Игровые упражнения в средней группе по развитию речи "Фонетическая ритмика"
план-конспект занятия (средняя группа)

система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала ( звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Сегодня мы представим вашему вниманию игровые упражнения, разработанные по принципу фонетической ритмики. Такие упражнения способствуют формированию фонематического слуха и правильного звукопроизношения у детей, позволяют улучшить координацию движений, нормализовать речевое дыхание, развить интонационную выразительность речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskaya_ritmika.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетическая ритмика, как средство развития интонационной и эмоциональной стороны речи дошкольников

 Эмоции и движения  - значительно более " древние" свойства человеческой психики нежели речь . Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи.

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала ( звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Сегодня мы представим вашему вниманию игровые упражнения, разработанные по принципу фонетической ритмики. Такие упражнения способствуют формированию фонематического слуха и правильного звукопроизношения у детей, позволяют улучшить координацию движений, нормализовать речевое дыхание, развить интонационную выразительность речи.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации . Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов .Обязательное условие занятий- эмоциональноположительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельный урок или как часть речевого занятия, а могут с успехом использоваться ( например, отдельные стихотворные тексты в сопровождении движений) в качестве веселых динамических пауз на других занятиях

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:
- у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
- улучшается фонематический слух;
- нормализуется речевое дыхание;
- формируется умение изменять силу и высоту голоса;
- улучшается ритмикой - интонационная сторона речи;
- уточняется артикуляция имеющихся звуков, создаётся база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
- повышается речевая активность детей.

1.Давайте начнем с  произношения гласных звуков

Интонация радости

 [А]  Дети вытягивают руки вперёд , соединив ладони. Произнося гласный [а-а-а], они плавно разводят руки в стороны ладошкам вверх.  

Интонация удивления.

 [О]   Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный [о-о-о....], они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Интонация удивления и радости

[ и ] руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласные [и-и-и....], дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.

Интонация угрозы.

[ у] руки согнуты на уровне груди, ладошки повёрнуты от себя. Произнося гласные [ у-у-у.....],  дети давящим движением выпрямляют руки вперёд и вниз.

Мы сердимся

[ы]  руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласные [ ы-ы-ы....], дети с усилием отводят в стороны согнутые в локтях руки ( " растягивают пружину").

2. А теперь усложним задачу. Произносим на одном выдохе  гласный [а-аа...], увеличивая силу голоса

3. «Запомни и повтори» (а-о-у)

4.Молодцы.  Переходим к согласным звукам

 Кошка сердится 

[Ф]  Дети поднимают руки со сжатыми кулачками к голове ( на уровне ушей). Произнося звук [ф], они резко разжимают кулачки , фыркают , как сердитая кошка.

Фонарики

[Л] Дети делают «фонарики» над головой

Мыльные пузыри 

[П] пальцы сжаты в кулаки на уровне плеч, локти опущены . Произнося звук [п], дети резко разжимают пальцы, имитируя лопающиеся мыльные пузыри. Движение быстрое, резкое , короткое.

Дровосек

[Х] Соединить руки в замок над головой . Ноги поставить шире плеч. Произнося [х], дети роняют вниз, имитируя движения дровосека.

Холодно

[З]  Произнося [з-з-з...], дети съеживаются, прижимают руки к груди и дрожат , как – будто замёрзли.

Греем ручки

[Ш] быстро трут ладошки друг о друга

Тишина

[Ц] указательным пальцем подносим к губам, призывая к тишине

Щетки автомобиля

[Щ]  руками имитируют дворники автомобиля стирающие капли со стекла

Моторчик

[Р] пальцы сжаты в кулачки на уровне груди, локти в стороны. Произнося [ -РР-Р...], дети вращают руками перед грудью, делают " моторчик".

4. Проговариваем слова с движениями РОЗА

5. Произнесение короткого слова НА с разной интонацией

На Жест угощения

 На!  Интонация сердитая.

На!  с оттенком брезгливости

На! Со смущением, виновато

6. Поиграем в домики? Ваша задача придумать рифму

 Например:

 В этом доме Дмитрий

 Дмитрий очень .....( хитрый).

Здесь живёт Надюшка

 Добрая ......( девчушка).

 В этом доме Миша Сказки детям ....(пишет).

 Этот домик  для Иринки

В нем нет ни ...(пылинки).

 В этом домике Егор

 Нашёл красный ....( помидор или мухомор).

 В этом доме Маша –

 Солнышко ты....( наше).

 Здесь живёт наш Алексей

Улыбнись нам ....( поскорей)

7. А теперь предлагаю вам вспомнить веселое стихотворение «Две лягушки», проговорить и показать его:

Наволочку для подушки  Дети протягивают руки вперёд ладошками вверх, затем склоняют голову к плечу и подносят сложённые ладошки к щеке.

сшить решили две лягушки. Взяли нитки и иголки, - Хлопают в ладоши. Поочерёдно правой, затем левой рукой делают движение к себе ( как бы что- то берут).

взяли ножницы на полке Указательным и средним пальцами имитируют работу ножниц.

Шили, мерили, кроили, Правой рукой загибают пальцы левой, как бы считая.

 даже про обед забыли. С досадой всплескивают руками.

Но зато теперь лягушки Указательный палец правой руки назидательно поднимают вверх на уровне плеч.

 спят на шелковой подушке. Склоняют голову к плечу и подносят сложённые ладошки к щеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения с литературным текстом на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста

Игровые упражнения с литературным текстом на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста...

Игровые упражнения в средней группе

1-2 неделя – игровые упражнения при нарушении осанки. 3-4 неделя – игровые упражнения при плоскостопии....

Творческо – игровой проект в средней группе по ОО «Речевое развитие» ОО «Художественно- эстетическое развитие» «В гостях у сказки «Золушка»

Проект «В гостях у сказки «Золушка» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет ...

Творческо – игровой проект в средней группе по речевому и художественно - эстетическое развитию «В гостях у сказки» Средняя группа

Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...

Творческо – игровой проект в средней группе по речевому развитию ОО «Художественно- эстетическое развитие» «В гостях у сказки»

Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения как детей с сохранным здоровьем, так и детей с О...

НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

НОД  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ(ФЭМП) И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИВ  СРЕДНЕЙ  ГРУППЕНА ТЕМУ:«ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЛОВАЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «У СОЛН...