Рабочая образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА»
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_kruzhka_abvgdeyka_starshiy_doshkolnyy_vozrast_.docx | 61.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
РАССМОТРЕНА на заседании Педагогического совета протокол № ___ от «___» ________ г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ ДСКВ «Солнышко» ____________ Морозова Г.В. Приказ № _____ от «___» ______ г. |
Рабочая образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА»
Срок реализации: 2018 – 2019 учебный год
Целевая аудитория:
дети дошкольного возраста 6-7 лет
Автор программы:
Якубова З.Ф.
Покачи
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………2
2. Цель, задачи………………………………………………………………………..3
3. Содержание программы…………………………………………………………..4
4. Ожидаемые результаты…………………………………………………………...5
5. Структура занятия………………………………………………………………...6
6. Оборудование для проведения занятий………………………………………….6
7. Учебно- тематический план……………………………………………………...7
9. Используемая литература…………………………………………………………9
Приложение 1………………………………………………………………………10
Приложение 2………………………………………………………………………26
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – уникальный период развития ребенка, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.
Обучение грамоте – своеобразный старт для дошкольников в изучении родного языка, его богатств и возможностей в выражении мыслей, чувств, побуждений. Важно, чтобы этот старт был удачным и победным.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации. Именно игра помогает создать такие ситуации. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».
Активизировать речевое развитие помогает вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка. На занятиях по развитию речи дошкольников используются лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Именно благодаря им у ребенка происходит становление культуры речи: формируется интонационно-динамическая выразительность, ее темпоритмические качества, четкость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственную речевую активность ребенка.
Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) разработана на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве». В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка, а не дублируют школу.
2. Цель программы включает в себя два основных компонента: развитие познавательно-речевой деятельности детей, подготовка к овладению грамотным чтением и письмом.
Задачи программы:
- Формировать понятия о звуко-буквенном и звуко-слоговом анализе.
- Развивать умения говорения и слушания, формирование навыков чтения по слогам.
- Обогатить активный и пассивный словарь тематическими группами.
- Совершенствовать звуковую культуру речи.
- Формировать графомоторные навыки.
С учетом тематики в занятия программы включаются также следующие разделы:
- Обучение звуко-слоговому анализу (звуковой анализ состава слогов, слов; дифференциация понятий «звук» и «буква», соотнесение букв и звуков).
- Развитие звуковой культуры (знакомство с классификацией звуков: гласные, согласные; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные).
- Лексическая работа (конструирование словосочетаний).
- Развитие связной речи (составление предложений по картине, ответы на вопросы полными предложениями, составление рассказов по серии картинок, рассказывание по теме из опыта детей, словесные картинки, чтение слогов, слов и т.п.).
- Развитие мелкой моторики (штриховка, обведение по контуру и т.п.).
Для активизации речевого развития детей на занятиях используются упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь у ребенка дошкольного возраста. Все задачи тесно связаны между собой, и предполагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.
3. Содержание программы позволяет:
- предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу;
- подготовить детей к школе, способствуя:
- формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;
- овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
- развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
- овладению навыками речевого общения;
- развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Новизна данной программы заключается в том, что выбор форм проведения занятий по обучению грамоте определяется с учетом интересов детей – это занятие-знакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятие-творчество, занятие-путешествие, занятие-конкурс, занятие-сказка, самостоятельная деятельность. А также для прочного усвоения материала используются рабочие тетради на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала:
- Колесникова Е.В. От А до Я (звуки и буквы) / рабочая тетрадь для детей 6-7лет. – М., 2001.
Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал.
Данная программа также предусматривает системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы как: консультации, практикумы, памятки, открытые занятия. Включение данного направления в содержание программы помогает обеспечить оптимальный уровень освоения грамотой старших дошкольников.
4. Ожидаемые результаты.
К концу учебного года дети старшего дошкольного возраста овладевают:
- умением вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки.
- умением интонационно выделять заданные звуки в словах, делить слова на слоги.
- знанием букв по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков (фонем).
- умением различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
- умением определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
- знанием графического изображения слова – прямоугольник (моделирование).
- знанием условного обозначения звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат (моделирование).
- умением обозначать место звука в слове на схеме, используя графические изображения звуков.
- умением писать слова с помощью графических изображений, писать печатные буквы в клетке, используя образец.
- умением соотносить звук и букву.
- умением писать слова, предложения печатными буквами.
- умением проводить звуковой (фонетический) анализ слова
- умением читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
- знанием об ударении, ударном слоге, ударных гласных.
- умением правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
- умением составлять предложение из двух, трех, четырех слов. Учить записывать предложение условными обозначениями.
- умением понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
В программе также представлен диагностический лист, по критериям которого можно отследить динамику при овладении дошкольниками данной программы. Критерии:
- Знание изученных звуков и букв (произношение, написание).
- Нахождение места заданного звука в слове.
- Работа со схемой слова, схемой предложения.
- Чтение слогов, слов, предложений, текстов.
- Составление предложений по сюжетной картинке.
- Беглость чтения. Осознанность прочитанного.
5. Структура занятия:
- Артикуляционная гимнастика или разминка;
- Анализ звука (артикуляция, характеристика)
- Выделение звука на слух из ряда звуков, слов, предложений, придумывание слов с заданным звуком.
- Составление схемы слова с изучаемым звуком.
- Физкультминутка - Анализ буквы.
- Чтение слогов и слов
- Различные игры и упражнения по развитию речи, развитию графических навыков, занимательные упражнения на развитие психических процессов.
Режим занятий. Общее количество занятий в год – 36. Длительность каждого занятия – 30 минут. Периодичность проведения – 1 занятие в неделю.
6. Оборудование для проведения занятий:
∙ Наборное полотно;
∙ Печатные буквы большого формата;
∙ Разрезные азбуки;
∙ Схемы слов, слогов, предложений, звуков (красные, синие, зелёный квадраты);
∙ Дидактические игры;
∙ Карточки с текстом для чтения;
∙ Слоговые таблицы для составления слов;
∙ Предметные и сюжетные картинки;
∙ Игрушки, муляжи и пр. наглядность;
∙ Букварь Н.Жукова;
∙ Рабочая тетрадь для детей 6 -7 лет;
∙Ресурсы интернета. Для определения результативности занятий по данной программе используется диагностика, отражающая уровень развития каждого воспитанника (проводится в декабре и в мае).
Срок реализации: 2017-2018 учебный год.
7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | |
Количество часов | ||
1-2 | Первичная диагностика «Выявление уровня развития звуко-буквенного анализа» | 30 мин |
3 | Звук и буква А | 30 мин |
4 | Звук и буква О | 30 мин |
5 | Звук и буква У | 30 мин |
6 | Звук и буква Ы | 30 мин |
7 | Звук и буква Э | 30 мин |
8 | Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА. Закрепление пройденного материала | 30 мин |
9 | Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ | 30 мин |
10 | Звук и буква М. Чтение слогов, слов. Ударение | 30 мин |
11 | Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов | 30 мин |
12 | Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения | 30 мин |
13 | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов | 30 мин |
14 | Звук и буква Я. Чтение слогов, слов, предложений | 30 мин |
15 | Звук и буква Ю. Чтение слогов, слов | 30 мин |
16 | Звук и буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений | 30 мин |
17 | Звук и буква Ё | 30 мин |
18 | Звук и буква И. Чтение слогов, слов | 30 мин |
19 | Закрепление пройденного материала | 30 мин |
20 | Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г-К. Чтение слогов, составление и условная запись предложения. | 30 мин |
21 | Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д- Т. Чтение слогов, предложений. | 30 мин |
22 | Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Буквы В-Ф. Чтение слогов, предложений. | 30 мин |
23 | Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З-С. Чтение слогов, предложений. | 30 мин |
24 | Звуки Б-БЗЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П. Чтение слогов, предложений. | 30 мин |
25 | Звуки Х-ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, предложений. | 30 мин |
26 | Звуки и буквы Ж-Ш. Чтение слогов, слов | 30 мин |
27 | Звук и буквы Ч-Щ. Чтение слогов, предложений | 30 мин |
28 | Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов | 30 мин |
29 | Звук и буква Й. Чтение слогов, стихотворных текстов | 30 мин |
30 | Буква Ь. Чтение слов, стихотворных текстов | 30 мин |
31 | Буква Ъ. Чтение слов, стихотворных текстов | 30 мин |
32 | Чтение слогов, слов, предложений | 30 мин |
33 | Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам | 30 мин |
34 | Алфавит, чтение стихотворения | 30 мин |
35-36 | Итоговая диагностика «Выявление уровня развития звуко-буквенного анализа» | 30 мин |
Всего: 36 |
8. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Волина В. Занимательное азбуковедение. - М.: «Просвещение», 1991.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. - М.: «Профессиональное образование», 1994.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: «Просвещение», 1985.
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 6-7 лет. - М: «Ювента», 2001.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: « Просвещение», 1988.
- Программа развития и воспитания в детском саду «ДЕТСТВО». - СПб., 1995.
- Туманова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: «Просвещение», 1991.
- Урунтаева Т.Л. Помоги принцу найти Золушку. - М.: «Просвещение», 1994.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: «Просвещение», 1981.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: «Лань», 1996.
Приложение 1
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ
№ | Тема занятия | Задачи | Содержание занятия | Работа с родителями |
1-2 | Первичная диагностика «Выявление уровня развития звуко-буквенного анализа» | Выявить уровень развития звуко-буквенного анализа у дошкольников на начало учебного года. Развивать умение воспринимать словесную инструкцию педагога. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Знание изученных звуков и букв (произношение, написание) Нахождение места заданного звука в слове Работа со схемой слова, схемой предложения Чтение слогов, слов, предложений, текстов Составление предложений по сюжетной картинке Беглость чтения. Осознанность прочитанного | Консультация для родителей «Результаты первичной диагностики. Перспективы работы» |
3 | Звук и буква А | Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением (красный квадрат). Учить определять место звука А в словах, обозначать место звука в слове – в начале, в середине, в конце (схема – красный квадрат). Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук А. Познакомить с буквой А как письменным обозначением звука А. Учить писать печатную букву А, используя образец. Развивать операции анализа и синтеза, фонематический слух. Формировать понимание учебной задачи. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Найди и обведи» Д/и «Определи место звука в слове» Д/и «Кто внимательный» Физкультминутка. П/игра «Аист» Д/у «Рисуем матрешек – пишем букву А» Д/и «Определи место буквы в слове» Самоконтроль и самооценка выполненной работы (по словесной инструкции, по зрительному образцу) Итог | Консультация для родителей «Как научить ребенка читать» |
4 | Звук и буква О | Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением (красный квадрат). Учить определять место звука О в словах и обозначать на схеме красным квадратом. Учить внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком О, которые есть в этом стихотворении. Познакомить с буквой О как письменным обозначением звука О. Учить писать печатную букву О, используя образец. Учить соотносить схему слова с названием изображенного предмета. Развивать операции анализа и синтеза, фонематический слух, слуховое и зрительное восприятие. Формировать понимание учебной задачи. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Найди и обведи» Д/и «Определи место звука в слове» Д/и «Кто внимательный» Физкультминутка. П/игра «Слушай, делай» Д/у «Рисуем мячи – пишем букву О» Д/и «Схема, слово» Самоконтроль и самооценка выполненной работы (по словесной инструкции, по зрительному образцу) Итог | Консультация для родителей «Играем дома с детьми. Игры со словами» |
5 | Звук и буква У | Познакомить с гласным звуком У. Продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков (красный квадрат). Учить определять место звука в слове, обозначать его на схеме. Продолжать внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком У. Учить интонационно выделять звук в словах. Познакомить с буквой У как письменным обозначением звука У. Учить писать печатную букву У по образцу. Развитие слухового восприятия, интонационной выразительности речи, моторных функций. Прививать аккуратность при работе в тетради. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Загадки и отгадки» Д/и «Схема, слово» Д/и «Кто внимательный» Физкультминутка. П/игра «Паровоз» Д/у «Рисуем крючки – пишем букву У» Д/у «Соедини правильно» Самоконтроль и самооценка выполненной работы (по словесной инструкции, по зрительному образцу) Итог | Практикум «Основы обучения чтению дошкольников» |
6 | Звук и буква Ы | Познакомить с гласным звуком и буквой Ы. Продолжать учить определять место звука в слове и обозначать на письме, используя условное обозначение. Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу. Учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения. Учить писать печатную букву Ы по точкам и самостоятельно. Учить делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение определять первый звук в словах и соотносить с соответствующей буквой. Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, фонематическое восприятие, воображение. Воспитывать привычку слушать товарища, не перебивая его. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Загадки, предметы, схемы» Физкультминутка. П/игра «Мы бегаем кругом» Д/у «Пишем букву ы» Д/и «Ну-ка, буква, отзовись» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Трудности в обучении детей чтению» |
7 | Звук и буква Э | Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением (красный квадрат). Продолжать учить определять место звука в слове и обозначать на письме, используя условное обозначение. Познакомить с буквой Э как письменным обозначением звука Э. Учить писать букву Э, используя образец. Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А, О, У, ы. Развивать слуховое и зрительное восприятие, операции анализа и синтеза, сравнения, графомоторные навыки. Прививать самостоятельность, адекватную самооценку. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Закончи предложение» Д/у «Пишем букву Э» Физкультминутка по желанию детей Д/и «Пиши правильно» Д/и «Кто больше» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Памятка «Режим охраны зрения на занятиях по обучению грамоте» |
8 | Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА. Закрепление пройденного материала | Формировать умение читать слова из пройденных букв УА, АУ. Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, У, Ы, Э. Закреплять умение определять первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Закреплять умение писать печатные гласные буквы. Развивать операции анализа, синтеза, зрительного восприятия, ориентировку на листе бумаги. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Пальчиковая гимнастика И/у «Напиши и прочитай» Д/и «Кто больше» И/у «Кто в каком домике живет?» Физкультминутка – П/и «Зайка» Д/и «Закрась правильно» Д/и «Звук и буква» Д/и «Подскажи словечко» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Физкультминутки – это здорово!» |
9 | Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ | Познакомить со звуком Л как согласным звуком и его условным обозначением (синий квадрат). Учить обозначать на схеме место звука Л в слове, используя условное обозначение. Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Познакомить с печатным написанием буквы Л. Учить писать печатную букву Л по образцу. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Упражнять в умении делить слова на слоги. Учить писать слоги в схемах слова. Развивать мыслительные операции, слуховое внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и товарищей. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Назови первый звук» Д/и «Предмет, схема» Физкультминутка – П/и «Влево-вправо» Д/у «Пишем букву Л и читаем слоги» Д/и «Раздели правильно» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум «Развиваем пальчики – развиваем речь» |
10 | Звук и буква М. Чтение слогов, слов. Ударение | Познакомить со звуком М как согласным звуком и его условным обозначением (синий квадрат). Учить обозначать на схеме место звука М в слове, используя условное обозначение. Учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения. Познакомить с печатным написанием буквы М. Учить писать печатную букву М по образцу. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом. Учить читать слова из пройденных букв – мама, мыло. Познакомить с ударением и его условным обозначением. Развивать мыслительные операции, внимание, воображение. Прививать интерес к изучению русского языка. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Загадки и отгадки» Д/и «Определи место звука в слове» Физкультминутка – П/и «Мишка косолапый» Д/и «Слоговые домики» Д/и «Читаем первые слова» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Прописи. Готовим детей к школе» |
11 | Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов | Познакомить со звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением (синий квадрат). Учить обозначать на схеме место звука Н в слове, используя условное обозначение. Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу. Познакомить с печатным написанием буквы Н. Учить писать печатную букву Н по образцу. Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Учить писать слова луна, мыло с помощью условных обозначений и букв, проводить фонетический разбор этих слов. Развивать мыслительные операции, фонематическое восприятие, внимание, воображение. Формировать навыки самоконтроля и самооценки | Артикуляционная гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Определи место звука в слове» Физкультминутка по желанию детей Д/и «Соедини правильно» Д/и «Слово, схема, предмет» Д/и «Кто больше» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Раскраски для детей: полезные и вредные» |
12 | Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения | Познакомить со звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением (синий квадрат). Учить определять место звука Р в словах, обозначать на схеме, используя условное обозначение. Познакомить с печатным написанием буквы Р. Учить писать печатную букву Р по точкам и самостоятельно. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять с написанием данного слога. Развивать графомоторные навыки, операции анализа и синтеза, фонематическое восприятие, артикуляционную моторику. Формировать навыки самоконтроля и самооценки | Пальчиковая гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/уи «Определи место звука и обозначь на схеме» Д/и «Закрась правильно» Физкультминутка – П/и «Вороны» Д/и «Слова и слоги» Д/у «Учимся читать предложение» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум «Как правильно писать буквы» |
13 | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов | Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Упражнять в различении гласных и согласных звуков. Закреплять умение определять место звука в слове. Развивать операции анализа, синтеза, сравнений, обобщения, фонематического восприятия. Формировать привычку аккуратно работать в тетради. | Артикуляционная гимнастика Д/у «Как зовут мальчика» Д/и «Звук потерялся» Д/у «Учимся читать слоги» Физкультминутка – П/и «Пальчики» Д/у «Закрась правильно» Д/у «Звук и буква» Д/и «Подскажи словечко» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Звуки и буквы: гласные, согласные» |
14 | Звук и буква Я. Чтение слогов, слов, предложений | Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением. Учить писать печатную букву Я. Учить читать слоги МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ, РА-РЯ. Познакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением (зеленый квадрат). Учить читать слова и предложения. Продолжать учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения. Учить записывать предложение схематически, определять порядок следования слов в предложении. Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения, кругозор. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Пальчиковая гимнастика Д/у «Знакомимся с буквой Я и читаем слоги» Д/и «Загадки и отгадки» Физкультминутка – П/и «Деревья в лесу» Д/у «Как зовут девочку» Д/у «Учимся читать и записывать предложение» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум «Использование компьютерных игр в обучении чтению» |
15 | Звук и буква Ю. Чтение слогов, слов | Познакомить с буквой Ю и ее условным обозначением (красный квадрат). Учить писать печатную букву Ю. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением (зеленый квадрат). Упражнять в соотнесении звука и буквы. Учить дифференцировать звуки: гласные – согласные, твердые – мягкие. Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения. Развивать мыслительные операции, ориентировку в пространстве, концентрацию внимания. Формировать навык адекватной самооценки. | Артикуляционная гимнастика Д/у «Знакомимся с буквой Ю и читаем слоги» Д/у «Напиши правильно» Физкультминутка – П/и «Слушай, делай» Д/у «Как зовут девочку, мальчика» Д/у «Читай и записывай знаками» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Зрение детей – драгоценно!» |
16 | Звук и буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений | Познакомить с буквой Е и ее условным обозначением (красный квадрат). Учить писать печатную букву Е. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением (зеленый квадрат). Учить соотносить схему с написанным словом. Учить составлять предложение из трех слов по картинке и записывать его условными знаками.. Развивать мыслительные операции, ориентировку в пространстве, концентрацию внимания. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. | Артикуляционная гимнастика Д/у «Знакомимся с буквой Е и читаем слоги» Д/и «Подскажи словечко» Физкультминутка – П/и «Карусель» Д/и «Соедини правильно» Д/у «Составь и запиши предложение знаками» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Азбука или Букварь?» |
17 | Звук и буква Ё | Познакомить с буквой Ё и ее условным обозначением (красный квадрат). Учить писать печатную букву Ё. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением (зеленый квадрат). Учить соотносить звук и букву. Учить дифференцировать звуки: гласные – согласные, твердые – мягкие. Развивать мыслительные операции, объем слухового восприятия, графомоторные навыки. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. | Артикуляционная гимнастика Д/у «Пишем букву Ё и читаем слоги» Д/и «Слушай, смотри, пиши» Физкультминутка – П/и «Паровоз» Д/и «Буквы рассыпались» Д/и «Ну-ка, буква, отзовись» Д/и «Подскажи словечко» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Знакомимся с игровыми приемами в обучении чтению» |
18 | Звук и буква И. Чтение слогов, слов | Познакомить с буквой И и ее условным обозначением (красный квадрат). Учить писать печатную букву И. Упражнять в умении определять место звука в слове, обозначать на схеме, используя условное обозначение. Упражнять в умении отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения. Учить соотносить полученные знания с текстом загадки. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением (зеленый квадрат). Учить читать слоги и слова. Учить проводить фонетический разбор слова. Развивать мыслительные операции, память, объем внимания. Формировать навык самоконтроля и самооценки | Пальчиковая гимнастика Д/и «Загадки и отгадки» Д/у «Определи место звука в слове» Физкультминутка – П/и «Влево-вправо» Д/у «Пишем букву И и читаем слоги» Д/и «Предмет, схема, слово» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум «Грамотная речь – залог успеха» |
19 | Закрепление пройденного материала | Закреплять умение писать гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Продолжать учить читать слоги, различать твердость и мягкость согласных. Учить читать и писать слова мяу, му, юла, лимон. Учить читать предложение, определять порядок слов в предложении. Упражнять в определении ударных гласных звуков в словах. Развивать память, мыслительные операции, внимание. Прививать культуру письма. | Артикуляционная гимнастика Д/у «Слоговые листочки» Д/и «Напиши правильно» Физкультминутка по желанию детей Д/и «Напиши правильно» Д/у «Читаем предложение» Д/и «Кто больше» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Открытое занятие «Чему научились наши дети» |
20 | Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г-К. Чтение слогов, составление и условная запись предложения. | Познакомить со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками Г-ГЬ, К-КЬ. Закреплять умение использования условных обозначений согласных звуков (синий и зеленый квадрат). Упражнять в умении слушать текст стихотворения, подбирать слова близкие по звучанию и смыслу. Познакомить с печатными буквами Г-К, учить писать по точкам и самостоятельно. Учить читать слоги Г + 10 гласных, К + 10 гласных. Упражнять в составлении предложений из трех слов по сюжетной картинке. Развивать мыслительные операции, воображение, графомоторные навыки. Формировать интерес к чтению. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Слово, схема» Физкультминутка – П/и «Кузнечики» Д/у «Слоговые домики» Д/у «Составь и запиши предложение знаками Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Согласные буквы: звонкие и глухие» |
21 | Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д- Т. Чтение слогов, предложений. | Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами Д-Т как письменными знаками звуков Д-ДЬ, Т-ТЬ. Учить писать буквы Д-Т по точкам и самостоятельно. Закреплять умение использования условных обозначений согласных звуков (синий и зеленый квадрат). Формировать навык чтения. Закреплять знания об ударении. Развивать интонационную выразительность речи, операции анализа и синтеза, сравнения, памяти. Формировать навыки адекватной самооценки. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Загадки и отгадки» Д/и «Узнай какой звук» Д/и «Слоговые домики» Физкультминутка – П/и «Вороны» Д/у «Прочитай и запиши предложение по знакам» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Согласные буквы: твердые и мягкие» |
22 | Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Буквы В-Ф. Чтение слогов, предложений. | Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами В-Ф как письменными знаками звуков В-ВЬ, Ф-ФЬ. Учить писать буквы В-Ф по точкам и самостоятельно. Учить читать слоги В + 10 гласных, Ф + 10 гласных. Закреплять умение использования условных обозначений согласных звуков (синий и зеленый квадрат). Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, памяти. Формировать навык осознанного чтения. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Слоговые домики» Физкультминутка – П/и «Волчок» Д/и «Подскажи словечко» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум для родителей «Игровые приемы в обучении чтению» |
23 | Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З-С. Чтение слогов, предложений. | Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами З-С как письменными знаками звуков З-ЗЬ, С-СЬ. Учить писать буквы З-С по точкам и самостоятельно. Учить читать слоги З + 10 гласных, С + 10 гласных. Закреплять умение использования условных обозначений согласных звуков (синий и зеленый квадрат). Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, памяти, графомоторных навыков. Формировать навык беглого чтения. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Загадки и отгадки» Д/и «Определи место звука в слове» Д/и «Слоговые домики» Физкультминутка – П/и «Зайка серенький сидит» Д/и «Допиши и прочитай» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Учим дошкольников читать осознанно» |
24 | Звуки Б-БЗЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П. Чтение слогов, предложений. | Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами Б-П как письменными знаками звуков Б-БЬ, П-ПЬ. Учить писать буквы Б-П по точкам и самостоятельно. Учить читать слоги Б + 10 гласных, П + 10 гласных. Закреплять умение использования условных обозначений согласных звуков (синий и зеленый квадрат). Учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения. Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, слухового внимания и памяти. Формировать навык самоконтроля. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Загадки и отгадки Д/и «Слоговые домики» Физкультминутка – П/и «Буратино» Д/и «Соедини правильно» Д/и «Буквы рассыпались» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Письменные буквы» |
25 | Звуки Х-ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, предложений. | Познакомить со звуками Х-ХЬ, их графическим обозначением – буква Х. Учить писать печатную букву Х. Учить читать слоги с буквой Х + 10 гласных. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений с изученными буквами. Учить подбирать к картинке соответствующий текст (предложение). Развивать мыслительные операции, слуховое и зрительное восприятие, память. Прививать культуру письма. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Слоговые домики» Физкультминутка – П/и «Хомяк» Д/и «Закончи предложение» Чтение рассказа «Утро в деревне» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум «Взаимодействие с семьей по вопросам обучения дошкольников грамоте» |
26 | Звуки и буквы Ж-Ш. Чтение слогов, слов | Познакомить со звуками Ж-Ш – звонкими и глухими согласными. Закреплять умение использования условных обозначений согласных звуков (синий и зеленый квадрат). Познакомить с буквами Ж-Ш. Учить писать буквы Ж-Ш по точкам и образцу. Учить писать слова. Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, воображения, графомоторные навыки. Прививать интерес к освоению русского языка. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Слоговые домики» Физкультминутка – П/и «Жук» Д/и «Предмет, слово, схема» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Как правильно произносить шипящие звуки» |
27 | Звук и буквы Ч-Щ. Чтение слогов, предложений | Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначением звуков Ч-Щ (зеленый квадрат). Познакомить с печатными буквами Ч-Щ, их правильным написанием. Учить читать слоги, небольшие тексты. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов (бычок, бочок). Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, фонематического восприятия, графомоторные навыки. Формировать навык адекватной самооценки. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Соедини правильно» Д/и «Слоговые домики» Физкультминутка – П/и «Часы» Д/у «Читаем отрывок из стихотворения» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Как правильно произносить свистящие звуки» |
28 | Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов | Познакомить со согласным твердым звуком Ц. Учить интонационно выделять звук Ц в словах. Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц. Учить писать букву Ц по образцу и самостоятельно. Учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, воображения, графомоторные навыки. Формировать навык беглого чтения. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Загадки и отгадки» Д/и «Слоговые шарики» Физкультминутка – П/и «Зарядка» Д/у «Читаем отрывок из стихотворения» Д/и «Буквы рассыпались» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум «Как правильно подобрать тексты для чтения детьми» |
29 | Звук и буква Й. Чтение слогов, стихотворных текстов | Познакомить с мягким согласными звуком Й и его условным обозначением (зеленый квадрат). Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й. Учить записывать слово знаками и буквами. Развивать операции анализа и синтеза, памяти, слуховое и зрительное восприятия. Формировать навык осознанного чтения. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Буква потерялась» Физкультминутка – П/и «Кузнечики» Д/и «Предмет, слово, схема» Д/у «Чтение считалки» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Волшебный звук Й» |
30 | Буква Ь. Чтение слов, стихотворных текстов | Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить писать печатную букву Ь. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. Развивать мыслительные операции, мелкую моторику, объем внимания и памяти. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Буква потерялась» Д/и «Слово, схема» Физкультминутка по желанию детей Д/и «Допиши и прочитай» Д/и «Допиши слово» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Осторожно, мягкий знак» |
31 | Буква Ъ. Чтение слов, стихотворных текстов | Познакомить с буквой Ъ. Учить писать печатную букву Ъ. Учить писать слова. Упражнять в чтении слов, стихотворных текстов. Развивать мыслительные операции, воображение, слуховое восприятие. Формировать учебные навыки. | Артикуляционная гимнастика Д/и «Слово, схема» Д/и «Звук, буква, слово» Физкультминутка по желанию детей Д/у «Чтение стихотворения» Д/и «Найди букву» Д/у «Чтение стихотворения» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Осторожно, твердый знак» |
32 | Чтение слогов, слов, предложений | Продолжать учить писать названия предметов. Учить читать слова и дописывать подходящее по смыслу слово. Закреплять умение определять в предложении первое, второе, третье слово. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Учить разгадывать ребусы. Развивать операции анализа, синтеза, смекалку, фантазию, слуховое внимание. Прививать привычку учиться. | Пальчиковая гимнастика Д/у «Кто катается на карусели» Д/и «Какой звук потерялся» Д/и «Допиши правильно» Физкультминутка по желанию детей Д/у «Разгадываем первые ребусы» Д/у «Отгадываем загадки» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Практикум «В помощь родителям» |
33 | Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам | Продолжать учить писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Учить составлять и записывать предложения по сюжетным картинкам. Закреплять умение проводить фонетический разбор слова. Развивать операции анализа и синтеза, память, зрительное и слуховое восприятие. Формировать навык самоконтроля и адекватной самооценки. | Артикуляционная гимнастика Д/у «Допиши гласные буквы и прочитай слова» Д/у «Допиши согласные буквы и прочитай слова» Физкультминутка по желанию детей Д/у «Составь и запиши предложение» Д/и «Подскажи словечко» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Открытое занятие «Чему научились наши дети» |
34 | Алфавит, чтение стихотворения | Познакомить с алфавитом. Закреплять умение читать и писать пройденные буквы. Развивать мыслительные операции, слуховое и зрительное внимание, графические навыки. Формировать навык беглого осознанного чтения. | Пальчиковая гимнастика Д/и «Необычный дом» Физкультминутка – П/и «Зарядка» Д/у «Чтение детям стихотворения» Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | Консультация для родителей «Что такое алфавит?» |
35-36 | Итоговая диагностика «Выявление уровня развития звуко-буквенного анализа» | Выявить уровень развития звуко-буквенного анализа у дошкольников на конец учебного года. Развивать умение воспринимать словесную инструкцию педагога. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Знание изученных звуков и букв (произношение, написание) Нахождение места заданного звука в слове Работа со схемой слова, схемой предложения Чтение слогов, слов, предложений, текстов Составление предложений по сюжетной картинке Беглость чтения. Осознанность прочитанного | Консультация для родителей «Результаты итоговой диагностики. Перспективы работы» |
Приложение 2
Диагностический лист
«Развитие звуко-буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста»
№ | Ф.И. ребенка | Знание изученных звуков и букв (произношение, написание) | Нахождение места заданного звука в слове | Работа со схемой слова, схемой предложения | Чтение слогов, слов, предложений, текстов | Составление предложений по сюжетной картинке | Беглость чтения. Осознанность прочитанного | Итог | |||||||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
Средний показатель |
Оценка результатов:
3 балла – ребенок с заданием справляется без ошибок
2 балла – ребенок с заданием справляется с незначительными ошибками и / или с частичной помощью педагога
1 балл – ребенок с заданием справляется с грубыми ошибками и / или только с помощью педагога
0 баллов – ребенок с заданием не справляется совсем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА кружка: «АБВГДЕйка» для детей 4-5 лет (средняя группа)
Направление:«Познавательно – речевое развитие». Образовательная область:«Коммуникация»...
Рабочая программа кружка «АБВГДейка»
Рабочая программа...
Рабочая программа кружка "АБВГДЕйка"
В программе описана организация практической работы по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятие книги)...
Рабочая программа кружка"АБВГДЕйка" с детьми 6-7 лет
рабочая программа дополнительного образования по речевому развитию...
Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ...
Рабочая программа кружка "АБВГДЕйка"
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАкружка: «АБВГДЕ - йка»для детей 4-5 лет(средняя группа) Направление: «Познавательно – речевое развитие»Образовательная область: «Социа...
Рабочая программа кружка "АБВГДЕЙКа" на 2021-2022 учебный год
Программа составлена на основе Букваря Н.С.Жуковой...