Подготовительная группа. Составитель учитель-логопед Фокина Е.Ю. Динамические паузы, хороводные, подвижные игры, игровые упражнения.2 полугодие. |
Месяц | Неделя | Лексические темы | Динамические паузы, хороводные, подвижные игры, игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, координации речи с движением. |
Январь | 3 | «Животные жарких стран, их повадки, детёныши». | Подвижная игра «Караван». КРсД.
Караван бредёт в пустыне. Тёмной ночью воздух стынет. | Идут по кругу друг за другом. Спины круглые, головы опущены. | Звёзды в чёрной тишине Улыбаются луне. | Останавливаются, встают лицом в круг. Тянутся вверх, подняв руки. | Солнце днём палит нещадно, Лишь в оазисе прохладно, И поёт вода в фонтане, Как в далёком океане. | Идут по кругу, взявшись за руки. | Напились воды верблюды И продолжили свой путь. Мне б на этих на верблюдов Лишь одним глазком взглянуть. | Меняют направления движения. |
| Н. Нищева
|
|
4 | «Животные северных (холодных) стран, их повадки, детёныши». | Игра «Кто на Севере живёт?» КРсД.
По ледяной пустыне Медведица идет. | Дети идут по кругу вперевалочку, медленно. | За нею медвежата Торопятся вперед. | Дети убыстряют шаг. | Трещит мороз жестокий, | Дети обнимают себя руками. | Повсюду снег и лед. | Повороты с вытянутой рукой вправо-влево. | По полынье холодной За нерпой морж плывет.
| Дети идут по кругу, делают гребки руками. | Бегут, спешат олени, Им виден путь едва | Дети руки скрестили над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени.
|
|
Февраль | 1 | «Пресноводные и аквариумные рыбы. Животный мир морей и океанов». | Подвижная игра «Летучая рыба». КРсД.
Я летучая, прыгучая, | Двигаются подскоками по кругу. | Улетел бы за тучу я. | Двигаются, взмахивая руками, как крыльями. | Да соскучилась бы вскоре – До того люблю я море. | Двигаются по кругу, изображая плавание. |
| И. Демьянов
|
Игра «Подводный мир». КРсД.
Посмотри скорей вокруг! | Дети прислоняют ладошку ко лбу козырьком. | Что ты видишь, милый друг? | Приставляют пальцы колечками к глазам. | Здесь прозрачная вода. | Разводят ладони в стороны. | Плывет морской конек сюда. | Делают волнообразные движения ладонями. | Вот медуза, вот кальмар, | Опускают ладони вниз в виде шапочек, двигаем ими; вытягиваем пальцы вперед, шевеля ими. | А вот это – рыба – шар. | Соединяют пальцы обеих рук в виде шара. | А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. | Поднимают ладони тыльной стороной и шевелим пальцами, как ногами.
|
|
2 | «Наша Родина -Россия». | Хоровод «Берёза». КРсД.
Берёза моя, берёзонька, Берёза моя белая, | Идут по кругу, взявшись за руки. | Берёза кудрявая. | Меняют направления движения. | Стоишь ты, берёзонька, Посередь долинушки, | Встают лицом в круг, плавно поднимают руки. | На тебе, берёзонька, Листья зелёные. | Плавно опускают руки. | Под тобой, берёзонька, Трава шёлковая. | Медленно приседают, опускают голову и руки. |
| Русская народная песня.
|
|
3 | «Москва- столица России». | Игра «Мы гуляли по Москве». КРсД.
Раз, два, три, четыре, пять. По Москве идем гулять. | Дети шагают по кругу. | Пришли на площадь Красную Широкую, прекрасную. | Широко разводят руки. | А на площади на той | Поворачиваются лицом в круг. | Кремль высокий и большой. | Поднимают две руки над головой. | Ах, какая высота! Ах, какая красота! | Поочерёдно поднимают вверх левую и правую руку. | Стало солнышко садиться,
| Руки на пояс, приседают. | Домой пора нам возвратиться. | Дети шагают по кругу. |
| Стоцкая Л.В., отрывок.
|
|
4 | «Наша армия. День Защитника Отечества». | Игра «Мы пока что дошколята». КРсД.
Мы пока что дошколята, | Дети прижимают ладони обеих рук к груди. | А шагаем как солдаты! | Ходьба на месте. | Я танкистом смелым буду, Проведу свой танк повсюду! | Правая рука к груди, затем обе руки вперёд, образуют «дуло танка». | Я ребята непременно Буду лётчиком военным! | Правая рука к груди, руки выпрямляют в стороны, показывают «крылья». | Я – бесстрашным капитаном Поплыву по океанам! | Правая рука к груди, затем обе руки изображают бинокль. | Мы пока что дошколята,
| Дети прижимают ладони обеих рук к груди. | А шагаем как солдаты! | Ходьба на месте. | Будем в армии служить,
| Ходьба строевым шагом по кругу, правая рука «под козырёк», левая прижата к туловищу. | Будем Родину хранить. | Останавливаются лицом в круг, кладут руки на плечи соседям, ноги на ширине плеч. |
|
Март | 1 | «Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы». | Подвижная игра «Весна, весна красная!» КРсД.
Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, | Идут по кругу, взявшись за руки. | С великой милостью: | Идут по кругу в противоположную сторону. | Со льном высоким, | Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носки, тянутся вверх. | С корнем глубоким, | Приседают, опускают руки и голову. | С хлебами обильными. | Встают, бегут по кругу, взявшись за руки. |
| Русская народная песня. |
Подвижное упражнение «Ранняя весна». КРсД.
На снегу косые тени, Разгулялся день весенний. | Подскоками двигаются по кругу, руки на поясе. | Тени длинными шагами По сугробам ходят с нами. | Идут широкими шагами, поменяв направление движения. | Вдруг глубокие следы Стали полными воды. | Идут с высоким подниманием коленей. | Солнце топит снег и лёд. | Останавливаются. Поднимают руки вверх. Тянутся. | А сосулька слёзы льёт. | Выполняют прыжки на носках, руки на поясе. | Стужа кончилась, ура! Нам весну встречать пора. | Бегут по кругу, взявшись за руки. |
| Н. Нищева |
|
2 | «Праздник 8 Марта». | Игра «Это мама». КРсД.
Кто обед готовит, шьёт? | Дети шагают на месте. | Кто нам песенку поёт? | Наклоны влево и вправо. | Кто целует нас, ласкает? | Повороты влево и вправо. | А за шалости ругает? | Дети грозят указательными пальчиками левой и правой руки. | Кто печёт пирог с вареньем | Дети шагают на месте. | Рано утром в воскресенье? | Дети поднимаются на носочках, руки вверху. | Кто подарки нам вручает? | Дети хлопают ладонями слева от себя. | Это мама! Каждый знает! | Дети хлопают ладонями справа от себя. |
|
|
|
3 | «Наш город Санкт-Петербург». | Игра «Мы по городу шагаем». КРсД.
Мы по городу шагаем, То, что видим называем | Дети шагают на месте. | Светофоры и машины, Ярмарки и магазины Скверы, улицы, мосты | Загибают пальцы на руках. | И деревья, и кусты, | Дети делают взмах левой, затем правой рукой. | Люди шумною толпой. И все это город мой. | Разводят руки вперед, затем в стороны. |
|
4 | «Транспорт, виды транспорта». | Игра «Мы шофёры». КРсД.
Едем, едем на машине, | Дети держат в руках воображаемый руль и идут по кругу. | Нажимаем на педаль, | Останавливаются, поворачиваются в круг лицом. Ногой «нажимают» на педаль. | Смотрим пристально мы вдаль. | Приставляем ладонь ко лбу. | Дворники счищают капли, Влево-вправо – чистота! | Движения кистями рук и предплечьями влево-вправо. | Волосы ерошит ветер, | Дотрагиваются до волос двумя руками. | Мы шоферы хоть куда! | Дети держат в руках воображаемый руль и идут по кругу. |
Игра «Самолёт». КРсД.
Руки ставим мы вразлет: | Руки в стороны. | Появился самолет. | «Полетели» как самолеты. | Мах крылом туда-сюда, | Наклоны влево-вправо. | Делай «раз» и делай «два». | Повороты влево-вправо. | Раз и два, раз и два! | Дети хлопают в ладоши. | Руки в стороны держите, | Руки в стороны. | Друг на друга посмотрите. | Повороты влево-вправо. | Раз и два, раз и два! | Прыжки на месте. | Опустили руки вниз, | Дети опускают руки. | И на место все садись! | Сели на места. |
|
Апрель | 1 | «Правила дорожного движения». | Игра «Машины». КРсД.
На улице нашей машины, машины.
| Движения вытянутыми вперёд руками слева -направо, справа -налево. | Машины-малютки машины большие. | Дети сближают ладони, затем разводят в стороны. | Спешат грузовые, фырчат легковые. Торопятся, мчатся, как будто живые | Дети держат в руках воображаемый руль и бегут по кругу. |
— Эй, машины, полный ход! | Дети останавливаются, поворачиваются лицом в круг. Взмахивают правой рукой справа налево. | Я — примерный пешеход:
| Прикладывают ладонь правой руки к груди. | Торопиться не люблю, | Повороты головы вправо-влево. | Вам дорогу уступлю. | Движения вытянутыми вперёд руками слева -направо. | Я. Тайц. |
|
Игра «Светофор». КРсД.
В «Светофор» мы поиграем, | Ходьба на месте. | Руки, ноги разминаем. | Встряхивание руками. Встряхивание ногами. | Красный свет «Стой!» говорит, Ждать зеленого велит. | Вытягивают руку ладонью вперёд. | Чтобы было ждать не скучно, Наклоняемся мы дружно. И назад, и вперед. |
Наклоны назад, наклоны вперёд. | Влево, вправо поворот. | Руки на поясе. Повороты туловища влево, вправо. | Вот и желтый загорелся, Приготовиться пора. Руки, ноги разогреем, |
Рывки руками перед грудью. | Начинаем, детвора! | Ходьба на месте. | Руки вверх поднимем, Вниз опустим, Пролетим как самолет. | Дети выполняют соответствующие тексту движения. | Вот зеленый загорелся, Можно нам идти вперед. Левой, правой, левой-правой Смело мы идём вперёд! | Ходьба на месте с высоким подниманием колен. |
|
2 | «Профессии взрослых. Трудовые действия». | Игра «Много профессий на свете у нас». КРсД.
Много профессий на свете у нас! | Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево. | О них поговорим сейчас: | Развести руки в стороны. | Вот швея рубашки шьет, | Движения воображаемой иглой. | Повар варит нам компот. | Дети «мешают» поварёшкой. | Самолет ведет пилот | Руки – в стороны. | На посадку и на взлет. | Опускают их вниз, поднимают вверх. | Доктор ставит нам уколы |
| И охранник есть у школы. | Руки – согнуты в локтях, силовой жест. | Каменщик кладет кирпич, | Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз. | А охотник ловит дичь | Делают бинокль из пальчиков. | Есть учитель, есть кузнец, Балерина и певец. | Загибают пальцы, перечисляя профессии. | Чтоб профессии иметь, | Разгибаем пальцы. | Надо много знать, уметь. | Повороты кистями - тыльная сторона ладошки. |
|
3 | «Орудия труда. Инструменты». | Игра «Старый клён». КРсД.
На поляне перезвон— Это пилят старый клён. Поперечная пила Отхватила полствола. Рвёт кору и режет жилки, Брызжут жёлтые опилки. | Стоят парами лицом друг к другу и изображают, как пилят двуручной пилой. | Только крякнул старый ствол И пошёл, пошёл, пошёл. | Встают лицом в круг, руки на поясе. Медленно выполняют наклон в левую сторону. | Грянул наземь левым боком, Утонул в снегу глубоком. | Приседают, руки в стороны. |
| С. Маршак |
Игра «Маляры». КРсД.
Маляры известку носят, | Дети идут по кругу, держат в руках воображаемые ведра. | Стены кистью купоросят. | Повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью. | Не спеша, разводят мел. | Наклонились, мешают воображаемой кистью в ведре. | Я бы тоже так сумел. | Дети «красят». |
Подвижная игра «Ровным кругом друг за другом…» КРсД. (имитация движений с инструментами, орудиями труда). |
4 | «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной». | Игра «Веснянка». КРсД.
Ах уж ясно солнышко | Идут по кругу, взявшись за руки, | Припекло, припекло. | медленно поднимают руки. | И повсюду золото | Идут по кругу, взявшись за руки, | Разлило, разлило. | медленно опускают руки. | Ручейки на улице Всё журчат, журчат. | Бегут по кругу в противоположную сторону на носках, держа руки на поясе. | Журавли курлыкают И летят, летят. | Идут по кругу в противоположную сторону , высоко поднимая колени. Руками изображая взмахи крыльев. |
| Украинская песенка. |
Игра «Утром солнышко встаёт». КРсД.
Утром солнышко встает, Тёплый лучик детям шлет | Дети встают, разводят руки в стороны. | Здравствуй, солнышко, привет, Без тебя нам жизни нет. | Кружатся, руками показывают лучи. | Землю солнышко пригрело, | Дети разводят вокруг себя руками. | Птичка радостно запела | Дети руками изображают взмах крыльями. | Зацвели вокруг цветы небывалой красоты. | Дети приседают и снова встают, руки поднимают вверх. |
Игра «Весна – красна». КРсД.
Весна-красна, ты с чем пришла? | Руки в стороны, поклониться. | С цветами, с травой, с лошадкой вороной. | Руками указать на траву, цветы, взять поводья. | Мы на ней поскачем по траве луговой, | Подскоки на месте. | К воде ключевой | Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду. | Солнышку улыбнёмся, | Дети улыбаются. | И домой вернёмся. | Дети садятся на места.
|
|
Май | 1 | «День Победы». | Игра «Лётчик». КРсД.
Пролетает самолет, | Руку ко лбу, смотрят вверх. | С ним собрался я в полет! | Дети раскинули руки, «летят». | Я мотор завожу | Правая рука описывает большой круг. | И внимательно гляжу! | Дети описывают круг левой рукой. | Поднимаюсь и лечу, | Описывают правой, потом левой рукой большие восьмёрки. | Возвращаться не хочу! | Повороты головы влево -вправо |
Игра «Салют». КРсД.
Вокруг всё было тихо | Дети стоят прямо, руки опущены вниз. | И вдруг - салют! Салют! | Дети поднимают руки вверх. | Ракеты в небе вспыхнули и там, и тут! | Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево-вправо. | Над площадью, над крышами Над праздничной Москвой Взвивается все выше Огней фонтан живой. | Приседают, встают, руки с раскрытыми пальчиками поднимают вверх 2—З раза. | На улицу, на улицу Все радостно бегут, | Лёгкий бег на месте. | Кричат: «Ура! », | Поднять руки вверх. | Любуются на праздничный салют! | Раскрывают пальчики веером, машут руками над головой влево-вправо. |
|
2 | «Скоро в школу. Школьные принадлежности». |
Игра «Будем в школе по утрам». КРсД.
Будем в школе по утрам Делать мы зарядку. | Руки на поясе, наклоны вправо, влево. | Очень нравится нам Всё делать по порядку: весело шагать |
Ходьба на месте. | Руки поднимать | Поднять руки. | Приседать, вставать. | Присесть, встать. | Прыгать и скакать. | Прыжки на двух ногах.
|
|