Индивидуальный план профессионального развития педагога-психолога
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_prof.razvitiya.docx | 115.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 297 НОВО- САВИНОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ
Индивидуальный план
профессионального развития педагога - психолога МАДОУ
«Детский сад комбинированного вида»
Герасимовой Анны Владимировны
на 2019-2024 года
Методическая тема: «Психологическая готовность детей к обучению в школе через
познавательные процессы»
ГОРОД КАЗАНЬ
Структура плана
Моя тема самообразования: «Подготовка детей к школе через познавательные процессы».
Цель: обучение приемам саморегуляции, развитие познавательных интересов.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, чтобы у него к моменту поступления в школу сложились психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. В дошкольном возрасте возникают только предпосылки этого «превращения в ученика»: желание учиться и стать школьником; умение управлять своим поведением идеятельностью; достаточный уровень умственного развития и развития речи; наличие познавательных интересов и, конечно, знаний и навыков, необходимых для школьного обучения.
Психологическая готовность к школе понимается как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Именно новообразования задают для ребенка социальную ситуацию развития, которая "определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным".
Хотя психологическая готовность к школе включает в себя множество характеристик, основными из которых, являются интеллектуальная и личностная готовности. Но психологическую готовность к школьному обучению можно рассматривать только с точки зрения ее комплексности.
К началу школьного обучения должен быть и достаточный уровень мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения, ребенок должен быть готов в волевом и эмоциональном плане принять новую для него ситуацию, войти в новый коллектив.
Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Использую психогимнастические игры, т. к. они основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга, в процессе которого создается особая среда, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников. Однако, для формирования психологического здоровья, изменения, предусматриваемые социально-психологическими тренингом, являются недостаточными и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимые нам изменения формирования самоприятия и принятия других людей, для структуирования изменений нами была выбрана структура самосознания личности, предложенная В. С. Мухиной. Согласно ее представлениям, в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее).
Говоря о психологическом здоровье личности дошкольника, можно выделить психологическое здоровье, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, т. е. удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им .
Развитие ребенка, его психики и личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением (родители, воспитатели). Но каждый из взрослых по-своему и реально строит взаимоотношения с ребенком. Очень важно понять, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психологическое здоровье детей. Взрослым необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с ними у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослыми и начинается ориентация ребенка на других, тем более, что он так же нуждается в признании окружающих людей. Поэтому особое значение имеет личность взрослого, находящегося рядом с ребенком.
Актуальность: Подготовка ребенка к школе является основной проблемой, беспокоящей родителей детей старшего дошкольного возраста. Попадая в условия современной школы, многие дети уже с первых шагов демонстрируют свою не успешность в учебной деятельности, что может встать впоследствии почвой для развития синдрома «выученной беспомощности», при которой ребенок не берется за решение даже посильных ему задач, и как результат этого, получает стойкую репутацию «слабого» ученика. Т.о определение готовности ребенка к школе позволяет предупредить некоторые трудности в обучении, значительно сгладить процесс адаптации к школе.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, помощь в преодолении учебных трудностей, предупреждение и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
- Психологическая диагностика - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям.
- Применение исследуемых значений для составления коррекционных занятий с детьми.
- Формирование познавательной активности и учебной мотивации у детей.
- Проводить динамику развития познавательных способностей, коммуникативной сферы и обобщать опыт работы.
- Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей.
- Изучение и анализ психологической литературы по теме.
Разделы плана
1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС (темы опыта работы)
В этом разделе указывается следующее: по каким вопросам реализации ФГОС будет изучаться литература, работы каких авторов будут прочитаны учителем (называются основные труды).
Формой представления отчета могут быть доклад, аналитическая статья, аннотации к прочитанным книгам. Результаты изучения литературы могут использоваться в других формах отчетности.
Вопросы введения ФГОС | Литература, нормативные правовые документы | Задачи использования литературных источников | Сроки | Форма отчетности | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Изучение нормативного документа | Конституция РФ, ст.43 - Содержание и гарантии права на образование. | Знакомство с основополагающим документом | 2019-2024 | Отчет на итоговом педагогическом совете | |
Изучение нормативного документа | Конвенция о правах ребенка (02.09.1990) | Знакомство с основополагающим документом | 2019-2024 | Круглый стол в рамках заседания педагогического совета. Участие в обсуждении. | |
Изучение нормативного документа | Закон РФ «Об образовании». | Знакомство с основополагающим документом | В течение года | Отчет на итоговом педагогическом совете | |
Изучение нормативного документа | Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». | Знакомство с основополагающим документом | В течение года | Отчет на итоговом педагогическом совете | |
Изучение нормативного документа | Семейный кодекс (от 29.12.1995 №223 -ФЗ). | Знакомство с основополагающим документом | В течение года | Отчет на итоговом педагогическом совете | |
Изучение нормативного документа | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» | Изучить совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы ДО | В течение года | Доклад и обсуждение на педагогическом совете | |
Изучение нормативного документа | ФГОС | Знакомство с основополагающим документом | 2019 - 2024 | ||
Изучение нормативного документа | Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования (на основе программных требований, федеральных государственных стандартов) | Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы | 2019 - 2024 | ||
Изучение нормативного документа | Оценка достижений планируемых результатов в ДОУ | Изучить систему заданий по мониторингу для воспитанников от 3-х до 7 лет. | 2019 - 2024 | Круглый стол в рамках заседания педагогического совета. Участие в обсуждении | |
Изучение научно-методической литературы | Освоение методов, приемов, технологий проектной деятельности | Изучение совокупности требований | 2019 - 2024 | Обсуждение на заседаниях педагогических советов |
2. Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию введения ФГОС (темы опыта работы)
Здесь предполагается то, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения учебно-воспитательного процесса по новому ФГОС: разделы основной образовательной программы ДОУ, авторские (откорректированные) программы, календарно-тематическое и поурочное планирование, конспекты проектов. Сюда могут войти подборки упражнений, дидактического материала, тестовых заданий, планы воспитательной работы, планы работы кружков, сценарии мероприятий.
В качестве отчета могут быть представлены сами разработанные материалы или рекомендации по их использованию для своих коллег.
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Методическая разработка «Использование метода мнемотехники в обучении пересказа детей подготовительной к школе группы» | 2019-2024 | Представление рабочей программы | Заседание педагогического совета |
Изменение календарно- тематического планирования в соответствии с содержанием рабочей программы | Сентябрь-октябрь 2019-2024г. | Представление календарно- тематического планирования | Заседание педагогического совета |
Корректировка и уточнение рабочих программ по возрастам | 2019-2024 | Представление проекта | Заседание педагогического совета |
Методические рекомендации по содержанию и проведению мониторинга | 2019-2024 гг. | Представление проекта | Заседание педагогического совета |
Составление (выбор) комплексных, тематических, интегрированных занятий по образовательным областям ФГОС ДО | 2019-2024 гг. | Методические рекомендации для воспитателей по использованию конспектов занятий | Заседание педагогического совета |
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Третий раздел предлагает педагогу обобщить свой опыт введения ФГОС. В план обобщения опыта включаются действия по систематизации накопленного материала, анализу опыта, осуществлению дополнительных разработок. Возможна подготовка сообщений, передача обобщенного опыта своим коллегам в форме мастер-класса, открытых уроков, семинаров и др.
Обобщенный опыт также может быть представлен в виде статьи, рекомендации, доклада либо методических разработок.
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Открытые занятия | 2019г.-2024 | 1. «Представление пакета диагностического материала для коррекции эмоционально волевой сферы дошкольника» 2. Психологической готовности детей к обучению в школе | Участие в методическом обьединении педагогов-психологов ДОУ Участие в методическом обьединении педагогов-психологов ДОУ |
4. Участие в системе методической работы ДОУ
В данном разделе указываются методические мероприятия ДОУ, осуществляемые в рамках введения ФГОС, в которых предполагает участвовать педагог, и выполняемые им задачи.
Мероприятие ДОУ | Сроки | Выполняемые виды работ (решаемые задачи) | Форма представления результатов работы |
Заседание педсоветов ДОУ | По плану работы ДОУ | методическая взаимопомощь,представление опыта работы | Выступление |
Теоретический семинар | В течение года | «Новые подходы к образовательному процессу в условиях введения ФГОС. Диагностика уровня адаптации к условиям ДОУ. » | Анализ |
Дошкольная методическая выставка | В течение 2019-2024 | Участие в выставке в качестве представляющего материал | Представление опыта работы (статьи, разработки занятий) |
Педсовет | По плану работы ДОУ. | Выступление на тему «Психодиагностическое обследование психического и эмоцианально- волевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.» | Презентация с использованием ИКТ. |
Посещение открытых мероприятий в ДОУ | В течение года | Анализ открытого мероприятия | Анализ открытого мероприятия |
5 . Руководство повышением квалификации других педагогов
Данный раздел поможет в работе по подготовке других педагогов к введению ФГОС, за которые отвечает конкретный педагог. Руководит ли стажировкой молодых специалистов, ведет ли мастер-класс по проблеме, связанной с введением ФГОС, проводит ли консультации, работает ли с информационными ресурсами Интернета либо готовит подборки методической литературы.
Отчетом о работе служит число подготовленных педагогов и методические разработки проведенных с ними мероприятий.
Организационные формы работы с педагогами ДОУ | Тематика мероприятий или перечень задач по подготовке кадров | Сроки | Количество педагогов |
Консультации, семинар- практикумы, изучение психолого- педагогической литературы. | Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях введения ФГОС | 2019 –2024г.г. | 21 |
Открытые мероприятия | Представление опыта работы в соответствии с требованием ФГОС | 2019 –2024г. | 21 |
Оценка результатов подготовленности педагога к реализации ФГОС (опыта работы)
_____ Развитие профессиональных компетенций педагога в условиях ФГОС ДО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №252 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ НАСЫРОВОЙ С.А.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №252 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ НАСЫРОВОЙ С.А....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НАСЫРОВОЙ СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2016-2020 ГОДА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НАСЫРОВОЙ СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2016-2020 ГОДА...
Индивидуальный план профессионального развития педагога - психолога МБДОУ
Я работаю по теме самообразования: «Подготовка детей к школе через познавательные процессы».Цель: обучение приемам саморегуляции, развитие познавательных интересов....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ТУТАЕВОЙ АЛИНЫ ШАКИРОВНЫ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ...
Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога-психолога
Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога-психолога на 5 лет...
Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога «Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования»
Цель : обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, как условие организации учебно-воспитательного процесса для детей с особенными обр...
Программа индивидуального профессионального развития педагога-психолога
Программа индивидуального профессионального развития педагога-психолога по теме «Арт-терапия как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, род...