Русская матрешка
методическая разработка (средняя группа) на тему

Конспект

Открытого музыкально-тематического занятия

в средней группе

 

 

Тема: «Русская матрешка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka_-_na_konkurs.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект

Открытого музыкально-тематического занятия

в средней группе

Тема: «Русская матрешка»

Музыкальный руководитель: Демеева Р. Ш.

2012г.

МБДОУ д/с №7 «Рябинушка».

Г. Стрежевой.

Русская матрешка

Цель: Продолжать воспитывать детей на народных традициях.

Задачи: 

  • Формировать интерес детей к народному творчеству;
  • Закрепить знания детей о народной игрушке – Матрешке.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми об истории возникновения, рождения Матрешки;
  • Разучивание стихов, частушек, песен, хороводов, русских народных игр;
  • Подбор загадок, пословиц, поговорок,
  • Рисование с детьми матрешек по образцу.

 

        Программное содержание:

  1. Музыкальные ритмические движении – хороводный шаг и топающий шаг.

  • Познакомить с отдельными простейшими движениями русского народного танца – учить выполнять хороводный шаг и топающий шаг.
  1. Слушание и игра на детских музыкальных инструментах  – «Ой да, мы матрешки» - муз. Ю. Слоновой.
  • Вызывать сопереживание, проявление эмоциональной отзывчивости;
  • Расширять опит восприятия произведении народной музыки.
  • Отрабатывать навыки индивидуальной и совместной игры в ансамбле, придерживаться общей динамики;
  • Закреплять навыки игры на музыкальных инструментах – это ложки, трещотки, бубны, колотушки.
  1. Пение – «Матрешки» - русская нар. м. обр. Ю. Слоновой. 
  • Развивать у детей способность выразительно передавать музыкальный образ;
  • Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
  1. Песня-хоровод – «Зима проходит» - русская нар. м. обр. П. Чайковского.
  • Передавать с движением характер песни;
  • Работать над выразительностью исполнения песни и к ней движений;
  • Учить сочетать пение с движением.
  • Вырабатывать четкость и ритмичность движения всего коллектива.
  1. Свободная пляска – «Пляска с матрешками» - русская нар. п. «Пойду ль я, выйду ль я» - обр. С. Бедренкова и «Колыбельная» - М. Красева.
  • Развивать умение импровизировать, придумывая свою композицию;
  • Использовать знакомые движения русской пляски.

  1. Игра с пением - «Ходит Ваня» - русская н. м. обр. Т. Ломовой.
  • Закреплять умение самостоятельно менять движения со сменой разнохарактерной музыки;
  • Добиваться выразительной передачи музыкально-игровых образов;
  • Действовать в соответствии с ее содержанием.

Материал:

  • Игрушка матрешка; ларец; платочки; балалайки; детские рисунки.
  • Музыкальные инструменты: ложки, бубны, трещотки и колотушки – приготовление заранее под стульчиками.
  • Партитура – на бумаге нарисованные музыкальные инструменты.

Музыкальный репертуар:

  1. Запись – русская нар. м.
  2. «Ой, да, мы матрешки» - муз. Ю. Слоновой.
  3. «Матрешки» - русская нар. м. обр. Ю. Слоновой.
  4. «Зима проходит» - русская нар. м. обр. П. Чайковского.
  5. «Ходит Ваня» - русская н. м. обр. Т. Ломовой.
  6. «Пляска с матрешками» - русская нар. п. «Пойду ль я, выйду ль я» - обр. С. Бедренкова и «Колыбельная» - М. Красева.

(Дети стоят в кругу, нескольким ребят раздается матрешки. С матрешками дети выходят в центре круга и становятся ведущими.  Под русскую народную музыку пляшут произвольно, придумывая народные танцевальные движения, а остальные хлопают. Под «Колыбельной» стоящие в кругу приседают на корточки и закрывают глаза – «спят». А те дети, у кого игрушки в руках, тихо подходят «к спящим» выбирая по желанию и перед ними ставят матрешек на пол. Дети, перед которыми оказались матрешки, становятся ведущими.  И т.д. танец повторяется несколько раз.)

Ход занятия:

- Ребята, взявшись за руки, под музыку войдём в зал и походим по кругу.

(Звучит русская народная мелодия, дети заходят в зал. Музыка останавливается, дети стоят на месте.)

- Приветствие.

- Ребята, сегодня мы будем разучивать хороводный шаг. Показываю, как надо ходить хороводным шагом. Голову не опускаем, смотрим прямо, держим спину ровно и идем плавным шагом.

(Включаю музыка.)

- все, вместе взявшись за руки, идем по кругу хороводным шагом.    

(выключаю музыку.)

- А теперь показываю топающий шаг. Идем так же, но топаем «мелкими» шагами.

(Включаю музыка.)

- пошли под музыку топающим шагом.

- снова идем хороводным шагом (ходьба), топающим шагом (ходьба).

- идемте за мной так же и садимся на стульчики.

(Беру в руки куклу матрешку.)

- Посмотрите, какая нарядная кукла, какой у нее красивый сарафан, яркий платочек, румяные щечки.

- Догадайте, кто она такая? (ответ)

- Да, это матрешка.

- А вы знаете, живет она не одна, а со своими сестренками.

Сестрички, а у! Где вы?

(открываю матрешку, всех кукол достаю, раскладываю на стол и заодно читаю стих о матрешке.)

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки,

В ней живет еще одна

Кукла, в серединке.

Эту куклу открой…

Половинку отвинти –

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри?

Прячется в ней пятая –

Куколка пузатая!

Эта кукла меньше всех –

Чуть побольше, чем орех!

Вот, составленные в ряд

Сестры – куколки стоят…

Сколько, спросим вас опять,

И ответят дети………….  пять.

Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных.

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут –

Всех матрешками зовут!

-Ребята, сейчас я вам сыграю песню, а вы отгадайте, как называется это песня.

(Играю уже знакомую песню «Матрешки» - русская нар. м. обр. Ю. Слоновой. Угадали.)

-А я знаю еще одну песню, про матрешку. Песня называется - «Ой да, мы матрешки» - муз. Ю. Слоновой. Я спою, а вы внимательно послушайте и определите – какой характер у этой песни.

(Исполняю песню - «Ой да, мы матрешки».)

-Определяем характер песни. Песня какая?

-Веселая, задорная, танцевальная.

(На мольберте раскладываю рисунки.)

-И на ваших рисунках видны, какие они - матрешки весёлые, круглолицые, какие у них яркие, красивые сарафаны, платочки, какие у них румяные щечки.

-А, давайте, украсим эту песню, поиграем на музыкальных инструментах под эту музыку и покажем веселый характер матрешек. А __________________ будет дирижёром.

Она нам покажет, какой музыкальный инструмент будет играть.

-Берите инструменты, они у вас под стульчиками и приготовитесь для игры.

(Выставляется на мольберте партитура. Дирижер палочкой показывает инструменты по выбору.)

(Играет оркестр.)

-Весело у нас получилось! Положили инструменты на место.

-Ай да матрешка! А не потанцевать ли нам с ней немножко?

(Под музыку дети выходят в середину зала, раздаю матрешки.)

-Встали в круг и с матрешками потанцуем.  

У кого в руках матрешки,

Тот попляшет с ней немножко.  

(Проводится «Пляска с матрешками».)

-Знайте, ребята! Матрешка приготовила для нас платочки, (достаю из ларца платочки и раздаю девочкам.)

-Повяжите платочки, и мы тоже превратимся в веселых, красивых матрешек.

-А теперь можно петь песню «Матрешки».

(Исполняется песня «Матрешки».)

-Какие вы веселые матрешки, как хорошо вы спели, и как красиво станцевали.

-Конечно, матрешкам весело, наступила весна: тает снег, стало теплее, скоро прилетят птицы.

-А сейчас давайте возьмёмся за руки, пойдем хороводным шагом и исполним  песню «Зима проходит».

(Исполняется хоровод «Зима проходит».)  

-Ребята, а еще матрешка приготовила для нас звонкие балалайки. (Раздаю мальчикам.)

-Девочки у нас матрешки, а вы мальчики, будете музыкантами. И все вместе поиграем веселую игру – «Ходит Ваня».

-А Ваней будет_______________.

(Исполняется игра с пением «Ходит Ваня».)

-Девочки, вы были сегодня красивыми матрешками, а вы мальчики – хорошими музыкантами.

-Спасибо!

-Прощание.

-Взяли за руки, идем хороводным шагом и выходим из зала. (Звучит русская народна мелодия, дети ухоят.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

Проект «Русская матрешка не стареет сотню лет, в красоте, в таланте русском – здесь находится секрет»

МАТРЕШКА - самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Главная ценность традиционной ...

Конспект НОД к проекту Музей «Русской матрешки» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация. «Наряди Матрешку»

Данный вид аппликации можно использовать и с детьми более старшего возраста, таких матрешек можно сделать и использовать в качестве закладок для книг, данный вид аппликации интересен тем , что мы испо...

Русские матрешки - символ России, русской души и материнства

Данный материал преставляет собой сценарий праздника, посвященного замечательному празднику - Дню матери. Здесь можно найти интересные стихи, песни и танцы, которые не оставят равнодушным ни одн...

Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...