Проектная деятельность "Земля - наш общий дом", средняя группа
проект (средняя группа) по теме
Познавательно - исследовательский,
экологический проект
«Земля — наш общий дом».
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Воспитатель: Тестова И.В.
2017 г.
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.
Проблема. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Актуальность.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому я как педагог формирую у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой. Экологическое воспитание дошкольников я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.
Я убеждаю детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку. Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому я привлекаю каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Как педагога, моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.
Паспорт проекта.
Название проекта: «Земля - наш общий дом».
Вид проекта: познавательно- исследовательский.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели, муз. руководитель.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Период выполнения: 18 сентября – 27 октября
Цель проекта:
1. Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
2. Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
3. формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
Задачи:
-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;
-расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
-формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
-привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
-доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.
Показатели результативности:
в ходе реализации проекта дети:
- формируется чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;
- узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ;
- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
в ходе проекта педагог:
- осуществляет инновационную деятельность ;
- повышает свой профессиональный уровень;
- в ходе проекта пополнится предметно-развивающая среда группы:
познавательной литературой, оборудованием для экспериментирования, дидактическими играми;
I этап – подготовительный.
Подготовка к внедрению проекта.
-Подобрать методическую литературу по теме.
-Подобрать художественную литературу для чтения детям.
-Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
-Информационный материал для родителей.
-Составить перспективный план мероприятий.
-Разработать тематический досуг для детей «Берегите нашу Землю!».
-Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
- Анкетирование родителей.
- Картотека пальчиковых и подвижных игр
- Материалы для экспериментирования
II этап - основной.
Выполнение проекта.
Социально-коммуникативное развитие.
Цели: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе
Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Кто, чем питается?», «Найди детёнышу маму»», «Поможем растению», «Что изменилось», «Что где растёт?», «Кто быстрее найдёт», «Когда это бывает?», «Кто где живёт?», «Что где растёт?».
Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Разбери мусор», «Как правильно вести себя в природе», «Путешествуем с капелькой».
Трудовая деятельность:
- Пересадим «Герань» в горшочек (с уличной клумбы), пересадка комнатных растений (замена грунта).
- Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями в группе.
- Уборка территории детского сада.
- Приведение в порядок клумб.
- Развешивание кормушек.
- Уборка прогулочной площадки от листвы совместно с дворником, воспитателем.
Познавательное развитие.
Цель:
- Развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм
- наблюдение за деревьями: изменение цвета листьев, сбрасывание листвы с деревьев ;
- наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;
- рассматривание иллюстраций о временах года;
- ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;
- рассматривание иллюстраций на тему охраны природы;
- рассматривание презентации, плаката на тему «Как вести себя в лесу?».
- рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд».
- опыты с водой и землёй. «Посев семечка», «Откопай разгадку», «Растения пьют воду», «Как очистим воду»
Развивающие игры. «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки», «Путаница».
Речевое развитие.
Цель:
- Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
- Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.
- Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.
Словесные игры: «Как это было», «Волшебный мешочек», «Домино», «Мир вокруг нас», «Что было, что будет», «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Кто в домике живёт?», «Кто что ест и как кричит?».
Беседы с детьми по темам: «О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы».
Чтение художественной литературы:
Л. Толстой «О. Муравьях».
М. Сырова «Подснежник».
Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
А. Блок «На лугу».
С Маршак «Весенняя песенка».
Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата».
К Ушинский «Утренние лучи».
М. Пришвин «Разговор деревьев».
В. Зотов «Береза», «Дуб».
Пословицы и загадки о весне, земле.
Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир».
Художественно - эстетическое развитие.
Цель: стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;
Коллективная аппликация «Берёзка», «Берегите воду».
Рисование «Ковёр из осенних листьев», «Дары осени», «Красивые цветы», «Ветка рябины».
Раскраски «Времена года», «На лугу», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др. ,
Лепка с использованием бросового материала «Чашечки для зайчат».
Прослушивание: «Звуки природы», «Звуки леса», «Звуки птиц».
Физическое развитие.
Цели: учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.
Подвижная игра: «У медведя во бору», «Поймай комара», «Лягушки и цапля». Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Жуки», «Пчёлки и ласточки».
Игра-соревнование: «Кто быстрей?», «Осы, пчёлы, шмели».
Физкультминутка: «Животные в лесу», «Божья коровка».
Игровые упражнения: «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку».
Развивающая среда.
Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные», «Растения», «Насекомые», «Цветы» и др.
Дидактические игры «Когда это бывает?», «Мир
растений», «Что сначала, что потом», «Что где растёт?».
Лото «Мир животных», «Птицы», «Фрукты, овощи, ягоды».
Взаимодействие с родителями.
Участие в выставке цветов "Краски осень",
Выставка поделок их бросового материала, рисунки родителей совместно с детьми по теме: «Планета Земля глазами детей».
Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников»
Цель: Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального существования в семье,
Консультация для родителей и оформление папки – передвижки «Прикоснись к природе сердцем!».
III этап - заключительный.
Оформление выставки рисунков детей и родителей на тему «Планета Земля глазами детей!».
Выставка – конкурс среди родителей и детей на лучшую поделку из бросового материала: «Мусорная фантазия».Прежде чем что-то выбросить люди не задумываются над тем, сколько времени этот мусор будет мешать окружающим. Мусор переживет нас, если мы не найдем ему другое применение.Бутылки, коробки из – под сока, яичная скорлупа, старые пакеты, газеты – эти вещи, обычно, оказываются в урне. Ребята со своими родителями должны проявить фантазию и творчество и дать мусору вторую жизнь.
Литература.
Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».
Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду».
Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности».
Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в дет. саду».
Николаева С. Н. «Юный эколог».
Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников»
«Картотека игр – экспериментов в средней группе»
«Картотека прогулок в средней группе»
Заключение.
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты:
- Сформировано представление о труде взрослых в разные время года.
- Сформировано представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы
- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним
- Повысился уровень экологической воспитанности детей и родителей
Наблюдения за сезонными изменениями в природе
Мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческой– поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.
Пусть на планете Земля будет чистый небосвод
Пусть на планете Земля все живое пропоет
Пусть на планете Земля будет счастлив человек –
И пусть в согласии с нашей Землей живет целый век!
Календарно-тематическое планирование
Дата
| Тема
| Образовательная область | Методы и приёмы | Содержание работы | Работа с родителями |
18 - 22.09
| «Село моё родное» | Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие | Беседа
игра
Акция Труд в природе
Д/игра
Худ. слово
Рисование
П/игра
| - «Достопримечательности нашего села» - «Что я сделал, чтобы сохранить природу?» - « Расскажем Незнайке о нашем селе»
«Живая и неживая природа»
«Сделаем село чище»
«Уборка территории дет.сада» Подкормка птиц. Приведение в порядок клумб
«Что где растёт?» «Кто чем питается?»
В.Зотов «Берёза» Стихи о родном селе
«Деревья нашего участка»
«Пчёлки и ласточки» «Мышеловка»
| Выставка цветов: «Краски осени»
Акция «Сделаем село чище»
|
25 - 29.09
| «Природа моего родного края» | Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие | Беседа
НОД
Рассматривание картин
Труд в природе
Д/игра
Экспериментальная деятельность
П/игра
Худ. слово
Рисование
музыка | - «Что такое природа?» - «Деревья нашего края». - «Берёза моя берёзонька»
«Как листочек берёзу спас» «Знакомство с природой Алтайского края»
Рассматривание иллюстраций художников, фотографий о природе Алтайского края
Подкормка птиц. Уборка территории дет.сада.
«Что где растёт?» «Когда это бывает?» «Что изменилось?»
- Сравнение еловых и сосновых шишек. - Сравнение веточек сосны и ели
«Лиса в курятнике» «Найди где спрятано»
В.Зотов «Берёза», «Дуб» М.Пришвин «Разговор деревьев» С.Маршак «Весенняя песенка»
«Ковёр из осенних листьев»
«Звуки природы» | Уборка территории около дома совместно с детьми.
Анкетирование «Экологическое воспитание детей» |
02 - 06.10 | «Животные и птицы нашего края»
| Физическое развитие Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
| НОД
Знакомство с произведением
Разучивание стихотворений, загадки
беседа
Труд в природе
Д/игры
Конструирование | «Цветная физминутка»
- В. Степанов «Животные наших лесов». - Ю.Чернов «До свиданья, ласточки» - О птицах, о животных - А. Яшин «Покормите птиц зимой».
«Лесные спасатели», «Редкие животные Алтайского края» «Птицы Алтайского края»
Сбор природного материала Подкормка птиц. Уборка мусора на территории дет.сада, около домов совместно со взрослыми.
«Птицы нашего края» «Кто где живёт?» «Найди маме детёныша» «Покорми животного» «Кормушки для птиц». | Выучить с детьми стихотворение: - о любимом дереве родного края; - о любимом диком животном - о любимой птице родного края
Консультация «Учите детей любить природу» |
09 – 13.10 | «Наш дом - природа» | Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическая культура | Беседа
Д/Игра
Игры на развитие дыхания.
Труд в природе
Презентация
труд в природе
Худ. слово
Рисование
Эстафета
| - «Человек и растение». - «О правилах поведения в природе». - «Жалобная книга природы»
«Вершки и корешки», «Поможем растению». «Береги природу» «Чей листок раньше улетит?»
Подкормка птиц. Уборка мусора. Сбор природного материала для поделок
«Как вести себя в лесу?»
Пересадка «Герани» в вазоны, пересадка комнатных растений.
Я.Аким «Есть одна планета сад» «Жалобная книга природы»
«Берегите природу».
«Собери мусор».
| Выставка рисунков «Берегите природу».
|
16 – 20.10
| «Путешествие капельки»
| Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие | Экспериментально – исследовательская деятельность Рассматривание иллюстраций
Игра - эксперимент
Д/Игра Релаксации
Акция
Чтение стихотворений
Прослушивание
Аппликация
Рисование знака | «Волшебные капельки» (2 занятия)
тема «Вода».
«Фильтрование воды» «Волшебная вода»
«Подбери словечко» «Шум дождя»
«Капелька по капельке – будет ручеёк!»
о воде «Путешествие капельки», «Мой дружок – ручеёк», «Что за чудо?», «Воду нужно уважать», «Трудолюбивая вода
Прослушивание звуков воды в природе (шум моря, дождя, водопада
«Сбережём воду на планете» «Берегите воду» | Консультация «Экологическое воспитание детей в семье» |
23 – 27.10
| «Земля – наш общий дом!» | Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие | НОД НОД с родителями (итог) Игровая ситуация
Труд в природе
Конструирование (бумага) Худ.слово
праздник | «Земля – наш общий дом»
«Земля – наш общий дом»
«Расскажем Незнайке о нашей планете Земля и как на ней себя вести»
Уборка мусора. Подкормка птиц.
Макет «Земля наш общий дом»
«Берегите планету!»С. Погореловский «Здравствуй, лес!» «Есть на земле огромный дом…»
«Земля – наш общий дом»
| День открытых дверей
Акция «Земля - наш общий дом» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная проектная деятельность по теме :"Семья". средняя группа
Сейчас ,в свете ФГТ, всё большее значение приобретают инновационные технологии работы с детьми.Одной из таких технологий является проектная деятельность.Я считаю , что тема "семья" является наиб...
Использование проектной технологии при ознакомлении детей средней группы с гладкостью предметов.
занятие по аппликации...
Экологический проект:"Земля-наш общий дом" средняя группа
Цели проекта: изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно-правилного взаимодействия с окружающим его большим миром природы...
Проектная деятельность "Добрые ладошки" для средней группы.
Проект с детьми средней группы "Добрая ладошка"....
Праздник "Земля - наш общий дом!", средняя группа. Итог проекта.
Задачи:- расширять представление детей о том, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;- закрепить понятие, что мы – люди – явля...
Проект "Планета-наш общий дом" средняя группа
Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле....
проект: "Земля наш общий дом" средняя группа
Познавательно - исследовательский, экологический проект«Земля — наш общий дом». СРЕДНЯЯ ГРУППА «Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы...