Инновационные методы в работе с детьми–логопатами дошкольного возраста с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике на тему
Статья посвящена использованию инновационных методов в работе с детьми-логопатами с нарушением зрения. Представлены кинезиологические упражнения и упражнения, включающие элементы биоэнергопластики, совмещенные с соответствующими движениями глаз. Представлены результаты коррекции психических функций звукопроизношения, подтверждающие эффективность применения таких упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_metody_v_rabote_s_detmi-logopatami_s_narusheniem_zreniya.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные методы в работе с детьми–логопатами
дошкольного возраста с нарушением зрения
Фондикова Ирина Валерьевна,
Учитель-логопед,
МБДОУ № 82 г. Мурманск
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с патологией зрения [2]. Зрительный дефект является одним из наиболее сложных и тяжелых по своим последствиям в развитии ребенка. Зрительный анализатор организует и корригирует работу всех систем организма, поэтому нарушение его деятельности негативно сказывается на работе всех других анализаторных систем [2].
Состояние зрения оказывает влияние и на развитие речи [1]. Л.С. Волкова утверждает, что «…отсутствие зрения или его снижение нарушают взаимодействие трех ведущих анализаторных функциональных систем – слуховой, кинестетической и зрительной» [1, с.14].
Следовательно, патология зрения усложняет коррекцию речи, удлиняет ее этапы. Поэтому назрела необходимость поиска и использования новых эффективных методов и средств коррекции речи у детей с нарушением зрения, сокращающих ее этапы. При коррекции звукопроизношения (постановке звука, его автоматизации) возникают проблемы, так как речевой аппарат детей в силу той или иной причины не развит.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, стал применяться такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Этот метод эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. К содружественным движениям языка и руки мы стали постепенно добавлять движения глаз. Таким образом, в процессе отработки артикуляционных движений, дети выполняли упражнения, способствующие укреплению глазодвигательных, окологлазных мышц, снятию зрительного утомления мышц.
Использовались следующие упражнения: «Часики», «Качели», «Улыбка», «Жало», «Змейка», «Жало», «Чашечка», «Птенчик» (см. Приложение 1) [5].
Метод биоэнергопластики позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию [5].
Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить моторику, связную речь, помочь преодолеть трудности в обучении, в коррекционную работу были включены кинезиологические упражнения. Применение кинезиологического метода позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей ребенка и коррекции проблем в различных областях психики (улучшает у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю) [2].
В кинезиологический комплекс упражнений мы также добавили движение глаз (в соответствии с содержанием упражнения). Использовали следующие упражнения:
- Растяжки («Дерево» (см. Приложение 2), «Солдат и тряпичная кукла», «Сорви яблоко»).
- Дыхательные упражнения («Свеча», «Облако дыхания»)
- Упражнения для релаксации («Дирижер», «Путешествие на облаке»)
- Глазодвигательные упражнения («Горизонтальная восьмерка»)
- Телесные упражнения («Перекрестное марширование», Мельница»)
- Упражнения для развития мелкой моторики («Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза-вилка», «Колечко») [2].
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то особое внимание мы обращали на развитие тонких движений пальцев рук. Кроме кинезиологических упражнений, применяли такие нетрадиционные методы как Су-Джок, (очень эффективен для стимуляции речевых зон), бусы (четки), шестигранные карандаши.
В результате применения кинезиологических упражнений у детей в более короткий срок исчезали явления дислалии, улучшалась память и концентрация внимания, развивались основные зрительные функции.
Таким образом, синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой, совмещенная с движением глаз сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность (см. Таблица1).
Таблица 1. Сводная таблица результатов развития психических функций и коррекции звукопроизношения.
Учебный год | Показатели развития без применения кинезиологии-ческих упражнений и биоэнергопла-стики | Показатели развития при использовании в работе кинезиоло-гических упражнений и биоэнерго-пластики) | Эффективность применения кинезиологических упражнений и биоэнергопластики | |
Зрительное восприятие | 2010-2011 | 67% | 74% | 7% |
2011-2012 | 69% | 77% | 8% | |
2012-2013 | 62% | 70% | 8% | |
2013-2014 | 63% | 69% | 6% | |
2014-2015 | 60% | 70% | 10% | |
2015-2016 | 58% | 67% | 9% | |
Внимание | 2010-2011 | 63% | 81% | 18% |
2011-2012 | 62% | 84% | 22% | |
2012-2013 | 58% | 81% | 23% | |
2013-2014 | 62% | 82% | 20% | |
2014-2015 | 61% | 80% | 19% | |
2015-2016 | 57% | 72% | 15% | |
Память | 2010-2011 | 65% | 89% | 24% |
2011-2012 | 60% | 86% | 26% | |
2012-2013 | 55% | 84% | 29% | |
2013-2014 | 56% | 81% | 25% | |
2014-2015 | 63% | 82% | 19% | |
2015-2016 | 52% | 73% | 21% | |
Звукопро-изношение | 2010-2011 | 59% | 78% | 19% |
2011-2012 | 63% | 83% | 20% | |
2012-2013 | 55% | 79% | 24% | |
2013-2014 | 57% | 75% | 18% | |
2014-2015 | 58% | 78% | 20% | |
2015-2016 | 53% | 75% | 22% |
В результате планомерной и систематической работы с детьми с патологией зрения, имеющих нарушения речи, по развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, ускорился процесс запоминания и удержания артикуляционных поз, а, следовательно, постановки и автоматизации нарушенных звуков, одновременно решались задачи по коррекции зрения (укрепление зрительных мышц, профилактика утомления, развитие основных зрительных функций).
Проделанная работа позволяет сделать вывод о целесообразности применения метода биоэнергопластики и кинезиологических упражнений в работе с детей с патологией зрения, имеющих нарушения речи.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
«Часики»: сопровождает ладонь, которая движется под счет влево – вправо, движение глаз в соответствии вправо и влево.
«Качели»: движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх - вниз, движение глаз соответственно вверх - вниз.
«Улыбка»: пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. На счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек, на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее. На счет 1 - глаза широко открыты – «радуются солнышку», на счет 2 – закрыты.
«Жало», «Змейка»: пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед. На счет 1 – выпускаем жало (язычок), глаза открыты, на счет 2 – язычок во рту, глаза закрыты.
«Чашечка»: пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки». Глаза смотрят на «чашечку», язык - в домик, глаза закрыты.
«Птенчик»: открывание рта: пальцы сжаты в щепоть. На счет 1 – большой палец опустить вниз, остальные пальцы вверх, глаза широко открыты, на счет 2 – сомкнуть щепоть, глаза закрыты.
Приложение 2.
«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Глаза закрыты. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Глаза открываются. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Взор – наверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. Глазами проследить за движениями рук.
ЛИТЕРАТУРА
- Волкова Л.С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения. // Дефектология. – 1982 - № 3 – С. 14 – 18
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И.Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001. – 132 с.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999. – 198с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....
Мнемотехника, как инновационный метод обучения связной речи детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Приемы развития связной речи детей с ОНР....
Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.
ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями...
Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.
Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения....
Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто – ортоптического лечения
Методическая разработка...
Методическое пособие "Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения".
Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения....