Конспект интегрированного занятия по художественной литературе, развитию речи и лепке "Снежные человечки"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему
Занятие для средней группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Талаканский детский сад № 2 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению детей
Выполнила: воспитатель 1 категории
Баранова Ольга Борисовна
2014 г.
Тема: В. Куприн «Солнышко и снежные человечки» (по мотивам румынской народной сказки)
Цели: Познакомить детей со сказкой «Солнышко и снежные человечки»; учить чувствовать и понимать характер сказочных героев, находить выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; формировать навыки скульптурной лепки, умения дополнять образ деталями из природного материала.
Развивать связную речь, произвольное внимание, ассоциативное мышление, активизировать словарь и воображение; развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к книге, аккуратность при работе с соленым тестом.
Оборудование и материалы: книга «Солнышко и снежные человечки», иллюстрации к произведению (формата А4), картинки с изображением снеговиков для нахождения различий, магнитофон, аудиозапись минусовки А.Ермолова «Зимняя сказка», соленое тесто, веточки, шляпки желудей, ракушки, пробки от пластиковых бутылок, зубочистки, дощечки для лепки, кисти, акриловые краски, стаканчики-непроливайки.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество, художественная литература, музыка
Методы и приемы: словесные: рассказ, беседа; практические: упражнения, игры; наглядные: аудиозапись, иллюстрации; репродуктивный, эвристический: самостоятельная работа; вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, пояснение, внезапное появление объекта, создание игровой ситуации
Ход занятия
1 . Организационный момент.
Включается музыка А.Ермолова «Зимняя сказка»
- Искрится, падает снежок Снег! Снег! Снег! – снежок…
На землю и дома. Белый и пушистый.
А это значит, мой дружок, Снег! Снег! Снег – снежок…
Что к нам пришла зима! Звездно-серебристый.
- Ребята, а какими словами можно описать снег? (белый, холодный, чистый, пушистый, мягкий, серебристый)
- А вы рады снегу? Почему?
- В какие игры можно играть со снегом?
Чистоговорка «Зима»
Ма-ма-ма – пришла снежная зима
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки
Ры-ры-ры – качусь в саночках с горы
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
2 .Основная часть
- А сейчас вы, ребята, услышите румынскую народную сказку «Солнышко и снежные человечки»
Включается тихая музыка, воспитатель начинает рассказывать сказку, сопровождая свой рассказ иллюстрациями
- Однажды, в морозный ясный день дети вылепили из снега четырех человечков. Назвали их так: Дедушка, Мудрец, Дворник и Малыш. В полночь, когда ребята спали в своих постельках, снежные человечки ожили. Было холодно, человечки топали, хлопали и так расшумелись, что разбудили старую Ворону.
- Зря радуетесь, - прокаркала она. – Завтра появится солнце и вы растаете! Тогда Мудрец предложил пойти к солнышку и попросить, чтобы оно не спешило. Снежные человечки отправились к лесу, из-за которого обычно вставало солнышко. Любопытная ворона полетела следом. В лесу было холодно и пустынно. Вдруг откуда-то раздался стук.
- Все шишки пустые, - громко жаловался Дятел, напрасно стуча клювом по дереву в поисках жучков. – Голодно зимой. Гнездо нечем утеплить. Скорее бы солнышко приходило.
Снеговики переглянулись. Дедушка вздохнул, снял свою чудесную бороду и протянул ее Дятлу:
- Возьми, дружок, утепли гнездо.
- Спасибо вам, – простучал Дятел
И снеговики двинулись дальше. Вдруг между деревьями мелькнуло что-то рыжее. Когда человечки подошли ближе, то увидели пушистую Белку. Она сидела на ветке и горько плакала:
- Мой домик занесло снегом, негде от холода спрятаться. Скорее бы солнышко приходило!
- А мы как раз идем к солнышку, - сказали Белке снеговики
- Правда? – обрадовалась Белка. – Тогда передайте ему, пожалуйста, чтобы приходило скорее.
На прощанье Дворник снял с головы корзину и подарил ее Белке. Белка тут же укрепила корзину среди веток и уютно устроилась в ней.
На опушке Малыш вдруг остановился и радостно закричал:
- Смотрите, солнышко!
Из-за пенька выглядывали чьи-то длинные уши. Когда снеговики подошли поближе, они увидели Зайца, который дрожал от холода.
- Я совсем замерз, - еле выговорил Заяц. – И очень голоден. Если солнышко завтра не придет, я погибну.
Дедушка немного подумал – не хотелось ему расставаться со своим замечательным носом, но потом все-таки выдернул морковку и протянул ее Зайке. А Малыш закутал зверька в свой шарф.
Теперь снежные человечки спешили к солнышку, чтобы, наоборот, поторопить его. Им было очень жаль лесных зверюшек.
- Хотите, я к солнышку полечу, - вдруг предложила снеговикам Ворона. – Я знаю, где оно живет.
Снеговики обрадовались. Теперь лесные жители спасены! И Мудрец подарил Вороне на память прекрасную оправу от очков. Ворона улетела. Вскоре над лесом поднялось солнышко. Снежным человечкам было немного грустно, и они запели песенку, в которой говорилось, что следующей зимой обязательно сюда вернуться.
Динамическая пауза «Морозная зима»
Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз, покачивание головой вправо-влево)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (дети показывают пальчиком на свой нос)
В речке встала вдруг вода (прыжки на месте)
Неподвижна и тверда, (руки в стороны, замереть на месте)
Вьюга злиться, снег кружиться, (дети кружатся, машут руками)
Заметает все кругом белоснежным серебром (махи руками вправо-влево, начиная с поднятых вверх рук и, постепенно опускаясь на корточки и опуская руки вниз)
Беседа по содержанию сказки:
- Какие имена дали снежным человечкам? Почему?
- Что случилось ночью в полночь?
- О чем поведала ворона снежным человечкам?
- Что они решили?
- Кого встретили снежные человечки в лесу?
- На что жаловались звери?
- Как поступили снежные человечки? Изменили ли они свое решение?
- Как вы оцениваете поступки снеговиков?
- Почему снеговикам было грустно?
- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
- Эта небольшая книжечка с красочными картинками подарила нам интересную историю. А чтобы вы еще долго помнили снежных человечков, мы поставим эту книгу в нашу библиотеку. Как нужно обращаться с книгой?
Дидактическая игра «Ассоциации»
Воспитатель называет слово, а дети рассказывают, что они представляют, когда слышат слово:
Снег – зима, снеговик, снежки
Новый год – елка, праздник, подарки
Мороз – холодно, зима, Дед Мороз
Дидактическая игра «Чем отличаются снежные человечки?»
Детям предлагаются картинки, с изображением снеговиков. Нужно найти в них отличия.
Игровая ситуация
Слышится плач. Входит Снеговик.
Воспитатель:
- Ой, ребята, это кто к нам пожаловал? Что случилось, Снеговик?
Снеговик:
- Жарко мне! Я таю…
Воспитатель:
- Ребята, давайте поможем Снеговику – подуем на него (дуют)
- А почему ты плачешь?
Снеговик:
- Друзья мои пошли искать солнышко, а мне одному скучно.
Воспитатель:
- А как же мы тебе можем помочь?
Снеговик:
- А вы слепите мне друзей-снеговиков и я очень буду рад.
Воспитатель:
- Поможем ему, ребята?
Снеговик садится, а дети проходят к столам.
- А чтобы нам было легко лепить, мы подготовим наши пальчики и немного поиграем:
Пальчиковая гимнастика «По снегу пальчики гуляли»
По снегу пальчики гуляли (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)
А вторые догоняли (ритмичные движения по столу указательных пальцев)
Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)
А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)
Пятый пальчик поскакал (скользящие движения мизинцев по поверхности стола)
Поскользнулся и упал (стук кулаками по поверхности стола)
3 . Практическая часть – лепка «Снежных человечков».
Включается музыка.
Дети делят соленое тесто на три части, соответствующие трем частям снеговика, стараясь соблюдать пропорции. Далее формируют из кусочков теста шарики и соединяют их с помощью половинок зубочисток. Кисточкой и красками рисуют глаза, рот, пуговки, по желанию шарфик или галстук. Вместо рук вставляют веточки, вместо носа – ракушку, вместо шапочки – шляпку от желудя или пробку от пластиковой бутылки.
Анализ работ. Снеговик любуется работами детей, радуется, благодарит детей и уходит.
4. Итог занятия
- Что нового и интересного вы узнали на занятии?
- Какие впечатления и чувства у вас остались после занятия?
Источники информации:
1 . Книга В. Куприн «Солнышко и снежные человечки»
2 . А.И. Максаков. «Правильно ли говорит ваш ребенок». Пособие для воспитателей и родителей. М. 2006 г.
3. Журнал «Воспитатель» № 3/ 2008 г.
4. О.В. Павлова. «Изобразительная деятельность и художественный труд» Средняя группа. Комплексные занятия. 2008 г.
5. О.С. Ушакова. «Развитие речи и творчества дошкольников» 2011 г.
6. Н.Е.Веракса. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» ФГОС 2014 г.
7. А.А.Гуськова. Подвижные игры для детей 5-7 лет. Развитие моторики, коррекция координации движения и речи. 2014 г.
8. Ю.А.Соколова. Игры с пальчиками 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе " Цветик - Семицветик"
Конспект направлен на обогащение знаний детей об устном народном творчестве, о произведениях русских и зарубежных писателей.Актуальность - Развитие творческих способностей, умение асоциировать художус...
Презентация конспекта интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе "Цветик - Семицветик"
Презентация направлена на обогащение знаний детей об устном народном творчестве, об произведениях русских и зарубежных писателей....
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и коллективной аппликации в средней группе
Программное содержание:Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произведения этого автора. Словарь: познакомить детей с...
Заюшкина избушка. Конспект интегрированного занятия по художественной литературе, развитию речи и аппликации в первой младшей группе.
Знакомство с русской народной сказкой с элементами аппликации...
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и развитию речи в средней группе «В гости к сказке»
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и развитию речи в средней группе «В гости к сказке»...
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и развитию речи в средней группе «В гости к сказке»
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и развитию речи в средней группе «В гости к сказке»...
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе (рисование, познавательное развитие, развитие речи) Тема: «Как огурец и помидор на грядке выросли»
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе (рисование, познавательное развитие, развитие речи)Тема: «Как огурец и помидор на грядке выросли»...