Игровые упражнения в средней группе по развитию речи "Фонетическая ритмика"
план-конспект занятия (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foneticheskaya_ritmika.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонетическая ритмика, как средство развития интонационной и эмоциональной стороны речи дошкольников
Эмоции и движения - значительно более " древние" свойства человеческой психики нежели речь . Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи.
Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала ( звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Сегодня мы представим вашему вниманию игровые упражнения, разработанные по принципу фонетической ритмики. Такие упражнения способствуют формированию фонематического слуха и правильного звукопроизношения у детей, позволяют улучшить координацию движений, нормализовать речевое дыхание, развить интонационную выразительность речи.
Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации . Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов .Обязательное условие занятий- эмоциональноположительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.
Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельный урок или как часть речевого занятия, а могут с успехом использоваться ( например, отдельные стихотворные тексты в сопровождении движений) в качестве веселых динамических пауз на других занятиях
Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:
- у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
- улучшается фонематический слух;
- нормализуется речевое дыхание;
- формируется умение изменять силу и высоту голоса;
- улучшается ритмикой - интонационная сторона речи;
- уточняется артикуляция имеющихся звуков, создаётся база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
- повышается речевая активность детей.
1.Давайте начнем с произношения гласных звуков
Интонация радости
[А] Дети вытягивают руки вперёд , соединив ладони. Произнося гласный [а-а-а], они плавно разводят руки в стороны ладошкам вверх.
Интонация удивления.
[О] Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный [о-о-о....], они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Интонация удивления и радости
[ и ] руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласные [и-и-и....], дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация угрозы.
[ у] руки согнуты на уровне груди, ладошки повёрнуты от себя. Произнося гласные [ у-у-у.....], дети давящим движением выпрямляют руки вперёд и вниз.
Мы сердимся
[ы] руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласные [ ы-ы-ы....], дети с усилием отводят в стороны согнутые в локтях руки ( " растягивают пружину").
2. А теперь усложним задачу. Произносим на одном выдохе гласный [а-аа...], увеличивая силу голоса
3. «Запомни и повтори» (а-о-у)
4.Молодцы. Переходим к согласным звукам
Кошка сердится
[Ф] Дети поднимают руки со сжатыми кулачками к голове ( на уровне ушей). Произнося звук [ф], они резко разжимают кулачки , фыркают , как сердитая кошка.
Фонарики
[Л] Дети делают «фонарики» над головой
Мыльные пузыри
[П] пальцы сжаты в кулаки на уровне плеч, локти опущены . Произнося звук [п], дети резко разжимают пальцы, имитируя лопающиеся мыльные пузыри. Движение быстрое, резкое , короткое.
Дровосек
[Х] Соединить руки в замок над головой . Ноги поставить шире плеч. Произнося [х], дети роняют вниз, имитируя движения дровосека.
Холодно
[З] Произнося [з-з-з...], дети съеживаются, прижимают руки к груди и дрожат , как – будто замёрзли.
Греем ручки
[Ш] быстро трут ладошки друг о друга
Тишина
[Ц] указательным пальцем подносим к губам, призывая к тишине
Щетки автомобиля
[Щ] руками имитируют дворники автомобиля стирающие капли со стекла
Моторчик
[Р] пальцы сжаты в кулачки на уровне груди, локти в стороны. Произнося [ -РР-Р...], дети вращают руками перед грудью, делают " моторчик".
4. Проговариваем слова с движениями РОЗА
5. Произнесение короткого слова НА с разной интонацией
На Жест угощения
На! Интонация сердитая.
На! с оттенком брезгливости
На! Со смущением, виновато
6. Поиграем в домики? Ваша задача придумать рифму
Например:
В этом доме Дмитрий
Дмитрий очень .....( хитрый).
Здесь живёт Надюшка
Добрая ......( девчушка).
В этом доме Миша Сказки детям ....(пишет).
Этот домик для Иринки
В нем нет ни ...(пылинки).
В этом домике Егор
Нашёл красный ....( помидор или мухомор).
В этом доме Маша –
Солнышко ты....( наше).
Здесь живёт наш Алексей
Улыбнись нам ....( поскорей)
7. А теперь предлагаю вам вспомнить веселое стихотворение «Две лягушки», проговорить и показать его:
Наволочку для подушки Дети протягивают руки вперёд ладошками вверх, затем склоняют голову к плечу и подносят сложённые ладошки к щеке.
сшить решили две лягушки. Взяли нитки и иголки, - Хлопают в ладоши. Поочерёдно правой, затем левой рукой делают движение к себе ( как бы что- то берут).
взяли ножницы на полке Указательным и средним пальцами имитируют работу ножниц.
Шили, мерили, кроили, Правой рукой загибают пальцы левой, как бы считая.
даже про обед забыли. С досадой всплескивают руками.
Но зато теперь лягушки Указательный палец правой руки назидательно поднимают вверх на уровне плеч.
спят на шелковой подушке. Склоняют голову к плечу и подносят сложённые ладошки к щеке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения в средней группе
1-2 неделя – игровые упражнения при нарушении осанки. 3-4 неделя – игровые упражнения при плоскостопии....
Творческо – игровой проект в средней группе по ОО «Речевое развитие» ОО «Художественно- эстетическое развитие» «В гостях у сказки «Золушка»
Проект «В гостях у сказки «Золушка» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет ...
Творческо – игровой проект в средней группе по речевому и художественно - эстетическое развитию «В гостях у сказки» Средняя группа
Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...
Творческо – игровой проект в средней группе по речевому развитию ОО «Художественно- эстетическое развитие» «В гостях у сказки»
Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения как детей с сохранным здоровьем, так и детей с О...
НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ(ФЭМП) И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕНА ТЕМУ:«ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЛОВАЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «У СОЛН...
Конспект ООД по речевому развитию в средней группе. Тема: Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений
Конспект ООД по речевому развитию в средней группе.Тема: Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений...