"Использование музыкально - дидактических игр в художественно - эстетическом развитии"
методическая разработка на тему

Лобанова Елена Борисовна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_muzykalno_-_didakticheskih_igr.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование музыкально-дидактических игр в  художественно-эстетическом развитии».

Одной из основных задач ФГОС дошкольного образования является  создание условий для развития способностей и творческого потенциала и для меня как, музыкального руководителя, внедряющего ФГОС в свою работу,  важным является  развитие музыкальных способностей воспитанников. Из опыта моей работы я отметила, что взаимосвязь музыки с другими образовательными областями положительно влияет на развитие музыкальных способностей, и в целом способствует разностороннему развитию    личности детей (эмоциональному, интеллектуальному, творческому). Поэтому любому педагогу  целесообразно использовать принципы интеграции, благодаря которому НОД становится небольшой по объему, но емкой, а конкретная тема рассматривается с нескольких сторон.

Давайте еще раз уточним, что такое интеграция?  

Как видим в практике работы воспитателей при интегрировании раздел «Музыка» носит, так сказать, «развлекательный» характер, а именно пение знакомых песен, прослушивание музыкальных отрывков и организацию подвижных игр с музыкальным сопровождением и не несет развивающего характера, как можно интегрировать содержание разных образовательных областей с музыкальным содержанием через включение музыкально-дидактических игр в НОД, чтобы с решением основных задач образовательной работы воспитателя еще и решать задачу развития музыкальных способностей дошкольников.

 Любая интеграция это тесное  взаимодействие педагогов, поэтому еще одной из задач моей деятельности является развитие музыкальной грамотности педагогов посредством профессионального взаимодействия.

Музыкально-дидактические игры осваиваются постепенно.

 На первом и втором этапе ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, когда он знакомит детей с музыкально-дидактической игрой.

 На третьем этапе происходит совершенствование полученных музыкально-сенсорных умений и навыков под косвенным руководством воспитателя,

 На четвертом – самостоятельное использование детьми музыкально-дидактической игры в свободной деятельности.

Специалисты-музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:  

1. ладовое чувство

2. музыкально-слуховое представление

3. чувство ритма

Как показывает опыт работы и результаты мониторинга, данные способности лучше всего развиваются в интегрированной НОД путем использования музыкально-дидактических игр.

Итак, рассмотрим способы интеграции некоторых разделов образовательной программы, с учетом их основных задач.  

 Так при реализации раздела  «Безопасность» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») в старшем дошкольном возрасте решается такая задача как: «Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства».

Например, при закреплении старшими дошкольниками,  сигналов светофора можно использовать м/д игру «Волшебный светофор».  

   Давайте вспомним какие сигналы у светофора и что они обозначают. Наш светофор не совсем обычный, он музыкальный. Каждый сигнал имеет не только свой цвет, но и свой звук. Самый высокий звук у красного сигнала, у желтого – чуть ниже, а у зеленого самый низкий.  

 В ходе этой игры не только закрепляются цвета светофора, но и развивается музыкально-слуховое представление, а именно:  звуковысотный слух.

 

 2. При реализации раздела «Познание: ознакомление с пространственными ориентирами» (образовательная область «Познавательное развитие») дети старшего дошкольного возраста продолжают обучение построению и использованию планов. Здесь я предлагаю использовать м/д игру «Найди предмет».

 (Проигрывание игры м/д «Найди предмет»)водящий должен найти предмет, ориентируясь на звучание песни, если песня звучит тихо – предмет далеко, если громко – близко) 

К нам пришла в гости кукла Полина, она очень любит играть, и самая ее любимая игра – прятки. Предлагаю и нам поиграть вместе с куклой. Выберем водящего (считалка)….

 В заключение игры воспитателю необходимо предложить детям указать на плане место, где была спрятана игрушка.  

Данная игра помогает решить 2 задачи:

-  Закреплять умение ориентироваться в пространстве,  с помощью готовых планов различных помещений;

  -Развивать музыкально-слуховые представления (динамический слух).

 3. При интеграции раздела «Познание: Развитие экологических представлений» (образовательная область «Познавательное развитие»)  с разделом «Музыка» можно использовать м/д игру «Удивительный ритм».

 

  Дети, рассматривают картинку с изображением луга и отвечают на вопрос:   «Каких обитателей луга они знают?». Далее предлагается отгадать загадки про различных обитателей луга. Затем,  выкладываются ритмические цепочки из божьих коровок, божьи коровки большого размера  «ТА» - длинный звук, маленького «ТИ» - короткий звук, червячок – пауза,  «а вот ползет червячок, где он сидит, там молчок».)

Эта игра  помогает решить 2 задачи:

- создание условий для овладения детьми представлений об экосистеме «луг»;

- развивать чувство ритма.

 Развивать чувство ритма также можно при разучивании и закреплении стихотворений, используя музыкально-дидактическую игру «Веселые палочки».   Для этой игры понадобятся деревянные палочки (можно также использовать незаточенные карандаши).

 

 Использование данных игр позволило не только улучшить результаты усвоения образовательной программы, но и развить музыкальные способности воспитанников. На данный момент я активно веду работу с воспитателями в этом направлении.

Все изготовленные музыкально-дидактические игры в ходе разных форм моего взаимодействия с воспитателями нашего ДОУ, попадают в музыкальные уголки, созданные на каждой возрастной группе, этим мы одновременно и обогащаем развивающую предметно-пространственную среду.

Используемая литература:

КаплуноваИ, И.Новоскольцева программа «Этот удивительный ритм»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в художественно - эстетическом развитии дошкольников.

Известно, что игра занимает очень важное место в жизни ребёнка, а так же является ведущим видом деятельности. В своей работе я использую игры, не только рекомендованные программой, но и самостоятельно...

Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

Использование дидактических игр в художественно-эстетическом развитии

Дидактические игы в художественно-эстетическом развитии...

Тема методической разработки: «Использование дидактических игр в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников»

В методической разработке представлены дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста,  которые можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности, в совместной деятельнос...