Самообразовательный план
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразовательный план | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Тюлячинский детский сад №3 Тюлячинского муниципального района
Республики Татарстан
План по самообразованию на 2016–2021 уч. год
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Хузиной Рузии Гусмановны МБДОУ –Тюлячинский детский сад №3 Тюлячинского муниципального района.
Актуальность.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребен-ка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается че -ловеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.
А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка разви - валась правильно и своевременно. В современном дошкольном образова-нии речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения де- тей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное разви-тие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенно-го содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правиль- но и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Проблема развития речи является одной из актуальных. Обучение дошкольников род-ному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к шко-ле. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляют-ся существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте - является совершенствование мо-нологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и прове-дение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Раз-говаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь,поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и зада- ча воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизи-онных передач, употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформули- ровать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходи- мо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; ( а ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формирова-нию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамот -ности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию ре-чи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым мо - ментом в его развитии.
В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
• развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, граммати-ческого строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диало -гической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи;
• развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатисти - ческой семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологи - ческой ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. пре-доставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии ФГОСДО.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопро-су развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматичес -кой и связной речи с использованием мнемотехники.
2. Развитие речи детей в игровой деятельности.
3. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонемати-ческого слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• анализ программно-методических материалов;
• определение и содержание методов, технологий эффективного использо - вания театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии;
• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по рече-вому развитию;
• приобщение родителей к совместной деятельности.
Практический выход: семинары, педсоветы, публикации.
Форма отчета по проделанной работе:
• сообщение на педсовете;
• презентация по теме.
Формы работы с родителями:
Анкетирование;
Тематические консультации;
Выставки;
Индивидуальные беседы;
Наглядно – информационные.
План работы на 2016-2017уч. год.
1. Изучение методической литературы по теме,
2. Изучение методики О. С. Ушаковой,
3. Консультации для родителей,
4. Распространение педагогического опыта работы по развитию речи детей,
5. Изучение уровня знаний детей,
6. Речевые игры по сказкам К. Чуковского,
7. Памятки для родителей.
План работы на 2017-2018 уч. год.
1 Изучение психолого – педагогической, методической литературы; изучение статей в журналах,
2. Поделиться опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми,
3. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
4. Работа над развитием речи через театрализованную деятельность;
5. Памятки для воспитателей;
6. Подбор дидактических игр и упражнений; сюжетных картин
7. Консультации для родителей.
План работы на 2018-2019 уч. год.
1. Изучение методической литературы, изучение статей в журналах по данной возрастной группе;
2. Консультации для родителей;
3. Создание условии для развития творческой активности детей в группе;
4. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи;
5. Подбор игр и упражнений; сюжетных картин
6. Распространение педагогического опыта работы;
7. Выступление на семинарах;
8. Работа над пересказами с использованием опорных схем;
9. Публикации.
План работы на 2019-2020 уч. год
1. Изучение литературы: «Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста» (О. С. Ушакова) ;
2. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений;
3. Беседы с родителями;
4. Отбор дыхательной и артикуляционной гимнастики, игр, упражнений;
5. Консультации для родителей в соответствии с возрастными особенностями;
6. Участие в профессиональных конкурсах;
7. Организация и работа мероприятия «В гостях у сказки»;
9. Обобщение, распространение педагогического опыта;
10. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
11. Публикации.
План работы на 2020-2021 год
1. Изучение методической литературы в соответствии с возрастными особенностями детей;
2. Участие в профессиональных конкурсах;
3. Рекомендации педагогам и родителям;
4. Консультации для воспитателей;
5. Работа над развитием речи через театральную деятельность;
6. Выступление на семинарах;
7. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения;
8. Мониторинг детей по развитию речи;
9. Анкетирование родителей;
10. Анализ работы по теме самообразования. Творческий отчет;
11. Публикации.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- О.С.Ушакова «Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста». Методическое пособие.-М.:Мозаика-Синтез, 2005.
- Дурова Н.В. «Фонематика. Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки». Методическое пособие. –М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- З.М.Зарипова «Туган телдэ сойлэшэбез». Методическое пособие. – К.: «Фолиант», 2012.
- М.Ф.Кашапова «Уйныйк эле, балалар». Методическое пособие. – К.: «Фолиант», 2011.
- Ф.М.Зиннурова «Уз илемдэ, уз телемдэ». Методическое пособие. – К.: «Мэгариф», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразовательной работы по методической теме.
План самообразовательной работы по методической теме....
Индивидуальный план самообразовательной работы на межаттестационный период на 2016-2021 гг.
В материале указаны цели, задачи, формы работы с детьми дшкольного возраста по развитию творчества в изобразительной деятельности....
Самообразовательный план
Самообразовательный план...
План самообразовательной деятельности
План работы по самообразованию воспитателя группы младенческого возраста...
Структура плана самообразовательной деятельности педагога
Материал поможет педагогам грамотно и последоввательно составить план самообразования...
План самообразовательной деятельности
Приобщение детей к нравственным и социокультурным ценностям России – одна из сложных и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ни...
Самообразовательный план педагога .
Самообразовательный план пелагога....