Педагогический проект совместно - воспитатель с детьми и родители. Первая младшая группа.( 2-3 года )
проект (младшая группа) на тему
Тема проекта " Развитие мелкой моторики у детей через пальчиковые игры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_palchikovye_igry_rabota_s_roditelyami.docx | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект совместно- воспитателя с детьми и родителями первой мл. группы.(2-3 лет) на тему:
«Развитие мелкой моторики у детей через пальчиковые игры» (долгосрочный)
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Актуальность:
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.
Методы и формы организации проекта;
Задачи для педагога:
Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики с подбором материалов.
-комплекс пальчиковой гимнастики;
-Упражнения с элементами массажа;
-упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихов, сценок;
-- показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
- познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
- развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
-закреплять знакомые упражнения в свободной деятельности;
-игры с предметами;
-разного вида шнуровки;
-пальчиковый театр;
-картотека игр для пальчиков;
Задачи для родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики;
-беседы и консультации с родителями по данной теме;
-семинары –практикумы;
-мастер-классы;
-конкурсы по изготовлению игр, пособий по развитию мелкой моторики.
-.
Участники проекта:
1. Воспитатель: Сарапкина.И.Н.
2. Дети;
3. Родители.
Средства достижения поставленных задач:
- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;
- информационные листы для родителей;
- разучивание стихов, потешек;
- использование атрибутов к пальчиковой гимнастике.
Условия:
Материальные: приобрести игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры согласно возраста детей, необходимую методическую литературу по данной теме.
1. Игра «Цветные столбики»
2. Игра на развитие мелкой моторики «Цветные бусы»
3. Мозаика 50 деталей
4. Пирамидки
5. Кубики в картинках
6. Мозаика мелкая «Полянка»
7. Пазлы «Гусеница»
8. Набор «Строим вместе» (54 кубика)
9. Конструктор «Строитель»
10. Пальчиковый театр «Колобок»
11. Пальчиковый театр «Репка»
12. Пальчиковый театр «Теремок»
13. Пальчиковый тренажёр «Лунтик
14.Геометрические вкладыши.
15.Лего.
Методическая литература по данной теме.
Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва, 2008.
Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;
Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;
Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007
Длительность проекта: в течение учебного года (с сентября 2015 по май 2016г..)
Предполагаемый результат:
Дети:
- проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- отзывы родителей и педагогов;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Родители:
- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап:
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
Изучение методической литературы по данной теме:
О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год);
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);
А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая.
Подготовка наглядного материала:
- письменных консультаций, стендов информации;
- современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» , пано «Цветок» по тактильному развитию, «Солнышко» шнуровка, развивающая доска «Как это работает?»
- оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки» и др.;
- выставки детских работ : коллективных работ на тему: «Яблоки для ежа», «Осень».
II. Основной этап реализации проекта:
- составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
- разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
- обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
- включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени на прогулке.
Перспективный план пальчиковых игр с детьми 1 мл. группе
Месяц | Тема игр |
Сентябрь | 1. «Сорока-белобока» 2. «Ладушки-ладушки» |
Октябрь | 1. Семья» 2. «Этот пальчик хочет спать « 3. «Поехали- поехали» 4. «Колобок» |
Ноябрь | 1. Веселые маляры» 2. «Повар» 3. Пила-пила» 4. Зайкины уши» |
Декабрь | 1. «Сидит белка на тележке» 2. «Бумажный мячик» 3. «В гости» 4. «Следы» |
Январь | 1. «Разные следы» 2. «Прогулка» 3. « Дорожка» 4. «Улитка- улитка» |
Февраль | 1. «Стираем платочки» 2 «Ежик» 3 «Как у нашего кота» 4 «Змейка» |
Март | 1. «Бусинки горошинки» 2. «Дружба» 3. «Зайчик» 4 «Птенчики в гнезде» |
Апрель | 1. «Солнышко» 2. «Апельсин» 3. «Бабочки» 4. «Зайчик» |
Май | 1. «Пальчик – мальчик» 2. «На работу» 3. «Помогаем маме» 4. «Жили были пальчики» |
План мероприятий с родителями
Срок проведения | Мероприятия | Тема | Ответственный |
Сентябрь | Родительское собрание | Тема: «Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте» | Воспитатель |
Октябрь | Консультации для родителей | Тема: «Что такое мелкая моторика и как её развивать» Тема: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» | Воспитатель Воспитатель |
Ноябрь | Мастер -класс | Тема: «Изготавливаем развивающие игры своими руками» | Воспитатель родители |
Декабрь | Информационная папка для родителей | Тема: «Пальчиковые игры « | Воспитатель |
Январь | Конкурс для родителей. | Тема: Изготовление пособий по развитию мелкой моторики. | Воспитатель |
Февраль | Консультация для родителей | Тема: «Поиграйте с ребенком дома» | Воспитатель |
Март | Открытое занятие для родителей | Тема «Весна красна» | Музыкальный руководитель |
Апрель | Консультация для родителей | Тема «Речь и пальчики» | Воспитатель |
Май | Итоговое родительское собрание | Тема: Диагностика . | Воспитатель |
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;
- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;
- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;
- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Работа с родителями:
выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»;
мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
родительские собрания: знакомство с кружком «Весёлые ручки»;
Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».
III. Заключительный этап
Анализируя работу, можно уже сделать выводы:
тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды деятельности детей;
отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляют желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняют упражнения на развитие мелкой моторики рук;
возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память; дети стали более активны.
План выполнения проекта
№ | Виды деятельности | Цели и задачи |
1. | Изучение тематики, формулировка проблемы. | Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей. |
2. | Изучение родителями методической литературы: Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковые шаги» Санкт-Петербург Корона-Век 2007, Л. Г. Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008 | Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения. |
3. | Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр для педагогов и родителей. | Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований. |
4. | Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей. | Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта. |
5. | Консультации для родителей (индивидуальные) на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики». | Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы. |
6. | Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики». | Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр. |
7. | Семинар-практикум для родителей на тему: «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить». | Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта. |
8. | Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». | Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными. |
9. | Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. | Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми. |
10. | Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги». с родителями. | Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки. |
11. | Постановка новой проблемы: «Теневой театр». | Разработать план работы по развитию речи детей посредством театральной деятельности. |
Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволит добиться положительных результатов. Проведение диагностического обследования в мае 2016 года .
Перечень используемой литературы:
1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
7) Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
8) Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми и родителями в младшей группе "Петрушка в гостях у детей"
Задачи:1. Закреплять представление детей о приметах весны; формировать умение называть их.2. Продолжать формировать ...
Конспект совместной деятельности с детьми и родителями в младшей группе "Петрушка в гостях у детей"
Задачи:1. Закреплять представление детей о приметах весны; формировать умение называть их.2. Продолжать формировать ...
Педагогический проект совместно-игровой деятельности воспитателя с детьми и родителями первой младшей группе (с 2-х до 3-х лет) на тему: «Весна Красна»
Педагогический проект совместно-игровой деятельности воспитателя с детьми и родителями первой младшей группе (с 2-х до 3-х лет)...
Педагогический проект совместно-игровой деятельности воспитателя с детьми и родителями первой младшей группе (с 2-х до 3-х лет) на тему: «Зимушка Зима »
Педагогический проект совместно-игровой деятельности воспитателя с детьми и родителями первой младшей группе (с 2-х до 3-х лет) на тему: «Зимушка Зима »...
Педагогический проект совместно-игровой деятельности воспитателя с детьми и родителями первой младшей группе (с 2-х до 3-х лет) на тему: «Осень Золотая»
Педагогический проект совместно-игровой деятельности воспитателя с детьми и родителями первой младшей группе (с 2-х до 3-х лет) на тему: «Осень Золотая»...
Конспект проведения ресурсного круга с детьми и родителями II младшей группы (3-4 года) Тема - «Добрый мир»
Конспект мероприятия в рамках реализации программы "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте"...
Конспект проведения ресурсного круга с детьми и родителями II младшей группы (3-4 года) Тема - «Ласковая песня»
Конспект мероприятия в рамках реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»...