Рабочая программа кружка «АБВГДейка»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка «АБВГДейка»
(средняя группа).
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы
Программа кружка дополнительного образования по обучению чтению «Грамотейка» (для детей подготовительной к школе группы) создана на базе программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» (автор Колесникова Е.В.) – допущено Министерством образования и науки РФ. Год издания – 2011.
Развитие речи детей — одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности. Педагогический процесс предполагает не только развитие интереса к чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности. Именно об этом писали в свое время Д. Б. Эльконин, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и др.
Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» (автор Колесникова Е.В.) - результат многолетней работы автора с детьми. Она является парциальной и решает одну из задач речевого развития ребенка — овладение элементами грамоты.
Обучение грамоте является обязательным элементом комплексного подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязан
Новизна авторского подхода заключается в следующем:
- Наличие для ее реализации комплекта методических пособий для взрослого и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе.
- Возможность гибкого использования данного комплекта: педагогами в дошкольных учреждениях, в группах кратковременного пребывания детей, родителями дома.
- Возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели образовательной деятельности.
- Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
Цель программы —
определить:
- задачи и направления подготовки детей к усвоению грамоты в разных возрастных группах в дошкольных образовательных учреждениях, с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания;
- инновационные подходы, направленные на решение поставленных задач;
- содержание, объем, порядок изучения программного материала на протяжении четырех лет пребывания ребенка в ДОУ, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- условия ее реализации.
Задачи программы:
- формировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимания того, что такое слово, предложение, и как они строятся.
- познакомить со звучащим словом, его протяженностью. Воспитанники овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком;
- познакомить со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги. Воспитанники усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки.
- развивать фонематическое восприятие и формирование устной разговорной речи.
Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют словесное ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Наряду с основными задачами решаются задачи по подготовке руки ребенка к письму на каждом возрастном этапе с учетом его психолого- возрастных особенностей:
- развивать мелкую моторику (умение управлять пальцами рук);
- развивать графические навыки.
Содержание программы обеспечивает:
- личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым;
- развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;
- формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т. д.).
Отличительные особенности ОП от уже существующих программ.
Содержание программы отбиралось таким образом, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутого в процессе дошкольного обучения.
При отборе содержания учитывались возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: работоспособность, специфический характер наглядно-образного мышления, ведущий вид деятельности.
Программа основывается на содержании «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», предусматривающей аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и доработанный Л. Е. Журовой.
Вместе с тем в нее включены более сложные задачи.
Это ознакомление детей с моделированием (средняя группа), со знаковой системой языка, формирование первоначальных навыков чтения (старшая и подготовительная группы), включение в каждое занятие заданий по развитию моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из открытий в области педагогики, психологии, а также возможностей детей, педагогов, родителей.
В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка, а не дублируют школу.
Возраст детей, участвующих в реализации данной ОП.
Сроки реализации ОП (продолжительность образовательного процесса, этапы).
Программа «От звука к букве» (далее именуемая Программа) предназначена для работы с детьми 3-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях, группах кратковременного пребывания, лицеях, гимназиях. Может быть использована родителями при подготовке ребенка к школе.
Программа состоит из 2 частей: 1) овладение звуковой стороной речи и ориентировка в ней (3—5 лет); 2) освоение знаковой системы языка (5-7 лет).
Содержание программы делится на три этапа обучения.
I этап:
3—4 года. «Развитие звуковой культуры речи»;
4—5 лет. «Развитие фонематического слуха».
II этап:
5—6 лет. «Развитие звуко- буквенного анализа».
III этап:
6—7 лет. «Развитие интереса и способностей к чтению».
На каждом этапе решается задача подготовки руки ребенка к письму на уровне возрастных возможностей и включает в себя:
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища), развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук), формирование графических навыков.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «Оттого, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка). (Д. Б. Эльконин).
Формы и режим занятий.
Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала. Отдельные упражнения, представленные в рабочих тетрадях для детей, могут быть использованы как элемент коммуникативной деятельности (5—6 минут).
Программа предусматривает широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, создающие эмоциональный фон. Интерес и мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль и самооценку ребенка.
Приоритетной формой организации детей в непосредственно организованной деятельности является объединение их в подгруппы (10-12 человек). Индивидуальная работа проводится в 1 половине дня в форме индивидуального общения: группы по 2-4 ребенка. Это позволяет удовлетворить стремление детей к совместным действиям и эмоциональным переживаниям.
В течение учебного года планируется проведение 72 занятий с режимом проведения 2 занятия в неделю во второй половине дня с сентября по май включительно.
Длительность занятий:
4-5 лет – 20 минут;
5-6 лет – 25 минут;
6-7 лет – 30 минут.
Ожидаемые результаты и формы их проверки.
Уровень развития речевых навыков и умений детей в области грамоты характеризуется следующими показателями:
- сформированность представлений о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании общения, выполнять поручения;
- наличие представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные), о выразительных средствах речи;
- проявление заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуре речи;
- владение планирующей и регулирующей функцией речи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования; способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.
Контроль за усвоением материала рекомендуем проводить в конце учебного года в каждой возрастной группе. С этой целью в методических пособиях разработаны показатели развития звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукопроизношения и элементов звукового анализа, графических навыков.
Планируемые результаты освоения программы
4-5 лет
К концу учебного года ребенок должен:
- Правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);
- Различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
- делить слова на слоги;
- Дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
- Определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);
- Произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.
- Рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы;
- Выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.
5- 6 лет
К концу учебного года ребенок должен:
- знать буквы русского алфавита;
писать буквы русского алфавита в клетке;
- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные,
звонкие и глухие согласные звуки; - пользоваться графическим обозначением звуков (гласные —
красный квадрат, твердые согласные - синий квадрат, мягкие
согласные - зеленый квадрат); - уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.
- соотносить звук и букву;
- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами.
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соот
ветствующим значком; - проводить звуковой анализ слов;
- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные
тексты; - правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово»,
«предложение»; - составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.
6-7 лет
При успешном усвоении программы ребенок:
- проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентируется в звуко-буквенной системе языка;
- понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
- записывает слова, предложения печатными буквами;
- разгадывает ребусы, кроссворды;
- читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст;
- ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- рисует предметы в тетради в линейку;
- овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности (понимает предложенные задания и самостоятельно их выполняет, под руководством взрослого осуществляет самоконтроль и самооценку, самостоятельно планирует свои действия на достижение поставленной цели).
Формы проведения итогов реализации ОП.
В конце учебного года (май) в каждой возрастной группе проводятся открытые просмотры непосредственно организованной деятельности с приглашением заведующей ДОУ, старшего воспитателя, родителей воспитанников.
Руководители кружков проводят НОД с воспитанниками в рамках обмена опытом (в дошкольном учреждении, на городских и республиканских семинарах); в рамках проведения Дня открытых дверей, декады «Качества социальных услуг».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА кружка: «АБВГДЕйка» для детей 4-5 лет (средняя группа)
Направление:«Познавательно – речевое развитие». Образовательная область:«Коммуникация»...
Рабочая программа кружка по обучению чтению в подготовительной группе детского сада "АБВГДейка"
Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) разработана на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве»....
Рабочая программа кружка "АБВГДЕйка"
В программе описана организация практической работы по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятие книги)...
Рабочая образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА»
Рабочая программа...
Рабочая программа кружка"АБВГДЕйка" с детьми 6-7 лет
рабочая программа дополнительного образования по речевому развитию...
Рабочая программа кружка "АБВГДЕйка"
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАкружка: «АБВГДЕ - йка»для детей 4-5 лет(средняя группа) Направление: «Познавательно – речевое развитие»Образовательная область: «Социа...
Рабочая программа кружка "АБВГДЕЙКа" на 2021-2022 учебный год
Программа составлена на основе Букваря Н.С.Жуковой...