Конкурсный материал практико-ориентированного проекта «Тематические студии как инновационная форма организации работы с детьми и поддержки детской инициативы в условиях ФГОС ДОО»
проект
Актуальность проблематики проекта
Главным ориентиром развития современного дошкольного образования становится качество предоставляемых услуг, а так же, его адресность, акцент на личностное развитие каждого ребенка. Это во многом определяет основной вектор модернизационных преобразований в образовательной системе каждой ДОО.
В статьях ФГОС ДО: п.3.2.5. обозначены требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО
«поддержка индивидуальности и инициативы детей через»:
- создание условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности»…
Развитие самостоятельности и активности – важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Ребенок в своих поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности.
Но, к сожалению, большинство взрослых, не умело поддерживают детскую инициативу, в результате чего у детей возникают сложности в мотивации деятельности, развитии самооценки, формировании творчества.
Родители, заинтересованные успешностью своих детей, развитием их познавательных интересов, предъявляют особые требования к воспитательно-образовательному процессу в ДОО, формируя таким образом новый социальные заказ.
Таким образом, существующая проблема: недостаточный уровень поддержки детской инициативы в рамках воспитательно-образовательного процесса в ДОО, соответствующий требованиям ФГОС ДО, легла в основу проекта «Тематические студии как инновационная форма организации работы с детьми и поддержки детской инициативы в условиях ФГОС ДОО».
Вид проекта: практико-ориентированный.
Тип проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Деятельность по разработке и реализации данного проекта осуществляет рабочая группа педагогов ДОО. Так как Рыбновский муниципальный район является пилотным по введению ФГОС ДО в Рязанской области, изменения в образовательный процесс связаны с разработкой ООП, которая содержит раздел, где определены ведущие формы поддержки детской инициативы. Это подгрупповая работа в направлениях: художественный труд; народная музыкальная культура; развивающие игры.
Так изложена концепция поддержки детской инициативы в ООП ДОО -модель формирования культурных практик:
Тип образовательной ситуации | Предметно-игровая | Сюжетно-игровая | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Содержание базового образовательного процесса | Многообразная предметная среда, определяющая исследовательскую активность ребенка, его предметно-игровые действия. Содержание культурных практик, формирующих культурные средства – способы действия. | Адекватные дошкольному возрасту культурные практики при ведущей роли игровой деятельности, формирующие представления о целостной деятельности, нормах совместной деятельности, об окружающем мире. | |
Содержание деятельности дошкольника | Позиция | «Я есть Мы» | «Я как Ты» |
Действия дошкольника | Изображает роль действием с предметами. Исследует новые предметы в действии. Подражает взрослому, сотрудничает с ним, выполняет его задания | Моделирует в сюжетной игре деятельность и отношения взрослых. Исследует природный и социальный мир. Сотрудничает со сверстниками. | |
| Смысл действий дошкольника | Реализация собственных побуждений к действиям, стремление действовать «как взрослый», заслужить одобрение близкого взрослого | Стремление войти в мир взрослых, проникнуть в смысл и мотивы деятельности взрослых, познать окружающий мир. |
Содержание совместной образовательной деятельности | Свободная деятельность ребенка и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли совместной партнерской деятельности. | Свободная деятельность ребенка и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли самостоятельной деятельности детей. | |
Содержание деятельности педагога | Позиция | Партнер-модель | Партнер-сотрудник |
| Действия педагога | Создает насыщенную предметную среду. Направляет активность детей на культурные практики. Инициирует совместные действия и занятия по освоению культурных средств – способов действия. | Проявляет заинтересованность в деятельности детей и совместной деятельности, включается во взаимодействие с детьми в культурных практиках, в обсуждении результатов действий. |
Смысл действий педагога | Перевод ненаправленной активности детей в русло культурных практик, вовлечение детей в основные формы совместной деятельности. | Актуализация творчества детей, оснащение образовательным содержанием основных форм совместной деятельности |
В процессе реализации стандарта, пришли к выводу, что существуют и другие варианты поддержки детской инициативы - работа тематических студий, которые способствовали использованию новых форм организации образовательного процесса: введение ФГОС, использование новых форм работы в ДОО (тематических студий), модернизация. Всё это отвечает требованиям совместной работы: дети – родители – воспитатели.
Как показала практика – эта форма отвечает интересам: детей, родителей, воспитателей.
Цель: удовлетворение образовательных потребностей воспитанников, осуществление необходимого уровня поддержки детской инициативы в различных видах деятельности через работу тематических студий.
Задачи:
1. Организовать в ДОО работу по созданию тематических студий:
- определение направлений тематических студий;
- разработка комплексно-тематического планирования студий.
2. Создание материально-технических условий:
- реорганизация образовательной среды;
- закупка оборудования в соответствии с дорожной картой.
3. Организация консультативно-разъяснительных работ с родителями, включение их в деятельность по подготовке и участию в студиях.
4. Деятельность тематических студий в течение летнего периода, направленная на:
- развитие познавательно-конструктивных, творческих и художественных возможностей дошкольников;
- умение высказывать свое мнение;
- сплочение детского коллектива.
Деятельность студий соответствует приоритетному направлению работы ДОО: «Интеллектуально-речевое развитие».
В основе проекта лежит деятельностный подход к осуществлению воспитательно-образовательной деятельности в ДОО.
Проект основан на следующих принципах:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации и детей;
4) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) сотрудничество Организации с семьёй;
6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
7) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
8) вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;
9) креативность – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Обеспечение:
- методическое: рабочая программа воспитателя, статьи из журналов, сборники конспектов, интернет ресурсы, беседы «Здоровьесберегающие технологии», «Закаливание – залог здоровья», «Чудо краски и прекрасное»; конкурс детских рисунков и поделок «Вторая жизнь упаковки» (поделки из бросового материала), «Чудо шишки», «Загадки с грядки» (из овощей и фруктов); экспериментирование с неживой природой, презентация «Чудо камни», «Соль и её свойства»; рисование с родителями «Счастливое солнышко», спортивный досуг «Весёлые старты», консультация «Игры и упражнения для развития речи», буклеты «Артикуляционная гимнастика дома».
- материально-техническое: чтение детской художественной литературы; ИКТ; прослушивание музыкальных произведений, просмотр фильмов;
- диагностико-дидактическое: дидактические игры, игры с природным материалом, рассматривание картин, иллюстраций, сюжетно-ролевые игры.
Организуя студийную работу учитывались:
- возрастные особенности детей;
- интересы и добровольность выбора ими студий;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной образовательной программой ДОО;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания студийной работы именно на её основе;
- обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами, с целью развития его любознательности;
- своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
Для развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватываются области:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Схема реализации первого (подготовительного) этапа проекта.
1 этап подготовительный (апробация проекта в летний период).
№ п\п | Обеспечение проекта | Ответственные | Сроки реализации |
1. | Диагностика. | Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед | Июнь |
2. | Анкетирование родителей | Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед | Июнь |
3. | Разработка перспективных планов | Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед | Июнь |
4. | Создание предметно-пространственной среды (настольно-печатные игры «Мир камней», «Кристаллы», «Живая природа», «Неживая природа», уголок экспериментирования, уголок природы, уголок творчества, плакатная продукция, спортивный инвентарь и т.п.). | Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед, родители | Июнь-август |
5. | Первичный мониторинг: - ребенок становится инициатором, исполнителем, полноправным участником, субъектом социальных отношений; - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, самостоятельности, чувством веры в себя, способностью принимать собственные решения; - положительный психологический климат; - высокая продуктивная деятельность детей, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности; - удовлетворенность родителей образовательной услугой и их стремлением участвовать в образовательной деятельности; - высокая степень удовлетворенности трудом. | Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед | Июнь |
Циклограмма деятельности студий на 1 этапом этапе проекта
1 студия «Хочу всё знать» |
2 студия «Природа и фантазия» |
3 студия «Послушный язычок |
4 студия «Веселое рисование» |
5 студия «Звонкий мяч» |
Дети посещают студии в зависимости от дней недели, работа ведется на разных площадках детского сада.
Название тематической студии | Образовательная область | Ответственные | Сроки реализации |
| Познавательное развитие | Воспитатели старшей группы | Июнь-Август |
| Социально-коммуникативное развитие | Воспитатели подготовительной группы | Июнь-Август |
| Речевое развитие | Учитель-логопед | Июнь-Август |
| Художественно-эстетическое развитие | Воспитатели средней группы | Июнь-Август |
| Физическое развитие | Инструктор по физической культуре
| Июнь-Август |
Исходя из индивидуальных карт развития ребенка (первичной диагностики) было решено расширять и продолжать работу студий в учебном году. На принятие этого решения, безусловно, повлияло желание детей и родителей.
На августовском педагогическом совете презентовали работу тематических студий в летний период, отчёт первоначального этапа показал: проект требует расширения, освещения на сайте. Принято решение использовать работу студий в учебном году, продолжить реализацию проекта.
2 этап реализации проекта (учебный год)
№ п\п | Обеспечение проекта | Ответственные | Сроки реализации |
1. | Диагностика. | Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед | Сентябрь-октябрь |
2. | Анкетирование родителей | Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед | Сентябрь |
3. | Разработка перспективных планов | Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед | Сентябрь |
4. | Создание предметно-пространственной среды (настольно-печатные игры «Мир камней», «Кристаллы», «Живая природа», «Неживая природа», уголок экспериментирования, уголок природы, уголок творчества, плакатная продукция, спортивный инвентарь и т.п.). | Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед, родители | Учебный год |
5. | Вторичный мониторинг: - ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; - ребенок может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. - ребенок стал инициатором, исполнителем, полноправным участником, субъектом социальных отношений. | Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед | Сентябрь-октябрь |
Работа тематических студий на 2 этапе
Название тематической студии | Образовательная область | Ответственные | Сроки реализации |
| Познавательное развитие | Воспитатели старшей группы | Сентябрь – май |
| Социально-коммуникативное развитие | Воспитатели подготовительной группы | Сентябрь – май |
| Речевое развитие | Учитель-логопед | Сентябрь – май |
| Художественно-эстетическое развитие | Воспитатели средней группы | Сентябрь – май |
| Физическое развитие | Инструктор по физической культуре
| Сентябрь – май |
1 студия «Хочу знать» (понедельник) |
Схема организации детей на 2-ом этапе
2 студия «Природа и фантазии» (вторник)
|
5 студия «Звонкий мяч» (пятница) |
4 студия «Веселое рисование» (четверг) |
3 студия «Послушный язычок» (среда) |
Форма организации работы детей поменялась, за счёт этого происходит расширение аспекта интересов каждого ребенка. Ребенок продолжает самостоятельно выбирать студию и в определенный, заранее оговоренный (еще на 1 этапе) день посещает её.
3 этап заключительный (перспектива)
Схема взаимодействия общения детей, воспитателей усложняется, в приоритете остается только желание ребенка и рекомендации родителей на дальнейшую работу с учетом возрастающего интереса, потребностей и желания.
Работа тематических студий даёт возможность проследить проявление активности, инициативы, самостоятельности конкретного ребенка в различных видах деятельности. Анализ полученных данных позволят увидеть в каких видах деятельности ребенок проявляет индивидуальность в большей степени, и планировать дальнейшую работу в данном направлении.
Увеличиваются сроки проведения до пяти дней, например: зимняя каникулярная, когда одновременно ведется работа всех пяти студий. На этом этапе дети пяти групп (разных возрастов) будут контактировать друг с другом.
1 |
2 |
4 |
3 |
5 |
Транслируемость опыта:
- форма проведения проста и понятна в ДОО любого вида, так как похожа на кружковую работу.
Но отличается:
- обеспечением требований ООП и ФГОС;
- возможностью раскрытия потенциала любой образовательной организации по количеству направлений студий.
Список литературы
Рабочая программа воспитателей.
«Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» Картушина М.Ю., М.: ТЦ Сфера, 2010.
«Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет» Картушина М.Ю., М.: ТЦ Сфера, 2012.
«Ознакомление дошкольников с социальным миром» Громова О.Е., М.: ТЦ Сфера, 2012.
«Познавательное развитие дошкольников в игре» Давидчук А.Н., М.: ТЦ Сфера, 2013.
«Познаем окружающий мир - играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников» Федотова А.М. М.: ТЦ Сфера, 2014.
«Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников» Можейко А.В. М.: ТЦ Сфера, 2013.
«Экспериментальная деятельность в детском саду» Одинцова Л.И. М.: ТЦ Сфера, 2010.
«Придумай слово. Речевые игры и упражнения» Ушакова О.С. М.: ТЦ Сфера, 2014.
«Развиваем речь детей с помощью стихов» Васильева Е.В М.: ТЦ Сфера 2013.
«Игры – занятия со звучащим словом» Арушанова А.Г. М.: ТЦ Сфера, 2012.
«Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество» Грибовская А.А. М.: ТЦ Сфера, 2013.
«Нетрадиционные техники рисования: планирование, интегрированные занятия в ДОУ» Цквитария Т.А. М.: ТЦ Сфера, 2012.
«555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» Майер А.А. М.:ТЦ Сфера, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных форм организации работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства в аспекте реализации ФГОС.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образов...
Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"
Актуальность изучения темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...
Обеспечение культурных практик и поддержка детской инициативы в условиях внедрения ФГОС ДО
В статье рассмотрены основные механизмы, используемые в современном ДОУ для обеспечения культурных практик и поддержки детской инициативы....
Поддержка детской инициативы как условие стимулирования исследовательского поведения детей дошкольного возраста.
В статье рассмотрены условия поддержки детской инициативы в разных возрастных группах....
Коллективный просмотр Тема: «Педагогическая компетентность в организации совместной деятельности с детьми и поддержка детской инициативы»
Цель: Создать необходимые условия для организации совместной деятельности детей и поддержки детской инициативы.Задачи: 1. Развитие связной речи, диалогической речи2. Развитие творческих способностей д...
«Педагогическая компетентность в организации совместной деятельности с детьми и поддержка детской инициативы»
Цель: Создать необходимые условия для организации совместной деятельности детей и поддержки детской инициативы.Задачи: 1. Развитие связной речи, диалогической речи2. Развитие творческих способностей д...
Мастер-класс «Интересные формы работы с детьми (при поддержке детской инициативы)»
Описание интересных форм работы с детьми и как можно использовать на практике....