Конспект организованной образовательной деятельности Тема «Исследование песка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Батюшкина Юлия Александровна

конспект занятия по исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_peska.docx7.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

Тема «Исследование песка»

Образовательная область «Познание»

Возрастная группа: подготовительная

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка;

Задачи:

Образовательные:

-обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

-учить детей через игры и опыты определять физические свойства песка и делать выводы по результатам обследования,

Развивающие:

- развивать познавательную активность, логическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память, наблюдательность, мелкую моторику рук,

Воспитательные:

-воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.

Предварительная работа: рассматривание книг,  иллюстраций с изображением гор, песка на берегу моря, рек, озёр и пустыни.

Виды деятельности: беседа, опыты, показ

Материалы и оборудование: Сухой песок, две стеклянные емкости, вода чистая и грязная, трубочки, лупы, воронка, ватные диски, листы бумаги, посуда с водой,  пластиковые ложечки,  посуда для песка, салфетки.

Ход занятия.

        1.Орг. момент

Речевка:

Мы веселые ребята, мы ребята дошколята.

Скоро в школу мы пойдем, будем знать мы обо всем.

Дети садятся за парты, воспитатель следит за осанкой.

Воспитатель: Послушайте загадку:

Из  камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, что же это?

Дети: Песок

        2. Беседа «Как появился песок»

Воспитатель: Как вы думаете, откуда появился песок в природе?

Дети: ответы

Воспитатель: Когда-то очень давно, много тысяч лет назад, на земле горы были значительно выше.  Под воздействием воды, ветра, холода и жары эти горы и камни разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок. Довольно много песка можно встретить по берегам рек, морей, озер и в пустыне.   

Воспитатель: Где используют  песок?

Дети:  Песок используют для очистки воды, в строительстве, посыпают дороги зимой, песочнице, песочных часах.

        3. Экспериментирование

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем ряд экспериментов с песком и еще глубже познакомимся со свойствами песка.

«Свойства и качества сухого песка».

Опыт 1.

Воспитатель: Что у вас в посуде?

Дети: Песок.

Воспитатель: Наберите песок в ложечку и медленно высыпайте обратно в посуду. Что вы заметили? Какое свойство песка?

Дети: Песок сыпется.

Воспитатель: песок сыпется – значит, он какой?

Дети делают вывод.

Дети: Песок сыпучий.

Воспитатель просит повторить нескольких детей ответ.

Выставляет соответствующую картинку на доску.

Опыт 2

Воспитатель:  Насыпьте немного песка на лист бумаги.

 Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети:  Песок состоит из песчинок, зернышек.

Воспитатель: Как они выглядят, похожи ли песчинки одна на другую?

Дети:  Они разные, маленькие и чуть больше, темные и светлые.

Воспитатель: Песчинки скреплены между собой?

Дети:  Нет, поэтому песок рассыпается.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Выставляет соответствующую картинку.

Опыт 3

Воспитатель: Песок может двигаться?

Ответы детей.

Воспитатель:  Давайте проверим. Как это можно сделать?

Дети: ответы

Воспитатель: Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что вы заметили?

Дети: Песок сдувается, двигается.  

Воспитатель: Почему? Какой можно сделать вывод?

Вывод: (Дети) песок легкий.                                                                                                                                                                            

Воспитатель:  Где мы можем увидеть движение, сыпучесть песка?

Дети:  Сыпучесть песка применяют  в песочных часах.

Воспитатель выставляет картинку с изображением песочных часов.

Воспитатель: Слепите из сухого песка куличик.

Дети: Не лепится.

Воспитатель: Почему?

Дети делают вывод:

Вывод: из сухого песка нельзя лепить.

        4.Физминутка

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось.

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот, а потом наоборот.

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем!

Вверх – хлопок и вниз – хлопок

И в последний раз присели, а теперь на место сели.

Опыт 4 «Свойства мокрого песка»

Воспитатель: В посуду с песком налейте немного воды. Потрогаем песок.

Каким он стал?

Дети:  Песок стал мокрым.

Воспитатель:  Куда исчезла вода?

Дети:  Вода впиталась в песок.

Вывод: Песок впитывает воду.

 Воспитатель:  А теперь попробуйте слепить из мокрого песка шарики, колбаски.

Воспитатель: Получается?

Дети: Да

Воспитатель:  А вы знаете, почему мокрый песок лепится?

Дети: (ответы)

Воспитатель:  Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.

Воспитатель: Что произойдет с поделками из песка после высыхания?

Дети: Песок рассыплется.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить.

 Опыт 5 «Фильтр из песка».

Воспитатель: Сейчас я покажу вам как с помощью песка можно очистить грязную воду. Я беру воронку, в воронку вкладываю ватный диск и насыпаю песок до половины. Теперь медленно вливаю в воронку грязную воду. Внимательно смотрите. Что происходит?

Дети: ответы

Воспитатель: Быстро ли вода проходит через воронку?

Дети: Вода проходит медленно.  Вода очищается, течёт чистая вода.

Воспитатель:  Где остались грязь и мусор?

Дети: Грязь и мусор остаются на песке, ватном диске, а вода проходит сквозь песок.

Воспитатель показывает ватный диск.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Песок-это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.

        Итог.

Воспитатель: Что же мы узнали сегодня о песке? (показывает на картинки)

Дети: Песок сыпучий, легкий и т.д.

Воспитатель: Вам было интересно

Дети: ДА

Воспитатель: Мне понравилось, как сегодня работал (имя ребенка)

(имя ребенка) был аккуратным.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю подойти к доске и, если ему понравилось занятие, взять цветок красного цвета и приклеить его к нашему дереву. Кому не понравилось занятие возьмет цветок желтого цвета и приклеит его к дереву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности: тема: "Волшебные краски"

Интегрируемые образовательные области: "Художественное творчество", "Познание"...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема ООД: «Лес осенний»

Образовательные: совершенствовать умение выполнять работу приемом «налеп»Развивающие: продолжать развивать:-речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе ранее полученных з...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема ООД: «Мы готовим очень вкусно»

Образовательные: : расширять представление о профессиях, которые нужны в детском саду Развивающие: продолжать развивать речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе р...

Конспект организованной образовательной деятельности тема: « Удивительное путешествие» /вторая младшая группа/

Конспект организованной образовательной деятельности вторая младшая группа  тема: « Удивительное путешествие»Задачи образовательных областей:Коммуникация: -помогать детям получать ...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема «Исследование песка» подготовительная гр.

цель занятия - продолжать знакомить детей со свойствами песка, используя игры и опыты. Учить детей самостоятельно делать выводы....

Конспект организованной образовательной деятельности «Волшебные свойства песка»(экологическое воспитание) ( возраст детей 3 – 4 года)

Конспект организованной образовательной деятельности "Волшебные свойства песка" (экологическое воспитание) возраст детей 3-4 года....