Тема методической разработки: «Использование дидактических игр в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)
В методической разработке представлены дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, которые можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности, в совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности дошкольников. Игры представлены по двум основным направлениям художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста:
- активизация интереса к декоративно-прикладному искусству страны и родного края;
- знакомство с различными видами жанровой живописи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_office_word.docx | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема методической разработки:
«Использование дидактических игр в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников»
Составитель: воспитатель МБДОУ №62 Рудева С.В.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период, по определению Л.С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка». Современные достижения теории и практики в области художественно-эстетического образования отражают различные направления развития у дошкольников эстетического восприятия действительности, способности художественного видения мира, приобщения к миру искусства и развитие художественно-творческих способностей.
Теоретические основы художественно-эстетического образования дошкольников представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Дороновой, Г.Г. Григорьевой, Е.А.Дубровской, С.А.Козловой, Т.С. Комаровой, Е.М. Торшиловой, Т.Фокиной и др. В работах этих авторов определены задачи художественно-эстетического образования старших дошкольников.
Исследования В.Н. Аванесовой, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Л.А.Венгера, М.И. Волошиной, Е.И.Тихеевой, Д.Б. Эльконина и др. раскрывают роль дидактических игр в образовании и воспитании детей дошкольного возраста. Эти авторы подчеркивают педагогическую ценность дидактических игр, которая состоит в том, что они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний.
Художественно-эстетическое образование дошкольников имеет познавательную, эмоционально-мотивационную и деятельную, творческую созидательную направленность. Результат этого образования – художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое не ограничивается только созерцательной задачей, а формирует способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о культуре страны и родного края, эстетической стороне окружающего мира и искусстве, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.
На основании анализа образовательной программы ДОУ были выделены два основных направления художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр:
- активизация интереса к декоративно-прикладному искусству страны и родного края;
- знакомство с различными видами жанровой живописи.
В рамках выделенных направлений разработаны художественно-дидактические игры, которые соответствуют комплексно-тематическому планированию, реализуемой программы ДОУ.
Формы работы с детьми при использовании дидактических игр: это непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей.
Длительность одной игры составляет 5-10 минут. Каждая игра содержит комплект наглядного материала, который привлекает внимание детей к выполнению игровой задачи.
Игры на активизацию интереса к декоративно-прикладному искусству страны и родного края
«Укрась наряд матрёшки».
Дидактическая задача: закрепить знания о составных элементах хохломской росписи.
Материал: «фоновые» заготовки матрёшек из бумаги, цветные элементы хохломской росписи.
Ход игры: игрокам раздаются «фоновые» заготовки матрёшек из бумаги, цветные элементы хохломской росписи. Даётся инструкция:
«-Отгадайте загадку:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... (матрёшка)
- Украсьте наряд матрёшки способом наложения на «фоновые» заготовки из бумаги элементов хохломского орнамента».
Игра «Украсим городецкие блюда».
Дидактическая задача: закрепить знания о составных элементах гжельской росписи.
Материал: «фоновые» заготовки блюд из бумаги, цветные элементы гжельской росписи.
Ход игры: детям предлагается украсить «фоновые» заготовки блюд из бумаги цветными элементами гжельской росписи. Даётся инструкция: «Прилетели на простые деревянные блюда сказочные городецкие птицы, да только грустно им без цветов, давайте сделаем цветочный узор. Возьмите по 2 элемента, подумайте, посоветуйтесь, где их расположить. Соблюдая закономерность расположения орнамента, создайте свой узор на блюде, так чтобы птицы в сказочном саду оказались. Назовите элементы гжельской росписи».
Игра «Найди, какие игрушки здесь спрятались».
(Силуэты дымковских изделий).
Дидактическая задача: продолжать формировать знания об особенностях росписи дымковских игрушек, колорите, основных элементах узора; развивать умение выделять дымковскую игрушку среди других, объясняя свой выбор.
Материал: силуэты дымковских изделий.
Ход игры: детям предлагается плоскостные силуэты дымковских игрушек. Даётся инструкция: «Посмотрите, какие игрушки! (Показывает плоскостные силуэты дымковских игрушек)
Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
-Силуэты, каких дымковских игрушек вы видите, назовите их?
- Назовите элементы узора на игрушках (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия).
-Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (Ответы детей).
Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит».
Игра «Расписные лошадки»
Дидактическая задача: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Материал: 4 картинки форматом А4 с изображением основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»); 4 силуэта расписных лошадок.
Ход игры: игрокам предлагается 4 картинки форматом А4 с изображением основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»); 4 силуэта расписных лошадок. Даётся инструкция: «Посмотрите, какие расписные полянки. Определите на, какой полянке будет пастись каждая из этих лошадок (показывает силуэтное изображение), и назовите вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны».
Игра «Украшение национальных форм одежды»
(калмыцкий пояс, манишка)
Дидактическая задача: закрепить знания детей о составных элементах калмыцкого орнамента (геометрического, растительного); учить составлять узор в полосе, формировать композиционные навыки (ритм предметов, сочетание цветов).
Материал: контурное изображение пояса, элементы калмыцкого орнамента (геометрического, растительного), вырезанные из бумаги.
Ход игры: детям предлагается контурное изображение пояса, элементы калмыцкого орнамента (геометрического, растительного), вырезанные из бумаги.
Варианты инструкций:
- «Выберите элементы калмыцкого орнамента (геометрического, растительного) и украсьте пояс»;
- Украсьте пояс калмыцким геометрическим орнаментом».
Игра «Одень куклу в национальный костюм»
Дидактическая задача: приобщать детей к прошлому русской национальной культуры; закрепить знания детей об особенностях русского девичьего национального костюма и его элементах; развивать общие познавательские способности: умение описывать предметы одежды, высказывать предположения; сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.
Материал: кукла из картона, элементы одежды национального костюма (рубаха, сарафан, юбка, пояс, передник), вырезанные из бумаги.
Ход игры: перед детьми выкладываются силуэты вырезанных из картона кукол, элементы одежды русского национального костюма.
Даётся инструкция: «Оденьте куклу из картона в национальный костюм. Обратите внимание на детали элементов одежды. Назовите их». Побеждает тот игрок, который первым правильно оденет куклу и назовёт все элементы одежды.
Игра «Укрась дымковскую игрушку».
Дидактическая задача: закрепить знания детей о дымковской игрушке, особенностях декоративной росписи.
Материал: шаблоны, дымковской игрушки подносы с элементами узора (круги, кольца, полоски, волнистые линии, разные по цвету).
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение о деревне Дымка. Воспитатель обращается к детям: «Как вы думаете, ребята, о каком промысле говорится в стихотворении? Какие поделки делали в этом селе? Давайте и мы сейчас станем народными мастерами и украсим узором шаблоны игрушек! Помните, что для каждой игрушки существует свой узор, поэтому нужно быть очень внимательным при составлении и украшении шаблона». Дети сами выбирают себе шаблоны. По сигналу воспитателя - звонок колокольчика - дети приступают к украшению шаблона. На выполнение работы отводится определенное время - 5 минут.
Фишку получает тот ребенок, который первым составит узор, правильно подобрав элементы и правильно расположив их на шаблоне. затем дети меняются шаблонами и по сигналу воспитателя приступают к составлению узоров. Игра может повторяться до 4-х раз.
Игра: «Дорисуй половину предмета»
(Русская деревянная посуда)
Дидактическая задача: развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги.
Материал: половика изображения, фотографии предмета русской деревянной посуды, элементы декоративной росписи (хохлома, гжель и др.).
Ход игры: перед детьми выкладываются силуэты русской деревянной посуды, изображённые на листе бумаги наполовину.
Даётся инструкция: «Художник задумал нарисовать предмет русской деревянной посуды, но изобразил его только наполовину. Узнай предмет посуды и дорисуй его».
Второй вариант: «Дорисуй половину предмета древнерусской посуды и укрась знакомыми элементами росписи».
Игра: «Собери картинку».
Дидактическая задача: развивать зрительное восприятие, пространственное мышление, чувство цвета, ритма, формы.
Материал: изображение русской деревянной посуды, нарисованное акварелью на бумаге и разрезанное на несколько частей.
Ход игры: детям предлагается изображение русской деревянной посуды (хлебница, солонка, ковш, и др.), нарисованное акварелью на бумаге и разрезанное на несколько частей. Даётся инструкция: «Соберите целое изображение из частей».
Игра: «Найди лишнее».
Дидактическая задача: учить находить предметы определённого промысла среди предложенных: развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.
Материал: три-четыре изделия (ли карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.
Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдёт лишнее изделие. Т.е. непохожие на другие, и сможет объяснить свой выбор.
Ход игры: выставляются четыре-пять предметов, даётся инструкция: «Найдите лишнее изделие и объясните, к какому промыслу оно относится. Расскажите о его свойственных отличительных признаках».
Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберёт больше жетонов.
Игра «Художественный салон».
Дидактическая задача: учить устно, описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание.
Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.
Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить».
Ход игры: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие – «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывает его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок? «Когда «продавец» определит, что за предмет, продаёт, он продаёт его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.
Игра «Что изменилось?»
Дидактическая задача: закрепить представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснить в узорах разных предметов и уметь объяснить их.
Материал: предметы разных промыслов.
Игровые правила: игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.
Ход игры: воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами или убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.
Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.
Игра «Узнай элементы узора»
Дидактическая задача: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.
Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.
Ход игры: получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.
Варианты:
- игрокам выдают большие карты, маленькие - у ведущего. Он показывает карточки по одной. У кого из игроков найдётся такой элемент в узоре на большой карте, забирает его себе. Выигрывает тот, кто первым соберёт все элементы своего узора.
- игрокам выдают большие карты, маленькие – у ведущего. Чтобы получить нужную карточку, игрок должен описать её, например: «Мне нужна карточка на красном фоне, на которой есть чёрная смородинка». Если задание он выполнил точно и правильно, ведущий выдаёт ему карточку. Если в описании допустил ошибки, пропускает ход.
- до начала игры воспитатель составляет комплект из трёх-четырёх маленьких карточек, элементы которого соответствуют узору одного из изделий. Большие карты перемешиваются. Игроки получают по одному-двум наборам. Их задача: к имеющемуся набору элементов подобрать карту с изделием. Выигрывает тот, кто первым выполнил задание.
Игры по ознакомлению дошкольников
с различными видами жанровой живописи
«Из чего состоит пейзаж».
Цель: Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.
Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.
Игра «Собери пейзаж».
Дидактическая задача: закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года.
По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, и т.д.)
Материал: цветные изображения деревьев, цветов, гор, трав и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
Ход игры: игрокам раздаются составные элементы пейзажа (осенний, летний, и т.д.). Даётся инструкция: «Посмотри внимательно, на цветные изображения объектов живой и неживой природы. Используя данные элементы, составьте композицию осеннего пейзажа по собственному замыслу».
Игра «Составь натюрморт».
Дидактическая задача: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по единому сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и.т.д.)
Материал: силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод грибов).
Ход игры: игрокам раздаются силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод грибов). Даётся инструкция: «Посмотри внимательно, на цветные изображения этих предметов. Используя данные предметы, составьте композицию натюрморта по собственному замыслу».
Игра «Мозаика – натюрморт».
Дидактическая задача: собрать натюрморт из разрезанных частей, развивать пространственное мышление, зрительное восприятие целостного изображения.
Материал: изображение натюрморта, нарисованное акварелью на бумаге и разрезанное на несколько частей.
Ход игры: детям предлагается изображение натюрморта, нарисованное акварелью на бумаге и разрезанное на несколько частей. Даётся инструкция: «Внимательно рассмотрите и соберите картинку (натюрморт) из отдельных частей».
Варианты:
- каждый игрок получает два набора разрезных картинок, чтобы собрать изображение двух натюрмортов.
- игроки собирают изображение по образцу.
- Игроки получают два одинаковых натюрморта, разрезанных по – разному. Части перемешиваются. Игрок должен составить изображение двух натюрмортов
Игра «Дорисуй изображение».
Дидактическая задача: развивать воображение у детей, пространственное мышление, зрительное восприятие целостного изображения.
Материал: альбомные листы, с наклеенными на них кусочками репродукций картин в окошках.
Ход игры: детям раздаются альбомные листы, с наклеенными на них кусочками репродукций картин в окошках. Даётся инструкция: «Посмотрите внимательно на картину и на недорисованные элементы в ней. Дорисуйте картину до целостного изображения».
Игра «Придумай и собери портрет».
Дидактическая задача: закрепить знания дошкольников о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно, ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д.
Ход игры: игрокам раздаются разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д. Даётся инструкция: «Соблюдая пропорции составьте портреты из разных частей лица по собственному выбору и воображению».
Игра «Найди недостаток в портрете».
Дидактическая задача: развивать у детей воображение и зрительное восприятие целостного изображения.
Материал: графическое изображение одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей), чёрный фломастер.
Ход игры: детям предлагается графическое изображение одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей), чёрный фломастер. Даётся инструкция: «Соблюдая пропорции, исправьте недостаток в портрете».
Игра «Назови жанр живописи».
Дидактическая задача: закрепить умение детей различать и называть тот или иной жанр живописи.
Материал: карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета, юла со стрелкой. Среди карточек можно использовать изображения картин, с которыми дети уже познакомились на занятиях: Левитан «Золотая осень», Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.
Ход игры: Воспитатель вращает юлу со стрелкой, после остановки юлы предлагает детям взять карточку и назвать жанр живописи. За правильный ответ, ребёнок получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Воспитатель может предложить детям по очереди вращать юлу.
Список используемой литературы:
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. — М., 1987.
2. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребена / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966.
3. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: 2009.
4. Изобразительное искусство. Основы народного и прикладного искусства: альбомы с методическими рекомендациями. - М.: Академия, 2015.
5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. 2-е издание исп. и доп. М: Мозаика - Синтез. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в художественно - эстетическом развитии дошкольников.
Известно, что игра занимает очень важное место в жизни ребёнка, а так же является ведущим видом деятельности. В своей работе я использую игры, не только рекомендованные программой, но и самостоятельно...
"Использование дидактических игр на прогулке для развития старших дошкольников"
Игра является одним из основных элементов прогулки. Помимо проведения подвижных, сюжетно – ролевых игр, особое значение следует придавать словесно - дидактическим играм....
«Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников».
«...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский Для организации процесса художественно-эстетического воспитания в до...
Из опыта работы для педагогов на тему: «Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»
Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний ...
Практические рекомендации для воспитателей детских садов при использовании дидактических игр как средство познавательного развития старших дошкольников.
Для воспитателя детского сада в связи с принятием Федерального стандарта о дошкольном образовании (ФГОС ДО), проверка эффективности предлагаемых программ и методов воспитания и обучения детей....
"Отчет по самообразованию .Тема: « Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области развития старших дошкольников»
Выступление на педсовете "Отчет по самообразованию .Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области развития старших дошкольников&raq...