Отчет по самообразованию
материал (подготовительная группа) на тему

Жижкарева Ирина Ивановна

отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_samoobrazovanie.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №18» города Курска

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

по теме:

«Социализация детей дошкольного возраста посредствам сюжетно-ролевой игры»

                                                                       Подготовила: Воспитатель

        Жижкарева Ирина Ивановна

        Курск - 2018


ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ    

по теме: «Социализация детей дошкольного возраста посредствам сюжетно-ролевой игры»

     Социализация – это процесс во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которым принадлежит ребенок. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребенок учится жить по определенным правилам, учитывая интересы других людей, нормы поведения.

      Игра - своеобразный, свойственный ребёнку способ усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети - это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребёнку занять место в обществе .

       Сюжетно-ролевая игра – это, прежде всего деятельность игровая и учебная одновременно. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, это состояние связано со спецификой сюжетно-ролевой игры – действием с воображаемой ситуацией.

     До 7 лет игра остается основным видом деятельности детей, поэтому процесс социализации протекает в игре. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Как правило, дети включены в игровые объединения от двух до 4-5 человек, которые становятся устойчивыми по составу

      Изучение методической литературы:

 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». ( Т.Н. Доронова).

  1. «Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (Данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления)
  2. «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. (Организация самостоятельной игровой деятельности)
  3. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н. В. Краснощекова. (Организация самостоятельной игровой деятельности)
  4. Н. А. Виноградова «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» (Статьи из журналов)

Решить существующие проблемы в социализации детей может помочь реализация следующих задач:

  • Совершенствовать в игре приемы по формированию навыков общения у старших школьников;
  • Обогащать в игре знания детей о правилах поведения в социуме;
  • Развивать в игре позитивные коллективные отношения;
  • Обогащать в игре жизненный опыт детей, развивать навыки самоорганизации, инициативы и творчества;
  • Создавать среду, способствующую проявлению творческой активизации, социального опыта старших дошкольников

Решение этих задач социализации по средствам сюжетно-ролевой игры направлена на:

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения свои поведением, навыков рефлексии;
  • Создание педагогических условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры, более полно использовать воспитательный потенциал сюжетно-ролевой игры.

Активное участие воспитателя в организации игр (смена позиций воспитателя и его активности в руководстве игрой в зависимости от социального опыта детей. Успешная реализация этих направлений дает возможность повысить потенциал сюжетно-ролевой игры, а следовательно  сделать процесс социализации успешным и эффективным.

  По мнению многих ученых ( Л. И. Божовича, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева , Л. И. Лисина , Д. Б. Эльконина, С. Н. Рубинштейна и других) первые годы жизни – это критически важный период для социального , интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

    Игра, как средство формирования личности и развития ее потенциалов исследуется в работах Н. П. Аникеевой , О. С. Газмана, Т. Е. Конниковой , Д. В. Мендерицкой , И. И. Фришман, С. А. Шмакова и многих других.

    В то же время   я заметила, что играя современные дошкольники предпочитают воспроизводить  в своих играх  сюжеты, заимствованные  из телевизионных сериалов, и брать на себя  не производственные или профессиональные роли взрослых ( врача, шофёра, повара и т. д ), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения говорят о том,  что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов , чем окружающих их реальных взрослых  .  Для того ,  чтобы вернуть в детский сад, полноценную сюжетно-ролевую игру,   необходимо , прежде всего , хорошо понимать , в чём состоят её педагогические возможности  по отношению к ребёнку , определить содержание и цели педагогической работы  по развитию игры . Игровая среда является   частью развивающей предметной среды в нашей группе .

 В процессе   работы мною были обновлены центры для игр : «Вет. Клиника»,  «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека»,  которые  пополняются с учётом возрастных особенностей  развития и становления этапов формирования игры . Также пополнила картотеку сюжетно-ролевых игр.  В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием.

 Длительные сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для более высоких, качественно иных по своей структуре взаимоотношений детей, чем в обычных играх, способствует процессу социализации.

 Основываясь на наблюдении за сюжетно-ролевыми играми детей, я сделала вывод: о том, что не все отношения между детьми складываются,   так как мне бы хотелось - более дружными. При помощи игры " Кто в домике живёт" проанализировала поведение детей, их отношение друг к другу. С помощью других игр, в которые мы играли «Семья», «Больница» предлагая детям занять другую роль, пыталась корректировать поведение детей. В процессе работы большое внимание я уделяла формированию дружеских отношений между детьми, учила решать конфликты мирным путем. Я провела анкетирование среди родителей и получила следующий результат: родители не знают сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста, в основном называют подвижные компьютерные игры. Так же провела с родителями беседы на темы: «Игрушка в жизни ребенка», «Сюжетно-ролевая игра в семье».

  Сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса социализации старших дошкольников. Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определённых условий:

  • Сюжетно-ролевые игры соответствуют возрасту и потребностям детей;
  • Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребёнка;
  • Сюжеты игр моделируют жизненные ситуации;
  • Детально продумана предметно-игровая среда;
  • Заключительный этап сюжетно-ролевой игры - рефлексия детей.

В настоящее время я стараюсь уделять внимание непосредственно сюжетно-ролевой игре, как условии успешной социализации ребёнка  старшего  дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...