Инновационные методы в работе с детьми–логопатами дошкольного возраста с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике на тему

Фондикова Ирина Валерьевна

Статья посвящена использованию инновационных методов в работе с детьми-логопатами с нарушением зрения. Представлены кинезиологические упражнения и упражнения, включающие элементы биоэнергопластики, совмещенные с соответствующими движениями глаз. Представлены результаты коррекции психических функций звукопроизношения, подтверждающие эффективность применения таких упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные методы в работе с детьми–логопатами

дошкольного возраста с нарушением зрения

 

Фондикова Ирина Валерьевна,

Учитель-логопед,

МБДОУ № 82  г. Мурманск

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с патологией зрения [2]. Зрительный дефект является одним из наиболее сложных и тяжелых по своим последствиям в развитии ребенка. Зрительный анализатор организует и корригирует работу всех систем организма, поэтому нарушение его деятельности негативно  сказывается на работе всех других анализаторных систем [2].

Состояние зрения оказывает влияние и на развитие речи [1]. Л.С. Волкова утверждает, что «…отсутствие зрения или его снижение нарушают взаимодействие трех ведущих анализаторных функциональных систем – слуховой, кинестетической и зрительной» [1, с.14].

Следовательно, патология зрения усложняет коррекцию речи, удлиняет ее этапы. Поэтому назрела необходимость поиска и использования новых эффективных методов и средств коррекции речи у детей с нарушением зрения, сокращающих ее этапы. При коррекции звукопроизношения (постановке звука, его автоматизации) возникают проблемы, так как речевой аппарат детей в силу той или иной причины не развит.

 Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей,  стал применяться такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Этот метод эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. К содружественным движениям языка и руки мы стали постепенно добавлять движения глаз. Таким образом, в процессе отработки артикуляционных движений, дети выполняли упражнения, способствующие укреплению глазодвигательных, окологлазных мышц, снятию зрительного утомления мышц.

Использовались следующие упражнения: «Часики», «Качели», «Улыбка», «Жало», «Змейка», «Жало», «Чашечка», «Птенчик» (см. Приложение 1) [5].

Метод биоэнергопластики позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию [5].

Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить моторику, связную речь, помочь преодолеть трудности в обучении, в коррекционную работу были включены кинезиологические упражнения. Применение кинезиологического метода позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей ребенка и коррекции проблем в различных областях психики (улучшает у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю) [2].

В кинезиологический комплекс упражнений мы также добавили движение глаз (в соответствии с содержанием упражнения). Использовали следующие упражнения:

  • Растяжки («Дерево» (см. Приложение 2), «Солдат и тряпичная кукла», «Сорви яблоко»).
  • Дыхательные упражнения («Свеча», «Облако дыхания»)
  • Упражнения для релаксации («Дирижер», «Путешествие на облаке»)
  • Глазодвигательные упражнения («Горизонтальная восьмерка»)
  • Телесные упражнения («Перекрестное марширование», Мельница»)
  • Упражнения для развития мелкой моторики («Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза-вилка», «Колечко») [2].

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то особое внимание мы обращали  на развитие тонких движений пальцев рук. Кроме кинезиологических упражнений,  применяли такие нетрадиционные методы как Су-Джок, (очень эффективен для стимуляции речевых зон), бусы (четки), шестигранные карандаши.

        В результате применения кинезиологических упражнений у детей в более короткий срок исчезали явления дислалии, улучшалась память и концентрация внимания, развивались основные зрительные функции.

Таким образом, синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой, совмещенная с движением глаз сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность (см. Таблица1).

Таблица 1. Сводная таблица результатов развития психических функций и коррекции звукопроизношения.

Учебный год

Показатели развития без применения кинезиологии-ческих упражнений и биоэнергопла-стики

Показатели развития

при использовании в работе кинезиоло-гических упражнений и биоэнерго-пластики)

Эффективность применения кинезиологических упражнений и биоэнергопластики

Зрительное восприятие

2010-2011

67%

74%

7%

2011-2012

69%

77%

8%

2012-2013

62%

70%

8%

2013-2014

63%

69%

6%

2014-2015

60%

70%

10%

2015-2016

58%

67%

9%

Внимание

2010-2011

63%

81%

18%

2011-2012

62%

84%

22%

2012-2013

58%

81%

23%

2013-2014

62%

82%

20%

2014-2015

61%

80%

19%

2015-2016

57%

72%

15%

Память

2010-2011

65%

89%

24%

2011-2012

60%

86%

26%

2012-2013

55%

84%

29%

2013-2014

56%

81%

25%

2014-2015

63%

82%

19%

2015-2016

52%

73%

21%

Звукопро-изношение

2010-2011

59%

78%

19%

2011-2012

63%

83%

20%

2012-2013

55%

79%

24%

2013-2014

57%

75%

18%

2014-2015

58%

78%

20%

2015-2016

53%

75%

22%

В результате планомерной и систематической работы с детьми с патологией зрения, имеющих нарушения речи,  по развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, ускорился процесс запоминания  и удержания артикуляционных поз, а, следовательно, постановки и автоматизации нарушенных звуков, одновременно решались задачи по коррекции зрения (укрепление зрительных мышц, профилактика утомления, развитие основных зрительных функций).

Проделанная работа позволяет сделать вывод о целесообразности применения метода биоэнергопластики и кинезиологических упражнений в  работе с детей с патологией зрения, имеющих нарушения  речи.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

«Часики»: сопровождает ладонь, которая движется под счет влево – вправо, движение глаз в соответствии вправо и влево.

«Качели»: движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх - вниз, движение глаз  соответственно вверх - вниз.

«Улыбка»: пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. На счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек, на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее. На счет 1 - глаза широко открыты – «радуются солнышку», на счет 2 – закрыты.

«Жало», «Змейка»: пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед. На счет 1 – выпускаем жало (язычок), глаза открыты, на счет 2 – язычок во рту, глаза закрыты.

«Чашечка»: пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки». Глаза смотрят на «чашечку», язык  - в домик, глаза закрыты.

«Птенчик»: открывание рта: пальцы сжаты в щепоть. На счет 1 – большой палец опустить вниз, остальные пальцы вверх, глаза широко открыты, на счет 2 – сомкнуть щепоть, глаза закрыты.

Приложение 2.

«Дерево»  Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Глаза закрыты. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Глаза открываются. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Взор – наверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. Глазами проследить за движениями рук.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волкова Л.С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения. // Дефектология. – 1982 -  № 3 – С. 14 – 18
  2. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И.Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.
  4. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001. –  132 с.
  5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999. – 198с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями...

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих  нарушения зрения....

Методическое пособие "Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения".

Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения....