Инновационные методы в работе с детьми младшего дошкольного возраста в условия ДОУ: гендерный аспект
материал на тему

Шарипова Татьяна Владимировна

Инновационные методы в работе с детьми  младшего дошкольного возраста в условия ДОУ: гендерный аспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irogovaya_po_genderu.docx88.89 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Итоговая работа

На курсах повышения квалификации по ИОЧ ВБ

«Педагогическое мастерство как основа профессионально - педагогической

компетентности педагога»

 20 мая- 24 мая  2013 года

по теме:

«Инновационные методы в работе с детьми  младшего дошкольного возраста в условия ДОУ: гендерный аспект».

Выполнила: воспитатель

МБДОУ д/с № 311

Шарипова.Т.В.

                                              Самара 2013 г.

Оглавление

Введение        

Глава 1. Методологические основы гендерного воспитания и    детей младшего дошкольного возраста средствами инновационной деятельности.        

1.1.Теоретические основы гендерного воспитания детей в условиях ДОУ.        

1.2Характеристика инновационной деятельности детей младшего дошкольного возраста        

Глава 2. Содержательные и методические аспекты гендерного воспитания детей младшего дошкольного  возраста средством метода проектов в условиях  ДОУ        

2.1.Особенности гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ        

2.2.Иновационные методы гендерной направленности в работе с детьми младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ        

Заключение        

Список использованных источников        

Приложение 1        

Приложение 2        


Введение

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла за собой смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание. Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает, тревогу дети демонстрируют модели поведения не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.

Значит, проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.        

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ):  Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  •  приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам             взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

      формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

          Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, побуждая к поиску новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому вопросу.

           Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

            Педагогическая инновация это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения, а так же совершенствование целей и содержания, форм и методов педагогической деятельности, способствующее развитию сознания и самосознания педагога, формирующее его потребность в дальнейшем самообразовании, приобретающую характер научного поиска. Благодаря этому при инновационном подходе к организации педагогической деятельности все усилия направлены на поиск и выбор оптимальных педагогических решений.

Однако практика показывает, что большинство педагогов, осознавая актуальность гендерного воспитания, не владеют инновационными  методами воспитания.

 Между тем анализ состояния практики гендерного воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.

Это обусловило выбор темы настоящего исследования: «Инновационные методы в работе с детьми  младшего дошкольного возраста в условия ДОУ: гендерный аспект».

  

Цель работы: теоретически изучить проблему гендерного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ и выявить возможности инновационных методов, в частности метода проектов,  в решении данной проблемы.

Задачи:

  1. Охарактеризовать понятие гендерное воспитание ребенка.
  2.  Выявить специфику инновационных методов как средств воспитания  детей младшего дошкольного возраста.
  3. Изучить особенности гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
  4. Определить проекты гендерной направленности в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ.

   

 


Глава 1. Методологические основы гендерного воспитания и    детей младшего дошкольного возраста средствами инновационной деятельности.

 1.1.Теоретические основы гендерного воспитания детей в условиях ДОУ.

Гендер - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

 Это социокультурный конструкт, который общество «надстраивает» над физиологической реальностью. Конструирование гендерных различий протекает через определённую систему социализации (которая воспитывает разные навыки и психологические качества у девочек и мальчиков), разделение труда между мужчинами и женщинами и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Быть мужчиной или женщиной вовсе не означает обладать определёнными природными качествами; это означает выполнять предписанную тебе гендерную роль и соответствовать определённым стандартам.

Гендерные стереотипы — устойчивые для данного социума в конкретный исторический период представления о нормативном поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендерные стереотипы — это расхожие представления о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины.

Стереотипы в отношении пола встречают ребёнка уже при рождении. Форма и даже цвет одежды, игрушки и игры, которые мы предлагаем детям, различаются в зависимости от пола и формируют разные черты характера девочек и мальчиков. Всё это сопровождается педагогическими комментариями: «Не плачь, ты же мальчик!», что накладывает запрет на проявления эмоциональности у мальчиков; «Будь послушной и тихой — ты же девочка!», что формирует подчинённость у девочек. Человек впитывает традиционные гендерные стереотипы с детства и тот факт, что они могут сильно различаться в разных культурах, часто не находит должного понимания. Гендерные стереотипы обладают удивительной устойчивостью и продолжают сохраняться тогда, когда реальное поведение мужчин и женщин уже становится иным.

Гендерная идентичность — это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому полу (гендеру), осознание себя представителем данного пола, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте. Гендерная идентичность не даётся человеку при рождении. Ребёнок обретает свой гендер, формирует его во взаимодействиях с членами семьи и с обществом. Формирование гендерной идентичности осуществляется в три этапа:

1) ребёнок узнаёт, что существует два пола,

2) он включает себя в одну из этих категорий,

3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные его формы.

Психологическое самоопределение гендерной принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К трём годам дети отчётливо различают и признают свои гендерные особенности: я — мальчик,

 я — девочка.

Цели и задачи детского сада, как ресурсного центра

Цели ресурсного центра

1. Разработать научно-методические основы воспитания девочек и мальчиков в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

2. Определить общую стратегическую линию для подбора материалов и оборудования для детского сада и семьи с учётом гендерных особенностей девочек и мальчиков дошкольного возраста.

3. Разработать модульные курсы для педагогов и родителей.

4. Обеспечить сетевое взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями г. о. Самара по воспитанию девочек и мальчиков.

Гипотезы ресурсного центра

1. Предполагаем, что воспитание мальчиков и девочек с учётом их индивидуальных и гендерных особенностей в совместной и дифференцированной среде в условиях детского сада и семьи позитивно влияет на их эмоциональное, личностное и социальное развитие.

2. Воспитание и развитие девочек и мальчиков в дошкольном возрасте в дифференцированной и совместной среде с акцентом на гендер позволит:

• сформировать у детей устойчивую гендерную идентификацию;

• сформировать позитивное отношение к гендерным ролям;

• улучшить межличностное общение в коллективе сверстников.

• улучшить общение в семье

Позитивные изменения планируются

• в развитии личности ребенка-дошкольника и формировании у него гендерной устойчивости;

• в повышении профессиональной компетентности педагогов по вопросам воспитания детей раннего и дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей;

• в повышении компетентности родителей по вопросам воспитания детей с учетом их гендерных особенностей.

Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.

Процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого обозначают термином дифференциальная социализация.

Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать.

В 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины по-разному выглядят, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами, а также у ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам. Процесс гендерно-ролевой социализации продолжается в течение всей человеческой жизни, и отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

Таким образом, основные различия можно обобщить в следующие группы:

  • Биологические, анатомические, физиологические и психо-физиологические особенности строения организма.
  • Социальные (подготовка к жизненным позициям мужчины и женщины в обществе)
  • Исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы…
  • Психолого-педагогические (индивидуальность).

Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

По данным нейрофизиологов и нейропсихологов различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов личностно-ориентированные технологии:

  1. Средство
  2. Методы
  3. Формы

Средства

    •   игры

  • народные сказки
  • пословицы
  • колыбельные песни

Методы:

  • игры        
  • познавательно-развивающие этические беседы
  • проблемные   ситуации
  • схемы-действия

Форма  

  • игровая деятельность
  • экспериментальная
  • проблемно - поисковая

Для     того,     чтобы     предоставить     равные     возможности     в  обучении существует:

3 типа  мотивации

•    игровая(стимулирует   детей,   если   в   содержание   включены   способы построения)

  • личная   заинтересованность   детей   к  деятельности (предлагая сделать что-то  в  подарок  или для  игры)
  • общение  детей   со   взрослыми   (будет  стимулировать  детей   в том,   случае,   если   воспитатель   сумеет   убедить девочку   или мальчика,  что  без  их  помощи  ей  не  обойтись).

     В    младшем дошкольном  возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения  в психике  ребёнка.

           1.2Характеристика инновационной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

       Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г.Н. Селевко, можно выделить следующие инновационные технологии, применяемые в системе дошкольного образования:

  1. игровые технологии,
  2. технологии проблемного обучения,
  3. технологии развивающего обучения,
  4. альтернативные технологии,
  5. компьютерные технологии

Педагогическая инновация это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения, а так же совершенствование целей и содержания, форм и методов педагогической деятельности, способствующее развитию сознания и самосознания педагога, формирующее его потребность в дальнейшем самообразовании, приобретающую характер научного поиска. Благодаря этому при инновационном подходе к организации педагогической деятельности все усилия направлены на поиск и выбор оптимальных педагогических решений.

 В своей работе остановимся на одном  из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.)

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

В европейских языках слово «проект» (от лат. projectus – «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать  непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

        Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми  младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. 

Выбор темы - это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг - это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д.

На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей. 

I этап разработки проекта - целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

 II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы.

 II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть.

 Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

 Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Так, для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя.

 Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем - как подготовительный этап к будущему. 

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом - его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.

 Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. 

Заключительным, IV этапом работ над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

 Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

 Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

 Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу дошкольного учреждения необходимо решить ряд проблем:

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

 Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.


Глава 2. Содержательные и методические аспекты гендерного воспитания детей младшего дошкольного  возраста средством метода проектов в условиях  ДОУ

    2.1.Особенности гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

    В современной науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятием пола и гендера.

        Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.

Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.

Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать. Психологическое самоопределение гендерной принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К трём годам дети отчётливо различают и признают свои гендерные особенности: я — мальчик, я — девочка. К трём годам ребёнок ясно различает пол окружающих людей, однако может не знать, в чём заключается различие между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Таким образом, трёхлетний ребёнок ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и длины волос — с помощью этих маркеров происходит классификация мира на два гендера. Мальчики никогда не носят платья и коротко острижены; девочки носят платья и имеют длинные волосы. Трёхлетний ребёнок допускает и возможность изменения пола с помощью стрижки или одежды, поскольку для него гендерная идентичность конкретна и соотносится с физическими признаками.

Гендерная идентичность к концу дошкольного возраста сформирована практически у всех детей, однако в основе её чаше всего лежат внешние признаки (имена, одежда, причёска). Более существенные половые признаки (эмоциональные привязанности, присущие гендеру черты характера, интересы, деятельность, физиологические особенности) в большинстве случаев (70%) дети этого возраста не осознают.

В 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины по-разному выглядят, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами, а также у ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам. Процесс гендерно-ролевой социализации продолжается в течение всей человеческой жизни, и отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

Таким образом, основные различия можно обобщить в следующие группы:

  • Биологические, анатомические, физиологические и психо-физиологические особенности строения организма.
  • Социальные (подготовка к жизненным позициям мужчины и женщины в обществе)
  •  Исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы…
  • Психолого-педагогические (индивидуальность).

Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

По данным нейрофизиологов и нейропсихологов различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.

У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

  • в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
  • организации внимания;
  • в формах активации эмоций;
  • в мотивации деятельности и оценки достижений;
  •  в поведении.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки :

          - быстрее схватывают новый материал;

          - легче усваивают алгоритмы и правила;

          - любят задания на повторение;

          - чаще используют ближнее зрение;

          - воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;

          - лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;

          - новую информацию анализируют с помощью левого полушария;

Мальчики:

          - труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

          - им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;

          - лучше выполняют задания на сообразительность;

          - не терпят однообразия;

          - лучше выполняют задания при ярком свете;

          - новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).

Начинать гендерное воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Дети в возрасте трех-четырех лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой.

 Следует понимать, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течении продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.

 Итак, успех гендерного  воспитания маленьких детей         могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

  •  мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
  •  медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
  •  подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
  •  частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
  •  использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей;
  •  осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
  •  частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста  - заложить первые ориентиры.

На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

На формирование преобладающего способа мышления оказывают влияние:

    Особенности общения с ребенком

При общении с ребенком взрослые сами формируют особенности мышления и поведения детей. Например, слова, обращенные к девочке:

- С начало заправь аккуратно кроватку, а потом иди одеваться. Взрослый формирует порядковую подструктуру мышления. Задает определенный алгоритм действий.

- Давай, подъем, зарядка, умывание, перекусим и в путь. Взрослый формирует композиционную подструктуру мышления. Перечисленные этапы деятельности можно представить.

Или слова, обращенные к мальчику:

- Миша! Подъем! Вставай, мы пойдем выбирать подарок, если ты, конечно, хочешь его получить. Взрослый формирует проективную структуру мышления: “Что будет, если я встану (получу подарок) и если не встану (рискую остаться без него)”

- Ну вот, подарок выбрали. Теперь надо торопиться к праздничному столу. А то сам подумай, что будет, гости соберутся, а именинника нет. Формируется проективный тип мышления: “Если гости соберутся без меня, то я не получу подарки, все будут меня ждать и т.д.”, и композиционный способ мышления: пропущено много этапов деятельности (заплатить, завернуть подарок).

    Способы поведения и игры

Например, кубики, конструкторы и пазлы – формируют композиционный способ мышления.

Спокойные игры в малом пространстве с куклами, посудкой – формируют порядковый и топологический способы мышления.

Игрушки, связанные с движением, преобразованием – формируют проективный тип мышления.

    Детская литература и телевидение.

Детская литература предлагает девочкам и мальчикам разные модели поведения. Малыши впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте.

Например, объясняя, почему сказочный царь поехал на войну, мальчик присваивает мужскую модель поведения, а девочка учиться понимать мужские (композиционный и проективный) способы мышления.

И, напротив, образ Золушки служит для девочки моделью для подражания, а для мальчика примером, при помощи которого он сможет понять женские (порядковый и топологический) способы мышления.

Телевидение сегодня служит в качестве источника ролевых моделей для подражания. Поэтому, при воспитании взрослые могут специально обращать внимание детей на героев мультфильмов, фильмов, рекламы и т.п, как на пример, так и антипример для подражания.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.

2.2.Иновационные методы гендерной направленности в работе с детьми младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Метод проектов - педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка.  Основа этого метода - самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Внедрение проектного метода в нашей группе началось в этом году. Практика первых мини проектов доказала эффективность этого метода в обучении и воспитании детей.

  1. Начинать надо с составления Информационной карты проекта, в которой указывается:
  • тип проекта,
  • участники,
  • возраст детей,
  • проблема,
  • цель проекта, задачи для всех участников (педагогов, детей, родителей),
  • форма проведения итогового мероприятия,
  • продукты проекта для всех участников,
  • ожидаемые результаты.

2. Затем составляется краткое содержание проекта. Оно разбивается на три этапа и расписывается на всех участников.

1. Подготовительный этап - создание проблемной ситуации.

Пример: Проект «Величие небольших различий» - в группе созданы гендерные  центры уголок для мальчиков и уголок для девочек.

     Воспитатель вносит куклу Ваню и куклу Машу которые «живут» в этих уголках расставляет их. Спрашивает детей: кто это? Во что они одеты? Чем они отличаются друг от друга?  Предлагает пофантазировать: что было бы, если не было бы мальчиков или девочек? После обсуждения ситуации, воспитатель подводит итог. Педагог предлагает всем вместе собрать эту неизвестную и интересную информацию, создать сюжетную игру “а у нас в группе”.

 2. Основной этап - не только самый длительный этап проекта, но и самый интересный. На этом этапе проводится непосредственная работа с детьми, во время которой максимально раскрываются возможности каждого ребёнка. Воспитатель в соответствии с планом проекта, организует их работу в различных центрах.

Пример: Выявив объём знаний детей, их интересы и пожелания, мы определили перспективу (Составили план-паутинку) организации работы детей в центрах активности и на утренних сборах (задачи, содержание, методы, приёмы, и материал). Так, например,

  • Центр искусства (мальчики рисуют дороги с мчавшимися автомобилями самолёты в небе корабли в море строительство домов. Девочки же рисуют принцесс, цветы, сады, а также мам, гуляющих с дочками.)
  • Центр математики (посчитать с девочками платья для куклы Маши, с мальчиками машинки для куклы Вани , обратить внимание как ведут себя мальчики и девочки на улице, решение задач.)
  • Центр информационный (иллюстрированные задания по теме: «мальчики и девочки» ; женские и мужские сказки, то есть сказки в которых идёт речь о девочке девушке женщине: «Золушка»,  «Крошечка-Ховрошечка» и многие другие в которых имеется определённый набор заданий для героини. И сказки в которых идёт речь о мальчике,юноше,мужчине, такие как «Жихарка», «Два Ивана».; рассматривание плакатов, иллюстраций и альбомов, просмотр презентаций.
  • Центр строительства  (постройка мини – дороги: жилой дом, замки; сделать украшения для дома из подручного материала; пластмассовый набор «всё для дома» расставить на макете).
  • Центр игры (игра на улице ««Наседка и цыплята», «Лохматый пес», «Ловкие зайчата», игра «Лошадка».)
  • Центр науки  (игры с элементами ТРИЗ, кроссворды, ребусы и т.д.)
  • Центр речи (игры «Узнай кто это по голосу », «Воспитанные мальчики и девочки », «Угадай, кого загадали».)

Для развития внимания, памяти детей младшего дошкольного возраста также используем многочисленные дидактические игры.

3. Заключительный этап. На этом этапе подводятся итоги проекта. Они могут представляться  в различных формах.

В проекте «Величие небольших различий» итоги подводятся в виде сюжетной игры с викториной.

На этом этапе ребёнок является  активным участником, он сталкивается с определёнными трудностями в решении проблем. Малышам предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний.

Трудности этого этапа может вызывать  разный уровень подготовки детей.

Преодолеть их помогает грамотная подготовка к проекту, которая должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, и условия, в которых будет проводиться проект.

3.Следующим этапом составления  проекта является «Системная паутинка». В ней расписывается совместная деятельность педагога с детьми во всех образовательных областях.

4.И в заключении необходимо провести анализ проделанной работы, т.е. рефлексию.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.


Заключение

       Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

       В 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины по-разному выглядят, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами, а также у ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам. Процесс гендерно-ролевой социализации продолжается в течение всей человеческой жизни, и отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития.

 Таким образом, мы видим, что  на современном этапе развития общества происходят изменения в воспитательно-образовательных процессах: акцентируется внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят новые методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста по гендерному воспитанию в ДОУ, необходимо использовать, метод проектов – это, достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Так как, использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. 

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.


Список использованных источников

  1. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998 г. – с. 28
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т,С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. –М.: Мозаика – Синтез,2010.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008 г. – с. 112
  4. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя детского сада./сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. М.: Просвещение, 1993.
  5. Доронова Т.Н. «Девочки и мальчики 3-4лет в семье и детском саду». -М.:Линка-Пресс, 2008.
  6.  (Геодакян В.А.) Сост. и редактор Соколова Е.И. Два пола: зачем и почему? - СПб., 1992г.
  7.  Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб, 1997.
  8.  Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / “Дошкольное воспитание”. -№12.- 2003. - с.44–52.
  9.   Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
  10.    Попова Л. “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве”// “Детский сад от А до Я”.- 2004.- № 2.- с.110-123.
  11.   Эльконин Б.Д. Детская психология. – М, 2004 г.
  12. Гендерное воспитание дошкольников. - Гродно: УО «Гродненский ГОИПК и ПР и СО», 2005.
  13. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010г. – с. 48-49, 85-87
  14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – с. 208
  15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – 3-е изд. Пспр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – с.96
  16. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. /Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – с. 116
  17. Равкин З.И. Метод проектов / З.И. Равкин // Российская педагогическая энциклопедия в 3 т. – М., 1993. – Т.1 – с. 567-568
  18. Урмина И.А. инновационная деятельность в ДОУ: программ-метод обеспечение: пособие для рук и адм. работников/ И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.- с. 85-87
  19. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4


Приложение 1

Величие небольших различий
                                                  (памятка для родителей)

  • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
  • Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  • Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
  • Старайтесь, давая задания мальчикам как вдетском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
  • Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  • При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.
  • Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
  • Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
  • Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
  • Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
  • Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
  • Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
  • Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
  • Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
  • Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и по крайней мере в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  • Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.
  • Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: “Отойди, принеси, дай, сделай, перестань…”. А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: “Мне нравится… Ты любишь? Кто это грустный?…”
  • Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним — неверно и бесполезно.


Приложение 2                           

 ИГРЫ ПО ГЕНДЕРНОМУ (ПОЛОРОЛЕВОМУ) ВОСПИТАНИЮ

«Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы? »

(со второй млад. группы)

Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.

Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка.

Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т. д.

После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:

-Чем похожи наши мамы (папы)?

-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)?

-Какие внешние признаки их объединяют?

-Какие качества присущи всем мамам (папам?

-Кем вы будете, когда вырастете?

Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них

«Волшебный цветок »

(со второй млад. группы)

1 вариант «За что нам нравятся мальчики (девочки? »

Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

2 вариант «Как я дома помогаю? »

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: Дети  отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

3 вариант «Кто я в семье? »

Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т. д.)

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей маме (своему папе, своей бабушке? и т. д.

«Дом добрых дел»

(со средней группы)

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.

Материал: конструктор

Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать! «Давайте говорить друг другу комплименты»

(со второй млад. группы)

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.

Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой) .

Ход игры: К детям в гости пришли куклы. - Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли «волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.

Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.

«Пожелания»

(со второй младшей группы)

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания : «Я желаю тебе. »

«Благородные поступки»

(со второй млад. группы)

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков:

называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку;

помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т. д.

Благородные поступки для девочек:

называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться;

хвалить мальчика за проявление внимания;

не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей;

благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т. д.

«Ушки на макушке».

(со второй млад. группы)

Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.

Ход игры: Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».

Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.

«Отгадай профессию»

(со старшей группы)

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Учить умению разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

Например, «Человек этой профессии осматривает больного, делает прививку, назначает таблетки. Кто это? » (врач)

После каждого правильного ответа воспитатель просит одного из детей выбрать карточку с изображением человека данной профессии. Далее с детьми проводится беседа: какие еще обязанности выполняет врач, что он еще делает? Есть ли среди вас те, у кого мама или папа (бабушка, дедушка, тетя и т. д.) работают врачами?

Кто чаще работает врачом мужчина или женщина? Как вы думаете, почему?

«Собираемся в гости».

(со второй млад. группы)

Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки). Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными.

Материал: на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски и т. д., сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки и т. д.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости.

Играют по двое (трое) детей. Они подходят к столам и начинают собираться в гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т. д.

Остальные дети наблюдают за своими друзьями.

Могут ли они отправиться туда прямо сейчас? Как можно помочь мальчикам? Кто из девочек согласится помочь им?

Когда внешний вид мальчиков будет приведен в порядок, взрослый напоминает мальчикам о словах благодарности за заботу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект занятия с применением инновационных методов обучения для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Фокусы с магнитом».

Проект   занятия с применением инновационных методов обучения для детей старшего дошкольного возраста  Тема: « Фокусы с магнитом»....

Современные инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта.

Как же бывают необходимы инновации! Как же любят дети любые новинки. Эта информация послужит большой помощью для работы учителя-логопеда, как обычного детского сада, так и логопедического....

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Инновационные методы развития речи детей старшего дошкольного возрастаРечевое развитие детей старшего дошкольного возраста определено одним из направлений образовательной деятельности во ФГОС ДО. В на...