технология детского экспериментирования
методическая разработка на тему
В данной технологии описаны методы, приемы и формы работы по экспериментированию с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Дошкольный возраст уникален, именно поэтому
важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала
каждого ребенка.
С. Гин
Сегодня остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, обеспечивающей духовное совершенствование личности; предусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.
Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал. Как утверждают учёные, 40% знаний человек приобретает в возрасте до 4-х лет, ещё 50% – до семи лет.
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активности.
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих деятельность ребенка, развивающих личность в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.
Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Важным вопросом в данном контексте выступает вопрос о способности преподавателя не только эффективно использовать уже имеющиеся инновационные технологии, но и самостоятельно их создавать.
Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения (в нашем случае – дошкольного учреждения), который не только приобретет за время нахождения в детском саду определенный объем знаний, умений и навыков, но и научится ими пользоваться. Ведь впереди у ребенка школьная жизнь: новая ситуация общения, новая деятельность, новые обязанности и новые потребности.
Следовательно, в дошкольном учреждении должны быть созданы условия, которые помогут ребенку подготовиться к следующей жизненной ступени. В условиях ДОУ педагогами сегодня должны обязательно использоваться компетентностно - ориентированные технологии, которые учат ребенка приспосабливаться к современным жизненным обстоятельствам.
На сегодняшний день множество исследований посвящено вопросу познания ребенком окружающей действительности. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный способ познания закономерностей и явлений окружающего мира — познание в процессе экспериментирования.
Автор считает, что технология детского экспериментирования, являясь деятельностной по своей сущности, отвечает запросу компетентностно-ориентированного образования и по праву может называться компетентностно-ориентированной технологией.
Реализация данной технологии предполагает использование познавательно-исследовательской деятельности, по организации которой накоплен определенный фонд знаний:
- теория деятельности, которая выступает ведущим фактором развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
- проблема умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Поддъяков);
- отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой;
- возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир);
- развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М. Дьяченко);
- становление познавательных интересов (Г.И. Щукина, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова);
- развитие продуктивной и творческой деятельности (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова);
- расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева).
Данные работы создают основу для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Актуальность технологии детского экспериментирования в том, что, несмотря на изученность и новшества данной технологии, существует противоречие, которое заключается в широких возможностях реализации основных задач дошкольного образования и консерватизме воспитателей и нежелании работать в ногу со временем.
Исходя из этого, автор считает, что организация познавательно-исследовательской деятельности, которая требует от самого педагога творческой организации и изменения в методике всего процесса, будет способствовать разрешению этого противоречия.
Новизна технологии заключается в создании собственной системы работы по развитию творческой направленности дошкольника посредством познавательно-исследовательской деятельности в совместной деятельности ребенка и взрослого и самостоятельной деятельности ребенка.
Цель: научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, развить способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Это способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.
Этапы: автор придерживается методики Н.Б.Шумаковой и выделяет шесть основных этапов, которые следуют друг за другом, и два дополнительных.
- Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)
- Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)
- Обмен информацией (изложение результатов исследования)
- Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)
- Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)
- Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме)
- Постановка новых вопросов (этап возникает при необходимости следующего исследования)
- Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия)
Реализация всех этих этапов происходит на совместной (партнерской) деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей на протяжении всего времени нахождения ребенка в саду, через исследовательские ситуации.
При этом автор использует различные формы работы: индивидуальную, групповую, парную. Предпочтение отдается групповой работе, так как именно она в большей степени способствует формированию исследовательской деятельности.
Методы: детского экспериментирования, проектов и моделирования проблемных ситуаций.
А также приемы: проблемные вопросы, приём «формулирования проблемной ситуации», приём «загадки», и авторский приём «Сундучок Почемучки».
Известные отечественные ученые внесли много ценного в разработку этих методов. Так, широкое признание получил метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной и др. Этот метод заключается в том, что мышление детей дошкольного возраста развивается с помощью специально разработанных схем и моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта и являются неотъемлемой частью содержания групповых детских лабораторий.
Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Он предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Запланировать опыт или эксперимент помогает авторский прием «Сундучок Почемучки», суть которого заключается в том, что на начальном этапе сундучок заполняется «предметами» исследования, а в результате работы – «продуктами» исследования.
«Предметами» исследования становятся детские «почему?», задаваемые на прогулке, в ходе НОД, во время трудовой деятельности и т.д.
Так проводятся случайные эксперименты. В этом случае происходит развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; расширение кругозора детей.
Выводы оформляются в виде рисунков и помещаются в «Сундучок Почемучки»
При изучении свойств сразу нескольких «объектов», проводятся сравнительные эксперименты. Так происходит освоение причинно-следственных отношений, формирование разных способов познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
В подготовительной группе проводятся обобщающие эксперименты и наблюдения. Их цель – выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов.
В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное мышление дошкольников, т.е. осуществляют глубокую интеллектуальную подготовку их к школе.
А метод проектов носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Так были реализованы проекты:
- «Волшебница Вода»,
- «Потеть хорошо или плохо?»,
- «Белоствольная красавица»,
- «Шоколад - польза или вред для организма?»,
- «Ёлочка – красавица!».
Метод проектов позволяет повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах.
Накапливаемые исследовательские «продукты» собираются в «Сундучок Почемучки» и представляются на родительских собраниях.
Используемые в технологии детского экспериментирования формы, методы, приемы, позволяют автору идти в ногу со временем, развивая
- познавательный интерес и познавательную активность,
- исследовательские умения,
- творческие способности воспитанников.
Успешность формирования исследовательской компетенции дошкольников прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.
В школе все наши воспитанники являются активными участниками творческого объединения «Я – исследователь».
Но очень ценным является тот факт, что данная технология диссеминируется в работе коллег.
Анализируя направления и результаты педагогической деятельности автора, можно сделать вывод о перспективности работы по применению компетентностно - ориентированной технологии детского экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Международный день птиц Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ и технологий: детское экспериментирование, оригами.
На протяжении долгого времени дети проводили наблюдения на территории детского сада и в лесопарке Александрино, развешивали кормушки в зимнее время и подкармливали птиц. Прочитали много книг о птицах....
Исследовательский проект по технологии детского экспериментирования: «Кока-кола: « Вред или польза?» (Методика Савенкова И.А)
Классификация- исследовательскийДлительность - краткосрочныйРуководитель проекта: Ечевская Людмила Михайловна (воспитатель)Участники проекта : Дети старшего, дошкольного возраста МБДОУ , воспита...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДО
Важным фактором развития современного учреждения дошкольного образования выступает организация в нем инновационной деятельности,которая направлена на освоение, использование и распространение новшеств...
Технология детского экспериментирования
Консультация для педагогов...
Технология детского экспериментирования
- Пояснительная записка;- Цель и задачи педагогической технологии;- Особенности детского экспериментирования;- Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности;- Структура занятия - эк...
Технология детского экспериментирования
Технология детского экспериментирования.Содержание:- Пояснительная записка;- Цель и задачи педагогической технологии;- Особенности детского экспериментирования;- Связь детского экспериментирования с д...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе с использованием технологии детского экспериментирования
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе с использованием технологии детского экспериментированияВоспитатель: Савельева Г.С. Цель: формирование навыка получать зелён...