XV педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных районов Красноярского края. Мастер- класс «Использование дидактических игр, сделанных своими руками в работе учителя - логопеда ».
материал по логопедии

Васильева Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_vasileva.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класса: «Использование дидактических игр, сделанных своими руками в работе учителя - логопеда ».

 Цель мастер-класса:

- представление дидактических игр, сделанных своими руками, широкой аудитории педагогов дошкольного образования.

 Задачи мастер-класса: 

- познакомить с дидактическими играми, сделанными своими руками, направленными на речевое развитие;

- создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которых приобретается опыт по формированию речевых норм и навыков

Прогнозируемый результат мастер – класса:  

- получение педагогами практических навыков и  использование  дидактических игр, сделанных своими руками  в образовательном процессе.

 Целевая аудитория мастер-класса: участники конференции.

Организационные параметры мастер-класса:

Время –15-20 минут

Количество участников: 5 – 7 человек

Требования к помещению и материальному обеспечению мастер-класса:

 мультимедийная установка.

Материалы: дидактические игры «Огород», «Чудо – дерево», «Деревня».

                                         

  1 Введение

Речь каждого человека – это один из главных показателей его развития. Чем понятнее и чётче человек выражает свои мысли, эмоции, тем лучше мы его понимаем. Но последнее время, все больше детей говорят с ошибками в звукопроизношении, не внятно, переставляют буквы, слоги.  И конечно, это ведет к тому, что ребёнка не понимают и взрослый лишь догадывается, что он хочет.

Речевое развитие осуществляется с помощью разных методов и формы работы.

  1. Наглядные (непосредственные, опосредованные).
  2. Словесные (чтение, рассказывание, заучивание наизусть, беседа).
  3. Практические (дидактические игры, игры  драматизации, инсценировки, хоровые игры, дидактические упражнения).

2 Основная часть

Ведущей деятельностью у детей – является игра. Поэтому все педагоги включают в свою работу с детьми разные игры. Игры помогают детям лучше усвоить материал, обогатить словарный запас, усвоить грамматические нормы, развить воздушную струю, выработать умение правильно произносить слова, развивают мелкую моторику, дают определенный объём знаний, развивают психические процессы, которые связаны с развитием речи.

На практике учителя – логопеды сталкиваются с разными детьми имеющие разнообразные речевые нарушения. Поэтому игры подбираю по возрасту ребенка, степени речевого нарушения, психофизического нарушения, по этапу логопедической работы.

В современном мире легко можно найти в интернете готовые игры, пособия либо плакаты. Но не всегда они соответствуют нашим желаниям и требованиям. Поэтому в своей работе я использую дидактические игры сделанные своими руками. Современная техника, конечно же, помогают оформить все красиво и эстетично. Но игры сделанные из подручного материала своими руками более востребованы детьми.

Игры для развития речевого дыхания, выработки целенаправленной воздушной струи. Правильное речевое дыхание тесно взаимосвязано с правильной воздушной струей, которая считается одной из главных условий постановки звуков. Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с ней, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.

Игры на развитие мелкой моторики рук. Регулярное повторение игр на развитие мелкой моторики рук благоприятно влияют на развитие речи детей, кисти рук становятся подвижными и помогают детям освоить навык письма.

Игры для автоматизации и дифференциации звуков используются на всём протяжении коррекционной работы. Так как ребенку необходимо огромное количество раз повторять упражнения или слова с одним  звуком, то стараюсь использовать разные игры для автоматизации звуков, цели у которых одинаковые, а картинки и содержание разные.

Игры на развитие и активизацию словарного запаса помогают обогащать предметный словарь, развивать активный словарь детей, учат соотносить предметы с разными характеристиками.

Игры на формирование грамматического строя речи учат образовывать имена существительные во множественном числе, в уменьшительно – ласкательной форме, развивают навык понимания предлогов и т.д.

Игры на словообразование помогают приобретать навык формирования словообразования имен существительных, глаголов, имен прилагательных с помощью приставок, суффиксов, путем сложения слов и образования новых.

Игры на формирование словоизменения используются для закрепления словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.

Считаю, что использование игр в работе учителя - логопеда обязательное условие коррекционного процесса. В моём кабинете множество игр и пособий, изготовленных своими руками из бумаги, картона, фетра, солёного теста, бросового и подручного материала, которые решают определенные коррекционно-образовательные задачи. Игры,  изготовленные своими руками, всегда вызывают у детей интерес и желание работать. А разнообразие игр, преследующих  одинаковые цели, не даёт ребенку скучать на занятиях.

Созданные дидактические игры своими руками, такие как: «Чудо-дерево», «Деревня», «Кто где живет?», «Ромашка», их можно использовать в различных направлениях.   Одной из таких игр, созданных мною, является игра: «Огород», которое имеет развивающее, образовательное и воспитательное значение.        Образовательное - закрепить знания о фруктах и овощах, развивает познавательный интерес к окружающему миру, помогает ввести новые понятия – сад и огород, а также развивает внимание, память и словарный запас детей. Развивающее - развивать навыки словообразования, упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме; развивать сенсорные способности, память, внимание, мышление, мелкую моторику пальцев рук. Воспитательное - воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые благодаря своему труду, получают урожай.

Предлагаю поиграть в одну из моих игр.

Игра «Один – много»

 Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать  овощ или фрукт со словом много, например, 
- У мамы одна морковь (один лук), а у Тани много моркови (много лука).
- У мамы одно яблоко, а у Тани 
много яблок...

Игра: «Два – две»»
Цель:
 упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два? 
- Два яблока, два лука…
- О чём можно сказать две?
- Две моркови, две груши, две капусты

Игра: «Жадина»
Цель:
 обучение правильному употреблению слов "мой", "моя", "моё", "мои", согласованию слов по родам.
Ход игры: Взрослый предлагает рассмотреть огород и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой 
(что?) –  качан капусты, лук….
Моя 
(что?) –  капуста, морковь, ягода…..
Мои 
(что?) –  яблоки, груши, помидоры, огурцы…
Моё 
(что?) – яблоко …

Игра: «Что растет в саду, огороде?» 
Цель: развитие мышления и речи.
Ход игры: детям предлагается узнать овощи и фрукты и присоединить к месту их произрастания.

Игра «Назови ласково»
Цель:  
учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры: логопед предлагает рассмотреть огород и назвать овщи ( фрукты) ласково
 Помидор-помидорчик, лук - лучок …

Игра «Подбери признак»  
Цель: Подбор имен прилагательных к имени существительному.
Ход игры: Ребёнку предлагается рассмотреть овощи (фрукты) и описать их.
Помидор  (какой?) -
большой, круглый, красный, сочный…..
Яблоко ( какое?) -
зеленое, круглое, твердое, большое …..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта на 12 педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г.Канска и группы восточных районов Красноярского края

Для определения образовательных потребностей ребенка, его потенциальных возможностей, эмоционально-волевых качеств, дошкольному учреждению необходимо разработать модель психолого- педагогического мони...

Мастер - класс "Использование приемов критического мышления в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда Прием Кластер)"

Этот материал будет полезен тем, использует в своей работе приемы технологии критического мышления. В статье представлены некоторые приемы использования кластерных таблиц в работе с дошкольниками...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...

XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений» ЛОГОСКАЗКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ОВЗ

Материал выступления XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инноваци...