Деловая игра «Игровые упражнения с детьми разновозрастной группы для развития социально-коммуникативных навыков»
материал на тему
Выступление на МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_mo_sots-kommunikativ._vystuplenie_delovaya_igra_rahmanova_o.s.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Каменского района Алтайского края
Новоярковский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»
Деловая игра
«Игровые упражнения с детьми разновозрастной группы для развития социально-коммуникативных навыков».
(выступление в рамках районной методической недели на МО
на базе Октябрьского детского сада, филиала МБДОУ «Детский сад № 189»)
Подготовила и провела
Рахманова Ольга Сергеевна, воспитатель
Новоярковского детского сада, филиала
МБДОУ «Детский сад № 189»
Апрель 2018
Деловая игра « Игровые упражнения с детьми разновозрастной группы для развития социально-коммуникативных навыков» (Фрагмент занятия).
Вступление
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, в активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития детей. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
В новом образовательном стандарте дошкольного образования акцентируется внимание на такой области, как социально-коммуникативное развитие, поскольку его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, где часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброжелательности, умения конструктивного взаимодействия в детском коллективе. Кроме того, телевизор, компьютер в семьях используются гораздо чаще, чем живое общение друг с другом.
В наше бурное время, не владея навыками коммуникации, человеку трудно будет адаптироваться к социальной среде. Я хочу представить коммуникативные упражнения, которые просто необходимы педагогам. Это и упражнения, которые используются в начале любого общения, и упражнения на сплочение коллектива, и упражнения для развития коммуникативных навыков.
Тщательно отобранные и хорошо спланированные игры помогают детям чувствовать себя успешными и компетентными. Мы стараемся создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в рамках его собственных возможностей. Никто не исключается из игры, никто не становится «неудачником». Основная цель – не достижение совершенства, а развитие.
Все игры построены так, чтобы детям не было страшно или скучно, чтобы каждый чувствовал себя нужным. Особенно важно для нас, чтобы ребенок получал удовольствие от игры, ощущал свою значимость и принадлежность к группе, мог внести свой вклад в развитие событий и взаимодействие детей. Игры создают атмосферу, в которой развиваются доверие, самостоятельность, инициатива, дисциплина и готовность помочь.
Представляю Вам некоторые из таких игр.
В начале используем игры для начальной стадии работы, для настроя, для организации какой-либо деятельности. Дошкольники любят знакомое, им нравится надежность повторяющегося. Когда они уже знают, что надо делать, они в состоянии оценить свои действия и заранее предположить, что можно опробовать в игре. Поэтому мы рекомендуем чаще повторять игры, чтобы дети имели возможность изменять свое поведение и совершенствовать ловкость. Кроме того, многие игры становятся горячо и искренне любимыми, и дети хотят играть в них снова и снова. Итак, мы начинаем!
Игра «Здравствуйте!»
Цель: развитие дружеских отношений в группе, развитие потребности в сотрудничестве; формирование доброжелательных чувств.
Ход игры
По дорожке мы шагаем Дети идут по кругу, взявшись за руки
И друзей своих встречаем.
Здравствуй, солнце! Поднимают руки вверх.
Здравствуй, речка! Опускают руки и плавно поводят ими перед собой вправо и влево.
Здравствуй, белая овечка! Прикладывают кулачки к голове («рога овечки»)
Здравствуй, козлик! Приставляют указательные пальцы к голове.
Здравствуй, кот! Мягкими движениями выставляют руки вперед («кошачьи лапы»).
Тот, что моет лапкой рот!
По дорожке мы шагаем Ходьба по кругу, взявшись за руки.
И друзей своих встречаем.
Здравствуй, белка! Прижимают согнутые руки к груди, кистями вниз.
Здравствуй, стриж! Взмахивают кистями, как крыльями.
Здравствуй, заинька-малыш! Приставляют ладони к голове («заячьи ушки»).
Здравствуйте, мои друзья! Поднимают руки вверх и приветственно машут руками
Очень рад всех видеть я! Прижимают руки к груди и вытягивают их вперёд
(«Улыбка» дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
Вариант
Коммуникативная игра «Улыбка». Цель: обогащение эмоциональной сферы положительными эмоциями, формирование доброжелательных отношений между детьми; развитие умения осознавать себя в группе.
Ход игры
Заранее выбирается водящий. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, напевая
Ничего не покупаем,
Ничего не продаем,
Лишь улыбки собираем
И прохожим раздаем.
Водящий поворачивается к ребенку, стоящему справа от него, прижимает ладони к губам, потом хлопает ладонями по его ладоням и, улыбаясь, обращается к нему:
Рома (Вова, Тоня) улыбнись!
К Свете (Маше, Алеше…)повернись!
Названный ребенок поворачивается к следующему и передает свою улыбку. Игра продолжается, пока не обойдет весь круг.
«Комплименты» (по кругу, соседу справа) дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!"
А теперь я предлагаю игру «Сосны, ёлочки, пенёчки» Цель игры: развивать у детей умение управлять своим вниманием, преодолевать неорганизованность, импульсивность поведения. Возраст: 4–7 лет.
Ход игры: воспитатель просит детей построиться в круг, взявшись за руки. Дети начинают движение по кругу-друг за другом. В качестве сопровождения может звучать музыка. Дети, продолжая движение по кругу, поднимают руки над головой, показывая, какие высокие выросли елочки в лесу. Воспитатель дает команду «Сосны!». Дети, продолжая движение по кругу, разводят руки в стороны, показывая какие длинные ветки выросли на соснах. По команде «Пенечки!» дети продолжают движение в полуприседе. Воспитатель чередует команды. Игра продолжается до тех пор, пока к ней сохраняется интерес...
Игры на сотрудничество и взаимопомощь.
«Спасибо!» - Эта красивая игра важна в социальном аспекте. В ней дети учатся быть внимательными к тому, нуждается ли другой ребенок в их помощи, благодарить другого за помощь, за приятное.
Дети двигаются под музыку, учатся удерживать на голове очень легкий предмет. У них развивается чувство пространства, способность решать задачи и принимать решение.
Материалы: для каждого ребенка бумажная салфетка; инструментальная музыка с переменным темпом, например, «Детские сцены» Шумана. (можно любую другую музыку)
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям: Я хочу предложить вам игру, которая называется «Спасибо!». Каждый из вас должен двигаться с салфеткой на голове и следить, чтобы она не падала. Двигайтесь под музыку то медленнее, то быстрее. Будьте внимательны и обходите все препятствия на своем пути.
Если салфетка упадет, вы должны остановиться и не шевелиться, пока другой не поможет вам и не положит упавшую салфетку снова на голову.
Тому человеку, который вам помог, нужно сказать СПАСИБО! Если хотите, вы можете спасти другого ребенка иным способом. Бережно коснитесь, и тогда ребенок может сам положить упавшую салфетку себе на голову.
Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагаю игру
«Доброе животное» . Представим, что мы -
Мы одно большое доброе животное,( например медведь). Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и т.д.
«Улитка».
Дети встают в шеренгу друг за другом, каждый последующий обнимает за талию того, кто стоит впереди. Теперь все вместе мы – большая улитка. По сигналу «Лягушка», улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. Если кто-то из детей шевелится, лягушка забирает (т. е. они выбывают из игры). По команде «Лягушка ускакала», улитка «раскручивается», прохаживается по комнате и дети хором говорят:
Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет.
Затем на роль лягушки выбирается другой ребенок.
Упражнение «Волшебная подушечка»
Для выполнения данного упражнения потребуется небольшая яркая подушечка. Участники сидят в кругу. Ведущий. У нас есть волшебная подушечка. Каждый по кругу может взять ее в руки, прижать к самому сердцу и сесть на нее, загадав заветное желание. Оно может быть любым. Наберитесь смелости, чтобы рассказать нам о нем. Участники группы всегда поймут и поддержат. Тот, у кого в руках окажется подушечка, будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу...» Все остальные будут внимательно слушать, не говоря ни слова. После выполнения упражнения задаются вопросы: трудно ли было поделиться с группой своим желанием, может, у кого-то в процессе работы возникли еще более важные желания и он хочет рассказать нам о них, кто может выполнить желания, родители, или кто-то еще?
Учим устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми
«Телеграф»
Четыре ребёнка – «связисты», остальные – наблюдатели, воспитатель – отправитель телеграммы, один ребёнок – её получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передаёт ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвёртому; четвёртый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он всё понял?
Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ведущие психологи (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Г.И. Минская, Н.Н. Поддъяков) считают, что мышление дошкольников отличает следующее:- тесное взаимодействие трех форм мышления (наглядно-действенного, ...
"Развивающие игры и игровые упражнения в домашних условиях для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья"
Рекомендации родителям какие игры и игровые упражнения можно использовать дома для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья....
Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР(ОНР)подготовительной к школе группы. Динамические паузы, хороводные, подвижные игры, игровые упражнения.
Картотека динамических пауз, хороводных, подвижных игр, игровых упражнений по лекс. темам первого полугодия для дошкольников 7 года жизни....
Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР(ОНР) подготовительной к школе группы.Динамические паузы,хороводные, подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 2 полугодия
Картотека динамических пауз, хороводных, подвижных игр, игровых упражнений по лексическим темам 2 полугодия для дошкольников 7 года жизни....
Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР (ОНР)младшей группы.Динамические паузы,подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 1 полугодия.
Картотека по развитию общей моторики у дошкольников с ТНР(ОНР) младшей группы.Динамические паузы, подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 1 полугодия....
Игровые упражнения в средней группе по развитию речи "Фонетическая ритмика"
система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала ( звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Сегодня мы представи...
Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР (ОНР)младшей группы.Динамические паузы,подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 2 полугодия.
Автор составил картотеку подвижных игр по развитию общей моторики и координации речи с движением по лексическим темем 2 полугодия младшей логопедической группы.Материал будет полезен как у...