Рабочая программа кружка "АБВГДЕйка"
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
кружка: «АБВГДЕ - йка»
для детей 4-5 лет
(средняя группа)
Направление: «Познавательно – речевое развитие»
Образовательная область: «Социально - коммуникация»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_abvgdeyka.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №19"
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
кружка: «АБВГДЕ - йка»
для детей 4-5 лет
(средняя группа)
Направление: «Познавательно – речевое развитие»
Образовательная область: «Социально - коммуникация»
Программу составили:
воспитатель Гараева Юлия Игоревна
г. Нижнекамск, 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые основы воспитания детей дошкольного возраста:
- Конституция РФ.
- Конвенция ООН «О правах ребенка».
- Закон РФ «Об образовании».
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Правительством РФ.
- Письмо Минобразования от 02.06.98 №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
- Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».
- Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, которые реализуются в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразования РФ №448 от 22. 08.96.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин 2.4.1.1249-03.
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений. В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Исходя из этого, значительно снизился уровень детской грамотности. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
С помощью программы кружка «АБВГДЕ - йка» мы надеемся предупредить трудности в овладении речью у детей среднего возраста, помочь им сформировать правильный грамматический строй речи, поработать над лексическим словарным запасом, ритмикой и мелодикой речи, т.е. сформировать просодический компонент. Все наши усилия будут направлены на предупреждение на раннем этапе тех трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения.
Данная программа разработана на основе пособия для логопедов, воспитателей и родителей А.И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок?» - /М., «Мозаика-Синтез»,2006г./, а также с использованием программы Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» /С.-П., «Детство-Пресс», 2005г./. Содержание программы позволит нам начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, формировать силу голоса: говорить тихо, громко, шепотом, начать работу над интонационной выразительностью речи. Мы планируем работу над слоговой структурой слова, развитием навыков звукового анализа и синтеза, над развитием грамматического строя речи. Большое внимание в нашей программе уделено обучению связной речи, умению вслушиваться в обращенную речь, развитию диалога, а также расширению лексического словарного запаса. Специальные упражнения способствуют развитию памяти, мышления и внимания, формированию познавательной и творческой активности.
Форма обучения – групповые занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Всего 28 занятий в год. Длительность занятия – 20 мин. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (10-15 мин), и выполнение логоритмических упражнений (5-10 мин) и(или) пальчиковой гимнастики. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь) и итоговая (май).
Кроме того, программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
- «Художественная литература». В этой связи используются стихотворения, рассказы и сказки по лексическим разделам;
- «Музыкальное развитие». На занятиях кружка дети поют песенки, изучают различные виды ритмических рисунков, знакомятся с просодической и вокальной стороной речи, поют логопедические распевки и др.
- «Физическое развитие». Этой связи уделяется особое внимание, так как используемые нами логоритмические упражнения (физкультура с речью) помогают в профилактике таких недугов, как заикание, тахилалия, брадилалия и др.
Компонент ДОУ (локальный компонент):
Осуществляется через дополнительные занятия кружка «АБВГДЕ - йка», отраженные в учебном плане ДОУ.
Задачи:
- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков.
- Учить детей внимательно слушать стихотворения, сказки и рассказы, отвечать на вопросы строчками из данных произведений.
- Способствовать четкому и правильному произношению звуков в словах и фразовой речи посредством проговаривания чистоговорок, скороговорок, разучивания стихотворений и логопедических распевок.
- Развивать логическое мышление: уметь соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.
- Развивать связную речь, учить понимать ее выразительность, плавность, красоту. Совершенствовать такие элементы звуковой культуры речи, как темп, дикция, сила голоса.
- Учить детей овладевать основными грамматическими формами, а именно, согласовывать слова в роде, числе и падеже.
- С помощью подвижных игр, логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики формировать двигательную активность, темп, ритм речи, развивать мелкую и речевую моторику, корректировать психические процессы, способствовать развитию речи в целом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)
(10 занятий)
Цели и задачи:
- Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата.
- Обучать правильной и четкой артикуляции звуков: А, У, О, Ы, Э.
- Развивать связную речь, ее выразительность.
- Обогащать словарь.
- Развивать произвольную память.
- Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата во время выполнения логоритмических упражнений.
Месяц | № недели | Тема занятия | Оборудование |
сентябрь | 3-я неделя сентября | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Лексическая тема: «Осень». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Мой, моя, мои», «Сосчитай до 5 слова», «Назови признаки осени», пальчиковая гимнастика: «Осенние листья». | Настольные игры. Предметные и сюжетные картинки к различным лексическим темам. Музыкальные инструменты: дудочка, бубен, барабан. Игрушки: мяч, куклы, кубики и др. Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010. Нищева Н.В. Цикл игр для развития речи дошкольников «Играйка» (выпуски 1-11). Игра «Парочки», выпуски 1-6. Сюжетные и предметные картинки по развитию речи К циклу Закревской О.В. «Развивайся, малыш». Баскакина И.В., Лынская М.Л. Логопедические игры: «Свистелочка», «Шипелочка», «Жужжалочка». |
4-я неделя сентября | Звук «А». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие длительного плавного выдоха. Преодоление твердой атаки гласных. Лексическая тема: «Ягоды». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Повтори и запомни», пальчиковая гимнастика: «За ягодами». | ||
октябрь | 1-я неделя октября | Звук «У». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие глубокого вдоха. Лексическая тема: «Грибы». Игры: «Один-много», «Большой - маленький», «Скажи ласково», «Это мой, моя, мое, мои», «Сосчитай до 5 слова», логоритмическая гимнастика: «Боровик». | |
2-я неделя октября | Звуки «А» - «У». Пение гласных. Развитие глубокого вдоха. Лексическая тема: «Овощи». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Большой - маленький», логоритмическое упражнение: «Урожай». | ||
3-я неделя октября | Звук «О». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Лексическая тема: «Фрукты». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», пальчиковая гимнастика «Компот». | ||
4-я неделя октября | Звуки «А» - «О» - «У». Развитие длительного плавного выдоха. Лексическая тема «Игрушки». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», пальчиковая гимнастика: «Игрушки». | ||
ноябрь | 1-я неделя ноября | Звук «Ы». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие физиологического дыхания. Работа над темпом и ритмом речи. Координация речи с движением. Лексическая тема: «Части тела». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Большой - маленький», «Это – мой, моя, мое, мои», «Доскажи словечко», «Выучи наизусть загадку», пальчиковая гимнастика: «Пальчики». | |
2-я неделя ноября | Звуки «А» - «О» - «У» - «Ы». Развитие физиологического дыхания. Развитие длительного, плавного выдоха. Лексическая тема: «Одежда». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Выучи наизусть считалку», пальчиковая гимнастика: «Гномики – прачки». | ||
3-я неделя ноября | Звук «Э». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие физиологического дыхания. Работа над темпом и ритмом речи. Координация речи с движением. Лексическая тема: «Обувь». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Это – мой, моя, мои», «Большой - маленький», «Выучи наизусть», пальчиковая гимнастика: «Обувь». | ||
4-я неделя ноября | Звуки «А»-«О»-«У»-«Ы»-«Э». Развитие речевого дыхания. Развитие силы голоса. Лексическая тема: «Головные уборы». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Большой - маленький», «Скажи: какой, какая,…», «Выучи наизусть». |
2 квартал (декабрь, январь, февраль)
(8 занятий)
Цели и задачи:
- Совершенствовать интонационную сторону речи
- Обучать правильной и четкой артикуляции звуков: И, М, Б, П, Д, Т.
- Развивать связную речь, ее выразительность.
- Работать над увеличением запаса слов, который содержит все части речи.
- Развивать произвольную память.
- Развивать фонематический слух.
Месяц | № недели | Тема занятия | Оборудование |
декабрь | 1-я неделя декабря | Звук «И». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие речевого дыхания. Преодоление твердой атаки гласных. Пропевание гласных с повышением и понижением тона. Лексическая тема: «Зима». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Повтори и запомни», пальчиковая гимнастика: «Снежок». | Настольные игры. Предметные и сюжетные картинки к различным лексическим темам. Музыкальные инструменты: дудочка, бубен, барабан. Игрушки: мяч, куклы, кубики и др. Нищева Н.В. Цикл игр для развития речи дошкольников «Играйка»(выпуски 1-11). Игра «Парочки», выпуски 1-6. Сюжетные и предметные картинки по развитию речи К циклу Закревской О.В. «Развивайся, малыш». Баскакина И.В., Лынская М.Л. Логопедические игры: «Свистелочка», «Шипелочка», «Жужжалочка». Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010. |
2-я неделя декабря | Звук «М». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие речевого дыхания. Развитие силы голоса. Лексическая тема: «Зимующие птицы». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Повтори и запомни», «Скажи, какой, какая,…», «Кто как кричит?», пальчиковая гимнастика: «Кормушка». | ||
январь | 3-я неделя января | Звуки «И»-«М». Развитие речевого дыхания. Преодоление твердой атаки гласных. | |
4-я неделя января | Звук «Б». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над темпом и ритмом речи. Развитие речевого дыхания. Лексическая тема: «Комнатные растения». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Повтори и запомни», «Сосчитай до пяти слова», «Выучи наизусть», пальчиковая гимнастика: «Цветок», логоритмическое упражнение: «Цветочки». | ||
февраль | 1-я неделя февраля | Звук «П». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над темпом и ритмом речи. Лексическая тема: «Домашние птицы». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Назови папу и маму птенцов», «Кто как кричит?», пальчиковая гимнастика: «Уточка и утята», логоритмическое упражнение: «Домашние птицы». | |
2-я неделя февраля | Звуки «Б»-«П». Работа над четкостью дикции. Развитие речевого дыхания. Лексическая тема: «Домашние животные». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «У кого кто?», «Кто как голос подает?», «Кто, как передвигается?», «выучи загадку», логоритмическое упражнение: «Теленок». | ||
3-я неделя февраля | Звук «Д». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие речевого дыхания. Развитие тембровой окраски и высоты тона. Лексическая тема: «Дикие животные». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Большой - маленький», «Кто как передвигается?», «Кто как кричит?», «Скажи, кого не стало?», «Выучи наизусть стихотворение «Медведь», пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке». | ||
4-я неделя февраля | Звук «Т». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над интонационной окрашенностью речи. Развитие речевого дыхания. Лексическая тема: «Дом и его части». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Мой, моя, мое,…», «Какие бывают дома?», «Скажи, какой, какая, какое?», пальчиковая гимнастика: «Домик». |
3 квартал (март, апрель, май)
(10 занятий)
Цели и задачи:
- Развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстами загадок.
- Обучать правильной и четкой артикуляции звуков: Г, К, В, Ф.
- Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадок, стихотворений.
- Обогащать словарь, развивать произвольную память.
- Развивать связную речь, ее выразительность.
- Развивать фонематический слух.
Месяц | № недели | Тема занятия | Оборудование |
март | 1-я неделя марта | Звук «Г». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Работа над речевым дыханием. Лексическая тема: «Мебель». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Повтори и запомни», «Выучи наизусть», пальчиковая гимнастика: «Много мебели в квартире». | Настольные игры. Предметные и сюжетные картинки к различным лексическим темам. Музыкальные инструменты: дудочка, бубен, барабан. Игрушки: мяч, куклы, кубики и др. Нищева Н.В. Цикл игр для развития речи дошкольников «Играйка»(выпуски 1-11). Игра «Парочки», выпуски 1-6. Сюжетные и предметные картинки по развитию речи К циклу Закревской О.В. «Развивайся, малыш». Баскакина И.В., Лынская М.Л. Логопедические игры: «Свистелочка», «Шипелочка», «Жужжалочка». Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010. |
2-я неделя марта | Звук «К». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над речевым дыханием. Работа над темпом и ритмом речи. Лексическая тема: «Женский день – 8 марта». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Скажи, чего нет», «Скажи, какая?», «Расскажи о празднике 8 марта», «Выучи наизусть стихотворение». | ||
3-я неделя марта | Звук «В». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над речевым дыханием. Работа над четкостью дикции. Воспитание ясной шепотной речи. Лексическая тема: «Семья». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Это мой, моя, мои», «Повтори и запомни», «Выучи наизусть», пальчиковая гимнастика: «Какая у нас семья большая». | ||
4-я неделя марта | Звук «Ф». Обучение правильной и четкой артикуляции. Воспитание правильного речевого дыхания. Работа над интонационной выразительностью речи. Преодоление твердой атаки гласных. Лексическая тема: «Весна». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Повтори и запомни», «Скажи, какая, какое, какие?», «Выучи наизусть логоритмическое упражнение: «Золотое донышко» | ||
апрель | 1-я неделя апреля | Звуки «З» - «З1». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над четкостью дикции. Работа над речевым дыханием. Лексическая тема: «Профессии». Игры: «Один – много», «Повтори и запомни», «Кто какую работу выполняет?», «Кому, что нужно для работы?», пальчиковая гимнастика: «Почтальон». | |
2-я неделя апреля | Звуки «С» - «С1». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над четкостью дикции. Работа над плавностью и напевностью речи. Лексическая тема: «Посуда». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Это мой, моя, мое, мои», «Повтори и запомни», пальчиковая гимнастика: «Посуда». | ||
3-я неделя апреля | Звук «Ц». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над четкостью дикции. Воспитание ясной шепотной речи. Работа над интонационной выразительностью речи. Лексическая тема: «Продукты питания». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Это - мой, моя, мое, мои», «Повтори и запомни», «Скажи, какой, какая,..?», пальчиковая гимнастика: «Я пеку, пеку, пеку» | ||
4-я неделя апреля | Звук «Ш». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над темпом и ритмом речи. Работа над речевым дыханием. Лексическая тема: «Перелетные птицы». Игры: «Один – много», «Скажи ласково», «Повтори и запомни», «Кто, как кричит?», «Какой, какая, какие?», логоритмическое упражнение: «Ласточка | ||
май | 1-я неделя мая | Звук «Ж». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над четкостью дикции. Воспитание ясной шепотной речи. Преодоление твердой атаки гласных. Лексическая тема: «Транспорт». Игры: «Один – много», «Чего не стало», «Скажи ласково», «Мой, моя, мои», «Повтори и запомни», пальчиковая гимнастика: «Есть игрушки у меня», подвижная игра: «Паровоз». | |
2-я неделя мая | Звуки «Ч» - «Щ». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над темпом и ритмом речи. Работа над речевым дыханием. Лексическая тема: «Цветы». Игры: «Один – много», «Скажи ласково», «Это – мой, моя, мое, мои», «Сосчитай до пяти слова», «Выучи наизусть». |
Основные требования к уровню подготовки детей
К концу года воспитанник средней группы (5 год жизни) должен уметь:
- Четко, правильно артикулируя, произносить следующие звуки: А, У, О, Ы, Э, И, М, П, Б, Д, Т, Г, К, В, Ф.
- Выделять интонацией по просьбе логопеда любой из вышеуказанных звуков.
- Четко проговаривать чистоговорки и стихотворения со звуками: А, У, О, Ы, Э, И, М, П, Б, Т, Г, К, В, Ф.
- Уметь произносить слова с различной громкостью: тихо, умеренно, громко, шепотом.
- Заучивать и четко воспроизводить загадки, короткие четверостишья.
- Находить на картинках такие предметы, в названии которых есть любой из вышеуказанных звуков, и произнести слова так, чтобы он звучал ясно и отчетливо.
- Уметь грамматически правильно закончить фразы, начатые логопедом, то есть правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.
- Правильно формулировать собственное высказывание.
- Уметь составлять небольшие рассказы по описанию, придумывать загадки о предметах (по ТРИЗу), пересказывать короткие тексты.
Список используемой литературы
- Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи и детей 5 - 6 лет. -М.: Гном - пресс, 1999.
- Жукова, О. Игры со сказками. - С.-П.: Издательский дом «Нева», 2005.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в средней логопедической группе с ОНР. - С-П.:
Детство-пресс, 2005.
- Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М.: Сфера, 2005.
- Иванкова, В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М: Аквариум, 2007.
- Куликовская, Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: Гном и Д., 2011.
- Сидорова, У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...