Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Знакомство детей с творчеством В.М Васнецова»
план-конспект занятия на тему
Раннее знакомство с миром красоты воспитывает вкус, развивает зрительную память, воображение, наблюдательность, учит мыслить, обобщать, анализировать, находить красоту в обыденных вещах.
С раннего дошкольного возраста дети должны знакомиться с одним из видов изобразительного искусства — живописью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 336.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников
п. Судоверфь «Солнышко»
Конспект
непосредственно образовательного мероприятия
по художественно-эстетическому развитию
в подготовительной группе
«Знакомство детей
с творчеством В.М Васнецова»
Воспитатель:
Добровольская Татьяна Аркадьевна
Пояснительная записка
Как прививать интерес ребенка к искусству? Люди рассматривают картины, слушают музыку, читают художественную литературу и поэзию, восхищаются архитектурой, танцами, театром, кино… Можно слушать музыку и не понимать, можно смотреть картины и ничего не чувствовать… Восприятие искусства начинается с раннего детства.
Раннее знакомство с миром красоты воспитывает вкус, развивает зрительную память, воображение, наблюдательность, учит мыслить, обобщать, анализировать, находить красоту в обыденных вещах.
С раннего дошкольного возраста дети должны знакомиться с одним из видов изобразительного искусства — живописью.
В истории русского искусства Виктор Михайлович Васнецов занимает такое же место, какое в истории науки занимают знаменитые первооткрыватели. Виктор Васнецов первым открыл путь в богатый и прекрасный, ранее совсем не известный мир народной поэзии, царство русских сказок и былин; он был первым, кто сумел оживить «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т.д.) он затрагивал глубинные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому. Живопись Васнецова отмечена монументально-декоративными чертами и нередко тяготеет в символике, порой словно предвосхищает произведения, написанные в стиле модерн.
Образы былинных богатырей, образы сказочных персонажей нашли отражение в творчестве художника В.М.Васнецова.
В.М.Васнецов родился 15 мая 1848 года в вятском селе, в большой патриархальной семье деревенского священника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.
Красота природы с её холмистыми перелесками и густыми лесами, извилистыми речками и широкими равнинами запечатлелись в его душе. Слушал Васнецов сказки и былины, протяжные песни на посиделках при свете лучин. Он с увлечением рисовал, и на последнем курсе семинарии принял решение поехать в Петербург поступать в Академию художеств. Успешно сдав экзамен, он постеснялся узнать результат и только через год, подавая прошение о приёме, узнал, что уже зачислен в Академию.
На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал «Богатырей», работа над которыми длилась около двадцати лет.
Его дом в Москве похож на сказочный терем. Он создал фасад Третьяковской галереи. Также создавал декорации к спектаклям, в частности к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».
Он написал такие картины: «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Три царевны подземного царства», «Иван-Царевич на сером волке», «Сирин и Алконост».
23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М.В. Нестерова, Васнецов скончался.
Цель: Познакомить с творчеством В.М.Васнецова.
Задачи:
1 Познакомить детей с картинами Васнецова «Алёнушка», «Три богатыря», «Иван-царевич на сером волке»
2 Учить детей рассматривать картину, понимать её содержание.
3 Прививать любовь к искусству.
4 Развивать речь детей, память, мышление, внимание.
5 Пополнить словарный запас словами: кольчуга, копьё, палица, булава
Материалы к занятию:
Портрет В.М. Васнецова, репродукции картин Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке». Бумага, цветные карандаши.
Ход:
- Дети сегодня мы с вами отправимся в картинную галерею. Кто знает, почему она так называется? (ответы детей) В галерее находится много картин. Сегодня я расскажу об удивительном человеке, всемирно известном художнике Викторе Михайловиче Васнецове. Он жил и рисовал свои чудесные картины более 100 лет назад. Для нас с вами, он оставил в наследство прекрасные картины к сказкам.
Посмотрите, на эту грустную картину Виктора Михайловича. Художник назвал её «Алёнушка». (Показ картины)
Однажды, идя по селу, Виктор Михайлович увидел грустную девочку. Она напомнила художнику сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Художник по памяти начал её рисовать. Посмотрите, как на камне у реки сидит девушка и вглядывается в тихую речку. Ничто не радует Алёнушку: ни погожий денёк, ни деревья, ни речка. Васнецов всей позой девочки описал то, что она чувствует: грустные глаза, опущенная головка, руки. Волосы её спутаны и давно не чёсаны, лицо покрыто загаром от дальних дорог и странствий. Вся природа ей сочувствует, её понимает: склоняются к Алёнушке осинки, охраняют её стройные ёлочки, ласково щебечут над ней птички. Смотрит девочка в речку и думает свою горькую думу…
Теперь обратите внимание на эту сказочную картину «Три богатыря». Посмотрите, на переднем плане три всадника. Зовут их Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как могущественно, по-богатырски выглядит Илья Муромец (в центре). Кажется, сто с лёгкостью он держит «каменную булаву», нахмурился, озабоченно сморит вдаль, готовый в любую минуту сражаться с врагом. Добрыня Никитич (слева) положил свою сильную руку на рукоять меча, тоже готов к бою. Под стать своим товарищам Алёша Попович (справа). Чувствуется, что он любит повеселиться. В правой руке чуть-чуть виднеются его гусли, а в левой лук и стрелы. Он тоже готов по первому зову вступить в сражение. Сзади – возвышенность, за которой горизонт. Облака тревожные. Но пока всё застыло. Кругом тихо – тихо…
Посмотрите на последнюю картину. На ней изображён эпизод из сказки «Иван – Царевич на сером волке». Не случайно знаменитый художник решил написать эпизод именно из этой сказки. Посмотрите, как стремится помочь Волк Ивану – Царевичу и Елене Прекрасной уйти от врагов. Только почему-то природа не помогает нашим героям: какой густой, непроходимый бор! А ветви многолетних деревьев похожи на костлявые руки Бабы – Яги. Как быстро, стремительно уходит Волк, как испуганно приникла к царевичу Елена Прекрасная, как озабочен сам Иван… Даже красивые цветочки их не радуют. Успеть бы… Пересесть на златогривого коня, и тогда им не страшны преследователи…
Физминутка «Звуки леса»
Мы идём по лесу (ходьба на месте)
Шагаем тихонечко (ходьба на носках)
Погружаемся в волшебный звук леса.
Сначала послушаем, как поют деревья от дуновений ветра, (прикладываем руку к правому уху)
Как поют птички в дремучем лесу…( прикладываем руку к левому уху)
Тсс! А вот и волк спасает от преследователей Ивана и Елену (бег на месте).
- Бывает так: мы долго рассматриваем картину, и она словно оживает в нашем воображении, и кажется, начинает звучать чудесная мелодия. Слышишь, щебечут ласточки над горюющей Алёнушкой, хрустят сучья в лесной чаще — это сказочный серый волк уносит от погони Ивана-царевича с Еленой Прекрасной.
- Послушайте, отрывок музыкального произведения и скажите, к какой картине он подходит.
Звучит отрывок из произведения В Бородина «Богатырская симфония»
- Какая музыка? (мужественная, суровая)
- Какая картина созвучна данному музыкальному произведению? (“Богатыри”).
- Дети, посмотрите внимательно на картину и скажите, пожалуйста, каким оружием сражались богатыри? (меч, булава, копьё, лук, стрелы)
- Что они использовали для своей защиты? (щит)
- Я вам предлагаю побыть художниками и изобразить оружие, которым сражались богатыри.
Дети под «Богатырскую симфонию» рисуют.
- Дети, скажите, с творчеством какого художника мы с вами познакомились? (В.М. Васнецова)
- Какие картины мы рассмотрели? («Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке»).
- Наша экскурсия по картинной галерее закончилась. Всем спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Художественно – эстетическое образование в современной дошкольной организации. Приобщение к культурным ценностям – основа обновления содержание художественно – эстетического образования»
Развитие художественно – образного мышления детей основывается на развитии наблюдательности, развитии фантазии, способности строить художественный образ.Этому способствуют так же музыка, поэзия, помог...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию Тема:«Заиндевеловое дерево» (Образовательная область «Художественно-эстетическая»)
Занятие с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 5- 6 лет....
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...
Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»
В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...
Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)
Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...
Художественно-эстетическое развитие "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"
Консультация "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...