Публикация в сборнике.II территориальная педагогическая конференция работников ДОО. Качество образовательной среды ДОО: современные тенденции и успешные практики.
материал
Роль театрализованной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 200.9 КБ |
Предварительный просмотр:
жМуниципальный орган управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск
II Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций
«Качество образовательной среды дошкольной образовательной
организации: современные
тенденции и успешные практики»
Сборник успешных практик
Красноуфимск
29 октября – 22 ноября 2023 года
1
Оглавление
Амелина С.А. «Телесно-ориентированные техники в обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ» 7
Болтаева Ю.А. Индивидуализация – механизм первоначальной успешной социализации детей с ОВЗ 9
Бурцева Н.В. Формирование временных представлений у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством наглядного моделирования 11
Василенко Ю.Ю. Нейроигры в работе учителя-логопеда как средство развития речи детей с ТНР
Галицкова О.С. Использование технологии «Песочная терапия» в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста 17
Горбунова С.Л. Организация театрализованной деятельности в ДОУ 19
Зеленкина Л.П. Развитие речевой активности с детьми ОВЗ 26
Зыкова Е.Г., Сельцова Т.М. Бинарная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии речи 29
Ильинских Ю.В. Пальчиковые игры для детей раннего возраст, как одно из средств успешной адаптации ребенка к детскому саду 32
Кардашина Л.Н. Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «Нейроша» как инновационный ресурс интеллектуального и творческого развития дошкольников с ТНР 35
Кисилева Е.М. Участие всех детей подготовительной или старшей группы детского сада в театрализации 36
Комарницкая О.В. Использование игровой технологии – «Логопедическое судоку» в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения 39
Кондратьева О.С. Культурная практика для детей 4–5 лет «Логопедические групповые занятия по подготовке к обучению грамоте по пособию Бардышевой Т.Ю. и Моносовой Е.Н.» 41
Костоусова О.Л. «ЛЕГО-ДУПЛО» - как современная педагогическая технология для воспитания гармоничной личности» 43
Крючкова Г.А. Психолого-педагогические условия организации игровой деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 45
Кузнецова А.А. Мастер-класс «Игровые приёмы работы со сказкой как средство социально- коммуникативного развития детей» 48
Ладыгина Н.А. Мастер-класс «Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии» 51
Максимова С.А. Проектная деятельность как один из факторов успешной подготовки дошкольников к обучению в школе 54
Мельцова М.М., Морева Н.А. Сенсорная интеграция, как инновационный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в ДОО 56
Назарова Т.А. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Академия безопасности» 58
Некрасова И.П., Галкина О.В., Подборнова Е.С., Чащина Н.Ю., Буковская Т.В. Событийный подход, как способ воспитания и развития детей дошкольного возраста 61
Никонова С.М. Современные практики развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста 63
Опарина С.В. Использование дидактического материала камешков «Марблс» для формирования функциональной грамотности у детей 3-5 лет 66
Попкова Е.А. Лотос-план как способ планирования образовательной деятельности с дошкольниками 69
Постникова Е.В.Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам здоровье сберегающей технологии СУ-джок терапии 72
Рудой Е.В. Применение нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ 75
Садретдинова О.В. Использование нейрогимнастики в работе с детьми ОВЗ 78
Евтеева И.А. Школа молодого педагога» как форма организации наставничества в ДОУ 79
Кардашина Ю.А. Модель наставничества в дошкольной образовательной организации 82
Сергеева С.А. Развитие коммуникативной компетентности педагогов ДОУ 84
Суворкова Н.М. Образовательные маркеры как форма наставничества 87
Шилкова О.Н. Интерактивные технологии наставничества в дошкольной организации 90
Аненкова А.Д., Максимова А.С., Усова Л.Ф. Семь шагов до крепкой семьи 92
Бобыкина Н.В. Педагогический проект «Однажды была война» 95
Богатенкова А.С., Смирнова Н.В. Как воспитать патриота? 98
Варламова Т.П. Как воспитать экологически грамотного дошкольника? 100
Верещага Е.В. Воспитание маленького читателя с большим потенциалом 103
Гайбышева Д.Р. Деятельность учителя-логопеда дошкольной образовательной организации в воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста 105
Гордиенко А.А. Приобщение детей дошкольного возраста к базовым ценностям российского народа средствами музыкальной дидактической сказки 107
Грачева Г.В. Правовое воспитание дошкольника через формирование базовых основ правовых знаний 110
Дорошенко Л.А., Мезенцева М.Н. Воспитание духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста средствами детско-родительского клуба «Семья – малая Родина» 112
Зайцева П.П. Лэпбук – как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста 114
Зайцева Т.Г. Патриотическое воспитание, как ключевой метод воспитания дошкольника 116
Кедаева Л.А. Развитие трудовой деятельности детей раннего возраста 118
Кокотова И.М. Театрализация как средство патриотического воспитания дошкольников 120
Кузнецова О.В. Воспитание основ безопасности у детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы 122
Лаврова М.Е. Применение образовательных технологий как основа формирования нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста 123
Малышева С.Г. Воспитание начинается с раздевалки 125
Меланина Н.В. Современные технологии воспитания детей раннего возраста 128
Мухамадиева Э.Ф. Квест-технология в воспитании и образовании дошкольников 130
Нефедова Н.В., Григорьева Н.Н., Тебнева Ю.Ю. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-пространственной среды детских игровых площадок ДОО 132
Николина Н.Г., Назарова О.И. Детский проект «Символы России», как средство формирования патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста 134
Ногина Н.Н. Духовно-нравственные ценности в воспитании гражданина 136
Панченко Ю.В. Патриотическое воспитание дошкольников посредством «Посткроссинг» 138
Погадаева Ю.А. Роль театрализованной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста
Пронина Л.И. Инновационные подходы в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 143
Пьянков Ю.А. «Шашки и шахматы» – как педагогическая технология для воспитания у дошкольников познавательного интереса, любознательности и активности 146
Сидорова О.В. Организация работы детского отряда «Юный патриот», как одно из звеньев системы воспитательной работы в детском саду 147
Смирнова Е.Н. Интерактивная эковеранда как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста 150
Смирнова Е.С. Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством книжки-малышки 154
Погадаева Юлия Анатольевна, музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР – детский сад,
городской округ Красноуфимск
Погадаева Ю.А. Роль театрализованной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста
Дошкольное воспитание – это воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и в семье. Это процесс развития личности, который направлен главным образом на привитие ребенку культуры, принятой в конкретном обществе. Дошкольное воспитание должно осуществляться на протяжении всего дошкольного возраста во всех видах деятельности.
Театрализованная деятельность – одна из форм музыкального воспитания. Она прививает интерес к литературе, театру, музыке, расширяет кругозор ребенка, развивает память и воображение, помогает раскрыть ребенку артистические данные, создавать новые интересные образы, переживать многообразие эмоций. Это своеобразный способ усвоения общественного опыта. Ведь, участвуя в спектаклях, дети знакомятся с окружающим миром, а затрагиваемые в ходе разбора пьесы вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Практика показывает неограниченные возможности театрализованной деятельности в решении воспитательных задач: понять и оценить поступки героев, эмоционально сопереживать героям, распознавать эмоциональное состояние героя по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованные игры способствуют воспитанию социальных навыков и адекватного поведения, каждое произведение или сказка всегда имеет нравственное содержание: дружба, доброта, честность, смелость и др.
Чтоб ребенок овладел необходимыми навыками, проявил творческие способности, ему нужны яркие впечатления. Для этого важно с малых лет приобщать детей к прекрасному. Знакомство с театром начинается с младших групп. Дети смотрят кукольные спектакли, которые показывают взрослые и старшие дошкольники. Такие встречи помогают ребенку оценить себя, свои поступки, взглянуть на них со стороны, воспитывают доброту, отзывчивость, сопереживание. Ввожу в занятия игры, где дети могут проявить свои актерские способности: «Кот Васька», «Игры на превращения», «Игры – подражания», «Лиса и зайцы», «Птички и собачка» и др. учу детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз, вступление и заключение, анализировать услышанное, прислушиваться к средствам
музыкальной выразительности. Музыка помогает детям выразительно исполнить свой образ. Если выходит медведь, то музыка звучит медленно, в низких регистрах, неторопливо. Ребенок так же двигается под музыку, переваливаясь с одной ноги на другую, изображая толстого, косолапого медведя. Дети с удовольствием изображают повадки животных, передают их движения, голоса. Через такие игры дети получают образец дружбы, правдивости, отзывчивости, через положительные персонажи спектакля.
В среднем возрасте задачи по театральной деятельности усложняются. Дети пробуют свои силы в разыгрывании сказок по ролям. Берем известные детям сказки «Репка», «Теремок», «Маша и медведь» и др., небольшие сценки. Предлагаю ребенку сыграть роль положительного и отрицательного героя. Так у детей зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам. «Вживаясь» в ту или иную роль ребенок учится выражать, радость, обиду, злость, преодолевает свой страх, робость. Подбираю музыкальное сопровождение, которое ярко отражает нужную ситуацию. Музыка усиливает эмоции, вносит нюансы в характеристику персонажа, развивает воображение. В театральных постановках участвуют все дети, они исполняют выученные песни, танцы. При распределении ролей учитываю пожелания детей. Работаю над тем, чтоб ребенок передавал мимику, настроение своего героя. В ходе театрализованных игр незаметно формируется речевая культура: активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, выразительность, умение выслушать сверстника. К театрализации привлекаю воспитателей, родителей, которые могут исполнить определенную роль. Родители являются помощниками в создании костюмов, атрибутов, декораций к сказке. С ними провожу консультации, разрабатываю рекомендации, освещаю вопросы театрализации дома. Так семья сближается с жизнью детей в детском саду.
В старших группах в ходе театрализованных игр большое внимание уделяю воспитанию речевой культуры. Обращаю внимание на выразительное, четкое произношение слов, стараюсь обогатить словарный запас. Вместе с детьми придумываем небольшие истории, обыгрываем их. Обсуждая сценарий сказки, обращаю внимание на ролевое поведение, создаю условия для театрально- игровой деятельности, разрабатываю план работы с детьми и взрослыми. Стараюсь внедрять в развлечения, в праздники небольшие сценки, которые дополняют, украшают праздничную атмосферу. Артистические способности детей улучшаются от выступления к выступлению. Главное- поощрить желание ребенка участвовать в спектакле, создать ситуацию успеха. Стараюсь задействовать в театрализации всех детей. Для каждого ребенка найдется своя роль. Скромные, тихие, скованные дети могут изобразить деревья в лесу, которые качаются на ветру.
Театральная деятельность актуальна для детей застенчивых, которые плохо адаптируются в новых условиях. Она помогает снять внутренние зажимы, научиться владеть своим телом, не стесняться его, здесь можно проверить себя и поверить в себя. Таким образом, общаясь с партнерами по
спектаклю, дети расстаются с неуверенностью и комплексами, воспитывается навык жизненного общения.
Старшим дошкольникам даю детям проявлять инициативу в организации театральной деятельности: в передаче образа, в выразительности речи, движений. В группах созданы условия для самостоятельной театрализованной деятельности. Есть уголки театра, маски, костюмы. Дети разыгрывают мини- спектакли, проявляют свои режиссерские и актерские данные. Так воспитывается самостоятельность, уверенность в своих силах и возможностях, все это очень важно для растущей личности, для способности реализоваться в будущем.
В подготовительной группе дети умеют исполнять небольшие монологи, развернутые диалоги между героями сказки, используют разнообразные движения, эмоции и мимику персонажей, умеют согласовывать свои действия с действиями партнера, исполняют сложные танцы и песни.
Свою работу с актерами я планирую таким образом. Сначала я, вместе с детьми, обговариваю сюжет сказки. Затем, даем характеристику каждому герою (Как выглядит герой? Как он себя ведет? Как герои взаимодействуют друг с другом?). Далее распределяем роли. Занимаясь с детьми, стараюсь вызвать у них положительные эмоции, создать радостную атмосферу, что помогает им расслабиться, снять напряжение, проявить себя в полной мере. В каждом представлении решаю воспитательные задачи:
- раскрепощение ребенка;
- умение сотрудничать с другими детьми и взрослыми;
- развитие монологической и диалогической речи;
- обогащение словаря детей: образных выражений, сравнений, синонимов и пр.;
- овладение выразительными средствами общения, мимики, жестов, эмоций;
- приобщение к совместной деятельности по моделированию элементов костюма, атрибутов, декораций;
- приобщение к самостоятельной творческой деятельности детей.
К 6-7 годам творческий потенциал детей достаточно развит, и дети демонстрируют свое мастерство в детском саду и за его пределами. На новогоднем празднике воспитанники показали родителям мюзикл «Снежная королева», продемонстрировав совместную деятельность воспитателей и детей. Наши дети стали победителями в городском театральном конкурсе «Ступеньки мастерства» со сказкой К.Чуковского «Мойдодыр». Совместно с родителями дети участвовали в городском конкурсе «Радость творчества», показав сказку «Дед Мороз и пчелки» и театральную постановку
«Масленица», заняли первое место.
Радостные лица детей после представления говорят о том, что театральная деятельность нравится детям, они чувствуют себя успешными. Театрализация развивает художественные способности ребенка, психические функции его личности, а также способность к межличностному взаимодействию, к творчеству. Для ребенка театральное представление – это возможность стать ненадолго героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. Театрализованная деятельность занимает важное место в дошкольном возрасте, способствует творческому развитию детей, воспитанию у них базиса личностной культуры. Навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья опубликованная в сборнике материалов XII педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных райнов Красноярского края "Инновационный опыт-основа системных изменений"
Статья "Наглядное моделирование как средство развития познавательных способностей дошкольников"...
Публикация в сборнике статей научно-практической конференции ЛОИРО "Коррекционно-педагогические технологии в сопровождении детей с ОВЗ" от 13.11.2018
Публикация в сборнике статей научно-практической конференции ЛОИРО "Коррекционно-педагогические технологии в сопровождении детей с ОВЗ" от 13.11.2018Итоговое открытое занятие в подготовитель...
Публикация «Хатха-йога – нетрадиционная форма здоровьесбережения в условиях ДОУ» в сборнике «Здоровьесозидающая и развивающая образовательная среда в современном детском саду».
quot;ХАТХА-ЙОГА"...
Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование», сборник статей, часть 9, сентябрь 2020 г.
Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование» (стр. 61)Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «...
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций "Реализация программы воспитания от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени"
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций "Реализация программы воспитания: от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени"...
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...
Участие в территориальной педагогической конференции " Семья в современном обществе"
Участие в территориальной педагогической конференции " Семья в современном обществе"...