XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений» ЛОГОСКАЗКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ОВЗ
методическая разработка по логопедии
Материал выступления XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений». Данный материал был рекомендован для публикции в сборнике по итогам конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoskazka_v_rabote_uchitelya-logopeda_s_detmi_ovz.docx | 27.6 КБ |
prezentatsiya_logoskazka.pptx | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1. «ЛОГОСКАЗКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ОВЗ»
Одной из важнейших задач по обучению детей родному языку в ДОУ является формирование правильной, лексически богатой речи. И если ребёнок не научается правильно говорить в дошкольном возрасте, то все проблемы перейдут с ним в школу, что приведёт к проблемам в освоении школьной программы.
В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей обучения детей с различными речевыми нарушениями и особенно детей с ОВЗ. Помимо традиционных способов, используются нетрадиционные технологии, применение которых поддерживают познавательную активность у ребенка, а также повышает общую эффективность коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда.
Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, который я использую, является логопедическая сказка или логосказка.
Сказки любят все, но сказка в жизни ребёнка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. О влиянии сказки на ребёнка говорили такие учёные, как К. Юнг, В. Пропп, Р. Гарднер, Б. Беттельхейм и другие. В нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
СЛАЙД 2. Логосказка – это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой.
СЛАЙД 3. Цель: коррекция нарушений речи и связанных с ней психических процессов через придумывание и проигрывание сказок.
СЛАЙД 4. Вся работа с использованием логосказок опирается на общие
дидактические принципы:
- систематичность,
- последовательность,
- учет возрастных особенностей,
- учет индивидуальных особенностей,
- поэтапность коррекции речи.
СЛАЙД 5. Выделяют следующие виды логосказок:
- Артикуляционные.
- Пальчиковые.
- Фонетические.
- Лексико-грамматические.
- Сказки, способствующие формированию связной речи.
- Сказки по обучению грамоте.
Я использую авторские сказки, русские народные, сочиненные мною или созданные вместе с детьми. Логосказку использую как целое занятие, его часть или дидактическую игру.
СЛАЙД 6. Для постановок сказок я использую различные виды театров:
- пальчиковый,
- настольный,
- теневой,
- куклы Би-Ба-Бо,
- театр игрушек.
Рассказывание сказок сопровождаем действиями на фланелеграфе, магнитной доске, на столе или компьютере.
СЛАЙД 7. В своей работе я широко использую артикуляционные сказки. Это комплексы артикуляционных упражнений, которые объединяю в виде увлекательных сказок про Язычок и игровым персонажем, который создаёт благоприятный эмоциональный фон на моих занятиях является обезьянка Чита. Такие сказки вызывают интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность и зрительное восприятие.
СЛАЙД 8. Также в своей коррекционно-развивающей работе я постоянно использую пальчиковую гимнастику и различные упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Для того чтобы избежать однообразия в выполнении упражнений, такие пальчиковые игры объединяю в небольшие пальчиковые сказки по определенной теме. Они вызывают интерес у дошкольников, стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
СЛАЙД 9. Фонетические сказки использую для работы над нарушенным звуком. В них подбираю речевой материал на автоматизируемые (дифференцируемые) звуки. Попадая в сказку, ребенок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними. В результате происходит ненавязчивое закрепление звуков.
СЛАЙД 10. Лексико-грамматические сказки помогают приобрести устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий; способствуют формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса. Например, дети подбирают прилагательные для характеристики героев: «зайчик – маленький, серенький, пушистый, добрый и т. д.». Также эти сказки способствуют правильному употреблению предлогов, например, «Авторская сказка» (которую я нашла на просторах интернета), где ребята выполняют действия в соответствии с текстом и тем самым идёт закрепление предложно-падежных конструкций в речи.
СЛАЙД 11. Также я использую сказки, способствующие формированию связной речи. Ещё Л. Н. Ефименкова отмечала, что связная речь, как особая сложная форма коммуникативной деятельности у детей с ОВЗ «самостоятельно не формируется» и таким дошкольникам требуется систематическая коррекционная помощь.
СЛАЙД 12. Приёмы, которые я использую:
- Изменение конца сказки.
Детям предлагаю известную сказку. В которой надо изменить окончание по своему усмотрению.
- Продолжение сказки.
Детям предлагаю придумать «А что случилось дальше?».
- Включение в сказку героя из другой сказки.
Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришёл ёж.
- Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.
- Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения.
Ребенку легче овладеть навыком пересказа, если сказка короткая, забавная и в ней четко выражен сюжет.
СЛАЙД 13. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают также сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным. Главные герои сказок – это звуки и буквы, наделённые своими характерами. Например, играя со сказочными персонажами Звуковка и Буковка, дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами. Или погружаясь в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв, которые живут в красном, синем и зелёном дворцах. В результате таких сказок у детей формируются такие понятия, как: «гласный звук (буква)», «согласный звук (буква)»; закрепляются зрительные образы букв; развивается слуховое внимание и фонематический слух.
Детям очень нравится выполнять задания в сказочной форме. Им всегда хочется помочь героям сказки, они с удовольствием копируют их, используя мимику, жесты, интонацию. В результате таких перевоплощений у детей развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.
СЛАЙД 14. Таким образом, с помощью сказок я решаю многие коррекционные задачи:
- совершенствуется звуковая сторона речи;
- лексико-грамматический строй речи;
- развивается связная речь;
- мелкая и общая моторика;
- все психические процессы;
- создается благоприятная психологическая атмосфера, способствующая моему сотрудничеству с детьми.
СЛАЙД 15. Также в своей коррекционно-развивающей работе я использую информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Их использование – это необходимость, обусловленная современными реалиями, ведь мир не стоит на месте.
Я использую презентации, уже готовые и которые я создала сама – это презентации на артикуляционные логосказки («Сказка о Весёлом Язычке», «Путешествие Язычка», «Зоопарк»), презентации на автоматизацию (дифференциацию) звуков («Помоги Нюше», «Кто лишний?», «Рассели по домикам»), презентации на лексико-грамматические сказки («Всё наоборот», «Где прячется Маша?») и другие.
Компьютерные средства представляют для меня не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.
СЛАЙД 16. Основными преимуществами могу отметить:
- повышение мотивации для исправления недостатков речи,
- развитие всех сторон речи у дошкольников,
- повышение качества образовательного процесса.
Вывод. Таким образом, нетрадиционные методы воздействия в моей работе принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.
СЛАЙД 17. Я имеют хорошие результаты у детей с ОВЗ, которые представлены на слайде.
Направления | 2020-2021гг. | 2021-2022гг. | 2022-2023гг | |||
начало | конец | начало | конец | начало | середина | |
Звукопроизношение | 45% | 64% | 64% | 82% | 23% | 38% |
Лексико-грамматический строй | 54% | 73% | 73% | 91% | 30% | 46% |
Связная речь | 45% | 64% | 64% | 82% | 23% | 38% |
Данный опыт представила на педагогической гостиной в ДОУ «Шкатулка педагогических находок» и получила положительный отзыв коллег. И провела мастер-класс «В мире сказок» для родителей логопедической группы, где также получила положительный отзыв от родителей своих воспитанников.
СЛАЙД 18. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логосказка это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой.
Цель коррекция нарушений речи и связанных с ней психических процессов через придумывание и проигрывание сказок.
Принципы: систематичность последовательность учет возрастных особенностей учет индивидуальных особенностей поэтапность коррекции речи
Виды логосказок Артикуляционные. Пальчиковые. Фонетические. Лексико-грамматические. Сказки , способствующие формированию связной речи. Сказки по обучению грамоте.
Виды театров: пальчиковый настольный теневой куклы Би-Ба- Бо театр игрушек
Артикуляционные сказки 26.02.2020
Пальчиковые сказки 26.02.2020
Фонетические сказки 26.02.2020
Лексико-грамматические сказки 26.02.2020
Сказки, способствующие формированию связной речи 26.02.2020
Приёмы Изменение конца сказки. Продолжение сказки . Включение в сказку героя из другой сказки. Рассказывание сказки от лица одного из персонажей. Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения.
Сказки по обучению грамоте 26.02.2020
Задачи: совершенствуется звуковая сторона речи, лексико-грамматический строй речи, развивается связная речь, мелкая и общая моторика, все психические процессы, создается благоприятная психологическая атмосфера.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) 26.02.2020 Пасечник Е.А.
Преимущество ИКТ: повышение мотивации для исправления недостатков речи, развитие всех сторон речи у дошкольников, повышение качества образовательного процесса. 26.02.2020
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Благовещенский детский сад «Светлячок» Благовещенского района Алтайского края на 2016-2019 гг.
Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательной организации на основе анализа работы за предыдущий период...
Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности".
В статье представлен опыт организации развивающей предметно пространственной среды ДОУ, для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности....
Представление опыта на 12 педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г.Канска и группы восточных районов Красноярского края
Для определения образовательных потребностей ребенка, его потенциальных возможностей, эмоционально-волевых качеств, дошкольному учреждению необходимо разработать модель психолого- педагогического мони...
Статья опубликованная в сборнике материалов XII педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных райнов Красноярского края "Инновационный опыт-основа системных изменений"
Статья "Наглядное моделирование как средство развития познавательных способностей дошкольников"...
Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности".
Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирован...
Районные педагогические чтения работников ДОУ Инновационный опыт-основа системных изменений"
Представленна презентация по теме "Проектная деятельность ,как одна из эффективных форм работы с детьми и родителями....
Презентация опыта работы в рамках XVIII педагогической конференции "Инновационный опыт-основа системных изменений"
Одна из главных задач воспитания по ФОП — формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми....