Педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций
учебно-методический материал по теме
Сценарий предназначен для модераторов конференций с участием музыкальных руководителей ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_tehnologiyam_v_muzyke_-_kopiya.docx | 28.33 КБ |
sovr.obraz_.tehnologii_v_muzyke_-_kopiya.pptx | 694.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
СЛАЙД 1. Технология креативного мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно, британского психолога и писателя, эксперта в области творческого мышления объединяет в себе несколько разных взглядов на поставленную проблему, активизирует мыслительный процесс.
Необходимое оборудование: интерактивная доска с проектором; 5 столов, отдельно стоящих друг от друга; 6 шляп разного цвета.
Музыкальные руководители, участники мероприятия занимают места.
СЛАЙД 2. Руководитель: Уважаемые коллеги! В самом начале нашего мероприятия Вы самостоятельно выбрали место и объединились в микрогруппы для практической деятельности. Я прошу по одному представителю от групп подойти ко мне и выбрать шляпу.
Музыкальные руководители и воспитатели выбирают шляпы, проходят за свои столы.
СЛАЙД 3. Руководитель:
Вы с жёлтой шляпой – это значит.
Лишь позитив найти Ваша задача!
Что продуктивно – ХОРОШО!!!
Аргументируйте ЕЩЁ!!!
Задача жёлтой шляпы – ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА. Почему это стоит делать? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Я весь негатив, недостатки сложу
Лишь в чёрную шляпу!
Скажите, что было проблемно, неясно?
Причину найдите!!!
Без критики не было б многих открытий!!!
Задача чёрной шляпы – ОСТОРОЖНОСТЬ. СУЖДЕНИЕ. ОЦЕНКА. Правда ли это? Сработает ли это? В чём недостатки? Что здесь НЕПРАВИЛЬНО???
Эмоции, чувства лежат в шляпе красной.
Грусть, радость, обида – все чувства прекрасны!!!
Что Вам интересно? Что Вас удивляет?
Пусть только ЭМОЦИИ Вас направляют!
Задача красной шляпы – ЭМОЦИИ, ИНТУИЦИЯ, ЧУВСТВА И ПРЕДЧУВСТВИЯ. Какие чувства возникают у Вас по этому поводу?
Лишь творческой шляпы зелёной подход,
Она РАЗМЫШЛЯТЬ Вам возможность даёт!
К вопросу она подойдёт НЕСТАНДАРТНО!
Творите, рождайте идеи –
Ведь это ПРЕКРАСНО!!!
Задача зелёной шляпы – ТВОРЧЕСТВО. РАЗЛИЧНЫЕ ИДЕИ. НОВЫЕ ИДЕИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Каковы возможные решения и действия??? Каковы АЛЬТЕРНАТИВЫ???
У Вас шляпа синяя! Будьте готовы к тому,
Что за Вами ПОСЛЕДНЕЕ слово!
Вы, слушая всех, материал собирая,
Озвучьте ИТОГ, мысли шляп ОБОБЩАЯ!!!
Задача синей шляпы – ОРГАНИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ. МЫШЛЕНИЕ И МЫШЛЕНИИ. Чего мы достигли? Что нужно сделать ДАЛЬШЕ???
Руководитель: Уважаемые коллеги, я сегодня выступаю в роли белой шляпы:
У этой шляпы белый цвет.
Эмоциям скажите «НЕТ»!!!
Бесстрастно факты изложите,
Не надо чувств, их берегите!
Задача белой шляпы – ИНФОРМАЦИЯ, ВОПРОСЫ, КАКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ МЫ ОБЛАДАЕМ, КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ НАМ НУЖНА???
СЛАЙД 4. В целях реализации современной образовательной политики России, обеспечения высокого качества дошкольного образования, необходимы новые инновационные подходы к решению актуальных проблем, возникающих в детских садах в сложившейся социальной ситуации. Каким должно быть дошкольное образование в будущем? Как обеспечить максимально высокое качество дошкольного образования?
Педагогическая наука и практика находятся в поиске ответов на эти важные вопросы специалистов дошкольного образования. Одним из вариантов решения возникающих проблем на современном этапе является использование в своей работе педагогических технологий.
(Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия, в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.)
Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации взаимодействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.
Слово «технология» довольно прочно обжилось в педагогическом словаре, поэтому педагогу придётся выбирать не только программу и методику, которыми он будет пользоваться в своей работе, но и технологию.
Программа – это, прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребенка – дошкольника. Технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. Программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?», а технология – на вопросы «как делать?».
Педагогическая технология музыкального образования – это инструмент, позволяющий музыкальному руководителю детского сада эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности. В отличие от методов, способов или приёмов педагогическая технология позволяет музыкальному руководителю не только утверждать: «Знаю как», но и ответить на вопрос «Почему я это делаю?».
Виды инновационных педагогических технологий
СЛАЙД 6. Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.
Основная задача педагогов – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых.
СЛАЙД 7. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. К числу современных образовательных технологий можно отнести следующие технологии, которые вы видите на слайде:
— здоровьесберегающие технологии;
— игровые технологии;
— технологии проектной деятельности;
— технологии исследовательской деятельности;
— личностно-ориентированные технологии;
— информационно-коммуникационные технологии
- технология ТРИЗ и другие.
А какие же современные педагогические технологии может использовать в своей работе музыкальный руководитель ДОО?
СЛАЙД 8. Метод проектов на сегодняшний день широко распространён, популярен, актуален, эффективен и, конечно же, инновационен.
Технологии исследовательской деятельности и проектные технологии очень тесно взаимосвязаны. Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
СЛАЙД 9. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
СЛАЙД 10. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием. Большую помощь при подготовке материалов и проведении всех видов музыкальной деятельности оказывают информационно-коммуникационные технологии.
СЛАЙД 11. Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьясбережения.
СЛАЙД 12. Наше время - это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной творческой активностью.
Поэтому мы в своей работе особое внимание уделяем развитию музыкальных способностей своих воспитанников. Этого мы добиваемся, используя различные педагогические технологии.
Одними из наиболее популярных инновационных педагогических технологий, адаптированных и активно используемых в дошкольной педагогике, являются теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
СЛАЙД 13. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, становление у детей научно-познавательного, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает.
СЛАЙД 14,15,16. Применяя современные педагогические технологии в инновационном обучении, педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию критерии уровней овладения технологиями Т.В. Хабаровой «Педагогические технологии в дошкольном образовании». С их помощью можно выяснить, на каком уровне овладения технологиями мы находимся.
19. Уровень овладения технологиями – оптимальный.
В теории: педагог знает научные основы разных технологий обучения; дает объективную психологическую оценку (и самооценку) эффективности применения технологий в образовательном процессе.
На практике: педагог целенаправленно и систематически применяет технологию обучения в своей деятельности; творчески моделирует сочетаемость разных технологий обучения в собственной практике; широко применяет методы диагностики.
20. Уровень овладения технологиями – развивающийся.
В теории: педагог имеет представление о различных технологиях обучения; обоснованно описывает суть собственной технологической цепочки; активно участвует в анализе эффективности используемых технологий.
На практике: педагог следует алгоритму технологии обучения; владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью; использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы.
21. Уровень овладения технологиями — элементарный.
В теории: у педагога сформировано общее, эмпирическое представление о технологиях обучения; он выстраивает отдельные технологические цепочки, но при этом не может объяснить их целевое назначение в рамках занятия; уклоняется от обсуждения вопросов, связанных с технологиями обучения.
На практике: педагог применяет элементы технологий обучения интуитивно, эпизодически, несистемно; придерживается в своей деятельности какой-либо одной технологии обучения; допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения.
Уважаемые коллеги, давайте определим основные существенные отличия технологии обучения от методики обучения (на слайде таблица):
— технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете вне зависимости от его содержания;
— методика не обещает педагогу гарантированных результатов, технологии же, наоборот, дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми;
— технологии жёстко задают способ достижения цели через алгоритмизацию процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой, то есть обладают инструментальностью, методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, не предполагает гарантированности достижения цели, не обладает высокой инструментальностью;
— технология отвечает на вопрос: «Как учить?», методика — на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?» в рамках конкретной учебной дисциплины;
— технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников;
— в методике сильно влияние личных характеристик и мастерства педагога.
Практическая часть в технологии «Шесть шляп»
СЛАЙД 17. Музыкальные руководители, воспитатели общаются в микрогруппах, высказывают мнения, приходят к выводам.
Итог работы секции «Современные образовательные технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников» подведет «Синяя шляпа»:
• Педагогические технологии – современный инструмент дошкольного образования.
• С помощью педагогических технологий можно достичь высоких результатов в решении педагогических задач.
• Что дальше?
1. Поменять собственное мышление.
2. Подробно изучить применяемые технологии.
3. Активно использовать современные образовательные технологии при работе с детьми при проектировании, планировании и организации образовательной деятельности.
4. Проводить мониторинг результатов использования педагогических технологий.
5. Дать объективную оценку эффективности педагогических технологий в образовательном процессе.
И закончить работу нашей секции хочется словами Чарльза Диккенса:
«Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология «Шесть шляп»
Задача жёлтой шляпы – ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА. Почему это стоит делать? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Задача чёрной шляпы – ОСТОРОЖНОСТЬ. СУЖДЕНИЕ. ОЦЕНКА. Правда ли это? Сработает ли это? В чём недостатки? Что здесь НЕПРАВИЛЬНО??? Задача красной шляпы – ЭМОЦИИ, ИНТУИЦИЯ, ЧУВСТВА И ПРЕДЧУВСТВИЯ. Какие чувства возникают у Вас по этому поводу? Задача зелёной шляпы – ТВОРЧЕСТВО. РАЗЛИЧНЫЕ ИДЕИ. НОВЫЕ ИДЕИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Каковы возможные решения и действия??? Каковы АЛЬТЕРНАТИВЫ??? Задача синей шляпы – ОРГАНИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ. МЫШЛЕНИЕ И МЫШЛЕНИИ. Чего мы достигли? Что нужно сделать ДАЛЬШЕ??? Задача белой шляпы – ИНФОРМАЦИЯ, ВОПРОСЫ, КАКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ МЫ ОБЛАДАЕМ, КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ НАМ НУЖНА???
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.
Технология – совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
— здоровьесберегающие технологии; — игровые технологии; — технологии проектной деятельности; — технологии исследовательской деятельности; — личностно-ориентированные технологии; — информационно-коммуникационные технологии; - технология ТРИЗ и другие. Современные образовательные технологии:
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» Б.М. Теплов
Информационно- коммуникационные технологии Современное образование невозможно представить без использования информационных ресурсов, это связано с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Главная идея ТРИЗ - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму»
Уровень овладения технологиями – оптимальный В теории: педагог знает научные основы разных технологий обучения; дает объективную психологическую оценку (и самооценку) эффективности применения технологий в образовательном процессе. На практике: педагог целенаправленно и систематически применяет технологию обучения в своей деятельности; творчески моделирует сочетаемость разных технологий обучения в собственной практике; широко применяет методы диагностики.
Уровень овладения технологиями – развивающийся В теории: педагог имеет представление о различных технологиях обучения; обоснованно описывает суть собственной технологической цепочки; активно участвует в анализе эффективности используемых технологий. На практике: педагог следует алгоритму технологии обучения; владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью; использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы.
Уровень овладения технологиями — элементарный В теории: у педагога сформировано общее, эмпирическое представление о технологиях обучения; он выстраивает отдельные технологические цепочки, но при этом не может объяснить их целевое назначение в рамках занятия; уклоняется от обсуждения вопросов, связанных с технологиями обучения. На практике: педагог применяет элементы технологий обучения интуитивно, эпизодически, несистемно ; придерживается в своей деятельности какой-либо одной технологии обучения; допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения.
«Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим» Чарльз Диккенс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методику экспериментирования более углубленно. В н...
Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Использование метода проектов в ДОУ»
laquo;Использование метода проектов в ДОУ»...
Представление опыта на 12 педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г.Канска и группы восточных районов Красноярского края
Для определения образовательных потребностей ребенка, его потенциальных возможностей, эмоционально-волевых качеств, дошкольному учреждению необходимо разработать модель психолого- педагогического мони...
Статья опубликованная в сборнике материалов XII педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных райнов Красноярского края "Инновационный опыт-основа системных изменений"
Статья "Наглядное моделирование как средство развития познавательных способностей дошкольников"...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций "Реализация программы воспитания от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени"
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций "Реализация программы воспитания: от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени"...
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...