проект: "Земля наш общий дом" средняя группа
материал по окружающему миру (средняя группа)

Бессонова Ирина Игоревна

Познавательно - исследовательский

экологический проект

«Земля — наш общий дом».

 СРЕДНЯЯ ГРУППА

  «Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.

Проблема. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Актуальность.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому я как педагог формирую у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой. Экологическое воспитание дошкольников я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.

Я убеждаю детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку. Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому я привлекаю каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Как педагога, моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.

Паспорт проекта.

Название проекта«Земля - наш общий дом».

 Вид проекта: познавательно- исследовательский.

 Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели, муз. руководитель.

 Продолжительность проекта: краткосрочный.

 Период выполнения: 17-21 апреля.

 Цель проекта:

1. Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.

2. Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

3. формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

 Задачи:

-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;

-расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

-формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;

-привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;

-доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.

Показатели результативности:

в ходе реализации проекта дети:

- формируется чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;

- узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ;

- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;

 в ходе проекта педагог:

- осуществляет инновационную деятельность ;

- повышает свой профессиональный уровень;

- в ходе проекта пополнится предметно-развивающая среда группы:

познавательной литературой, оборудованием для экспериментирования, дидактическими играми;

Социально-коммуникативное развитие.

Цели: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе

Дидактические игры«Кому что нужно?»«Кто, чем питается?»«Найди детёнышу маму»», «Поможем растению», «Что изменилось»«Что где растёт?»«Кто быстрее найдёт», «Когда это бывает?», «Кто где живёт?», «Что где растёт?».

Игровая ситуация«Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу»«Разбери мусор»«Как правильно вести себя в природе», «Путешествуем с капелькой».

Трудовая деятельность:

- пересадка комнатных растений (замена грунта).

- Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями в группе.

- Уборка территории детского сада.

- Приведение в порядок клумб.

- Развешивание кормушек.

- Уборка прогулочной площадки от листвы совместно с дворником, воспитателем.

Познавательное развитие.

Цель:

- Развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм

- наблюдение за деревьями

- наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;

- рассматривание иллюстраций о временах года;

- ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;

- рассматривание иллюстраций на тему охраны природы;

- рассматривание презентации, плаката на тему «Как вести себя в лесу?».

- рассматривание картин «Лес»«Луг»«Пруд».

Развивающие игры. «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка»,  «Разрезные картинки», «Путаница».

Речевое развитие.

Цель:

- Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

- Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.

- Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Словесные игры«Как это было»«Волшебный мешочек»«Домино»«Мир вокруг нас», «Что было, что будет»«Опиши, я отгадаю»«Узнай животное по описанию»«Кто в домике живёт?»«Кто что ест и как кричит?».

Беседы с детьми по темам: «О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе»«Мы друзья природы».

 Чтение художественной литературы:

Л. Толстой «О. Муравьях».

М. Сырова «Подснежник».

Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

А. Блок «На лугу».

С Маршак «Весенняя песенка».

Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата».

К Ушинский «Утренние лучи».

Пословицы и загадки о весне, земле.

Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир».

Художественно - эстетическое развитие.

Цель: стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;

Коллективная аппликация  и рисование ладошками  «Карта Дружбы»

Рисование  «Красивые цветы»

Раскраски «Времена года»«На лугу»«Кто живет в море?»«Кто живет в лесу?» и др. ,

Лепка с использованием бросового материала «Чашечки для зайчат».

Прослушивание: «Звуки природы»«Звуки леса»«Звуки птиц».

Физическое развитие.

Цели: учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.

Подвижная игра: «У медведя во бору»«Поймай комара»«Лягушки и цапля». Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках»«Жуки»«Пчёлки и ласточки».

Игра-соревнование: «Кто быстрей?»«Осы, пчёлы, шмели».

Физкультминутка: «В лесу»«Божья коровка».

Игровые упражнения: «К дереву беги»«Звери вышли на зарядку»

Заключение.

В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты:

- Сформировано представление о труде взрослых в разные время года.

- Сформировано представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы

- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним

- Повысился уровень экологической воспитанности детей и родителей

Наблюдения за сезонными изменениями в природе

 

Мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческой– поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.

 

Пусть на планете Земля будет чистый небосвод

Пусть на планете Земля все живое пропоет

Пусть на планете Земля будет счастлив человек –

И пусть в согласии с нашей Землей живет целый век!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект:"Земля-наш общий дом" средняя группа

Цели проекта: изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно-правилного взаимодействия с окружающим его большим миром природы...

Проект «Земля – наш общий дом» в старшей подготовительной группе

Актуальность данного проекта заключается в следующем: Природа  –  удивительный  феномен,  воспитательное  воздействие  которого  на духовный  мир...

«День Земли» итоговое занятие по проекту «Земля-наш общий дом» на РМО музыкальных руководителей

Аннотация: праздник «День Земли" для детей старшей группы направлено на развитие экологической культуры дошкольников. Данное мероприятие является обобщающим по теме: «Земля-наш общий ...

Проект "Земля наш общий дом" в подготовительной группе

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над  землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, как и воспитатель ...

Семейный экологический проект «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе

Семейный экологический проект «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе...

Экологический проект "Земля-наш дом" (вторая младшая группа)

Проблема, на решение которой направлен проект: Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, е...