Семинар-практикум для педагогов по библиотерапии «Как сохранить в себе человека» (по произведению Р. Бредбери «Вэльд»)
учебно-методический материал на тему

Бондаренко Виктория Сергеевна

Современный человек испытывает чрезвычайные высокие психологические и информационные нагрузки,  связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно увеличивающиеся объемы информации. возникает вопрос, как человеку с возникающими в его жизни проблемами?  На помощь приходит книга и терапевтический эффект после ее прочтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prktikum.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов по библиотерапии «Как сохранить в себе человека»

(по произведению Р. Бредбери «Вэльд»)

Цели: 

  • Продолжать знакомить с таким методом работы с родителями воспитанников  – библиотерапия;
  • воспитание толерантности;
  • осуждение жестокости и равнодушия;
  • формирование умения работать с родителями при обсуждении книги.

Вступительное слово психолога:

Рэй Брэдбери – известный американский писатель-фантаст. Произведения его очень интересны, и в этом вы уже убедились. (Заранее прочитан  рассказ писателя).

В своем рассказе «Вэльд» писатель  показывает, как техника отбирает у нас самое драгоценное: нашу любовь друг к другу.
Сюжет разворачивается в идеальном доме, созданном специально для людей. В нормальной, можно даже сказать, стандартной семье: мама, папа, дочка и сын. Но вот только отношения у них отнюдь не нормальные. Их отношения больше похожи на трагедию, нежели на счастье. Любви у детей к своим родителям - нет. Возникают вопросы: Почему? И кто в этом виноват? И самое главное, что привело к ужасающим звукам дикой Африки и диких животных за дверью детской комнаты... давайте постараемся в этом разобраться!

Дискуссия по вопросам:

Вопросы

ответы

1. Семья Хедли живет в доме с многообещающим названием “Все для счастья”.  С какой целью Лидия и Джордж Хедли купили дорогой дом? Ведь он стоит 30 000 долларов.

1. “Дети должны получать все самое лучшее”, – заявил отец.

“…мы для того и купили этот дом, чтобы ничего не делать самим”.

Для развития своих  детей, для их игр приобрели родители дом с уникальной детской комнатой.

2. Каков принцип работы дома?

Чем он вызывал восхищение хозяев?

2. Дом “одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл”.

Ванна автоматически мыла членов семьи, стол-автомат послушно подавал различные блюда. В доме были говорящие часы, чистильщики обуви, механические губки, мочалки, полотенца - все это великолепие незаметно уничтожило в детях самостоятельность, и главное, радость познания мира.

3. Особую гордость семьи Хедли составляла детская комната. “Сто сорок четыре квадратных метра, высота – десять метров”.

Чем она привлекла Питера и Венди, десятилетних ребятишек?

3. Дети буквально не выходили из детской: ведь она превращает в реальность любую их фантазию. «Скрытые одорофоны» приносили волну запахов, делая вызванный по заказу фантастический мир осязаемым, реальным.

4. Интересно, правда? Но вскоре Лидия Хедли почувствовала свою ненужность.

“Я здесь вроде ни к чему. Дом – и жена, и мама, и горничная”. И муж ее тоже изменился. Стал нервным, курить начал больше обычного, дозу снотворного увеличил. Но самое страшное, что родители постепенно стали не нужны детям.

Почему так случилось?

4. Ответ на этот вопрос дал врач-психиатр, приглашенный для консультации: “Ребенок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей”.

5. Как вы думаете, что должны были предпринять родители, услышав такое заключение врача?

5. Во-первых, любым способом наладить отношения с детьми, ведь им всего по десять лет! Взрослые люди должны были найти слова любви, которых так давно не слышали их сын и дочь. Создав детям идеальные условия для игры, родители самоустранились от их воспитания, лишили малышей родительского тепла, перестали быть для них примером. Родственные связи оказались разорванными. Семья разрушилась. Детская любовь и привязанность стали принадлежать комнате. Это не правильно!

6. Родителям стало неуютно в собственном доме. Мало того, им стало страшно!

Почему?

6. Питер и Венди в последнее время стали играть в африканский вельд. Лидия и Джордж целыми днями слышали чьи-то крики боли и ужаса. Львы кого-то разрывали на куски, а стервятники расклевывали остатки, обгладывали кости. Дети играли в смерть. Однажды взрослые едва убежали от львов, ринувшихся на них в собственном доме.

7. В доме поселился страх.

Какие художественные детали использует писатель, чтобы мы почувствовали нарастающую опасность?

7.  а) Постоянные крики из детской.

б) Дверь вздрагивала, “словно от удара изнутри”. Львы пытались вырваться.

в) Глава семьи нашел в детской окровавленный шарф жены и свой бумажник со следами крови и зубов львов.

г) Картина вельда неприятная. Едкий запах животных, шуршащая поступь крадущихся хищников. Раскаленный воздух. Лучи солнца – словно прикосновение горячей лапы. И запах крови.

д) Обилие желтого цвета беспокоило, создавало нервозность. Солнце в небе жаркое, желтое. Трава жухлая, то есть грязно – желтая, увядшая. Желтый цвет львиных шкур. Жуткие желто – зеленые глаза хищников.

8. Родители увидели, что их дети стали несносны: они не слушаются, живут своей жизнью. Родители и дети словно два острова, между которыми нет связи.

Как подчеркивает автор внутреннюю пустоту детей, их эгоизм?

8. Во-первых, они перестали играть в добрые сказки, заменив их кровавым вельдом.

Во-вторых, научились лицемерить, лгать.

Писатель также обращает внимание на их глаза, “ярко-голубые шарики”, лишенные мысли, не выражающие никаких чувств. В душах у них – вельд. Мальчик и девочка продумали и хладнокровно привели в действие план убийства самых близких людей, матери и отца. Разве это не чудовищно?

9. Что же послужило толчком к драматическим событиям?

Как отреагировали дети на решение отца?

9. Решение Джорджа уехать всей семьей на месяц, предварительно отключив все автоматы в доме, в том числе и детскую комнату.

“Они кричали, прыгали, швыряли вещи. Они вопили, рыдали, бранились, метались по комнатам”.

Решение отца они восприняли как убийство комнаты и очень переживали по этому поводу.

Вывод. Родители проявили малодушие и “на минуточку” включили комнату. Они забыли о предостережении врача – психиатра, который советовал “немедленно выключить эту проклятую комнату и минимум год ежедневно приводить детей на процедуры”. Значит, у детей была серьезно нарушена психика. “В данном случае детская, вместо того чтобы избавлять от разрушительных наклонностей, поощряет их!”.

Вывод психолога:

Брэдбери назвал дом своих героев “Все для счастья”, но обитатели дома были несчастны: и родители, и дети. Почему?

Р. Брэдбери подводит читателей к соответствующим выводам и заключениям совершенно незаметно, строя свое повествование так, что итоговое суждение рождается как нечто само собой разумеющееся и  неоспоримое. И проистекает оно не из сложных умозаключений, а подсказывается элементарным здравым смыслом, всей той гаммой чувств, которую испытывает читатель.

         Мы можем заметить явную борьбу двух противопоставленных сторон. Это супружеская чета (Джордж и Лидия Хедли) и их дети (Питер и Венди). Для Рэя Брэдбери дети - это существа, у которых "...и любовь, и ненависть -все перемешено... Забывают ли дети, прощают ли... шлепки и подзатыльники, и резкие слова, когда ими велишь... А если ничего нельзя ни забыть, ни простить тем, у кого над тобой власть - большим, непонятливым и непреклонным?"

Отсюда и появляется детская жестокость, являющаяся одной из главных проблем, волнующих писателя .  Жизнь ребенка, лишенного истинной духовности, поистине страшна. По причине такой «наивной»

жестокости дети причиняют боль более слабому или не похожему на других ребенку, за неимением достаточной силы у себя, чтобы замахнуться на более серьезного «противника"».  Однако, если в руках у ребенка появляется такая сила, дети становятся страшным оружием, направленным на нравственные идеалы, духовные человеческие  ценности, уничтожающим лишь из-за затаенной и до поры беспомощной ненависти. В рассказе «Вельд» мы видим иллюстрацию результата этой ненависти: родители, пытающиеся перевоспитать разбаловавшихся детей, погибают, не выдержав борьбы с душевной черствостью Питера и Венди.

 И все же у детской жестокости есть вполне объяснимые причины появления: "Вы больше других балуете своих детей, - говорит Джорджу и Лидии друг семьи Девид Макклин. - А теперь закрутили гайку... На место рождественского деда пришел бука. Дети же предпочитают рождественского деда".

Р. Брэдбери заставляет задуматься "Куда катится этот мир? Неужели человечество уничтожит само себя? Человек - совершенно не идеальное, разрушающее все на своем пути существо, не имеющее право жить на Земле!".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...