Использование художественной литературы в развитии речи детей 2-3 лет
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

«Использование художественной литературы

в развитии речи детей 2-3 лет»

 

       Среди многих важных задач образовательной деятельности в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача включает в себя ряд специальных, частных задач:     

 -воспитание звуковой культуры речи,

-обогащение, закрепление и активизация словаря,

-формирование грамматического строя речи,

-развитие связной (диалогической, монологической) речи.

       Возраст от двух до трех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей и переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связанны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических, морфологических и лексических форм. Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятым слушателями.

Задача воспитателя в области развития речи детей - помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

          Решение основной задачи (развития разговорной речи детей) предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее предпочтительным является общение со взрослым. В таком общении ребенок осваивает следующие умения:

-понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее;

-реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;

-относить к себе речь взрослого, обращенную к группе людей, понимать ее содержание и реагировать в соответствии с ним;

-вступать в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания;

      Ребенок осваивает первые уроки культуры общения, которые  включают    в себя умение употреблять речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться, благодарить), а так же использовать  дружелюбный, спокойный тон  общения.

      Третий год жизни характеризуется активным и быстрым развитием словаря, в который входят:

-названия предметов, включенных в круг действий детей и доступных для наблюдения в  их ближайшем окружении;

-названия действий с предметами и некоторых особенностей этих предметов: форма, размер, цвет  и  другие признаки: чистый, тёплый; рано - поздно; высоко- низко; далеко- близко

 -названия некоторых трудовых действий и орудий, необходимых в труде (няня налила в чашку компот, мама выстирала белье, ножницами режут бумагу и т. п.);

-названия собственных действий (собрал игрушки, вымыл и вытер руки, надела колготки, рисую, играю, танцую и т. п.) ;

-имена близких людей (родственников, воспитателя, няни)

-освоение структуры простого предложения

-использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени;

-использование в речи слов с суффиксами разного значения 

      Воспитание звуковой культуры речи на третьем году тесно связанно с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием обще-речевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.) . Ребенок учится воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе, воспроизводить ритм стихотворения).

       Ярким средством развития речи детей является художественная литература.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга - это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства.

      В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров.  В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать её 2 -3 раза, а можно повторить только самые яркие моменты. После рассказывания лучше предложить детям вспомнить наиболее понравившиеся или запомнившиеся моменты и повторить их словами сказки. Повторяя эти  строки, дети лучше усваивают содержание.

      Народные сказки дают образцы ритмичной  речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок ( «я колобок-колобок.»), и имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх.

      Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения, такие как А. Барто «Игрушки», с несложным содержанием, близким к опыту ребёнка.  Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

      После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребёнку, можно напомнить аналогичные факты из их собственной жизни. И пусть дети строят своё высказывание только из одного-двух простых предложений, но это уже подготовка к последующему развитию связной речи.

      Все эти задачи решаются через следующие методы:

- инсценировка,

 - рассматривание иллюстраций,

- игры-драматизации,

- двигательные  импровизации.

      После чтения каждого литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания, о которых я говорила ранее.

      Нужно отметить, что, развивая речь детей, посредством приобщения их к художественной литературе мы формируем внимание,  мышление, память, усидчивость.  Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности – словесном творчестве. И это всё оказывает положительное влияние на развитие речи детей.

 

Список используемой литературы.

1. Ф. А. Сохина Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. М., Просвещение, 1976

2. А. М. Бородич Методика развития речи детей М., Просвещение, 1974

3. Г.М. Лямина Развитие речи ребенка раннего возраста М. Айрис Пресс, 2006

4. В. В. Гербова Занятия по развитию речи. М., Мозайка-Синтез, 2007

5. В.В. Гербова Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет М. Просвещение 1993

6. Г. В. Груба Воспитание детей раннего возраста. Н. Новгород Нижегородский гуманитарный центр, 1997

7. Г. Г. Григорьева Кроха. М., Просвещение 2007

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_hud_lit_v_rr_-_statya.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование художественной литературы

в развитии речи детей 2-3 лет»

       Среди многих важных задач образовательной деятельности в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача включает в себя ряд специальных, частных задач:    

 -воспитание звуковой культуры речи,

-обогащение, закрепление и активизация словаря,

-формирование грамматического строя речи,

-развитие связной (диалогической, монологической) речи.

       Возраст от двух до трех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей и переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связанны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических, морфологических и лексических форм. Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятым слушателями.

Задача воспитателя в области развития речи детей - помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

          Решение основной задачи (развития разговорной речи детей) предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее предпочтительным является общение со взрослым. В таком общении ребенок осваивает следующие умения:

-понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее;

-реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;

-относить к себе речь взрослого, обращенную к группе людей, понимать ее содержание и реагировать в соответствии с ним;

-вступать в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания;

      Ребенок осваивает первые уроки культуры общения, которые  включают    в себя умение употреблять речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться, благодарить), а так же использовать  дружелюбный, спокойный тон  общения.

      Третий год жизни характеризуется активным и быстрым развитием словаря, в который входят:

-названия предметов, включенных в круг действий детей и доступных для наблюдения в  их ближайшем окружении;

-названия действий с предметами и некоторых особенностей этих предметов: форма, размер, цвет  и  другие признаки: чистый, тёплый; рано - поздно; высоко- низко; далеко- близко

 -названия некоторых трудовых действий и орудий, необходимых в труде (няня налила в чашку компот, мама выстирала белье, ножницами режут бумагу и т. п.);

-названия собственных действий (собрал игрушки, вымыл и вытер руки, надела колготки, рисую, играю, танцую и т. п.) ;

-имена близких людей (родственников, воспитателя, няни)

-освоение структуры простого предложения

-использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени;

-использование в речи слов с суффиксами разного значения  

      Воспитание звуковой культуры речи на третьем году тесно связанно с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием обще-речевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.) . Ребенок учится воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе, воспроизводить ритм стихотворения).

       Ярким средством развития речи детей является художественная литература.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга - это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства.

      В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров.  В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать её 2 -3 раза, а можно повторить только самые яркие моменты. После рассказывания лучше предложить детям вспомнить наиболее понравившиеся или запомнившиеся моменты и повторить их словами сказки. Повторяя эти  строки, дети лучше усваивают содержание.

      Народные сказки дают образцы ритмичной  речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок ( «я колобок-колобок.»), и имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх.

      Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения, такие как А. Барто «Игрушки», с несложным содержанием, близким к опыту ребёнка.  Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

      После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребёнку, можно напомнить аналогичные факты из их собственной жизни. И пусть дети строят своё высказывание только из одного-двух простых предложений, но это уже подготовка к последующему развитию связной речи.

      Все эти задачи решаются через следующие методы:

- инсценировка,

 - рассматривание иллюстраций,

- игры-драматизации,

- двигательные  импровизации.

      После чтения каждого литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания, о которых я говорила ранее.

      Нужно отметить, что, развивая речь детей, посредством приобщения их к художественной литературе мы формируем внимание,  мышление, память, усидчивость.  Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности – словесном творчестве. И это всё оказывает положительное влияние на развитие речи детей.

Список используемой литературы.

1. Ф. А. Сохина Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. М., Просвещение, 1976

2. А. М. Бородич Методика развития речи детей М., Просвещение, 1974

3. Г.М. Лямина Развитие речи ребенка раннего возраста М. Айрис Пресс, 2006

4. В. В. Гербова Занятия по развитию речи. М., Мозайка-Синтез, 2007

5. В.В. Гербова Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет М. Просвещение 1993

6. Г. В. Груба Воспитание детей раннего возраста. Н. Новгород Нижегородский гуманитарный центр, 1997

7. Г. Г. Григорьева Кроха. М., Просвещение 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, развитию представлений об окружающем мире и себе, формированию культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе. ТЕМА: Как н

Интегрированное занятие в первой младшей группе.Тема: Как нужно ухаживать за собой.  Познакомить детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая»...

"Кто такие гуленьки?" художественная литература. Развитие речи у детей младшего возраста.

Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольникаДошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно "работает" непроиз...

Консультация для родителей «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ».

Консультация для родителей «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ».В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в младшей группе на развитие речи и ознак...

Проблема педагогической грамотности родителей в вопросах использования художественной литературы в воспитании детей

Книга — это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946). Важнейшим средством в воспитании я...

Конспект ОД по речевому развитию ( художественная литература + развитие речи) на тему: «Кто сказал Мяу?» в 1 младшей группе № 1.

Конспект ОД по речевому развитию( художественная литература + развитие речи) на тему: «Кто сказал  Мяу?» в 1 младшей группе № 1....