Познавательно-исследовательский проект «Страна динозавров» старшая группа
проект (старшая группа) на тему

Шатрова Галина Васильевна

Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир давних веков неизведан и загадочен. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен дорожить нашей планетой.

Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль в экологическом образовании дошкольников.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Данный проект помогает дошкольникам проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Цель проекта: познакомить детей с вымершими древними животными – динозаврами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dinozavry_shatrova.docx208.3 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 232 ОАО «РЖД»

 

 Познавательно-исследовательский проект «Страна динозавров»

старшая группа № 11

«Радуга»

выполнила воспитатель высшей квалификационной категории:

                                                                                 Шатрова Г.В.

г. Улан-Удэ, 2018 г.

Актуальность проекта

Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир давних веков неизведан и загадочен. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен дорожить нашей планетой.

Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль в экологическом образовании дошкольников.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Данный проект помогает дошкольникам проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Цель проекта: познакомить детей с вымершими древними животными – динозаврами.

Задачи:

- Уточнить и расширить представления о разнообразии динозавров,

- Познакомить с наукой – палеонтологией.

- Учить выдвигать гипотезы;

- Учить сравнивать детей свои предположения с фактами;

- Развивать воображение, творчество.

- Развивать мышление, речь – суждение в процессе исследовательской деятельности.

- Организовать в группе  музей «Динозавры».

-Воспитывать сочувственное, бережное отношение к животному миру.

Формы и методы организации проекта:

Познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, учебно-игровая деятельность, коммуникативно-диалоговая  деятельность.

Прогнозируемый результат:

Расширение знаний детей о древних животных, населяющих планету;

Воспитание бережного отношения к животному миру

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.

Этапы проекта:

1. Подготовительный.

2. Исследовательский.

3. Презентативный.

1ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

- постановка проблемной ситуации перед детьми;

- совместное составление плана и паспорта проекта в интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация»

- создание соответствующей развивающей среды;

- информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.

2 ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ:

- постановка проблемы вместе с детьми;

- чтение познавательной литературы;

-  создание мини-музея динозавров;

- создание  интерактивного плаката

-создание  интерактивной энциклопедии «Мир динозавров».

- просмотр видеофильмов.

3 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ:

- продуктивная деятельность.

- презентация проекта;

Перспективный план работы с детьми и родителями по познавательно-исследовательской   деятельности.

  Декабрь2017г.                        

Тема, цель

Вид  деятельности

Работа с родителями

Выводы и примечания

1.Тема: древние животные.   

Цель: познакомить детей с древними обитателями планеты, их многообразием, видами.

Работа с энциклопедиями

«Рассматривание иллюстраций»

Беседа «Кто такие динозавры?»

Познакомить родителей с целями и задачами проекта.

Миллионы лет назад, большинство животных населявших Землю, были рептилиями. Одни из них динозавры – ужасные ящерицы.

 2.Тема:  динозавры – ужасные ящеры.

Цель: Познакомить детей с внешним обликом и образом жизни различных видов динозавров.

Опыт  и наблюдения.

В детских магазинах появилась чудесная игрушка «Растущее животное». Очень нравиться всем детям. Эта игрушка представляет собой детеныша какого-либо животного, в нашем случае динозавра.

В качестве экспериментальной деятельности было проведено наблюдение за ростом детеныша динозавра.

Привлечь родителей к организации экспериментальной деятельности детей с игрушкой «Растущее животное».

Динозавры обитали на суше, в воде и в воздухе.

Детеныши динозавров вылуплялись из яиц.

Динозавры были хищные и  травоядные.

3. Тема: Леса юрского периода.   

Цель: Познакомить детей с доисторическим миром            

Рассматривание иллюстраций «Древние леса»

Беседа: «Обитатели лесов юрского периода»

Привлечь родителей к сбору дидактического и наглядного материала.

В лесах юрского периода обитало огромное множество древних ящеров.

4. Тема: Палеонтология.

Цель: Познакомить детей с наукой палеонтология. Дать представление о деятельности палеонтолога.

Экскурсия с детьми и родителями в палеонтологический музей.

Продуктивная деятельность:

«Проволокозавр»

(изготовление скелета динозавра из проволоки)

Привлечь родителей к организации экскурсии в палеонтологический музей.

Учеными палеонтологами было найдено большое количество окаменелых станков древних животных, что позволило ученым воссоздать прижизненный облик многих динозавров.

 

Январь  2018 год

Тема, цель

Вид  деятельности

Работа с родителями

Выводы и примечания

1.Тема: ящеры в небе.

Цель: Познакомить детей с видами и образом жизни летающих рептилий.

Беседа «Динозавры в небе»

Рассматривание иллюстраций

Привлекать родителей к пополнению наглядных материалов.

Летающие рептилии называются – птерозавры.

Они были теплокровными и имели волосяной покров, плохо летали, питались рыбой или насекомыми.

2. Тема: ящеры в море.

Цель: Познакомить детей с видами и образом жизни морских рептилий.

Образовательная ситуация.

Беседа «Морские чудовища»

Продуктивная деятельность:

«Войлочный динозавр-плиозавр»

Привлечь родителей к сбору материала для продуктивной деятельности.

Вместо ног у морских динозавров были плавники, тело было гладким и обтекаемым, яиц они не откладывали.

3. Тема: Сухопутные хищные ящеры.

Цель: Познакомить детей с разновидностью хищных динозавров обитающих на земле.

Образовательная ситуация.

Беседа «Самый свирепый хищник»

Игра «Кто, что ест?»

Привлечь родителей к сбору материала для создания стенгазеты

Хищные динозавры обладали длинными и острыми когтями, которыми они приканчивали свою жертву, и столь же острыми зубами, разрывавшими добычу на куски.

Крупнейшим хищным динозавром был тираннозавр-рекс, что означает «Царь тираноящеров»

4. Тема: Сухопутные травоядные ящеры.

Цель: Познакомить детей с разновидностью хищных динозавров обитающих на земле.

Рассматривание иллюстраций с травоядными динозаврами.

Игра «Откуда мы это знаем»

Беседы: «Почему они были такими большими?»

«Самый маленький динозавр»

Привлекать родителей к пополнению выставки динозавров.

Зубы растительноядных динозавров были плоскими, приспособленными к пережевыванию жесткой растительной пищи.

Крупнейшим из динозавров был Ультразавр, а самым маленьким – Компсогнат.

 Февраль 2018 г

Тема, цель

Вид  деятельности

Работа с родителями

Выводы и примечания

1.Тема: Мир динозавров.

Цель: Дать представления об истории возникновения и периоде существования динозавров на Земле.

Настольная игра: «Путешествие к динозаврам»

Игра «Узнай динозавра по силуэту»

Привлечь родителей к пополнению настольно-печатных игр тематического характера.

На Земле обитало огромное количество самых разнообразных видов динозавров.

Размеры их были тоже разными от гигантских до очень маленьких.

Одни были хищными, другие травоядными. Динозавры заселяли небо, сушу и моря.

2.Тема: Динозавры в современном мире.

Цель: определить ряд животных, существующих в настоящее время и похожих на динозавров.

Беседы: «Какие животные похожи на  динозавров»

«Современные рептилии»

Игра «Найди отличия»

Привлечь родителей к пополнению демонстрационного материала и литературы.

В настоящее время на Земле обитают разнообразные «родственники» динозавров, такие как: ящерецы, крокодилы, акулы и т.д.

3.Тема: Подготовка к презентации проекта.

Цель: Обобщить знания детей, полученные в ходе проекта.

Продуктивная деятельность:

Создание стенгазеты «Страна динозавров».

Создание коллективной композиции из пластилина «Мир динозавров».

Заучивание стихотворений про динозавров.

Привлечь родителей к подготовке презентации.

4.Тема: Презентация проекта.

Используемая литература.

  1. «Динозавры и другие исчезнувшие животные», издательство «Махаон» 2005г.
  2.  Л. Уоттс, «Доисторическая жизнь», Москва, «Росмэн» 1999г.
  3.  И.  Яковлева, «След динозавра», Москва, «Росмэн» 1997г.
  4.  М. Авдонина, «Динозавры» . Полная энциклопедия, Москва, «Эксмо»,2007г.
  5.  «Все о динозаврах», издательство «Астрель», Москва, 2000г.
  6.  Л. Камбурнак, «Динозавры». Детская энциклопедия, Москва, «Махаон», 2006г.

Частное дошкольное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 232 ОАО «РЖД»

Конспект   образовательной  ситуации

по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе № 11 «Радуга»

«В поисках динозавров»

выполнила воспитатель высшей квалификационной категории:

                                                                                 Шатрова Г.В.

г. Улан-Удэ, 2018 г.

 Цель: Развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации о истории развития и эволюции животного мира планеты, о науке - палеонтология.  

 

Задачи:

1.Расширить представление детей о животном мире.

2. Дать возможность детям узнать о профессии палеонтолога и о том, как происходит извержение вулкана, пополнив словарный запас детей словами «палеонтолог» и «вулкан».

3. Дать возможность применить на практике полученные знания о динозаврах.

4. Продолжать формирование  умения создавать плоскую конструкцию, подбирая материал по образцу  .

 5. Развивать любознательность, внимание, память, творческое мышление, инициативу и мелкую моторику.

6. Вызвать интерес к совместной деятельности, умение договариваться, помогать друг другу.

 

 

Предварительная работа: Беседы с детьми на темы: «Кто такие динозавры и где они жили?», «Какие динозавры существовали и почему они вымерли?»; рассматривание и обсуждение иллюстраций с изображением динозавров и их среды обитания; чтение книг «Атлас динозавров», «Динозавры»; просмотры мини фильмов и мультфильмов о динозаврах; самостоятельные игры детей в фигурки динозавров, рисование динозавров; совместно с родителями воспитанников был создан мини-музей « Удивительный мир динозавров».

 

Материал и оборудование: аудио и мультимедийная установки; магнитные доски; макет лодки; макет вулкана; макет яйца; бутылка с письмом с загадками; механическая игрушка динозавра; лотки с песком и кисточки; макет костей;     бумажные яйца и восковые мелки; сода, уксус, средство для мытья посуды; банка с крышкой; подсолнечное масло, вода, пищевой краситель, шипучий аспирин.

 

Индивидуальная работа: разучивание стихотворения «Поиски динозавра»  

 

Ход НОД:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. МОТИВАЦИЯ

Дети входят в зал и встают в круг, на экране слайд №1 – заставка.

Воспитатель: ребята к нам сегодня пришли очень интересные гости, это научные сотрудники очень секретной лаборатории и посмотрите, что они нам принесли (демонстрирует яйцо динозавра). Как вы думаете, чьё это яйцо?

Дети: (дети дают свои ответы)

Воспитатель: это яйцо динозавра? Давайте проверим. У меня есть специальный фонарь, давайте просветим яйцо и увидим, что же или кто же там внутри? (светит на яйцо, на экране слайд №2 – зародыш динозавра в яйце) Кто это, ребята? (ответы детей) Действительно, это яйцо динозавра, оно было найдено на одном загадочном острове. И нам с вами предлагают отправиться в захватывающее и может быть даже опасное приключение – на поиски динозавров, может они и не вымерли? Кто-то же должен был оставить яйцо? А может это яйцо сохранилось еще с эры динозавров? Давайте раскроем эту тайну! Вы согласны?

(обращает внимание на экран, дети встают полукругом.  Слайд №3 – динозавры) Прежде, давайте вспомним, что же нам известно о динозаврах?

Дети:(примерный ответ детей с помощью схемы размещенной на доске). Они жили много лет назад, когда людей еще не было, а климат был жаркий и влажный. Слово динозавр означает - чудовищная ящерица. Они были очень большого размера, бегали на двух или четырех лапах. Динозавры умели плавать, а некоторые из них - летать. Среди них были не только хищные, но и травоядные динозавры.

Воспитатель: вот как много нам уже известно о динозаврах. С такими знаниями мы точно можем создать свою группу ученых и отправиться в экспедицию на поиски динозавров. Не будем терять времени - отправляемся в путь!

                                                                                                    

Дети берутся за руки скрестив их по кругу и разбивают со словами:

 «Крепко за руки возьмемся, в путь-дорогу соберемся. Нам преграды не страшны, мы дружны и веселы! В путь!»

Отправляются змейкой к лодке, на которой висит замок.  

На экране слайд №4 – море.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чтобы попасть на остров, нам необходимо переплыть океан, а вот и лодка, но на ней висит замок, чтобы взять ее нам, нужно выполнить задания.

Задания (дети делятся на 2 группы):

1. Найди и обведи силуэты всех динозавров. (индивидуально 6 человек)

2. Посмотрите, все динозавры сбились в стадо и перепутались. Давайте поможем им. Ваша задача разделить динозавров на три стада. 1 – летающие динозавры, 2 – сухопутные, а 3 – плавающие. (подгруппа  

 

Воспитатель: молодцы, справились с заданием, и теперь мы можем переправиться на остров. (снимает замок, дети рассаживаются в лодке, звучит звук моря и чаек. Воспитатель просит ребенка продекламировать заранее выученное стихотворение)

«Поиски динозавра»

Мы собрали рюкзаки
И надели сапоги,
Чтоб не просто погулять -
Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
- Нет, - сказал нам бегемот, -
Динозавр здесь не живёт.
Нет его в полярных льдах,
Нет на дальних островах,
Не видали его звери
Ни в саваннах, ни в горах.
А в пустыне лишь верблюд, -
Динозавра нет и тут.

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то прибило волнами к нашей лодке (слайд №5 – бутылка с письмом, демонстрирует настоящую бутылку с письмом). Давайте скорее откроем ее и посмотрим, что же там внутри. Загадки:

1. Травой и листьями питались,

Бронёй костистой одевались,

Анкилозавры, стегозавры,

Их называли …

Ответ: Динозавры

 

2. Что за чудище летало,

Клюв усеян весь зубами,

Вместо перьев, шерсти — кожа,

На кого оно похоже?

Ответ: Динозавр летающий (птеродактиль)

 

3. Длинная, шея,

Так же, как хвост,

Сам он огромный,

Но маленький мозг!

Ответ: Динозавр (диплодок)

 

4. С незапамятных времён,

Страх вселяет в сердце он,

И ходил на задних лапах,

Мощными зубами клацал!

Ответ: Динозавр (тираннозавр)

                                                                                                                      

Воспитатель: молодцы! Все загадки разгадали.

На экране слайд №6 – остров.

Воспитатель: А мы приплыли на остров. (дети высаживаются из лодки и встают полукругом у монитора, звучит звук джунглей. )Давайте после долгого плавания – немного разомнемся

Физминутка:

 Динозаврик встал на лапки

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно.

Оглядел он все вокруг

И быстрей на стульчик плюх.

Воспитатель: ребята, а зачем мы приплыли на остров?

Дети: мы приплыли на поиски динозавра.

Воспитатель: совершенно верно. А знаете ли вы, как называют ученых, которые  изучают динозавров?

Дети: нет.

На экране слайд №7 – палеонтолог  за работой.

Воспитатель: ученых, которые изучают останки животных (их косточки и окаменелые следы) называют ПАЛЕОНТОЛОГИ. Палеонтологи ездят по разным странам и городам на раскопки, туда, где раньше обитали динозавры. Они копают глубокие ямы, выкапывают из них остатки динозавров (косточки) и изучают их. Чтобы потом рассказать нам, какие динозавры жили, как выгладили и чем занимались. Динозавры вымерли задолго до появления человека, никто из людей их не видел. Возможно, из-за похолодания детеныши динозавров не смогли появиться на свет, так как оболочка яйца стала твердой, и им не по силам было ее пробить. Люди знают, как они выглядели и что ели по найденным останкам их костей, зубов, отпечаткам лап. И все это благодаря палеонтологам. Мы с вами тоже сегодня ученые и ищем динозавров. Как можно нас назвать?

Дети: палеонтологи. (хоровой и индивидуальные ответы)

Воспитатель: верно. И, как настоящим палеонтологам, я предлагаю вам отправиться на раскопки. (дети делятся на пары и с помощью кисточек расчищают песок в лотках – там останки динозавров). Ребята, посмотрите какая находка! Я предлагаю вам собрать скелет динозавра. (Дети на столах   скелета динозавра под музыку. Слайд № 8 – образец поделки).  А сейчас давайте немного разомнемся

 

Физминутка

Показали мне игрушку,
(прямые руки вперед)

Динозаврик был смешной
(ходьба на месте)

Он лежать умел на брюшке       
(поглаживания кистями рук, живот)

И кивать нам головой».
(наклоны головой вперед-назад)

Воспитатель: отлично! Давайте вернемся к нашим работам. Посмотрите, как вы думаете, скелет какого динозавра, мы с вами нашли?

Дети: диплодок или длинношей. и тиранозавр

Воспитатель: правильно. (слайд № 9 – диплодок и тиранозавр).  А как вы догадались? (ответы детей)

Только мы с вами так увлеклись раскопками, что забыли про наши поиски. Давайте продолжим наш путь. (идут змейкой к вулкану) Ого! Ребята, смотрите, куда это мы вышли? (ответы детей) Вулкан. А вы знаете, что такое вулкан?

Дети:(ответы детей)

Воспитатель: вулкан - это дыра в земле, через нее выходит огненная земная жидкость. Вот как он выглядит.

На экране слайд №10 – вулкан, звучит звук извергаемого вулкана.

Воспитатель: Слышите? Похоже, что это действующий вулкан. И он вот-вот начнет извергаться, давайте положим наше яйцо под вулкан, может быть оно отогреется и динозаврик сможет вылупиться? (прячет яйцо под стол)

Дети встают в полукруг у стола, воспитатель показывает эксперимент «Извержение вулкана» в сопровождении соответствующего звука. По окончании опыта включает механического динозавра, он выходит из - под стола.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: ребята, посмотрите! Наш динозаврик вылупился! Что же нам с ним делать?

Дети: (дают свои ответы)

Воспитатель: а давайте, дадим ему имя и оставим его у себя, мы поселим его в нашем музее динозавров? (варианты детей - голосование). Ребята, а давайте расскажем ему, какой долгий путь мы проделали, чтобы помочь ему? Что мы для этого сделали? А что бы вы рассказали родителям о нашей экспедиции?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, в зарослях еще яйца, давайте вернемся в группу и с помощью восковых мелков, узнаем, какие же динозаврики из них вылупятся (слайд № 11 – до свидания, раздает яйца, дети возвращаются в группу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка педагогического мероприятия в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) в старшей группе на тему "Сарлык малым онзагай сен"

«Сарлык малым - онзагай сен»Ооредиглиг сорулгазы: Уругларнын торээн черинин ховар, онзагай малы- сарлык дугайында билиин калбартыры. Оон кижиге ажык –дузазын билиндирип, суттен кылган чемнерни, кежинд...

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Песочная страна» 2 младшая группа

Цель:  Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка....

Проект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и детей старшей группы №8 по теме «Волшебница вода».

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Как только у детей начинают формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр. Проект «Волшебница – вода»...

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....