проект: "Земля наш общий дом" средняя группа
материал по окружающему миру (средняя группа)
Познавательно - исследовательский,
экологический проект
«Земля — наш общий дом».
СРЕДНЯЯ ГРУППА
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.
Проблема. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Актуальность.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому я как педагог формирую у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой. Экологическое воспитание дошкольников я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.
Я убеждаю детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку. Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому я привлекаю каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Как педагога, моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.
Паспорт проекта.
Название проекта: «Земля - наш общий дом».
Вид проекта: познавательно- исследовательский.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели, муз. руководитель.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Период выполнения: 17-21 апреля.
Цель проекта:
1. Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
2. Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
3. формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
Задачи:
-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;
-расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
-формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
-привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
-доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.
Показатели результативности:
в ходе реализации проекта дети:
- формируется чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;
- узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ;
- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
в ходе проекта педагог:
- осуществляет инновационную деятельность ;
- повышает свой профессиональный уровень;
- в ходе проекта пополнится предметно-развивающая среда группы:
познавательной литературой, оборудованием для экспериментирования, дидактическими играми;
Социально-коммуникативное развитие.
Цели: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе
Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Кто, чем питается?», «Найди детёнышу маму»», «Поможем растению», «Что изменилось», «Что где растёт?», «Кто быстрее найдёт», «Когда это бывает?», «Кто где живёт?», «Что где растёт?».
Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Разбери мусор», «Как правильно вести себя в природе», «Путешествуем с капелькой».
Трудовая деятельность:
- пересадка комнатных растений (замена грунта).
- Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями в группе.
- Уборка территории детского сада.
- Приведение в порядок клумб.
- Развешивание кормушек.
- Уборка прогулочной площадки от листвы совместно с дворником, воспитателем.
Познавательное развитие.
Цель:
- Развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм
- наблюдение за деревьями
- наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;
- рассматривание иллюстраций о временах года;
- ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;
- рассматривание иллюстраций на тему охраны природы;
- рассматривание презентации, плаката на тему «Как вести себя в лесу?».
- рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд».
Развивающие игры. «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки», «Путаница».
Речевое развитие.
Цель:
- Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
- Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.
- Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.
Словесные игры: «Как это было», «Волшебный мешочек», «Домино», «Мир вокруг нас», «Что было, что будет», «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Кто в домике живёт?», «Кто что ест и как кричит?».
Беседы с детьми по темам: «О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы».
Чтение художественной литературы:
Л. Толстой «О. Муравьях».
М. Сырова «Подснежник».
Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
А. Блок «На лугу».
С Маршак «Весенняя песенка».
Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата».
К Ушинский «Утренние лучи».
Пословицы и загадки о весне, земле.
Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир».
Художественно - эстетическое развитие.
Цель: стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;
Коллективная аппликация и рисование ладошками «Карта Дружбы»
Рисование «Красивые цветы»
Раскраски «Времена года», «На лугу», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др. ,
Лепка с использованием бросового материала «Чашечки для зайчат».
Прослушивание: «Звуки природы», «Звуки леса», «Звуки птиц».
Физическое развитие.
Цели: учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.
Подвижная игра: «У медведя во бору», «Поймай комара», «Лягушки и цапля». Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Жуки», «Пчёлки и ласточки».
Игра-соревнование: «Кто быстрей?», «Осы, пчёлы, шмели».
Физкультминутка: «В лесу», «Божья коровка».
Игровые упражнения: «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку».
Заключение.
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты:
- Сформировано представление о труде взрослых в разные время года.
- Сформировано представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы
- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним
- Повысился уровень экологической воспитанности детей и родителей
Наблюдения за сезонными изменениями в природе
Мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческой– поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.
Пусть на планете Земля будет чистый небосвод
Пусть на планете Земля все живое пропоет
Пусть на планете Земля будет счастлив человек –
И пусть в согласии с нашей Землей живет целый век!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект:"Земля-наш общий дом" средняя группа
Цели проекта: изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно-правилного взаимодействия с окружающим его большим миром природы...
Проект «Земля – наш общий дом» в старшей подготовительной группе
Актуальность данного проекта заключается в следующем: Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир...
«День Земли» итоговое занятие по проекту «Земля-наш общий дом» на РМО музыкальных руководителей
Аннотация: праздник «День Земли" для детей старшей группы направлено на развитие экологической культуры дошкольников. Данное мероприятие является обобщающим по теме: «Земля-наш общий ...
Проект "Земля наш общий дом" в подготовительной группе
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, как и воспитатель ...
Экологический проект "Земля наш общий дом. Экологическая система- береза" Для младших групп ДОУ.
Знакомство детей с березой как экосистемой....
Семейный экологический проект «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе
Семейный экологический проект «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе...
Экологический проект "Земля-наш дом" (вторая младшая группа)
Проблема, на решение которой направлен проект: Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, е...