Методические рекомендации воспитателям по проведению занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
учебно-методический материал на тему
Предлагаемая нами схема построения занятий ни в коей мере не исключает творческого подхода к их проведению. Конспекты занятий разработаны в соответствии с содержанием коррекционной программы и перспективным тематическим планом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
воспитателям по проведению занятий
с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Предлагаемая нами схема построения занятий ни в коей мере не исключает творческого подхода к их проведению. Конспекты занятий разработаны в соответствии с содержанием коррекционной программы и перспективным тематическим планом.
В основу организации занятий наряду с общедидактическими положены принципы предметности и наглядности. Соблюдение этих принципов крайне важно, так как дает возможность максимально опираться на все анализаторные системы ребенка и развивать зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильные ощущения. Использование на занятиях натуральных объектов позволяет получить желаемый эффект.
Все конспекты занятий построены по единой схеме, состоящей из двух блоков. В первом блоке определены: тема; форма организации занятия (дидактическая игра, экскурсия, рассматривание иллюстраций, картин, составление рассказа, беседа и т.п.); цель занятия; словарь, который должен быть усвоен на занятии; характер предварительной работы; необходимый для занятия дидактический и наглядный материал. Во втором блоке конспекта представлен собственно ход занятия.
Структура занятия определяется его целями и задачами. В подборе дидактического материала мы руководствовались классификацией типов занятий, предложенной Е.Д. Худенко: вводное занятие; изучение нового материала; обобщающее занятие; комбинированное занятие.
Вводное занятие имеет следующую структуру.
- Организационный момент.
- Введение в тему:
а) вводная беседа;
б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и явлений;
в) классификация предметов;
г) составление предложения на основе демонстрации натуральных объектов с опорой на их графические символы;
д) работа по иллюстрациям: «Подбери слово, антоним, синоним» и т.п.;
е) программированные задания.
III. Итог.
Структура занятия, посвященного изучению нового материала, может иметь несколько вариантов.
Вариант 1
- Организационный момент:
а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания, восприятия, памяти;
б) лексические упражнения.
- Актуализация опорных знаний и представлений:
а) вводная беседа;
б) упражнения на узнавание, различение предметов и явлений;
в) сообщение темы, целей урока.
- Изучение нового:
а) рассказ воспитателя;
б) демонстрация наглядности, схем, опор.
- Обобщение (обобщающая беседа).
- Закрепление:
а) программированные задания;
б) графические работы;
в) работа с текстом и т.д.
- Итог.
Вариант 2
- Организационный момент (лексические упражнения).
- Введение в тему:
а) вводная беседа;
б) сообщение темы, целей урока.
- Изучение нового:
а) актуализация имеющихся знаний воспитанников;
б) рассказ, объяснение воспитателя.
- Физкультминутка.
- Закрепление:
а) обобщающая беседа;
б) практические работы.
Комбинированное занятие может быть построено следующим образом.
- Организационный момент (упражнения на внимание, память, восприятие).
- Повторение:
а) обобщающая беседа;
б) упражнения в узнавании, различении предметов и явлений;
в) программированные задания;
г) рассказ воспитанника.
- Изучение нового:
а) вводная беседа, проверка сенсорных эталонов;
б) рассказ педагога.
- Физкультминутка.
- Закрепление:
а) упражнения на узнавание; определение;
б) лексические игры, задания.
- Итог.
Обобщающее занятие может иметь следующую структуру.
- Организационный момент: упражнения на развитие высших психических функций.
- Обобщение:
а) обобщающая беседа;
б) упражнение на узнавание, определение предметов и явлений;
в) программированные задания;
г) лексические игры и задания;
д) работа с опорой на графические схемы.
III. Физкультминутка.
IV. Итог.
Педагоги выбирают структуру в соответствии с типом занятия и затем находят соответствующий дидактический материал.
Обращаем внимание на то, что в структуру занятия обязательно входит организационный момент, включающий упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия. Цель его – настроить детей на учебную деятельность.
Практика показывает, что, поскольку детям с речевой патологией трудно высказать мысль, построить предложение, участвовать в диалоге, на занятиях следует использовать графические схемы, символы, программированные задания, помогающие организовать речь.
В содержании физкультминутки учитывается лексическая тема коррекционной программы. Все занятия построены в игровой форме, динамично – с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
В отдельных случаях тексты бесед, включенных в конспекты, представлены детально, в качестве образцов, хотя, разумеется, не исключается, как и во всех других случаях, возможность творческого подхода при подборе дидактического (иллюстрационного, художественного, литературного) материала в рамках предложенной лексической темы.
Таким образом, идея комплексного подхода к устранению общего недоразвития речи у дошкольников находит выражение прежде всего в структуре тематического планирования и разработанном в соответствии с ним методическом сопровождении. Ведущая роль в обучении и воспитании детей с ОНР принадлежит учителю – логопеду, направляющему усилия педагогов на создание условий для успешного речевого развития и подготовки каждого ребенка к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК»
В данном конспекте представлено занятие в подготовительной группе детского сада по технике пластилинографии с использованием нетрадиционных материалов (крупы: чечевица, манка, гречка, фасоль и т.д.). ...
"Использование элементов кинезиологии в коррекционно-образовательном процессе с детьми,имеющими общее недоразвитие речи"
В наши дни все больше внимания уделяется психологически ориентированному обучению,когда весь коррекционный процесс планируется « от ребенка», а не от «дефекта» и...
Использование игр при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии, надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и...
Использование русского народного фольклора на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ...
Оздоровительная и коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
В статье представлен метод совместной работы инструктора по физкультуре и воспитателя логопедической группы, по посещению купальни детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Посещение бассейна...
- Мне нравится (1)