опасные предметы»: предложить найти ребенку в доме или на заранее подготовленных картинках опасные предметы.

«Источники опасностей»: ребенку дать картинки с изображением разных предметов и задать вопросы: что может быть источником пожара? Чем можно получить человеку травму? Ребенок отвечает на поставленные вопросы, находя нужную картинку.

-«Угадай профессию»

В каждой семье наступает момент, когда взрослые решают, достаточно ли подготовлен ребенок, чтобы остаться дома одному, есть ли уверенность в том, что правильно себя поведет в критической ситуации. Важно заранее объяснить ребенку, как следует себя вести, но делать это не напрямую, а исподволь - в играх:

-«Поиграем в сказку»: напоминаем ребенку сказку «Волк и семеро козлят», где волк-«злоумышленник», а козлята – «доверчивые». Предложить детям обыграть сказку с игрушками или картинками.

-«Телефон»: ребенку называем службу «скорая помощь»«полиция»«пожарная охрана», а ребенок быстро, не задумываясь, отвечает номер телефона.

Предлагаю Вам попробовать«Скорая помощь» - 103, «Пожарная охрана» - 101, «Полиция» - 102.

-«Алло, мне нужна помощь»: предложить ребенку игрушечный телефон и попробовать разыграть ситуацию, когда ему необходима помощь, построить вместе с ребенком диалог на данную тему.

-«Четвертый лишний»: ребенку даются карточки, на каждой из которой изображены четыре предмета, один из которых лишний, т. е. несет опасность. Именно ее ребенок должен найди и объяснить свой выбор.

А сейчас, я предлагаю поиграть.

«Отгадай загадку по картинке».

Цель: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание, речь.

Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.

   Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны?

Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

Это тесный-тесный дом.                                    Я под мышкой посижу

Сто сестричек жмутся в нем.                              И что делать укажу:

И любая из сестер                                                Или разрешу гулять,

Может вспыхнуть, как костер.                           Или уложу в кровать.

(Спички)                                                                 (Градусник)

Грибникам он очень нужен,                               Они обычно для шитья;

Без него не сваришь ужин,                                  И у ежа их видел я;  

На охоту не пойдешь.                                          Бывают на сосне, на елке,

Что же это?                                                           А называются...

(Нож)                                                                        (Иголки)

Закипит – исходит паром,                                    Весь я сделан из железа,

И свистит, и пышет жаром,                                 У меня ни ног, ни рук.

Крышкой брякает, стучит:                                   Я по шляпку в доску влезу,

– Эй! Сними меня! – кричит.                               А по мне все стук да стук.

(Чайник)                                                                  (Гвоздь)

Не хочу я молчать –                                              По одежде он плывет,

Дайте вволю постучать!                                       Как горячий пароход.

И стучит день-деньской                                       Стало все белье на диво

Он железной головой.                                          Очень гладким и красивым.

 (Молоток)                                                                 (Утюг)

Очень хрупкая я,

Берегите меня.

Если только разобьете –

Лишь осколки соберете.

(Стеклянная банка) 

О каких предметах мы с вами говорили?

 

   Итак, задача нас, взрослых, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы с детьми показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

Берегись бед, пока их нет!  

Спасибо за внимание!

«Отгадай загадку и найди картинку».

Цель: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание, речь.

Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.

   Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны?

Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

Это тесный-тесный дом.                            Я под мышкой посижу

Сто сестричек жмутся в нем.                     И что делать укажу:

И любая из сестер                                       Или разрешу гулять,

Может вспыхнуть, как костер.                  Или уложу в кровать.

(Спички)                                                            (Градусник)

Грибникам он очень нужен,                        Они обычно для шитья;

Без него не сваришь ужин,                          И у ежа их видел я;  

На охоту не пойдешь.                                   Бывают на сосне, на елке,

Что же это?                                                    А называются...

(Нож)                                                                        (Иголки)

Закипит – исходит паром,                         Весь я сделан из железа,

И свистит, и пышет жаром,                       У меня ни ног, ни рук.

Крышкой брякает, стучит:                         Я по шляпку в доску влезу,

– Эй! Сними меня! – кричит.                    А по мне все стук да стук.

(Чайник)                                                                  (Гвоздь)

Не хочу я молчать –                                   По одежде он плывет,

Дайте вволю постучать!                            Как горячий пароход.

И стучит день-деньской                            Стало все белье на диво

Он железной головой.                               Очень гладким и красивым.

 (Молоток)                                                                 (Утюг)

Очень хрупкая я,

Берегите меня.

Если только разобьете –

Лишь осколки соберете.

(Стеклянная банка) 

Безопасное поведение детей в быту. Методические рекомендации для родителей

Безопасное поведение в быту (методическая рекомендация для родителей).

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создание условий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Формирование опыта ребенка среднего дошкольного возраста должно строиться поэтапно, начиная с ознакомления с правилами безопасности жизнедеятельности в доме (использование специально подобранных д/и, содействующих активному усвоению ребенком знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, постоянное общение взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся, а также худ литература). Важным условием для взрослых является как можно больше давать ребенку активности и самостоятельности в освоении опыта безопасного поведения в быту.

Диагностика знаний и умений безопасного поведения детей дошкольного возраста (в быту).

Изучая особенности воспитания безопасного поведения дошкольников в быту включает в себя следующие задачи:

1. Определить уровень знаний детей о правилах безопасности в быту.

2. Выявить уровень умений обращения с потенциально опасными бытовыми предметами и отношение к ним.

3. Изучить роль семьи и детского сада в процессе освоения опыта безопасного поведения в быту детьми дошкольного возраста.

Примерное содержание знаний и умений безопасного поведения в быту (5-7 лет).

Знать свое имя, фамилию, домашний адрес.

Иметь представления о предметах бытовой техники, инструментах, используемых дома и в детском саду: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка/овощерезка, стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначении и правилах обращения (экскурсия в д/с на кухню, в прачечную).

Цель: Понимать, что порядок в доме и детском саду не только для красоты, но и для безопасности. Поэтому предметы и игрушки надо класть на свои места.

Представлять возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья:

-если неосторожно пользоваться, брать без разрешения взрослых или играть острыми, колющими и режущими предметами (ножницами, ножом, иголкой, гвоздями, кнопками, заточенными карандашами и др., то можно порезаться или уколоться (наглядные предметы, иллюстрации, чтение рассказов «Умный наперсток»«Как Стобед наступил на иголку» загадки, стихи, пословицы).

-при пользовании утюгом, пылесосом, телевизором, лампой и другими электроприборами нельзя включать их без разрешения взрослых, трогать руками провода; вставлять мелкие предметы в розетку; нельзя играть спичками, зажигалками, потому что может случиться пожар.

-дома и в детском саду можно упасть: на ровном месте (на мокром полу, запнуться о разбросанные игрушки и предметы, из окна балкона, с мебели (со шкафа, тумбочки, стула и др.). Поэтому нельзя забираться на подоконник и выглядывать, лучше сходить на улицу погулять с разрешения взрослых; нельзя залезать на высокую мебель, подоконник и т. п., чтобы достать что-нибудь с высокой полки, можно попросить об этом родителей или воспитателя; нельзя выходить на балкон без взрослых.

Знать, как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой (пришивать пуговицу).

Знать о приемах оказания первой помощи:

-при порезах и ссадинах, ожогов и ушибах нужно подставить рану под струю холодной воды и показать взрослым

-при пожаре – не прятаться, вызвать пожарных по телефону 01, выйти из комнаты или лечь на пол.

Освоение детьми опыта безопасного поведения в быту при участии родителей

В наблюдениях отмечается, что сфера отношений «родители – ребенок – воспитатели» является определяющей в дошкольном возрасте. Общение, контакты, совместная с взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования мотивов поведения и накопления опыта детей.

Ведущее направление – это работа с детьми, поскольку решить задачу воспитания безопасного поведения ребенка, возможно, прежде всего, организуя его непосредственную деятельность.

Задачи:

-Уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в быту

-Закрепить полученные знания и формировать их на основе умения безопасного поведения в быту

-Создать условия для применения детьми умений действовать с опасными предметами домашнего обихода

-Вызвать у детей желание соблюдать правила безопасности дома, избегая запреты

-Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом не вызвать чувство страха и робости, используя обучение практическим действиям с опасными предметами домашнего обихода.

Вся работа с детьми должна осуществляться при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельным вопросом и ни в коем случае не «навязываться» ребенку (д/и, занятия, чтение худ, литературы). Постоянное включение детей в совместную со взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на осторожное обращение с предметами быта, способствует формированию умений безопасного поведения.

В работе c родителями предлагается широко использовать такой метод, как решение проблемных ситуаций. Например:

- «Вы уходите в гости и оставляете ребенка одного дома (не первый раз). При этом вы знаете, что он любит играть и смотреть телевизор на кухне. Какие меры предосторожности вы примете и что скажете ребенку?»

В работе с родителями надо стараться убедить их не сдерживать активность детей, а направлять ее в «полезное русло». Поэтому родителям было предложена анкета смешанного типа, где часть вопросов содержит готовые ответы на выбор и были оставлены свободные строки с предложением сформулировать свой вариант ответа.

Анкета для родителей состоит из 17 вопросов и позволяет определить:

- осознают ли родители необходимость ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту;

- есть ли у родителей знания об источниках опасности и о порядке действий в некоторых опасных ситуациях в быту;

- как знакомят детей с опасными предметами и ситуациями, мерами предосторожности в доме, позволяют ли самостоятельно пользоваться опасными бытовыми предметами;

- необходима ли родителям помощь со стороны педагога по ОБЖ или воспитателя, и какая, в проведении такой работы.

Таким образом, анкетирование помогает проанализировать содержание компонентов опыта безопасного поведения в быту, что в дальнейшем скорректирует работу педагога по воспитанию безопасного поведения ребенка.

В целом хочется отметить, что планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей дош. возраста, является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Это значит, что данная работа должна рассматриваться не в краткосрочный, а в долговременной перспективе.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Мы проводим исследование по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту. Будем признательны, если Вы поможете нам, ответив на следующие вопросы.

Укажите, пожалуйста, Ваш возраст, количество детей в семье, образование.

1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту? Если да, то укажите, с какого возраста.

2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (укажите цифрами по степени значимости):

а) родители,

б) воспитатели,

в) школьные учителя,

г) медицинские работники,

д) преподаватели безопасности жизнедеятельности,

е) другие (укажите).

3. Укажите, какие опасные для дошкольника предметы встречаются у вас в доме.

4. Какие правила безопасности жизни в быту должны знать дети дошкольного возраста:

а) нельзя играть спичками, зажигалками,

б) нельзя трогать электроприборы,

в) нельзя брать лекарства без разрешения,

г) при пожаре – не прятаться, позвонить по 01,

д) другие (укажите).

5. Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома?

а) прячем,

б) учим пользоваться (уточните чем,

в) запрещаем,

г) (свой вариант).

6. Остается ли Ваш ребенок на некоторое время один? Если да, то, что Вы ему говорите, когда уходите:

а) не ешь грязные овощи и фрукты,

б) ни кому не открывай дверь,

в) не трогай лекарства,

г) не включай газ (плиту,

д) не играй спичками,

е) не подходи к телефону,

ж) (укажите свой вариант).

7. Знает ли Ваш ребенок свое имя, фамилию, домашний адрес и телефон?

а) да,

б) нет,

в) не знаю,

г) только (укажите что).

8. Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? Если да, то укажите, какие и знает ли Ваш ребенок как вызвать (подчеркните):

- скорую помощь - да, нет, не знаю

- милицию - да, нет, не знаю

- пожарных - да, нет, не знаю

9. Известна ли Вам литература, где указано, как знакомить детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту? (по возможности, укажите автора и название).

10. Используете ли Вы книги и телепередачи, чтобы поговорить с ребенком об опасностях в доме? (по возможности укажите название).

11. Необходима ли Вам помощь со стороны педагога д/с в ознакомлении с правилами безопасного поведения в быту?

12. Оказывает ли дошкольное учреждение помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями в быту? Если да, то удовлетворяет ли Вас существующая система педагогического просвещения?

13. Какого рода информацию о процессе формирования безопасного поведения детей в быту, и в каком виде Вы хотели бы получить от педагогов дошкольного учреждения?

14. Какие травмы получал Ваш ребенок дома? (ответ обведите):

а) порезы, д) отравления (чем,

б) ожоги (уточните какие, е) электротравмы,

в) переломы, ж) попадание инородных тел,

г) ушибы, з) другое (укажите).

15. Ваши действия при порезах и ссадинах (выберите):

а) промыть рану проточной водой,

б) приложить холодный предмет,

в) прижать рану ватой, смоченной йодом или спиртом,

г) обработать края раны йодом,

д) наложить повязку.

16. Первая помощь при термических ожогах (выберите):

а) подставить под струю холодной воды,

б) смазать маслом или вазелином,

в) обработать йодом или спиртом,

г) вскрыть пузыри.

17. Что Вы будете делать, если в комнате начался пожар? Укажите.

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту

Автор Т.Г. Хромцова описывает преимущество дидактических игр и предлагает несколько игр для детей по данной теме....

дидактическая игра как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.

Подобранные дидактические игры дают возможность познакомить детей  с источниками опасности в быту,различать опасные прдметы,сформировать представление о мерах предосторожности,о способах безопасн...

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице в соответствии с ФГОС ДО.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на   улице в соответствии с ФГОС ДО....

Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из самых главных задач дошкольного образования.Данное направление в настоящее время достаточно актуально, так как современный ребёнок всё чаще о...

Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении зна­ний, предлагается осуществлять их накопление, углублен...

Презентация: Использование дидактической игры как средства ознакомления детей раннего возраста с правилами безопасного поведения

Проблена сохранения здоровья детей и охрана их жизни на сегодня одна из актульных. Дидактические игры помогут детям узнать и запомнить правила безопасного поведения в экстримальнвх ситуациях....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ...