Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР(ОНР)подготовительной к школе группы. Динамические паузы, хороводные, подвижные игры, игровые упражнения.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Фокина Елена Юрьевна

Картотека динамических пауз, хороводных, подвижных игр, игровых упражнений по лекс. темам первого полугодия  для дошкольников 7 года жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовительная группа. Развития общей моторики у дошкольников подготовительной группы с ТНР(ОНР).

Составитель учитель-логопед Фокина Е.Ю.

Динамические паузы, хороводные, подвижные игры, игровые упражнения.

Месяц

Неделя

Лексические темы

Динамические паузы, хороводные, подвижные игры, игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, координации речи с движением (КРсД).

Сентябрь

4

«Осень, осенние месяцы.

Деревья осенью».

Игра «Ветер». Координация речи с движением.

Ветер шпилями цепляет облака.

Стоят лицом в круг на носках, ритмично качают поднятыми руками.

Потемнела и нахмурилась река.

Наклоняются, опускаются на полную ступню и ритмично качают опущенными руками.

Волны бьются о гранитный парапет.

Выполняют ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.

Ветер в парке натворил немало бед.

Бегут по кругу.

Кружит в лужах жёлтых листьев хоровод

На аллеях завывает и ревёт.

Кружатся.

Дождь линейками косыми на стекле:

«Вот и осень наступила» пишет мне.

Встают лицом в круг. Выполняют ритмичные взмахи руками, вытянутыми вперёд.

Н. Нищева.

Игра «Дождик».

Координация речи и движения

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке.

Прыжки на одной ноге по кругу.

В лужице — смотри, смотри! —

Он пускает пузыри.

Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.

Стали мокрыми кусты,

Руки вверх, потряхивания кистями.

Стали мокрыми цветы.

Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.

Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей.

Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.

5

«Овощи. Труд взрослых на полях и огородах».

Игра пятнашка-цепочка «Сеял дедушка горох».

Сеял дедушка горох.

Был горох совсем не плох.

Стоят лицом в круг. В центре круга –ребёнок –«дед». Все вместе совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.

Круглый, звонкий, жёлтый, сладкий,

Очень ровный, очень сладкий.

Попеременно топают ногами на месте.

Вдруг упал мешок с горохом

Приседают.

Бедный дедушка заохал.

Был горох и на тебе--

Раскатился по избе!

Совершая подскоки, дети разбегаются по площадке. На слове «избе» ребёнок –«дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный ребёнок –«горошинка» присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь горох.

Н. Нищева

Игра-упражнение «Капуста». КРсД.

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

Логопед. Отгадайте загадку:

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

 Дети. Капуста!

 Логопед. Давайте, заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Ритмичные удары ребром ладоней по столу.

Перетерли,

Хватательные движения обеими руками.

Посолили

Указательный и средний пальцы трутся о большой.

И набили плотно в кадку.

(Удары обеими руками по столу.

Все теперь у нас в порядке.

(Отряхивают руки.

Октябрь

1

«Фрукты. Труд взрослых

в садах».

Подвижная игра «Садовник». КРсД.

Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения,

развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов: «сажать», «белить», «чинить».

Мы вчера в саду гуляли,

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали.

Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.

Яблони белили мы

 Известью, белилами.

Движение правой рукой вверх-вниз.

Починили мы забор,

Имитируют удары молотком.)

Завели мы разговор: —

Ты скажи,

Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.

-Дам в награду

 Слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных,

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.

                        Г. Сатир

2

«Лес, грибы, ягоды».

Подвижная игра «За грибами». КРсД.

Координация речи с движениями; развитие творческого

воображения, подражательности; закрепление в речи глаголов:

«искать», «срывать», «собирать»

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Дети идут в хороводе

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Бегут, собирают воображаемые грибы

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Скачут стоя, «срывают» грибы.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.

Подвижная игра «По ягоды». КРсД.

Координация речи с движением.

Мы шли-шли-шли,

Маршируют, руки на поясе.

Землянику нашли.

Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять,

Маршируют.

Мы идем искать опять.

Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.

В. Волина

3

«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме».

Подвижная игра «Мошкара и лягушка». КРсД.

Как над речкой вечерами

Вьются мошки с комарами.

Слышен писк со всех сторон,

То ли писк, то ли звон.

Свободно двигаются по группе, изображая насекомых, пищат, звенят.

Плохо дело, мошкара,

Допищишь ли до утра?

Вышла погулять лягушка,

Желтобрюхая квакушка.

Улетай-ка от воды.

Чтобы не было беды!

В центр площадки направляется ребёнок –«лягушка».

На слово «беды» ребёнок-«лягушка» начинает пятнать детей –«насекомых», которые пытаются убежать в дальний конец площадки за черту. Запятнав 3-4 детей, «лягушка» уступает свою роль первому запятнанному ребёнку.

Н. Нищева

Подвижная игра «Мухи в паутине».

Дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри круга 3 ребенка. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу логопеда «мухи» хотят вылететь из круга, «паутина» их не выпускает.

Подвижная игра «Бабочки и жук».

Бабочки-красавицы
Над цветами кружат.

Бабочки-красавицы

С мотыльками дружат.

Свободно двигаются по группе, машут руками как крыльями.

Лишь боятся страшного

Майского жука.

Прилетает утром

Он издалека.

Он летит и жужжит,

От жужжанья весь дрожит.

Из круга в дальнем конце группы в её центр выбегает ребёнок –«жук». Он бегает между детьми –«бабочками» и громко жужжит. «Бабочки» дрожат, стоя на месте.

«Всех поймаю! Всех поймаю!

Крылья всем пообрываю!»

После слова «пообрываю» ребёнок –«жук» бросается пятнать «бабочек». Они убегают за линию, за которой пятнать уже нельзя.

Н. Нищева

4

«Перелётные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту».

Хороводная игра-пятнашка «Аист». КРсД.

На болоте у дороги

Ходит аист длинноногий.

Идут по кругу, высоко поднимая колени. «Аист» в центре круга делает то же самое.

На одной ноге стоит,

Лягушаток сторожит.

Все встают на одну ногу. Замирают.

Аист, аист, не зевай!

Лягушат лови давай!

Бегут по кругу, а «аист» в круге. На слово «давай» «аист» начинает пятнать «лягушат». Они убегают за черту в дальнем конце группы, где пятнать уже нельзя.

Н. Нищева

Хороводная игра-пятнашка «Цапля». КРсД.

Цапля ходит по болоту,

Идут по кругу, высоко поднимая колени.

Цапля делает работу.

Ребёнок - «цапля» в центре круга делает то же самое.

Ищет чёрная лягушек,

Ловит бедных поскакушек.

Меняют направления движения.

Ходит, головой кивает,

Кто не спрятался—поймает!

Выполняют ритмичные наклоны головы. На слово «поймает» «цапля» начинает пятнать детей- «лягушек». Они пытаются убежать за линию, где пятнать уже нельзя.

Н. Нищева

Подвижная игра «Журавли учатся летать».

Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч, вдох через нос. При опускании рук-выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным поочерёдным подниманием ног и движением по кругу.

Ноябрь

2

«Поздняя осень. Осенняя одежда, обувь,

головные уборы».

Игра-пятнашка «Ноги выше поднимай». 

Как сегодня по утру

Мы затеяли игру—

Развесёлые пятнашки

Эй, Серёжки и Наташки.

Подскоками двигаются по кругу.

Потанцуйте -ка вприсядку,

Танцуют вприсядку.

Быстро в парах покружитесь,

Крепко за руку держитесь.

Кружатся в парах.

Ну а дальше не зевайте,

Ноги выше поднимайте.

Свободно двигаются по площадке, а слова произносит ведущий, который до этого момента сидел на скамейке.

На скамеечки садитесь,

Не толкайтесь, не деритесь.

Я пятнаю тех ребят,

Что не сели, а стоят.

На слово «стоят» ведущий начинает пятнать детей, которые не успели сесть.

Н. Нищева

 Игра «Жёлтый лист». КРсД.

Кружит, кружит, кружит, кружит

В луже жёлтый лист.

Образовав круг, кружатся на носках,

руки на поясе.

Он совсем уже простужен,

Но красив и чист.

Кружатся в противоположную сторону.

Ночью льдом подёрнет лужу,

Листик в ней замрёт.

Приседают. Руки опускают вниз.

Будет он смотреть наружу,

Ждать, что снег пойдёт.

Сидя, раскачиваются из стороны в сторону.

Н. Нищева

3

Тема «Дикие животные и

их детёныши. Подготовка животных к зиме».

Подвижная игра. «На водопой». КРсД.   

Тёплым (в оригинале «жарким») днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

Спокойно идут по кругу друг за другом.

За мамой -лосихой топал лосёнок,

Идут, громко топая.

За мамой-лисицей крался лисёнок,

Крадутся на носках.

За мамой ежихой катился ежонок,

Приседают, медленно двигаются вперёд.

За мамой -медведицей шёл медвежонок.

Идут вперевалочку.

За мамою-белкой скакали бельчата,

Скачут вприсядку.

За мамой -зайчихой –косые зайчата.

Скачут на прямых ногах.

Волчица вела за собою волчат.

Идут на четвереньках.

Все мамы и дети напиться хотят

Поворачиваются лицом вкруг, делают движения языком –«лакают».

Н. Нищева

 

4

«Домашние животные и их детёныши. Содержание домашних животных».

Подвижная игра «Игра в стадо». КРсД.

Мы вчера играли в стадо

И рычать нам было надо.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы рычали: «Р-р-р»

Встали, сделали «коготки» из пальцев.

И мычали: «Му!»

Сделали «рожки».

По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!»

Встали на четвереньки.

Не слыхали замечаний Анны Николаевны.

Опять идут по кругу.

А она сказала строго:

Что за шум такой у вас?

Я детей видала много—

Таких вижу в первый раз.

Останавливаются и слушают слова педагога.

Мы сказали ей в ответ:

--Никаких детей тут нет!

Мы не Лёши и не Вовы—

Мы собаки и коровы!

Хором отвечают педагога.

А она в ответ:

--Да что вы?

Ладно, если вы коровы,

Я тогда пастух.

Снова слушают слова педагога.

Я прошу иметь в виду:

Я коров домой веду.

Идут по кругу за педагогом.

А. Барто

Игра-пятнашка «Щенок и цыплята».

Мама -курица цыплят

На прогулку водит в сад.

Идут цепочкой по площадке, заложив руки за спину, ритмично кивают головой –«клюют», за «ребёнком- «курицей».

Непослушные цыплята

Разбежались все куда-то.

Разбегаются по площадке,

двигаются свободно.

Ребёнок –«курица» стоит в дальнем

углу площадки.

--Куд-куда! Куд-куда!

Ну-к быстро все сюда!

Ребёнок –«курица» зовёт цыплят к себе.

--Мама, пёс нас не пускает,

Он на нас сердито лает.

В центр площадки выходит ребёнок-пёс

-- Поскорей ко мне бегите

И щенка перехитрите!

На слово «бегите» дети бросаются к ребёнку-«курице». Ребёнок – «пёс» пытается запятнать наибольшее количество детей-«цыплят».

Н. Нищева

Декабрь

1

«Зима. Зимние месяцы. Дикие животные зимой».

Подвижная игра «Медведь». КРсД.

На горке—снег, снег

Стоят кружком, в центре которого «спит медведь»; руки постепенно поднимаются вверх.

И под горкой снег, снег.

Приседают, опускают руки.

А под снегом спит медведь.

Встают и поднимают руки.

Тише, тише… Не шуметь!

На цыпочках бегут по кругу. На последних словах «медведь просыпается» и бросается ловить детей.

И. Токмакова

Хороводная игра «Снежинки». КРсД.

В вихре морозном снежинки несутся,

Бегут на носках по кругу, взмахивая руками.

Роем блестящим кружатся и вьются.

Кружатся на месте, руки на поясе.

Белыми пчёлами вдруг обернутся,

Бегут по кругу на носках.

Мёрзлой земли на минутку коснётся.

Приседают.

Снова закружатся в пляске морозной,

Встают и кружатся на носках.

В небо взлетят как хрустальные звёзды.

Бегут по кругу.

Н. Нищева

2

«Зимующие птицы».

Игра «Скачет шустрая синица». КРсД

Скачет шустрая синица,

Прыжки на месте на двух ногах.

Ей на месте не сидится,

Прыжки на месте на левой ноге.

Прыг-скок, прыг-скок

Прыжки на месте на правой ноге.

Завертелась, как волчок.

Кружимся на месте.

Вот присела на минутку,

Присели.

Почесала клювом грудку,

Встали, наклоны головы влево-вправо.

И с дорожки — на плетень,

Прыжки на месте на левой ноге.

Тири-тири,

Прыжки на месте на правой ноге.

Тень-тень-тень!

Прыжки на месте на двух ногах.)

3

«Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель».

Игра «На кровати можно спать». КРсД.

Дети стоят в кругу.

На кровати можно спать,

Руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху.

Стулья, стол – переставлять.

Руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки.

В шкаф я книги буду ставить,

Поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз.

Кресла буду застилать.

Руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх.

С полки буду пыль стирать,

Правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью.

Тумбу – в чистоте держать.

Левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди.

И скажу вам без прикрас,

Эта мебель – просто класс!

Две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв

большие пальцы вверх.

4

«Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда».

Игра «Чайник». КРсД.

Привет, я – чайник      

Большой и толстый!  

Показываем руками толщину.

Вот моя ручка,                          

Правую руку в сторону на бок.

А вот мой носик                            

Левую руку вверх и в сторону.

Если буду кипеть,                    

Легко дотрагиваемся («хлопаем») рукой на макушке.

Я буду свистеть                              

Изображаем свист.

С плиты меня возьмешь,              

Наклоняемся в правую сторону, где рука-«ручка».

Чаю себе нальёшь.                        

Наклон в левую строну,

где рука-«носик».

5

«Новогодний праздник».

Подвижная игра «С новым годом». КРсД.

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, дедушка Мороз!

Стоят лицом в круг, кланяются.

Он из леса мимоходом

Ёлку нам уже принёс.

Идёт по кругу, изображают, что несут

 на плече ёлку.

На верхушке выше веток

Встают лицом в круг, поднимают руки вверх.

Загорелась, как всегда

Поднимаются на носки.

Самым ярким жарким светом

Пятикрылая звезда.

Бегут по кругу, руки на поясе.

Е. Трутнева

Используемая литература.

Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика, Издательство КАРО, СПБ, 2005 год.

Бардышева Т.Ю. «Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР», Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2015 год.

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная группа. Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2017.

Крупенчук О.И.  Тренируем пальчики- развиваем речь! Подготовительная  группа детского сада 6+. СПб, ИД «Литера», 2016 г.

Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб, 2012 г

Нищева Н.В. Тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада. ФГОС» СПб, ООО «Издательство Детство-Пресс»,2018 год.

Нищева НВ. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. СПб, ООО «Издательство Детство-Пресс», 2017 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры игровые упражнения для детей 2 младшей группы

подвижные игры игровые упражнения для детей 2 младшей гуппы, рекомендованные программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой...

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

В комплексе мер по коррекции моторной сферы детей со стертой дизартрией особое значение должно придаваться системной и целенаправленной работе по развитию всех компонентов психомоторики в их единстве....

Стихи и упражнения на развитие общей моторики для дошкольников

Практический  материал для воспитателей...

Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР(ОНР) подготовительной к школе группы.Динамические паузы,хороводные, подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 2 полугодия

Картотека динамических пауз, хороводных, подвижных игр, игровых упражнений по лексическим темам 2 полугодия для дошкольников 7 года жизни....

Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР (ОНР)младшей группы.Динамические паузы,подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 1 полугодия.

Картотека по развитию общей моторики у дошкольников с ТНР(ОНР) младшей  группы.Динамические паузы, подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 1 полугодия....

Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР (ОНР)младшей группы.Динамические паузы,подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 2 полугодия.

Автор составил картотеку подвижных игр по развитию общей моторики  и  координации речи с движением по лексическим темем 2 полугодия младшей логопедической группы.Материал будет полезен как у...

Рекомендации для педагогов подготовительных к школе групп 6-7 лет. "Подвижные игры и упражнения с мячом (элементы футбола) для обучения старших дошкольников спортивной игре "Футбол"

В системе физического воспитания особый интерес представляет использование игровых методов и упражнений из арсенала спортивных игр. У мальчиков наблюдается высокий интерес к спортивной игре "Футб...