Рабочая программа кружка «АБВГДейка»
материал на тему

Иванова Марина Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_po_chteniyu_oyu.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «АБВГДейка»

(средняя группа).

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы

Программа кружка дополнительного образования по обучению чтению «Грамотейка» (для детей подготовительной к школе группы) создана на базе программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» (автор Колесникова Е.В.) – допущено Министерством образования и науки РФ. Год издания – 2011.

Развитие речи детей — одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности. Педагогический процесс предполагает не только развитие интереса к чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности. Именно об этом писали в свое время Д. Б. Эльконин, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и др.

Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» (автор Колесникова Е.В.)  -  результат многолетней работы автора с детьми. Она является парциальной и решает одну из задач речевого развития ребенка — овладение элементами грамоты. 

Обучение грамоте является обязательным элементом комплексного подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязан

Новизна авторского подхода заключается в следующем:

  1.  Наличие для ее реализации комплекта методических пособий для взрослого и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе.
  2.  Возможность гибкого использования данного комплекта: педагогами в дошкольных учреждениях, в группах кратковременного пребывания детей, родителями дома.
  3.  Возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели образовательной деятельности.
  4.  Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.

     Цель программы —

     определить:

-        задачи и направления подготовки детей к усвоению грамоты в разных возрастных группах в дошкольных образовательных учреждениях, с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания;

-        инновационные подходы, направленные на решение поставленных задач;

-        содержание, объем, порядок изучения программного материала на протяжении четырех лет пребывания ребенка в ДОУ, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

- условия ее реализации.

Задачи программы:

- формировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимания того, что такое слово, предложение, и как они строятся.

- познакомить  со звучащим словом, его протяженностью. Воспитанники овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком;        

- познакомить со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на   слоги. Воспитанники усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки.

- развивать фонематическое восприятие и формирование устной разговорной речи.

 Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют словесное ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Наряду с основными задачами решаются задачи по подготовке руки ребенка к письму на каждом возрастном этапе с учетом его психолого- возрастных особенностей:

- развивать мелкую моторику (умение управлять пальцами рук);

-  развивать графические навыки.

Содержание программы обеспечивает:

  •  личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым;
  •  развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;
  •  формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т. д.).

Отличительные особенности ОП от уже существующих программ.

Содержание программы отбиралось таким образом, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутого в процессе дошкольного обучения.

При отборе содержания учитывались возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: работоспособность, специфический характер наглядно-образного мышления, ведущий вид деятельности.

Программа основывается на содержании «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», предусматривающей аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и доработанный Л. Е. Журовой.

Вместе с тем в нее включены более сложные задачи.

Это ознакомление детей с моделированием (средняя группа), со знаковой системой языка, формирование первоначальных навыков чтения (старшая и подготовительная группы), включение в каждое занятие заданий по развитию моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из открытий в области педагогики, психологии, а также возможностей детей, педагогов, родителей.

В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка, а не дублируют школу.

Возраст детей, участвующих в реализации данной ОП.

Сроки реализации ОП (продолжительность образовательного процесса, этапы).

Программа «От звука к букве» (далее именуемая Программа) предназначена для работы с детьми 3-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях, группах кратковременного пребывания, лицеях, гимназиях. Может быть использована родителями при подготовке ребенка к школе.  

Программа состоит из 2 частей: 1) овладение звуковой стороной речи и ориентировка в ней (3—5 лет); 2) освоение знаковой системы языка (5-7 лет).

Содержание программы делится на три этапа обучения.

I этап:

3—4 года. «Развитие звуковой культуры речи»;

4—5 лет. «Развитие фонематического  слуха».

II этап:

5—6 лет. «Развитие звуко- буквенного анализа».

III этап:        

6—7 лет. «Развитие интереса и способностей к чтению».

На каждом этапе решается задача подготовки руки ребенка к письму на уровне возрастных возможностей и включает в себя:

развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища),        развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук), формирование графических навыков.

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «Оттого, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой  формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка). (Д. Б. Эльконин).

Формы и режим занятий. 

Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала. Отдельные упражнения, представленные в рабочих тетрадях для детей, могут быть использованы как элемент коммуникативной деятельности (5—6 минут).

Программа предусматривает широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, создающие эмоциональный фон. Интерес и мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль и самооценку ребенка.

Приоритетной формой организации детей в непосредственно организованной деятельности является объединение их в подгруппы (10-12 человек). Индивидуальная работа проводится в 1 половине дня в форме индивидуального общения: группы по 2-4 ребенка. Это позволяет удовлетворить стремление детей к совместным действиям и эмоциональным переживаниям.

    В течение учебного года планируется проведение 72  занятий с режимом проведения 2 занятия в неделю во второй половине дня с сентября по май включительно.

Длительность занятий:

4-5 лет – 20 минут;

5-6 лет – 25 минут;

6-7 лет – 30 минут.

Ожидаемые результаты и формы их проверки.

Уровень развития речевых навыков и умений детей в области грамоты характеризуется следующими показателями:

  •  сформированность представлений о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании общения, выполнять поручения;
  •  наличие представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные), о выразительных средствах речи;
  •  проявление заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуре речи;
  •  владение планирующей и регулирующей функцией речи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования; способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.

Контроль за усвоением материала рекомендуем проводить в конце учебного года в каждой возрастной группе. С этой целью в методических пособиях разработаны показатели развития звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукопроизношения и элементов звукового анализа, графических навыков.

Планируемые результаты освоения программы

   4-5  лет

К концу учебного года ребенок должен:

  • Правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);
  • Различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
  •  делить слова на слоги;
  • Дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
  • Определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);
  • Произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.
  • Рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы;
  • Выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

     5- 6 лет

     К концу учебного года ребенок должен:

  • знать буквы русского алфавита;

писать буквы русского алфавита в клетке;

  • понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
  • определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
  • различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные,
    звонкие и глухие согласные звуки;
  • пользоваться графическим обозначением звуков (гласные —
    красный квадрат, твердые согласные - синий квадрат, мягкие
    согласные - зеленый квадрат);
  • уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.
  • соотносить звук и букву;
  • писать слова, предложения условными обозначениями, буквами.
  • определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соот
    ветствующим значком;
  • проводить звуковой анализ слов;
  • читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные
    тексты;
  • правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово»,
    «предложение»;
  • составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.

   6-7 лет

При успешном усвоении программы ребенок:

  •  проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
  •  ориентируется в звуко-буквенной системе языка;
  •  понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
  •  записывает слова, предложения печатными буквами;
  •  разгадывает ребусы, кроссворды;
  •  читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст;
  •  ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
  •  рисует предметы в тетради в линейку;
  •  овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности (понимает предложенные задания и самостоятельно их выполняет, под руководством взрослого осуществляет самоконтроль и самооценку, самостоятельно планирует свои действия на достижение поставленной цели).

Формы проведения итогов реализации ОП.

   В конце учебного года (май) в каждой возрастной группе проводятся открытые просмотры непосредственно организованной деятельности с приглашением заведующей ДОУ, старшего воспитателя, родителей воспитанников.

   Руководители кружков проводят НОД с воспитанниками в рамках обмена опытом (в дошкольном учреждении, на городских и республиканских семинарах); в рамках проведения Дня открытых дверей, декады «Качества социальных услуг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА кружка: «АБВГДЕйка» для детей 4-5 лет (средняя группа)

Направление:«Познавательно – речевое развитие». Образовательная область:«Коммуникация»...

Рабочая программа кружка по обучению чтению в подготовительной группе детского сада "АБВГДейка"

Образовательная программа  кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) разработана на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве»....

Рабочая программа кружка "АБВГДЕйка"

В программе описана организация практической работы по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятие книги)...

Рабочая программа кружка"АБВГДЕйка" с детьми 6-7 лет

рабочая программа дополнительного образования по речевому развитию...

Рабочая программа кружка "АБВГДЕйка"

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАкружка: «АБВГДЕ - йка»для детей 4-5 лет(средняя группа) Направление: «Познавательно – речевое развитие»Образовательная область: «Социа...

Рабочая программа кружка "АБВГДЕЙКа" на 2021-2022 учебный год

Программа составлена на основе Букваря Н.С.Жуковой...