Семинар-практикум для педагогов по библиотерапии «Как сохранить в себе человека» (по произведению Р. Бредбери «Вэльд»)
учебно-методический материал на тему
Современный человек испытывает чрезвычайные высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно увеличивающиеся объемы информации. возникает вопрос, как человеку с возникающими в его жизни проблемами? На помощь приходит книга и терапевтический эффект после ее прочтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prktikum.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов по библиотерапии «Как сохранить в себе человека»
(по произведению Р. Бредбери «Вэльд»)
Цели:
- Продолжать знакомить с таким методом работы с родителями воспитанников – библиотерапия;
- воспитание толерантности;
- осуждение жестокости и равнодушия;
- формирование умения работать с родителями при обсуждении книги.
Вступительное слово психолога:
Рэй Брэдбери – известный американский писатель-фантаст. Произведения его очень интересны, и в этом вы уже убедились. (Заранее прочитан рассказ писателя).
В своем рассказе «Вэльд» писатель показывает, как техника отбирает у нас самое драгоценное: нашу любовь друг к другу.
Сюжет разворачивается в идеальном доме, созданном специально для людей. В нормальной, можно даже сказать, стандартной семье: мама, папа, дочка и сын. Но вот только отношения у них отнюдь не нормальные. Их отношения больше похожи на трагедию, нежели на счастье. Любви у детей к своим родителям - нет. Возникают вопросы: Почему? И кто в этом виноват? И самое главное, что привело к ужасающим звукам дикой Африки и диких животных за дверью детской комнаты... давайте постараемся в этом разобраться!
Дискуссия по вопросам:
Вопросы | ответы | |
1. Семья Хедли живет в доме с многообещающим названием “Все для счастья”. С какой целью Лидия и Джордж Хедли купили дорогой дом? Ведь он стоит 30 000 долларов. | 1. “Дети должны получать все самое лучшее”, – заявил отец. “…мы для того и купили этот дом, чтобы ничего не делать самим”. Для развития своих детей, для их игр приобрели родители дом с уникальной детской комнатой. | |
2. Каков принцип работы дома? Чем он вызывал восхищение хозяев? | 2. Дом “одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл”. Ванна автоматически мыла членов семьи, стол-автомат послушно подавал различные блюда. В доме были говорящие часы, чистильщики обуви, механические губки, мочалки, полотенца - все это великолепие незаметно уничтожило в детях самостоятельность, и главное, радость познания мира. | |
3. Особую гордость семьи Хедли составляла детская комната. “Сто сорок четыре квадратных метра, высота – десять метров”. Чем она привлекла Питера и Венди, десятилетних ребятишек? | 3. Дети буквально не выходили из детской: ведь она превращает в реальность любую их фантазию. «Скрытые одорофоны» приносили волну запахов, делая вызванный по заказу фантастический мир осязаемым, реальным. | |
4. Интересно, правда? Но вскоре Лидия Хедли почувствовала свою ненужность. “Я здесь вроде ни к чему. Дом – и жена, и мама, и горничная”. И муж ее тоже изменился. Стал нервным, курить начал больше обычного, дозу снотворного увеличил. Но самое страшное, что родители постепенно стали не нужны детям. Почему так случилось? | 4. Ответ на этот вопрос дал врач-психиатр, приглашенный для консультации: “Ребенок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей”. | |
5. Как вы думаете, что должны были предпринять родители, услышав такое заключение врача? | 5. Во-первых, любым способом наладить отношения с детьми, ведь им всего по десять лет! Взрослые люди должны были найти слова любви, которых так давно не слышали их сын и дочь. Создав детям идеальные условия для игры, родители самоустранились от их воспитания, лишили малышей родительского тепла, перестали быть для них примером. Родственные связи оказались разорванными. Семья разрушилась. Детская любовь и привязанность стали принадлежать комнате. Это не правильно! | |
6. Родителям стало неуютно в собственном доме. Мало того, им стало страшно! Почему? | 6. Питер и Венди в последнее время стали играть в африканский вельд. Лидия и Джордж целыми днями слышали чьи-то крики боли и ужаса. Львы кого-то разрывали на куски, а стервятники расклевывали остатки, обгладывали кости. Дети играли в смерть. Однажды взрослые едва убежали от львов, ринувшихся на них в собственном доме. | |
7. В доме поселился страх. Какие художественные детали использует писатель, чтобы мы почувствовали нарастающую опасность? | 7. а) Постоянные крики из детской. б) Дверь вздрагивала, “словно от удара изнутри”. Львы пытались вырваться. в) Глава семьи нашел в детской окровавленный шарф жены и свой бумажник со следами крови и зубов львов. г) Картина вельда неприятная. Едкий запах животных, шуршащая поступь крадущихся хищников. Раскаленный воздух. Лучи солнца – словно прикосновение горячей лапы. И запах крови. д) Обилие желтого цвета беспокоило, создавало нервозность. Солнце в небе жаркое, желтое. Трава жухлая, то есть грязно – желтая, увядшая. Желтый цвет львиных шкур. Жуткие желто – зеленые глаза хищников. | |
8. Родители увидели, что их дети стали несносны: они не слушаются, живут своей жизнью. Родители и дети словно два острова, между которыми нет связи. Как подчеркивает автор внутреннюю пустоту детей, их эгоизм? | 8. Во-первых, они перестали играть в добрые сказки, заменив их кровавым вельдом. Во-вторых, научились лицемерить, лгать. Писатель также обращает внимание на их глаза, “ярко-голубые шарики”, лишенные мысли, не выражающие никаких чувств. В душах у них – вельд. Мальчик и девочка продумали и хладнокровно привели в действие план убийства самых близких людей, матери и отца. Разве это не чудовищно? | |
9. Что же послужило толчком к драматическим событиям? Как отреагировали дети на решение отца? | 9. Решение Джорджа уехать всей семьей на месяц, предварительно отключив все автоматы в доме, в том числе и детскую комнату. “Они кричали, прыгали, швыряли вещи. Они вопили, рыдали, бранились, метались по комнатам”. Решение отца они восприняли как убийство комнаты и очень переживали по этому поводу. | |
Вывод. Родители проявили малодушие и “на минуточку” включили комнату. Они забыли о предостережении врача – психиатра, который советовал “немедленно выключить эту проклятую комнату и минимум год ежедневно приводить детей на процедуры”. Значит, у детей была серьезно нарушена психика. “В данном случае детская, вместо того чтобы избавлять от разрушительных наклонностей, поощряет их!”. | ||
Вывод психолога:
Брэдбери назвал дом своих героев “Все для счастья”, но обитатели дома были несчастны: и родители, и дети. Почему?
Р. Брэдбери подводит читателей к соответствующим выводам и заключениям совершенно незаметно, строя свое повествование так, что итоговое суждение рождается как нечто само собой разумеющееся и неоспоримое. И проистекает оно не из сложных умозаключений, а подсказывается элементарным здравым смыслом, всей той гаммой чувств, которую испытывает читатель.
Мы можем заметить явную борьбу двух противопоставленных сторон. Это супружеская чета (Джордж и Лидия Хедли) и их дети (Питер и Венди). Для Рэя Брэдбери дети - это существа, у которых "...и любовь, и ненависть -все перемешено... Забывают ли дети, прощают ли... шлепки и подзатыльники, и резкие слова, когда ими велишь... А если ничего нельзя ни забыть, ни простить тем, у кого над тобой власть - большим, непонятливым и непреклонным?"
Отсюда и появляется детская жестокость, являющаяся одной из главных проблем, волнующих писателя . Жизнь ребенка, лишенного истинной духовности, поистине страшна. По причине такой «наивной»
жестокости дети причиняют боль более слабому или не похожему на других ребенку, за неимением достаточной силы у себя, чтобы замахнуться на более серьезного «противника"». Однако, если в руках у ребенка появляется такая сила, дети становятся страшным оружием, направленным на нравственные идеалы, духовные человеческие ценности, уничтожающим лишь из-за затаенной и до поры беспомощной ненависти. В рассказе «Вельд» мы видим иллюстрацию результата этой ненависти: родители, пытающиеся перевоспитать разбаловавшихся детей, погибают, не выдержав борьбы с душевной черствостью Питера и Венди.
И все же у детской жестокости есть вполне объяснимые причины появления: "Вы больше других балуете своих детей, - говорит Джорджу и Лидии друг семьи Девид Макклин. - А теперь закрутили гайку... На место рождественского деда пришел бука. Дети же предпочитают рождественского деда".
Р. Брэдбери заставляет задуматься "Куда катится этот мир? Неужели человечество уничтожит само себя? Человек - совершенно не идеальное, разрушающее все на своем пути существо, не имеющее право жить на Земле!".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...
Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...
Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»
Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....
Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»
Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...