Технология детского экспериментирования
консультация на тему

Мельникова Наталья Александровна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Технология детского экспериментирования в ДОУ»

Целевые ориентации технологии детского экспериментирования

Направление: познание ребенком  объекта в ходе практической деятельности с ним.

Цель: создание условий для осуществления детского экспериментирования.

Задачи:

1.Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.

2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.

3.Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.

4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

5.Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.

6.Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

Алгоритм работы над проектом

Этапы:

  1. Обозначение проблемы, отвечающей потребностям детей и взрослых.
  2. Определение цели проекта, прогнозирование и конкретизация будущего результата.
  3. Столкновение знания и «незнания», осознание познавательной задачи.
  4. Активизация способов получения информации.
  5. Получение необходимой информации.
  6. Обобщение полученной информации.
  7. Планирование деятельности, определение средств реализации проекта.
  8. Реализация проекта.
  9. Обсуждение результата, хода работы.
  10. Презентация результатов.
  11. Совместное определение перспективы развития проекта.

Алгоритм действий

Подражательско-исполнительский этап проектной деятельности

Развивающий этап проектной деятельности

Творческий этап развития проектной деятельности

Шаг 1

Определение проблемы, отвечающей потребностям детей

Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

Шаг 2

Постановка цели проекта, его мотивация

Совместное определение цели проекта, прогнозирование результата

Самостоятельное определение детьми цели проекта, прогнозирование результата

Шаг 3

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта

Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера определение средств реализации проекта

Шаг 4

Совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата

Выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого

Выполнение детьми проекта; решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу

Шаг 5

Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата

Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

Шаг 6

-

Совместное определение перспективы развития проекта

Определение перспективы развития проекта

Алгоритм проектной деятельности педагога и детей

/Л. Морозова/

Деятельностьпедагога

Деятельностьдетей

Формулирует для себя проблему, подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией

Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы

Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей

Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окружающего мира)

Продумывает, представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет

Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных

Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий

Перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций

Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводитрефлексию и своевременнуюкоррекциюотдельныхшагов

Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя

Выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми

Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достигнутых результатов

Алгоритм осуществления исследовательской деятельности

/А. И. Савенков/

Последовательность действий

Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Для того чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию (окружающиймир, природа и др.).

Выбор темы исследования.

Определение цели исследования.

Определение задачи исследования.

Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом).

Составление предварительного плана исследования. Возможные пути и методы исследования: подумать самому; прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.

Проведение эксперимента (опыта), наблюдения, проверка гипотезы, выводы.

Алгоритм проведения исследования с целью решения проблемы ребенком

/Н.Н. Поддьяков/

Этапы исследования

Последовательность действий

1 этап

Наблюдение и изучение фактов и явлений

2 этап

Выявление непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы)

3 этап

Выдвижение гипотез

4 этап

Осуществление плана, выяснение связи изучаемого явления с другими явлениями

5 этап

Формулирование решений, выводов, обобщений

6 этап

Проверка решений

7 этап

Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний

И.Ильницкая и Л.Остапенков своих исследованиях выделили три этапа исследовательской деятельности детей.

На первом этапе педагог побуждает детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; побуждает детей включаться в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием объектов живой природы; вызывает потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.

На втором этапе педагог формирует исследовательскую активность детей в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Необходимо создавать такие условия, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера (на выявление главных признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмета, определять его место в этом мире и т.п.).

На третьем этапе целесообразно организовать деятельность детей по конструированию, в процессе которой дети учатся анализировать условия и находить самостоятельное решение, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. Для этого используются следующие формы организации конструирования, которые применяются именно в такой последовательности: по замыслу, образцу, теме, модели, условиям.

Для оформления результатов исследовательской деятельности при работе с детьми шести-семи лет педагог может завести папку, в которую вместе с родителями (согласно перечню разделов) он будет собирать материал, накопленный в ходе исследования.

Пример:

раздел 1 «Что я прочитал (или мне прочитали) по теме... (список литературы)»;

раздел 2 «Что я узнал о... (сбор информации по теме исследования)»;

раздел 3 «Вопросы, которые возникли у меня, когда я изучал научную и художественную литературу»;

раздел 4 «Мои наблюдения и опыты по теме исследования»;

раздел 5 «Вопросы, которые возникли у меня в ходе наблюдений и опытов»;

раздел 6 «Мои выводы»;

раздел 7 «Мое сообщение, доклад (о чем я расскажу ребятам)».

Чтобы дети занимались исследовательской деятельностью, педагогу необходимо:

-использовать различные приемы воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения);

-создавать проблемные ситуации, вызывающие у детей удивление, недоумение, восхищение;

-четко формулировать проблемы, обнажая противоречия в сознании ребенка; учить видеть и формулировать проблемы, развивая проблемное видение;

-выдвигать гипотезы и обучать этому умению детей, принимая любые их предложения;

- развивать способность к прогнозированию и предвосхищению решений;

-обучать детей обобщенным приемам умственной деятельности - умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомить с различными научными методами исследования;

- создавать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству;

- побуждать к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий;

- подводить детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрять оригинальные решения, умение делать выбор;

- знакомить с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.

Педагогу, организуя исследовательскую деятельность детей, необходимо избегать отрицательной оценки детских идей; проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения; восстанавливать веру ребенка в собственные силы, настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца; подводить итоги исследования (при условии, что дети сами называют проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, оценивают свою работу). Для осуществления процесса исследования важно оптимальное разделение детского коллектива на малые группы (по три-четыре человека). Работа в таком небольшом коллективе способствует развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, доказывать свою точку зрения.

И.Л.Паршукова предлагает определенную структуру занятия-исследования для детей дошкольного возраста:

Алгоритм организации занятия-исследования

/И.Л.Паршукова/

№ п/п

Последовательность действий

1

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации

2

Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия

3

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования

4

Уточнение плана исследования

5

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования

6

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группе

7

Анализ и обобщение полученных детьми результатов

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

Опыты (экспериментирование)

Коллекционирование (классификационная работа)

Путешествие по карте

Путешествие по «реке времени»

Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений.

Виды транспорта. Виды профессий

Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки»-символы

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет - пирамиды). История жилища и благоустройства

Свет и цвет в природе (оптические эффекты). Простейшие механические устройства

История транспорта. История почты. История письменности (книги).

История профессий

Н.М. Короткова предлагает своеобразный алгоритм деятельности педагога по организации познавательно-исследовательской деятельности детей.

Алгоритм организации познавательно-исследовательской деятельности детей

/Н.М. Короткова/

Последовательность деятельности

1

Привлечение внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта

2

Предоставление возможности детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект (можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получается)

3

Формулирование причинно-следственных связей

4

Самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности

Технологию детского экспериментирования в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.

Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов.

Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.

Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.

Целевые ориентации технологии детского экспериментирования

Направление: познание ребенком объекта в ходе практической деятельности с ним.

Цель: создание условий для осуществления детского экспериментирования.

Задачи:

1.Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.

2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.

3.Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.

4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

5.Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.

6.Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

Концептуальную основутехнологии детского экспериментирования составили следующие теоретические положения:

Положения и методические подходы к деятельности экспериментирования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей выделяет экспериментирование.

Алгоритм реализации технологии детского экспериментирования

/О.В. Дыбина/

Этапы

реализации

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

Ожидаемый

результат

Подготовительный этап

Актуализация проблемной

ситуации.

Создание условий,

необходимых для проведения

опыта или эксперимента в соответствии с техникой безопасности, подготовка экспериментального оборудования, составление карт – схем и т.д.

Мотивация детей к исследовательской

деятельности.

Напоминание

правил техники безопасности при

работе с экспериментальным

оборудованием.

Осознание и осмысление

проблемы.

Подготовка рабочего места.

Появление у детей заинтересованности,

желания принять участие

в опыте или эксперименте,

познавательного

интереса.

Создание

оптимальных условий для проведения опыта или

эксперимента.

Этап

формулирования цели

эксперимента или опыта

Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели эксперимента или опыта, выдвижению рабочих гипотез.

Оказание содействия детям в выдвижении гипотез по мере необходимости.

Формулирование цели эксперимента или опыта (совместно со взрослым).

Выдвижение рабочих гипотез.

Обозначена цель эксперимента или опыта.

Выдвинуто несколько рабочих гипотез.

Этап

планирования

экспериментальной

деятельности

Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта.

Подведение детей к выполнению алгоритма действий.

Составление алгоритма

действий по проведению

эксперимента или опыта.

Осмысление содержания карты-схемы эксперимента или опыта.

Составлен алгоритм

действий по проведению эксперимента или опыта.

Этап

коррекции

проблемы

Коррегирующие действия по мере

необходимости.

Уточнение проблемы.

Обсуждение новых гипотез

по мере необходимости.

Предотвращение отклонений

от поставленной цели.

Практический этап

детского

экспериментирования

Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение).

По мере необходимости

совместное выполнение с детьми практических действий.

Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми опыта или эксперимента.

Проверка предположений на практике. Отбор нужных средств, реализация в действии.

В случае не подтверждения первоначальной гипотезы – возникновение новой гипотезы, предположения с последующей реализацией в действии.

Если гипотеза подтвердилась - формулирование выводов.

Проведенный эксперимент или опыт.

Заключительный этап

Подведение итогов, оценивание результатов.

Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность.

Самооценивание, повторное осмысление проблемы с новой точки зрения.

Подтверждение (опровержение) предполагаемой гипотезы.

Мотивационная характеристика технологии детского экспериментирования:

• технология детского экспериментирования основана на создании особого вида мотивации – проблемной мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций;

• в основе технологии лежит отбор самых актуальных сущностных задач, интересных для воспитанников, побуждение к самостоятельному осознанию и выдвижению гипотезы эксперимента или опыта;

• в ходе детского экспериментирования происходит построение оптимальной системы реализации эксперимента или опыта, посредством заинтересованного включения детей на каждом этапе;

• в основе технологии лежит личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, которое способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, возникновению желания практически осуществить эксперимент или опыт, с целью получения подтверждения или же опровержения экспериментальной гипотезы.

Такая мотивационная характеристика должна ставить ребенка в положение исследователя-первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт экспериментальной деятельности. Ребенок должен проявить способность к аргументации, необходимости принятого им решения, о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности.

Особую роль в процессе детского экспериментирования дошкольников приобретает

Первая группа методов - методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности детей, среди которых ведущее место занимают методы, направленные на формирование интереса к познавательной деятельности.

Вторая группа методов -методы организации и осуществления познавательных действий.

Первая подгруппа -методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов, соответствующие наглядным методам. Это такие приемы как наблюдение и рассматривание, безусловно, широко используемые в процессе экспериментирования.

Вторая подгруппа -методы организации и осуществления экспериментальной деятельности детей, соответствующие, в известной мере,словесным методам.

Третья подгруппа - это методы организации и управления практической деятельностью детей с целью формирования у них новых знаний, навыков и умений. Эта подгруппа соответствует практическим методам обучения, которые нашли широкое применение в дошкольной педагогике и которые являются базовой составляющей детского экспериментирования.

Третья группа методов обучения -методы организации контроля и самоконтроля эффективности экспериментальной деятельности детей, разработка которых ведется в дошкольной педагогике.

В ходе реализации данной технологии в условиях ДОУ, ребенок ставится в положение исследователя-первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт экспериментальной деятельности, присваивает опыт этой самой деятельности и овладевает рядом умений.

Этапы

Алгоритм деятельности взрослого и детей «Экспериментирование»

Целеполагание (узнать…)

Выдвижение гипотезы

Планирование деятельности по проверке гипотезы

Осуществление эксперимента

Наблюдение за преобразованием объекта

Фиксация преобразований объекта

Выводы

ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Игровая деятельность

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Реализация игровых приемов и ситуаций в разных формах непосредственно образовательной деятельности происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи

-познавательная деятельность подчиняется правилам игры; учебно-наглядный материал используется в качестве ее средства, в познавательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем направлениям развития детей дошкольного возраста.

Деятельностно- игровой подход в образовательном процессе

Направление развития ребенка

Совместная и

самостоятельная деятельность

Виды игр

1.

Физическое развитие

Физическая деятельность

Подвижные игры, народные игры, игры-соревнования, элементы спортивных игр, игры – забавы.

Художественно-речевая деятельность

Речевые (словесные) игры,

пальчиковые игры.

2.

Познавательно-речевое развитие

Художественно-речевая деятельность

Речевые (словесные) игры,

пальчиковые игры

Конструктивная деятельность

Игры с конструктором,

строительные игры

Познавательно-исследовательская деятельность

Математические, логические, сенсорные, настольно-печатные,

игра-экспериментирование

3.

Социально-личностное развитие

Художественно-речевая деятельность

Речевые (словесные) игры: коммуникативные игры, игры с правилами

Познавательно-исследовательская деятельность

Логические, сенсорные, настольно-печатные игры

Художественно-эстетическое развитие

Театрализованная деятельность

Творческие, режиссерские, театрализованные игры, игры-забавы, игры-импровизации

Музыкально-художественная деятельность

Музыкально-ритмические игры, игры-забавы, игра на музыкальных инструментах

Продуктивная деятельность

Сенсорные игры, игры-эксперименты с красками

Классификация педагогических игр

Спектр целевых ориентации

•   Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

•   Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

•   Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

•   В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

педагогическая Технология развивающих игр

Б.П.Никитина

Характеризуя технологию развивающих игр, особо важным моментом мы считаем рассмотрение ее целевых ориентаций.

Направление: формирование у ребенка готовности к общественно-значимым и общественно-оцениваемымвидам деятельности.

Цель: развитие воображения и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.

Задачи:

1. Ознакомить ребенка с различными способами получения и передачи информации.

2. Развивать творческие способности, воображение детей.

Немаловажным в понимании и функционировании данной технологии является описание ее концептуальной части: руководящих идей, гипотез, принципов.

Концептуальной основой педагогической технологии развивающих игр являются следующие идеи:

- Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

- Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми (Д.Б. Эльконин).

- В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические преобразования. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Мотивационная характеристика технологии

  • Постоянно обеспечивается игровая привлекательность игр: игры должны быть на виду у ребенка, но не должны перейти в число очень доступных и привычных.
  • Обеспечивается интерес и желание играть за счет создания ситуации некоторой (небольшой) недоступности игры.

Основные этапы технологии развивающих игр

Этап

Деятельность детей

Деятельность педагога

Предварительный

Обеспечивает доступность игр для детей, их привлекательность.

Ориентационный

Наблюдают.

Предлагает вниманию ребенка игру.

Инициирует желание ребенка поиграть через наблюдение за игрой взрослого.

Содержательно – операционный

Рассматривают игры.

Интересуются ими.

Предлагает ребенку игры более легкие, не доходя до трудных (ориентируясь на возраст, уровень развития ребенка, его интерес).

Ценностно –

волевой

Осуществляют свободную игровую деятельность.

Обеспечивает сменяемость видов деятельности ребенка за счет использования разнообразных игр.

Обеспечивает эффект новизны, на основе уже известного (предлагает известные и новые игры).

Организует физическую разминку, двигательную активность в непринужденной обстановке.

Использует метод «ледокола» - каждый день начинает с уже освоенного, затем предлагает неизвестное более трудное.

Осуществляет образное «оживление» игровой ситуации.

Рефлексирующий

Оценивают свои возможности в игре и осуществляют свободную игровую деятельность с играми все более и более высокой степени сложности.

Осуществляет позитивную оценку реально достигнутых успехов ребенка в сочетании с предвосхищающим настроем на новые действия.

В ходе реализации педагогической технологии развивающих игр очень важна роль взрослого, причем она меняется на разных этапах освоения детьми новых игр. Приведем методические советы, которые помогут педагогу эффективно внедрить педагогическую технологию развивающих игр в свою работу:

- Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Ребенку предоставляется максимальная степень свободы.

- Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре.

- Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, взрослый привлекает внимание ребенка к играм посредством собственной игровой деятельности. Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре.

- Освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрослого. В дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.Взрослый выступает в роли «консультанта».

- Перед ребенком ставят задачи, которые постепенно усложняются.

- Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.

- Подсказка – распространенная форма «помощи», но она только вредит делу. Ребенку нельзя подсказывать(подсказка исключается полностью). Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

- Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

- Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый переоценил его способности. Нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней с более легких заданий.

- Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно на время ее отложить.

И в заключении мы хотим обратить внимание на методы и приемы технологии развивающих игр. Это – игровые, диалогические и методы обучения. Игровые методы:вхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации; принятие роли и выполнение действии в соответствии с принятой ролью; выполнение практических действий по получению необходимой информации.Диалогические методы: беседа, «вопросы – ответы», формулировка выводов.Методы обучения: показ способа действия (после выполнения задания), проблемная ситуация, упражнение.

Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей

дошкольного возраста«Сказочные лабиринты игры»

Авторы: В.В.Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И.Балацкая

Принципы построения педагогического процесса

  • Игра плюс сказкаИнтеллектТворчествоРазвивающая среда - Фиолетовый лес. По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - НезримкаВсюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

Алгоритм реализации технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста /по Воскобовичу В.В./

Этап

Деятельность ребенка

Первый этап

Дошкольник при помощи обследовательских действий знакомится с цветом (формой), усваивает некоторые представления

Второй этап

Ребенок с помощью образа запоминает понятия, символы.

Третий этап

Дошкольник знакомится с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация), планирует свои действия. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Таким образом, реализуется принцип потенциального развития ребенка.

Последовательность усвоения определенного опыта

- предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности;

- материальное (материализованное) действие;

- этап внешней речи, озвучивание действий, формулировка выводов;

-этап внутренней речи, осмысление проблемы;

-этап автоматизированного действия (навык).

Основные методы технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей

  • Проблемно-поисковые методы: проблемные вопросы,проблемные ситуации,эксперименты,игровые задачи.
  • Творческие: создание моделей словоформ, продолжение сказки.

педагогическая технология  “Блоки  Дьенеша”

 

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом  и  математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

педагогическая Технология “Палочки  Кюизенера”

Набор содержит 241 палочку; каждая папочка делается из дерева  и  представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину - от 1 до 10 см. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно "семейство", или класс.

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа, кратные двум, "семейство зеленых" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".

В работе с дошкольниками может использоваться упрощенный вариант набора цветных палочек, содержащий 144 палочки; в нем белых палочек 36, а остальных - по 12 каждого цвета.

Педагогическая ТЕХНОЛОГИЯ ТРЕНИНГА

Основной целью технологии тренинга, является оказание психологической поддержки дошкольникам в процессе целенаправленного организованного группового взаимодействия.

Общая цель социально-психологического тренинга конкретизируется в частных задачах:

  1. овладение определенными знаниями;
  2. развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;
  3. диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;
  4. формирование социально-коммуникативной компетентности, развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими;
  5. обучение рефлексивным умениям;
  6. стимулирование потребности в саморазвитии.

Основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять ребенка, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть барьеры в общении с окружающими.

Характеристика деятельности детей и взрослых в ходе тренинговой работы включает в себя следующие компоненты, представленные в таблице 2.

Алгоритм (этапность) тренинговой работы

Компоненты

тренинга

Деятельность

взрослых

Деятельность

детей

Разминка

Создание положительного эмоционального фона.

Снятие эмоционального напряжения.

Сплочение группы.

Ослабление степени напряжения и тревоги.

Установление контакта со сверстниками и взрослым.

Возникновение положительных эмоций.

Основная часть

Коррекционно-развивающая работа в зависимости от проблемы детей.

Проведение игр и упражнений с учетом психодимическихсвойств личности.

Использование техник (арт-терапия, песочная терапия, кукло-терапия и др.).

Организация продуктивных видов деятельности.

Активное, добровольное участие.

Решение личностных проблем в процессе взаимодействиясо сверстниками и взрослыми.

Заключительная часть

Закрепление полученных навыков и знаний.

Снятие у детей эмоционального, мышечного и интеллектуального напряжения (релаксация). Стимулирование детей к анализу процесса общения, осознанию и обсуждению своих чувств в процессе взаимодействия.

Обучение детей навыкам рефлексии.

Анализ процесса общения.

Оценка происходящего.

Саморефлексия.

Методы и приемы технологии групповой психологической поддержки дошкольников

  • Ролевые методы, включающие в себя – ролевую гимнастику и психодрамму.
  • Психогимнастические игры
  • Коммуникативные игры
  • Терапевтические метафоры.
  • Эмоционально-символические методы
  • Релаксационные методы

Описание основных методов и методических приемов, основывающееся на классификации их по теоретическим основаниям, формам осуществления, решаемым задачам.

Ролевые методы, включающие в себя – ролевую гимнастику и психодрамму.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ и развития

педагогическаяТЕХНОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Алгоритм реализации

технологии экологического образования детей дошкольного возраста

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей






Предварительный этап

Создание условий для внесения экологического компонента во все виды деятельности детей дошкольного возраста.

Мотивация детей к пониманию целостности, ценности и хрупкости окружающего мира природы.

Мотивация детей к познавательной и исследовательской деятельности экологической направленности.

Введение детей в проблемную ситуацию

Создание условий для деятельности экологической направленности с учетом возрастных особенностей детей.

Возникновение интереса к окружающему миру природы.

Осознание и осмысление актуальности и цели деятельности экологической направленности, проявление познавательного интереса


Этап осмысления


Ознакомление

Мотивация детей к познавательной деятельности.

Активизация внимания детей посредством включения их в познавательно-экологическую деятельность (формирование у детей элементарных ЗУН экологической направленности).

Подведение итогов.

Оценивание результатов.

Возникновение интереса к познанию окружающего мира природы.

Накопление информации.


Обобщение

Обобщение накопленных ЗУН экологической направленности.

Стимулирование активности детей в познавательно-экологической деятельности путем проблематизации учебного материала.

Помощь в организации и реализации практической деятельности, по мере необходимости.

Подведение итогов.

Оценивание результатов.

Стимулирование детей к самооценке своей деятельности.

Проявление познавательной, практической, творческой активности.

Осуществление практической деятельности преобразующего характера: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Оказание помощи другим детям по мере необходимости или совместное выполнение действий.

Формулирование выводов.

Самооценка своей деятельности.


Систематизация

Систематизация полученных ЗУН детей экологической направленности.

Активизация познавательно-экологической деятельности детей путем включения их в самостоятельную теоретически-исследовательскую и практически-исследовательскую деятельность.

Подведение итогов.

Помощь в формулировании выводов.

Оценивание результатов.

Стимулирование детей к самоанализу и самооценке своей деятельности.

Участие в самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Анализ результатов.

Самоанализ и самооценка своей деятельности.

Самооценка приобретенного опыта.

Этап

совершенствования

Составление индивидуальных программ совершенствования ЗУНов детей в познавательно-экологической деятельности.

Применение детьми

ЗУНов экологической направленности, адекватных ключевым компетентностям, в повседневной жизни.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ТРИЗ

(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)

Алгоритм педагогической технологии, основанной на ТРИЗ

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Этап

ознакомления с методом

Мотивирует детей к деятельности.Показывает приемы и последовательность деятельности.

Осознание детьми мотива деятельности.

Включение детей в деятельность по освоению метода.

2. Этап

организации

системы игр и творческих заданий по освоению

метода

Организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана.

Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.

Включение детей в игры и творческие задания.

Включение детей в обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической

точек зрения.

3. Этап

продуктивной деятельности

Организует продуктивную деятельность детей: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Записывает сюжет рассказа, стихотворения, загадки с помощью схем, слов и т. п.

Продуктивная деятельность детей.

4. Этап

рефлексии

Стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задает детям вопросы:

- Что мы сегодня делали?

- Как мы это делали?

- Зачем мы это делали?

Оценка детьми собственной деятельности.

Осознание детьми метода и возможности его использования.

5. Этап

оценки

уровня

творческих

работ

Оценивает уровень оригинальности работы по критериям:

- новизна,

- убедительность,

- гуманность,

- художественная ценность (на доступном для дошкольника уровне).

Предоставление и презентация собственной творческой работы.

Особую роль в ходе реализации педагогической технологии, основанной на ТРИЗ, играют методы, приемы, методики, модели, технологии, техники, адаптированные для работы с детьми дошкольного возраста.

Целью технологии работы с сюжетной картиной (авторы И. Мурашковска, Т. Сидорчук, А. Кузнецова) является обучение детей составлению описательных рассказов по картине и рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине.

Обучение строится в форме игр, сопровождающих каждый этап ознакомления с картиной:

- на первом этапе определяют состав картины, при этом определяются, называются и обозначаются условными знаками объекты картины;

- на втором этапе среди объектов выделяются пары, и между ними устанавливается и обосновывается связь;

третий этап посвящается описанию объектов на основе возможного восприятия их разными органами чувств. Восприятию картины при этом помогает использование игрового приема «вхождения в картину»;

- на четвертом этапе составляются загадки и метафоры по объектам картины. Для составления загадки на картине выбирается объект и выбирается модель загадки. К объекту подбирается характеристика и идет его сравнение с другими объектами, далее происходит отбор наиболее точных сравнений, эти сравнения с помощью речевых оборотов: «как», «но не» связываются в единый текст загадки. Завершается эта деятельность выразительным чтением загадки. Для составления метафоры проводится выбор объекта на картине и выбор модели метафоры. С детьми проводится работа по подбору образных характеристик, отбору из них наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу;

пятый этап посвящается преобразованию объектов во времени. У выбранного объекта определяется настоящее время, обозначается прошлое, а, иногда, и будущее время. Составляется рассказ - фантазия о прошлом объекта;

- на шестом этапе описывается местонахождение объектов на картине. Объекты описываются с точки зрения расположения других объектов с позиции стороннего наблюдателя или в роли самого объекта;

седьмой этап посвящен составлению рассказов с разных точек зрения. Выбирается один из объектов картины, определяется его эмоциональное состояние, настроение или черта характера. Ребенок входит в образ героя и описывает восприятие изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой. В заключение необходимо разрешить проблемную ситуацию и изменить эмоциональное состояние объекта в сторону равновесия;

- на восьмом этапе происходит определение смысловой характеристики картины. Происходит подбор пословиц и поговорок на заданную тему, содержание картины рассматривается через призму одной из пословиц. Объясняются причины, почему этой пословицей можно назвать картину;

девятый этап посвящается составлению рассказов-фантазий или сказок. Для этого приглашается один из Волшебников (типовых приемов фантазирования, см. ниже), который помогает преобразовывать объект в соответствии со своей возможностью. После этого составляется фантастический рассказ или сказка, придумывается название тексту;

- на десятом этапе возможно составление сказок морально-этического характера. Для этого определяется место, где будут происходить события. Выбирают 5-6 неодушевленных героев, наделяют их свойствами или эмоциональными характеристиками. После этого объявляется Случай – появляется необычный объект или природное явление. Происходит обсуждение, как каждый из героев будет реагировать на этот Случай. Выводится жизненное правило для каждого героя, составляется текст сказки, и к нему придумывается название;

- на заключительном одиннадцатом этапе возможно составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины. При этом выбирается объект, определяются его свойства, место обитания и действия. По выбранному содержанию подбираются рифмующиеся между собой слова, создается рифмованный текст по алгоритму, придумывается название стишку, который затем выразительно читается.

.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алгоритм реализации технологии

формирования основ безопасной жизнедеятельности

Этапы реализации технологии

Деятельность детей

Деятельность

педагога

Подготовительный этап

Принимают информацию.

Формирует у детей через различные виды деятельности представления о необходимости ведения безопасного здорового образа жизни.

Этап понимания

и коррекции

Осознают необходимость сохранения здоровья, соблюдения безопасности.

Корректирует поведение и деятельность детей, помогает в организации практической деятельности.

Практический этап

Соблюдают правила безопасной жизнедеятельности в практической деятельности.

Стимулирует проявление активности, самостоятельности.

Заключительный этап

В организации деятельности самостоятельно руководствуются полученными знаниями. Расширяют опыт безопасной жизнедеятельности.

Наблюдает, оценивает, корректирует, расширяет опыт детей.

Реализация технологии предполагает применение разнообразных форм и методов работы с детьми.Сочетание познавательных занятий с совместной образовательной деятельностью воспитателя и детей в режимных моментах, также с созданием условий для их самостоятельной деятельности позволяет успешно решать поставленные задачи.

Алгоритм деятельности взрослого и детей «Путешествия по карте»

Последовательностьдеятельности

Выбор пункта назначения.

Выбор транспортного средства передвижения.

Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей, занятых типичным трудом)

Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

Демонстрация продуктов совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте»:

1. Дети рассматривают карту, компас, глобус.

2. Дети отмечают маршрут путешествия по карте.

3. Рассматривание энциклопедий.

4. Опыты.

6. Вырезание карточек-меток и наклеивание их на карту.

7. Вырезание картинок и создание панно, макета.

8. Рассматривание панно, макета.

9. Чтение художественной литературы с детьми.

10. Дидактические игры.

11. Рефлексия.

12. Составление синквейнов.

Алгоритм действий взрослого и детей в направлении «Путешествие по карте»

/Н.М. Короткова/

- обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;

- обозначение возможного маршрута путешествия;

изучение растительного и животного мира, особенностей жизнедеятельности людей в данной местности;

заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Автор: Деркач Лидия Николаевна

Организация: МБДОУ «ДСКВ№ 57»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск

Актуальность:

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. Использование совренных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является - технология  детского экспериментирования.

С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дошкольный возраст – сенситивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем то знания в готовом виде. Следовательно, необходимо увеличить долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.

Существует противоречие между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников,   поэтому становится актуальной разработка системы по осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования.  Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки современного опытацелью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- Изучить степень разработанности данной проблемы в теории и педагогической практике.

- Рассмотреть основные признаки и этапы организации экспериментирования в ДОУ.

- Комплексное использования элементов ранее известных и современных методик познавательно – исследовательской деятельности при организации работы с детьми.

С целью повышения педагогического мастерства в данном вопросе, я изучила и систематизировала материалы по теме «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

За основу своей работы взяла методы и приемы исследовательского обучения  А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения».

Цель данной методики заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

Для организации развития исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, я поставила перед собой цель и задачи:

Цель - создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у детей дошкольного возраста, диалектическое мышление, т.е.

способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, умение работать в коллективе.

Развивающие:

- Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств: символов, моделей, схем, условных знаков.

- Развивать речь детей в процессе развития  умений  анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия, делать выводы.

Воспитательные:

- Приобщать детей к многообразию и красоте окружающего мира, воспитывать экологическую культуру поведения.

Для организации исследовательской деятельности я создала определенные условия:

- Составила тематический  план работы с детьми по экспериментальной деятельности.

- Организовала предметно - развивающую среду.

- Составила картотеку  проведения опытов и экспериментов.

- Разработала проект: «Волшебница водица»

- Разработала методические пособия.

- Подобрала дидактический материал.

Планирование воспитательно – образовательного процесса определяет его последовательность. Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми.

Мой тематический план составлен для детей старшего дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей. Прослеживается централизация тем  с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.). Согласно утвержденного ФГОС планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана мной учитывались возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.

Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности.

Очень важно, какую позицию  в работе с детьми выбрал педагог.

Да, конечно, лучше всего позиция партнера, но партнера знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать.

Организуя экспериментальную деятельность детей, придерживаюсь определенных правил:

- Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей.

- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

- Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.

- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

- Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Первый этап моей работы согласно проектной деятельности заключается в создании развивающей предметно пространственной среды и в предварительной подготовке детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности.

Он предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами экспериментального центра и их назначением.

Развивающая предметно пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.

Основным оборудованием в уголке являются:

- Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).

- Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.

- Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.

- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.

- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

- Красители: гуашь, акварельные краски и др.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие требования: 
 

безопасность для жизни и здоровья детей 
достаточность 
доступность расположения.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности помимо традиционных уголков природы в группе оборудована и постоянно обновляется детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования. Создание «лаборатории» способствует самостоятельному приобретению опыта в экспериментальной деятельности.

Тщательно продумала условия для хранения всего практического материала: весь материал расположила в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.

Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.

Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки; микроскопы, приобретена для детей форма лаборанта: фартуки колпачки, маски.

Для закрепления и систематизации знаний детей в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии.  В уголке размещены дидактические игры, разнообразные карты, атласы, глобус - что позволяет детям путешествовать.

В группе открыт мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные коллекции: ракушки, камни, шишки, пуговицы, коллекции меняются, тематика коллекций зависит от интересов детей.

Для лучшего усвоения материала  применяю рисунки, схемы, алгоритмы, которые находятся в лаборатории в доступном для детей месте. Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Алгоритмы, помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать – преобразовать ее из абстрактных символов в образы).

Второй этап - Практический

В него входит предварительная работа: Провожу  с ребятами занятия специальные научного характера по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Для этого использую  занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым.  Он предлагает задания и упражнения для развития умений видеть проблемы(«Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета»), выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросыумение классифицировать предметыразвития умения наблюдать. Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Такой вид работы провожу в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. На подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяю закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. После проведения нескольких занятий приступаю к организации экспериментов.

Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру: цель, задачи, мотив, содержание, средства, формы, условия, результат.
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми  объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи:

-  Развитие мыслительных процессов;

-  Развитие мыслительных операций;

-  Освоение методов познания;

-  Развитие причинно-следственных связей и отношений.
 

Мотив – выделение и постановка проблемы:

Сюда входят познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Основное содержание экологических исследований, проводимых с детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

Живая природа:

-  Знакомство с характерными особенностями сезонов разных природно-климатических зон,  с многообразием живых организмов и их умением приспосабливаться  к окружающей среде.

- Знакомство с миром растений: особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений.
 Неживая природа: воздух, почва, вода, ветер, магниты, звук, свет.

- О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
- Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

При планировании эксперимента использую следующую последовательность действий работы с детьми:

- Создание проблемной ситуации.

- Целеполагание.

- Выдвижение гипотез.

- Проверка предположения.

- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

 В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

- Как я это делаю?

- Почему я это делаю именно так, а не иначе?

- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

В своей работе с детьми я использую следующие формы организации:

- Специально организованная образовательная  деятельность;

- Совместная деятельность педагога с детьми;

- Самостоятельная деятельность детей.

Провожу эксперименты индивидуальные и групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

По способу применения использую эксперименты демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные провожу сама, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях провожу фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

При планировании алгоритма деятельности взрослого с детьми использую интеграцию образовательных областей.

Экспериментирование, тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как,  наблюдение и труд.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.

Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего товарища.

Связь экспериментирования с рисованием двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. При зарисовке результатов эксперимента, появляется возможность еще раз вспомнить и зарисовать этапы эксперимента, его последовательность.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы. Мной подобрана картотека экологических сказок, рассказов, подборка стихов и загадок. Чтение художественной литературы по теме, способствует закреплению, расширению и систематизации полученных знаний в ходе эксперимента.

Экспериментирование связано музыкальным и физическим воспитанием. Дети погружаются в звуки природы, играют в подвижные игры – это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию положительных эмоций. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений.

Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, взвешивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Результат экспериментальной деятельности: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов.

Использую следуущие пособы фиксации результатов исследования:

1. Зарисовка опытов  в виде рисунков схем;

2. Составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);

3. Изготовление аппликаций  в виде коллажа.

Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.

Трудности в работе:

Создание лаборатории: не хватает оборудования, не всегда хватает средств  на его приобретение, трудности в размещении оборудования и материала из - за стесненных условий, у нас групповая комната маленькая..

Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать,  так как это у них не всегда получается, не хватает навыков рисования. Группа у нас коррекционная, дети с задержкой речевого развития. Работаем мы с ними первый год.  Ребенок с хорошей речью не всегда может  четко сформулировать свой ответ, нашим детям это дается еще труднее.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, я не  забываю о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Я не стремлюсь к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Показатели сформированности исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС.

 - Умение видеть проблему;

 - Умение формулировать и задавать вопросы;

-  Умение выдвигать гипотезы;

-  Умение делать выводы и умозаключения;

 - Умение доказывать и защищать свои идеи;

- Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Критерии сформированности исследовательской деятельности:

- Самостоятельность.

- Полнота и логичность ответа.

- Правильность выводов и формулировок.

Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, сверстникам,  интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать экспериментировать…»

Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей к неживой, живой  природе в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка.  Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей провела анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовала консультационный день на тему: «Экспериментальная деятельность дома». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагаю родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создала картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Консультации для родителей, рекомендации, буклеты и памятки способствуют  проявлению интереса и становлению  их активными участниками в исследовательской деятельности. Разработала материал на темы: «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Мокрые опыты» и другие.

Провела  практическую совместную экспериментальную деятельность работы родителей с детьми в форме «Встреча за круглым столом». Родители имели возможность провести эксперименты вместе с детьми в игровой форме, что позволило больше сплотить родителей и детей, объединить их общими целями и интересами.

Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе выращивали дома кристаллы соли, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, созданы мультимедийные обучающие презентации: «Подводный мир», «Круговорот воды в природе».

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и нас педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.

Своим опытом работы, я делилась с коллегами. Составила консультацию по всем возрастным группам «Уголок экспериментирования в детском саду».

Разработала буклет: «Технология исследовательской деятельности». Провела «Мастер класс» в рамках ШСП, где коллегам представила свой опыт работы по организации детского экспериментирования в детском саду.

Была представлена теоретическая часть работы с презентацией опыта,  показ занятия с детьми тему «Волшебная водица». Практическая часть проходила в виде деловой игры.  Педагоги, в роли детей, имели возможность познакомиться с методикой проведения экспериментов при проведении самих экспериментов.  Цель Мастер класса:  Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по теме: «Организация познавательно – исследовательской деятельности детей, при ознакомлении с миром природы». Воспитателям были розданы памятки и буклеты с рекомендациями. Я оформила  методическое пособие для воспитателей в виде Лэпбука. Для работы воспитателя по организации экспериментальной деятельности в ДОУ,  книга  имеет определенную ценность: поможет коллегам грамотно выстроить процесс работы с детьми и родителями, используя рекомендуемые методы и приемы работы. Материал,  помещенный в книге, способствует повышению профессиональной компетентности педагогов.  Рекомендации помогут воспитателям организовать развивающую среду, уголок экспериментирования в соответствии с требования ФГОС.  В книге находится не только методический материал, но и дидактический. Воспитатели могут поиграть с детьми в дидактическую игру: «Назови свойства воды», использовать в своей работе дидактические игры по обучению детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, использовать картотеку опытов в работе, прочитать детям экологическую сказку: «Все нуждается в воде», рассмотреть фотографии проведения опытов детьми.

№ 3 этап: Итоговый- подведение итогов.

В процессе  своей работы с детьми  по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития:

- У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться

навыки  экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.

-  Ребята самостоятельно стали подбирать оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов.

- При проведении экспериментов дети стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.

- Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается.  Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.

- Усвоение материала стало более прочным, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.

- Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе  с дошкольниками.

Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Итоговый продукт: Папка методических разработок. Презентация: «Юные исследователи». Лэпбук «Технология исследовательской деятельности».

 

 

Литература:

1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006

4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013

5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

6. Материалы Интернет-сайтов.

7. Л.Н. Прохорова 12.06.2015 Организация экспериментальной деятельности дошкольников.

8. Савенков Александр Ильич 2007  «Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников» Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международный день птиц Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ и технологий: детское экспериментирование, оригами.

На протяжении долгого времени дети проводили наблюдения на территории детского сада и в лесопарке Александрино, развешивали кормушки в зимнее время и подкармливали птиц. Прочитали много книг о птицах....

технология детского экспериментирования

В данной технологии описаны методы, приемы и формы работы по экспериментированию с детьми....

Исследовательский проект по технологии детского экспериментирования: «Кока-кола: « Вред или польза?» (Методика Савенкова И.А)

Классификация- исследовательскийДлительность  - краткосрочныйРуководитель проекта: Ечевская Людмила Михайловна (воспитатель)Участники проекта : Дети старшего, дошкольного возраста МБДОУ , воспита...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДО

Важным фактором развития современного учреждения дошкольного образования выступает организация в нем инновационной деятельности,которая направлена на освоение, использование и распространение новшеств...

Технология детского экспериментирования

- Пояснительная записка;- Цель и задачи педагогической технологии;- Особенности детского экспериментирования;- Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности;- Структура занятия - эк...

Технология детского экспериментирования

Технология детского экспериментирования.Содержание:- Пояснительная записка;- Цель и задачи педагогической технологии;- Особенности детского экспериментирования;- Связь детского экспериментирования с д...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе с использованием технологии детского экспериментирования

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе с использованием технологии детского экспериментированияВоспитатель: Савельева Г.С. Цель: формирование навыка получать зелён...