Подготовительная группа. Развития общей моторики у дошкольников подготовительной группы с ТНР(ОНР). Составитель учитель-логопед Фокина Е.Ю. Динамические паузы, хороводные, подвижные игры, игровые упражнения. |
Месяц | Неделя | Лексические темы | Динамические паузы, хороводные, подвижные игры, игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, координации речи с движением (КРсД). |
Сентябрь | 4 | «Осень, осенние месяцы. Деревья осенью». | Игра «Ветер». Координация речи с движением.
Ветер шпилями цепляет облака. | Стоят лицом в круг на носках, ритмично качают поднятыми руками. | Потемнела и нахмурилась река. | Наклоняются, опускаются на полную ступню и ритмично качают опущенными руками. | Волны бьются о гранитный парапет. | Выполняют ритмичные прыжки на носках, руки на поясе. | Ветер в парке натворил немало бед. | Бегут по кругу. | Кружит в лужах жёлтых листьев хоровод На аллеях завывает и ревёт. | Кружатся. | Дождь линейками косыми на стекле: «Вот и осень наступила» пишет мне. | Встают лицом в круг. Выполняют ритмичные взмахи руками, вытянутыми вперёд. |
| Н. Нищева. |
Игра «Дождик». Координация речи и движения К нам на длинной тонкой ножке Скачет дождик по дорожке. | Прыжки на одной ноге по кругу. | В лужице — смотри, смотри! — Он пускает пузыри. | Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания. | Стали мокрыми кусты, | Руки вверх, потряхивания кистями. | Стали мокрыми цветы. | Наклон, руки к полу, потряхивания кистями. | Мокрый серый воробей Сушит перышки скорей. | Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями. |
|
5 | «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах». | Игра пятнашка-цепочка «Сеял дедушка горох».
Сеял дедушка горох. Был горох совсем не плох. | Стоят лицом в круг. В центре круга –ребёнок –«дед». Все вместе совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе. | Круглый, звонкий, жёлтый, сладкий, Очень ровный, очень сладкий. | Попеременно топают ногами на месте. | Вдруг упал мешок с горохом | Приседают. | Бедный дедушка заохал. Был горох и на тебе-- Раскатился по избе! | Совершая подскоки, дети разбегаются по площадке. На слове «избе» ребёнок –«дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный ребёнок –«горошинка» присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь горох. |
| Н. Нищева
|
Игра-упражнение «Капуста». КРсД. Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи Логопед. Отгадайте загадку: Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка. Дети. Капуста! Логопед. Давайте, заготовим капусту на зиму. |
| Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, | Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
| Перетерли,
| Хватательные движения обеими руками.
| Посолили
| Указательный и средний пальцы трутся о большой. | И набили плотно в кадку. | (Удары обеими руками по столу. | Все теперь у нас в порядке. | (Отряхивают руки.
|
|
Октябрь | 1 | «Фрукты. Труд взрослых в садах». | Подвижная игра «Садовник». КРсД.
Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов: «сажать», «белить», «чинить». Мы вчера в саду гуляли, | Дети идут по кругу, взявшись за руки. | Мы смородину сажали.
| Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст. | Яблони белили мы Известью, белилами. | Движение правой рукой вверх-вниз. | Починили мы забор, | Имитируют удары молотком.) | Завели мы разговор: — Ты скажи, Садовник наш, Что ты нам В награду дашь? | Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок. | -Дам в награду Слив лиловых, Груш медовых, Самых крупных, Спелых яблок, Вишен Целый килограмм. Вот что вам В награду дам! | На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.
|
Г. Сатир
|
2 | «Лес, грибы, ягоды». | Подвижная игра «За грибами». КРсД.
Координация речи с движениями; развитие творческого воображения, подражательности; закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать» Все зверушки на опушке Ищут грузди и волнушки. | Дети идут в хороводе
| Белочки скакали, Рыжики срывали. | Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы. | Лисичка бежала, Лисички собирала. | Бегут, собирают воображаемые грибы | Скакали зайчатки, Искали опятки. | Скачут стоя, «срывают» грибы. | Медведь проходил, Мухомор раздавил. | Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой. |
Подвижная игра «По ягоды». КРсД. Координация речи с движением. Мы шли-шли-шли, | Маршируют, руки на поясе. | Землянику нашли.
| Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен. | Раз, два, три, четыре, пять, | Маршируют. | Мы идем искать опять.
| Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.
|
В. Волина |
3 | «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме». | Подвижная игра «Мошкара и лягушка». КРсД.
Как над речкой вечерами Вьются мошки с комарами. Слышен писк со всех сторон, То ли писк, то ли звон. | Свободно двигаются по группе, изображая насекомых, пищат, звенят. | Плохо дело, мошкара, Допищишь ли до утра? Вышла погулять лягушка, Желтобрюхая квакушка. Улетай-ка от воды. Чтобы не было беды! | В центр площадки направляется ребёнок –«лягушка». На слово «беды» ребёнок-«лягушка» начинает пятнать детей –«насекомых», которые пытаются убежать в дальний конец площадки за черту. Запятнав 3-4 детей, «лягушка» уступает свою роль первому запятнанному ребёнку. |
| Н. Нищева |
Подвижная игра «Мухи в паутине».
Дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри круга 3 ребенка. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу логопеда «мухи» хотят вылететь из круга, «паутина» их не выпускает. Подвижная игра «Бабочки и жук».
Бабочки-красавицы Над цветами кружат. Бабочки-красавицы С мотыльками дружат. | Свободно двигаются по группе, машут руками как крыльями. | Лишь боятся страшного Майского жука. Прилетает утром Он издалека. Он летит и жужжит, От жужжанья весь дрожит. | Из круга в дальнем конце группы в её центр выбегает ребёнок –«жук». Он бегает между детьми –«бабочками» и громко жужжит. «Бабочки» дрожат, стоя на месте. | «Всех поймаю! Всех поймаю! Крылья всем пообрываю!» | После слова «пообрываю» ребёнок –«жук» бросается пятнать «бабочек». Они убегают за линию, за которой пятнать уже нельзя. |
| Н. Нищева
|
|
4 | «Перелётные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту». | Хороводная игра-пятнашка «Аист». КРсД.
На болоте у дороги Ходит аист длинноногий. | Идут по кругу, высоко поднимая колени. «Аист» в центре круга делает то же самое. | На одной ноге стоит, Лягушаток сторожит. | Все встают на одну ногу. Замирают. | Аист, аист, не зевай! Лягушат лови давай! | Бегут по кругу, а «аист» в круге. На слово «давай» «аист» начинает пятнать «лягушат». Они убегают за черту в дальнем конце группы, где пятнать уже нельзя. |
| Н. Нищева |
Хороводная игра-пятнашка «Цапля». КРсД. Цапля ходит по болоту, | Идут по кругу, высоко поднимая колени. | Цапля делает работу. | Ребёнок - «цапля» в центре круга делает то же самое. | Ищет чёрная лягушек, Ловит бедных поскакушек. | Меняют направления движения. | Ходит, головой кивает, Кто не спрятался—поймает! | Выполняют ритмичные наклоны головы. На слово «поймает» «цапля» начинает пятнать детей- «лягушек». Они пытаются убежать за линию, где пятнать уже нельзя. |
| Н. Нищева |
Подвижная игра «Журавли учатся летать».
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч, вдох через нос. При опускании рук-выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным поочерёдным подниманием ног и движением по кругу.
|
Ноябрь | 2 | «Поздняя осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы». | Игра-пятнашка «Ноги выше поднимай».
Как сегодня по утру Мы затеяли игру— Развесёлые пятнашки Эй, Серёжки и Наташки. | Подскоками двигаются по кругу. | Потанцуйте -ка вприсядку, | Танцуют вприсядку. | Быстро в парах покружитесь, Крепко за руку держитесь. | Кружатся в парах. | Ну а дальше не зевайте, Ноги выше поднимайте. | Свободно двигаются по площадке, а слова произносит ведущий, который до этого момента сидел на скамейке. | На скамеечки садитесь, Не толкайтесь, не деритесь. Я пятнаю тех ребят, Что не сели, а стоят. | На слово «стоят» ведущий начинает пятнать детей, которые не успели сесть. |
| Н. Нищева |
Игра «Жёлтый лист». КРсД.
Кружит, кружит, кружит, кружит В луже жёлтый лист. | Образовав круг, кружатся на носках, руки на поясе. | Он совсем уже простужен, Но красив и чист. | Кружатся в противоположную сторону. | Ночью льдом подёрнет лужу, Листик в ней замрёт. | Приседают. Руки опускают вниз. | Будет он смотреть наружу, Ждать, что снег пойдёт. | Сидя, раскачиваются из стороны в сторону. |
| Н. Нищева
|
|
3 | Тема «Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме». | Подвижная игра. «На водопой». КРсД.
Тёплым (в оригинале «жарким») днём лесной тропой Звери шли на водопой. | Спокойно идут по кругу друг за другом. | За мамой -лосихой топал лосёнок, | Идут, громко топая. | За мамой-лисицей крался лисёнок, | Крадутся на носках. | За мамой ежихой катился ежонок, | Приседают, медленно двигаются вперёд. | За мамой -медведицей шёл медвежонок. | Идут вперевалочку. | За мамою-белкой скакали бельчата, | Скачут вприсядку. | За мамой -зайчихой –косые зайчата. | Скачут на прямых ногах. | Волчица вела за собою волчат. | Идут на четвереньках. | Все мамы и дети напиться хотят | Поворачиваются лицом вкруг, делают движения языком –«лакают». |
| Н. Нищева
|
|
| 4 | «Домашние животные и их детёныши. Содержание домашних животных». | Подвижная игра «Игра в стадо». КРсД.
Мы вчера играли в стадо И рычать нам было надо. | Идут по кругу, взявшись за руки. | Мы рычали: «Р-р-р» | Встали, сделали «коготки» из пальцев. | И мычали: «Му!» | Сделали «рожки». | По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!» | Встали на четвереньки. | Не слыхали замечаний Анны Николаевны. | Опять идут по кругу. | А она сказала строго: Что за шум такой у вас? Я детей видала много— Таких вижу в первый раз. | Останавливаются и слушают слова педагога. | Мы сказали ей в ответ: --Никаких детей тут нет! Мы не Лёши и не Вовы— Мы собаки и коровы! | Хором отвечают педагога. | А она в ответ: --Да что вы? Ладно, если вы коровы, Я тогда пастух. | Снова слушают слова педагога. | Я прошу иметь в виду: Я коров домой веду. | Идут по кругу за педагогом. |
| А. Барто |
Игра-пятнашка «Щенок и цыплята».
Мама -курица цыплят На прогулку водит в сад. | Идут цепочкой по площадке, заложив руки за спину, ритмично кивают головой –«клюют», за «ребёнком- «курицей». | Непослушные цыплята Разбежались все куда-то. | Разбегаются по площадке, двигаются свободно. Ребёнок –«курица» стоит в дальнем углу площадки. | --Куд-куда! Куд-куда! Ну-к быстро все сюда! | Ребёнок –«курица» зовёт цыплят к себе. | --Мама, пёс нас не пускает, Он на нас сердито лает. | В центр площадки выходит ребёнок-пёс | -- Поскорей ко мне бегите И щенка перехитрите! | На слово «бегите» дети бросаются к ребёнку-«курице». Ребёнок – «пёс» пытается запятнать наибольшее количество детей-«цыплят». |
|
|
| Н. Нищева
|
|
Декабрь | 1 | «Зима. Зимние месяцы. Дикие животные зимой». | Подвижная игра «Медведь». КРсД.
На горке—снег, снег | Стоят кружком, в центре которого «спит медведь»; руки постепенно поднимаются вверх. | И под горкой снег, снег. | Приседают, опускают руки. | А под снегом спит медведь. | Встают и поднимают руки. | Тише, тише… Не шуметь! | На цыпочках бегут по кругу. На последних словах «медведь просыпается» и бросается ловить детей. |
| И. Токмакова |
Хороводная игра «Снежинки». КРсД.
В вихре морозном снежинки несутся, | Бегут на носках по кругу, взмахивая руками. | Роем блестящим кружатся и вьются. | Кружатся на месте, руки на поясе. | Белыми пчёлами вдруг обернутся, | Бегут по кругу на носках. | Мёрзлой земли на минутку коснётся. | Приседают. | Снова закружатся в пляске морозной, | Встают и кружатся на носках. | В небо взлетят как хрустальные звёзды. | Бегут по кругу. |
| Н. Нищева
|
|
2 | «Зимующие птицы». | Игра «Скачет шустрая синица». КРсД
Скачет шустрая синица, | Прыжки на месте на двух ногах. | Ей на месте не сидится, | Прыжки на месте на левой ноге. | Прыг-скок, прыг-скок | Прыжки на месте на правой ноге. | Завертелась, как волчок. | Кружимся на месте. | Вот присела на минутку, | Присели. | Почесала клювом грудку, | Встали, наклоны головы влево-вправо. | И с дорожки — на плетень, | Прыжки на месте на левой ноге. | Тири-тири, | Прыжки на месте на правой ноге. | Тень-тень-тень! | Прыжки на месте на двух ногах.)
|
|
3 | «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель». | Игра «На кровати можно спать». КРсД.
Дети стоят в кругу. На кровати можно спать, | Руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху. | Стулья, стол – переставлять. | Руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки. | В шкаф я книги буду ставить, | Поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз. | Кресла буду застилать. | Руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх. | С полки буду пыль стирать, | Правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью. | Тумбу – в чистоте держать. | Левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди. | И скажу вам без прикрас, Эта мебель – просто класс! | Две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв большие пальцы вверх.
|
|
4 | «Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда». | Игра «Чайник». КРсД.
Привет, я – чайник Большой и толстый! |
Показываем руками толщину. | Вот моя ручка, | Правую руку в сторону на бок. | А вот мой носик | Левую руку вверх и в сторону. | Если буду кипеть, | Легко дотрагиваемся («хлопаем») рукой на макушке. | Я буду свистеть | Изображаем свист. | С плиты меня возьмешь, | Наклоняемся в правую сторону, где рука-«ручка». | Чаю себе нальёшь. | Наклон в левую строну, где рука-«носик».
|
|
5 | «Новогодний праздник». | Подвижная игра «С новым годом». КРсД.
С Новым годом! С Новым годом! Здравствуй, дедушка Мороз! | Стоят лицом в круг, кланяются. | Он из леса мимоходом Ёлку нам уже принёс. | Идёт по кругу, изображают, что несут на плече ёлку. | На верхушке выше веток | Встают лицом в круг, поднимают руки вверх. | Загорелась, как всегда
| Поднимаются на носки. | Самым ярким жарким светом Пятикрылая звезда. | Бегут по кругу, руки на поясе. |
| Е. Трутнева |
|