Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по художественно –эстетическому развитию. "Народные промыслы"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

ЦЕЛЬ: формирование представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, жостовский поднос, дымковская игрушка)
 
Задачи: Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость  при  восприятии  произведений  народных  мастеров. Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи. Обогащать словарный запас детей. Развивать связную речь. Развивать внимание, познавательную активность. Развивать логическое мышление, память.
 
                                              ХОД ЗАНЯТИЯ:
 
Звучит песня про Весну, дети, держась за руки, заводят хоровод выполняя движения. Затем встают полукругом.
Ребёнок: Добрый день гости знатные и желанные!
Другой ребёнок: Люди добрые и молодые!
3. Женатые и холостые!
4. Сегодня принимаем гостей со всех волостей!
Дети садятся на стульчики.
 
Затем к детям обращается воспитатель:
Ребята! 
Занятие сегодня необычное
Настроение должно быть отличное
С вами будем мы играть
А потом пойдём плясать
Песню споём на ложках поиграем
И на ярмарке весёлой вместе побываем.
-Готовы??
Дети: -Да.
Воспитатель:
Приготовила для вас я задание
Потребует от вас оно внимание.
 
Воспитатель:На мольберте расположены в разброс магнитики с буквами и цифрами. Двое детей по желанию выходят к мольберту и выкладывают по порядку эти буквы. На каждой карточке буква и цифра. Когда цифры встанут в ряд по порядку получится предложение «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ». 
Воспитатель: 
-Что такое народные промыслы?
Дети: - Это то что мастерили люди!                                                                                                  Воспитатель: Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди тоже   творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других  предметов, не для музеев и выставок,а для своей семьи, своих детей. Так появились русские народные промыслы.
 
Далее на доске появляется слайд с загадкой:
Синее на белом, тонкий контур цветов
Видим мы на узорах наших веселых лугов.
Темно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала, наша русская …..(Гжель)
Появляется следующий слайд «Посуда – мастерская гжели»
Ребёнок читает стих:
В тихом Подмосковье река Гжелка бежит.
Вдаль этой речушки деревенька стоит.
Резные оконца, на крыше конек,
Из чистого колодца водицы глоток.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
В той деревеньке умельцы живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
Воспитатель: Да, ребята! Гжель - это старинный народный промысел. Из белой глины делают посуду, для её росписи выбрали синий кобальт. Почти все изделия исполнены в синих тонах.
На мольберте находится табличка с надписью «ГЖЕЛЬ» ребёнок её берёт и кладёт на стол где стоит предмет с этой росписью.
Далее следующая загадка и следующий слайд
                         Ветка плавно изогнулась 
                         И колечком завернулась 
                         Рядом с листиком трехпалым 
                         Земляника цветом алым 
                         Засияла, поднялась 
                         Сладким соком налилась 
                         А трава, как бахрома 
                         Золотая…  (Хохлома)
Следующий слайд Предметы с росписью Хохлома:
Стих: Хохлома, хохлома!
Блещут золотом дома!
Миски, ложки, чаши, блюда –
Золотая вся посуда!
 
Воспитатель:
- Из чего сделана эта посуда? Есть ли там золото? (ответы детей)
Воспитатель: Когда мастера готовили изделие к росписи, они наносили металлический порошок тогда предмет приобретал серебряный блеск и затем расписывали. После росписи посуду покрывали лаком и ставили в печь, после чего она становилась золотой, хотя золота там не было.
Затем ребёнок берёт табличку со словом «ХОХЛОМА» и кладёт её на стол где стоят предметы с хохломской росписью.
Далее следующая загадка и следующий слайд
Воспитатель:
 Кто ответит на вопрос 
Что за сказочный поднос? 
Есть букет в нем крупный, яркий 
В середине цветом жарким 
Он сияет, а вокруг, 
Словно дети встали в круг 
Много маленьких цветочков 
И травинок и листочков 
И узорная кайма 
По подносу пролегла 
Отвечаем на вопрос- 
Это ……………….(жостовский поднос.)
Следующий слайд «Жостовские подносы» 
 
 
Воспитатель: Жосотвская роспись – народный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. Основной мотив росписи – букет из садовых и полевых цветов. Мастера покрывают поверхность подноса лаком, затем рисуют цветы. В самом конце поднос натирают мелом, и на подносе появляется зеркальный блеск. В русской культуре поднос символизирует богатство, достаток в доме.
 
Ребёнок берёт табличку с надписью «ЖОСТОВО» и кладёт на стол где лежат картинки с жостовскими подносами.
 
Далее следующий слайд с игрушками расписанными Дымковской росписью:
 
Стихотворение:
 
 У этих игрушек, 
У этих зверюшек, 
Веселая, яркая гамма цветов 
А сколько полосок, штрихов 
Завитушек, колечек и точек 
И разных кружков. 
 
В Дымково есть мастера
Глиной заняты с утра
Лепят барынь расписных 
И зверушек озорных.
 
Воспитатель: Что это за игрушки? (ответы детей)
Дымковская игрушка – это народный промысел который зародился в слободе Дымково, близ города Вятка. Мастера лепят игрушки из глины смешанной с речным песком. Изделия сушили и обжигали в печах, белили мелом разведённым молоком, а потом расписывали. В городе Кирове существует музей дымковской игрушки. А в центре города сооружен памятник «Семья» в стиле дымковской игрушки.
 
Далее ребёнок берёт табличку со словом «ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ» и кладёт на стол где лежат предметы дымковской росписи.
А сейчас ребята мы с вами превратимся в мастеров.Я предлагаю вам организовать «Мастерскую народных промыслов». Но для начала нам надо разделиться на небольшие группы по 4 человека. Кто- то будет рисовать гжель, кто о дымковское игрушки, хохлому и жостовские подносы.
Думаю,что у вас всё получится,ведь вы столько знаете о народно-прикладном творчестве.
Карточки разного цвета 4 желтые, 4 зелёные, 4 красные и 4 синие. Дети разбирают карточки и собираются в команды. Команда синих расписывает гжель. Команда желтых хохлому, команда зелёных – жостовские подносы, а команда красных – дымковские игрушки. Дети занимают свои места воспитатель объясняет, что нужно делать и начинается творческая часть занятия (в это время звучит русские народные мелодии)
В. – Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия! Можно и на ярмарку отправиться!
-А кто мне скажет, что такое Ярмарка? (ответы детей)
-Правильно благодаря ярмаркам на Руси расцветали различные народные промыслы.
- Назовите предметы декоративно-прикладного творчества, которые можно встретить на ярмарке?
- Когда мастера готовили свои изделия на выставку и на продажу, каждый старался использовать заклички и приговорки собственного сочинения, сейчас это называют РЕКЛАМОЙ.
Далее воспитатель сообщает детям что мы прямо сейчас отправляемся на ярмарку.
Воспитатель:
Детвора,детвора!
Ждёт нас ярмарка, ура!
Звучит музыка «Ярмарка»
«ЯРМАРКА»
 Ребёнок: 
 Заходите, заходите,
 Открывайте ворота,
          К нам на ярмарку спешите,
          Пропустить ее нельзя!
          Что угодно здесь найдете:
          И посуду, и игрушки,
          И платочки все в цветах!
          Много нового поймете
          О народных мастерах!
(звучит мелодия «Ярмарка»)
 
Ребёнок:
Велика Россия наша и талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт!
Воспитатель:
Вот и умельцы хохломской росписи!
Ребёнок:
Разные ложки и ковши, 
Ты разгляди – ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы,
Удивительной красы.
Блестят они как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют 
Хохломой.
Воспитатель: А мы сейчас на ложках расписных поиграем и споём  песенку про бабушку!
Дети исполняют песню в сопровождении игры на деревянных ложках.
Подходим к следующему прилавку.
Ребёнок:
Сине – белая посуда,
Расскажи – ка ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми синими
Нежными, красивыми
Бело – синее чудо
Соловьиная трель
Всем ты в душу запала
Наша русская Гжель!
Ребёнок:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь -
Известно всем в народе, ее названье Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой.
Не встретите нигде вы красоты такой!
Голубушку небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
 
Народная игра «Заря Заряница»
Заря заряница, Солнцева сестрица
По небу ходил Лучи обронила
Лучи золотыеЛенты голубыеРаз, два, не вороньБеги как огонь!
Ребёнок:
Дым идёт из труб столбом
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали
И село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни пляски
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые
А волшебно-расписные
Белоснежны как берёзки
Кружочки. Клеточки, полоски
Простой казалось бы узор
Но отвести не в силах взор.
 ИГРА: НАРОДНАЯ - ХОРОВОДНАЯ «ГРУША»
А мы грушу посадили, а я молоденька (кий) топ,топ,топ!
Как же груша растёт, растёт, а я молоденька топ,топ,топ!
Как же груша цветёт, цветёт, а я молоденька топ,топ,топ!
Пора грушу трясти, трясти, а я молоденька топ,топ,топ!
Пора грушу ести, ести, а я молоденька топ,топ,топ!
Подходим к следующему прилавку
 Ребёнок читает стих:
На подносе из металла
Я цветы нарисовала.
Россыпь маков, лилий, роз.
Вышел жостовский поднос.
Разной формы, железные
В хозяйстве очень полезные
Черные, желтые, красные
Удивительно прекрасные
 
Весна красная пришла и веселье принесла
Посмотри - ка дружок, как расцвёл наш лужок.
Солнышко весеннее – Землю согрей чтоб жучки проснулись поскорей!
 
Предлагаю танец красивый с веночками станцевать.
 
Ребёнок:
- Богата и привольна Родина моя,
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль,
И павловский посад,
Загорская матрешка
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят!
 
Мы закрывем Ярмарку и желаем всем доброго здоровья. 
Благодарим за внимание. 
До новых встреч!
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество» «Гроздья рябины»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество» тема «Гроздья рябины»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому творчеству (аппликация) с использованием пособия «Детский календарь» «Утята».

Цели: продолжение работы, проделанной дома по пособию «Детский календарь», решение образовательных задач родителями и педагога совместно. Задачи: учить изображать птиц-утят аппликационным способо...

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию по теме: «Что нам стоит дом построить…» (образовательная технология «Ситуация»)

Данная публикация является планом конспектом непосредственнно образовательной деятельности в старшей группе. Конспект построен с учетом образовательной технологии "Ситуация", разработанной в соответст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию (аппликация по средствам нетрадиционной техники изодеятельности) с использованием И.К.Т. «У лукоморья дуб зелёный»

Программное содержание:  Цель занятия: Знакомство с творчеством А.С.Пушкина, развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники изодеятельности.  Задачи: - Формировать ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по «Художественно-эстетическому развитию» «Посылка от Деда Мороза»

Цель: совершенствовать навыки в рисовании, используя нетрадиционные техники изображения.Задачи:Образовательная:·...