«Использование метода наставничества в работе с молодыми педагогами ДОУ»
материал на тему

Ридзель Анастасия Анатольевна
Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, не имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики и психологии. Вот почему особого внимания требуют именно эти молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_metoda_nastavnichestva_v_rabote.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

 

 «Использование метода наставничества  в работе

с молодыми педагогами ДОУ»

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена проблеме обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности молодых педагогов, поступивших на работу в МДОУ детский сад. Она раскрывает содержание работы старшего воспитателя по сопровождению молодых педагогов с применением метода наставничества.

Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, не имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики и психологии. Вот почему особого внимания требуют именно эти молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования.

                                Ищите себе такого наставника, который уже добился того,

о чем мечтаете вы.

Ищите наставника, который уже стал тем,

 кем бы вы желали видеть себя.

Ренди Гейдж

Период вхождения начинающего будущего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как педагог пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал своего дела, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Актуальность данной разработки в том, что в МБДОУ работают 4 педагога, нуждающиеся в методическом сопровождении.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Модернизация образования, перемены в системе дошкольного образования обуславливает необходимость повышения педагогической интеллектуальной культуры, обязательного преодоления и перелома устоявшихся стереотипов. В дошкольном образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Очевидно, что педагогическая технология всегда существует в любом процессе обучения и воспитания.

Исходя из изложенного, в повышении качества адаптации молодого специалиста к реальным условиям ДОУ огромную роль играет не только механическое овладение навыками, но и творческое осмысление преподнесённого материала.

Цель методической разработки: создание в  детском саду условий для профессионального роста молодых специалистов, повышение компетентности и значимости педагогов дошкольного образования.

Задачи, решаемые в процессе реализации:

  1. Обеспечить доступность и информативность для овладения профессиональными знаниями;
  2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности молодых специалистов;
  3. Поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в собственные возможности.

2.Вступление работника в новую должность неизбежно сопровождается процессом адаптации. Это означает приспособление молодого педагога к рабочему месту, работе и рабочему коллективу и отражает то состояние, которое испытывает каждый из нас, попадая в новую, неизвестную среду. Прежде всего необходимо использовать технология сотрудничества. В условиях нашего детского сада, считаю наиболее приемлемой использование метода наставничества. Наставник – это прежде всего человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией, должен поднимать дух и поощрять молодого педагога, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе.   Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности дошкльной организации, в которой он работает. Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.

Работа с молодыми педагогами – это довольно кропотливый труд, который проходит в несколько этапов:

І этап – предварительный

  • собеседование с молодыми педагогами ДОУ для определения направлений работы;
  • создание базы данных о молодых педагогических работниках ДОУ;
  • анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в органи-зации современного качественного образования;
  • диагностика изучения методических потребностей педагогов;
  • анкетирование с целью изучения творческого потенциала педагогов;
  • организация наставничества для молодых педагогов, имеющих проблемы в практической педагогической деятельности. Определение педагогов – наставников для молодых педагогов.

ІІ этап –  процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий, семинаров - практикумов на уровне детского сада;

ІІІ этап – складывается система работы, имеются собственные разработки, участие молодых педагогов на МО различного уровня, конкурсах профессионального мастерства. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;

  В плане работы с педагогами старшему воспитателю необходимо учесть  и проводить по следующим направлениям:

- основная общеобразовательная программа ДОУ;

 - работа с документацией детского сада;

- современные подходы к образовательному процессу дошкольного учреждения;

- культура анализа и самоанализа образовательной деятельности;

- создание воспитательной системы детского сада;

- посещение занятий и режимных моментов начинающих педагогов к опытным воспитателям.

     Задача старшего воспитателя помочь наставникам и молодым педагогам выстроить наставническую деятельность так, чтобы стоял вопрос необходимости  развития  творческого потенциала, постоянного  педагогического поиска, совершенствования  форм и методов работы, осуществления межличностного общение с коллегами.

Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:

– во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;

– во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого воспитателя, получает удовлетворение от общения с молодым педагогом;

– в-третьих, настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию;

– в-четвертых, выполнение функций наставника может (и должно!) помочь в развитии педагогической карьеры воспитателя, повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему в педагогическом коллективе ДО;

– в-пятых, поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п. Главное – быть открытым для педагогических инноваций!

    Используя в работе с молодыми педагогами метода наставничества  детском саду складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как молодого педагога  встретит коллектив во главе с руководителем, как будет выстроена работа наставников, зависит последующая успешность работы молодого педагога.

План работы с молодыми воспитателями 2015-2016г

н/п

Содержание работы

сроки

Ответственный

1.

Собеседование с молодыми (вновь принятыми) педагогами ДОУ для определения направлений работы

Сентябрь

Заведующий МБДОУ

2.

 

 

 

Организация наставничества для молодых педагогов, имеющих проблемы в практической педагогической деятельности. Определение педагогов – наставников для молодых специалистов

Октябрь

 

 

 

 Заведующий МБДОУ

Старший воспитатель

 

 

3.

 

 

Анкетирование молодых специалистов. Обработка данных анкет.

Ноябрь

 

 

 Старший воспитатель

Наставники

       

4.

Составление банка данных о педагогах

Декабрь

Старший воспитатель

5.  

Тестирование на определение его педагогической стрессоустойчивости

Январь

Старший воспитатель

Наставники

6.

Индивидуальное консультирование наставников педагогов  по запросам

Февраль

Наставники

7.

Консультация по самообразованию педагогов

Март

Старший воспитатель

8.

Семинар для молодых педагогов  «Составление эссе»

Апрель

Старший воспитатель

Наставники

9.

Презентация эссе педагогов «Мой первый год в детском саду»

Май

молодые педагоги

План работы с молодыми воспитателями 2016-2017г.

н/п

Содержание работы, встреч с педагогами

сроки

Ответственный

1.

Практикум: «Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ»; изучение нормативных документов, годового плана ДОУ, образовательной программы.

Сентябрь

Старший воспитатель

2.

 

Консультация для педагогов «Организация развивающей среды в группе»

Октябрь

 

 Наставники 

 3.

 

 

         

 Заседание МО наставников.

Тема "Психологическое развитие дошкольника"

1.Создание условий для охраны нервной системы ребенка от стрессов и перегрузок. 2.Особенности воспитательно-образовательной, работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

 Ноябрь

 

 

 

 

Старший воспитатель

Наставники

 

 

4.

Семинар – практикум: «Организация двигательного режима в разных возрастных группах ДОУ»

декабрь

Наставники

5.

Заседание наставников. Круглый стол.

январь

Ст. воспитатель

6.

Практический блок.

Двигательный режим детей (показ открытых мероприятий  наставниками)

февраль

Наставники

7.

Тема "Игра и развитие личности дошкольника".
Организация и руководство творческими играми детей.
Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей (во второй половине дня). Организация и руководство игрой-драматизацией. Особенности проведения дидактических игр

март

воспитатели наставники

Старший воспитатель

8.

Открытый показ ООД молодыми педагогами

Март

Воспитатели

Наставники

9.

Круглый стол: Проблемы и перспективы дальнейшей работы

Апрель

Ст.воспитатель

Молодые педагоги

Наставники

10.

Консультация Тема "Планирование воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительной период"

Май

Наставники

11.

Обратная связь "Мои успехи"

Май

Старший воспитатель

Наставники

План работы с молодыми воспитателями 2017-2018

н/п

Содержание работы, встреч с педагогами

сроки

Ответственный

1.

 Консультация медсестры «Требования САНПиН к организации воспитательно-образовательной работы с детьми»

Сентябрь

Старшая медсестра

2.

 

Консультация старшего воспитателя «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО и закона «Об образовании»»;

Октябрь

 

Старший воспитатель

 

 3.

 

 

         

проведение мероприятий с детьми для педколлектива

 Ноябрь

 

 

Старший воспитатель

Наставники

 

4.

Инструктаж по оформлению портфолио воспитателя.

декабрь

Наставники

5.

Анкетирование.

Цель: определение трудностей в работе и профессионального роста педагога.

январь

Ст. воспитатель

Наставники

6.

Семинар-практикум: «Повышение уровня владения ИКТ педагогами ДОУ»

февраль

Старший воспитатель

7.

Контроль за организацией педагогического процесса:

- посещение занятий, режимных моментов;

- наблюдение за созданием предметно-развивающей среды;

- беседы с детьми и родителями.

Цель: отслеживание результативности работы молодого педагога

Март -Апрель

Воспитатели

Наставники

8.

 проведение мероприятий с детьми для педколлектива и родителей);

Май

Ст.воспитатель

Молодые педагоги

Наставники

             План работы с молодыми воспитателями  2018-2019 г.

н/п

Содержание работы, встреч с педагогами

сроки

Ответственный

1.

Подготовка материала молодых педагогов для создания собственного мини - сайта

Сентябрь

Старший воспитатель

Наставники

2.

 

Изучение примерных общеобразовательны х программ дошкольного образования, методических рекомендаций по ФГОС

Октябрь

 

Старший воспитатель

 

 3.

  

Взаимопосещение занятий и режимных моментов

Ноябрь

 

Наставники

Молодые педагоги

 

4.

Консультация: «Требования к организации предметно-развивающей среды ДОУ, отвечающей требованиям ФГОС

декабрь

Наставники

5.

Подготовка молодого педагога на конкурс

Январь

февраль

Старший воспитатель

Наставники

6.

Подготовка педагога к районному МО

Март -Апрель

Воспитатели

Наставники

7.

Круглый стол по обмену опытом молодых педагогов Творческий отчёт молодых педагогов (представление «Портфолио»)

Май

Ст.воспитатель

Молодые педагоги

Наставники

На методическую разработку старшего воспитателя

      Проблема вхождения молодого педагога в сложившийся коллектив  широко распространена. Умение правильно построить работу руководителя, тактичность, организация наставничества  - всё это положительно влияет на результат адаптации молодого воспитателя к реальным условиям деятельности в ДОУ. Современные педагогические технологии  помогают повысить эффективность работы старшего воспитателя с педагогами.     Методическая разработка направлена на улучшение понимания молодыми воспитателями теоретических вопросов работы в дошкольном образовательном учреждении. Она актуальна для нашего учреждения, так как  количество молодых педагогов с небольшим опытом работы составляет 4 человека – это педагоги с высшим образованием, но имеющие квалификацию  «Учитель начальных классов» и педагог со средним специальным дошкольным заочным образованием. Для них большой проблемой является не столько практическая работа с детьми, сколько само понимание и осмысление всех аспектов работы в дошкольном учреждении, методика проведения организованной деятельности, правильное распределение времени в режимных моментах. Благодаря применению метода наставничества, педагоги осваивают проблемные вопросы путём деятельного подхода к вопросам самообразования.

        Считаю, что внедрение данной методической разработки в работу старшего воспитателя детского сада в рамках организации работы с молодыми педагогами ДОУ, дает положительные результаты. Это четко прослеживается в карте педагогического мастерства молодых педагогов. Выступление на республиканских семинарах, участие в профессиональных конкурсах, членство в клубе молодых педагогов, участие во всероссийских и районных конкурсах показывает растущее мастерство педагогов. Немаловажен тот факт, что в течение этого периода все  молодые педагоги продолжают работать в нашем ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога».

Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и молодой педагог   должен, в идеале, делать свои первые шаги в ДОУ при поддержке людей более опытных – пед...

Наставничество- как метод профессионального становления молодого педагога.

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога»Кныш Вера Анатольевна, воспитательМБДОУ д/с 61, Киселевский городской округ.Любое образовательное учреждение – эт...

Программа наставничества с молодыми педагогами

В данной программе описаны основные  формы работы с молодыми педегогами дошкольного учреждения. Целевая программа по организации наставничества в МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко» (далее по текс...

"Использование метода наставничества в работе с молодыми педагогами".

Данный материал является методическим пособием, разработанным на уровне образовательной организации....

План наставничества над молодым педагогом

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.         Задачи:         - оказание методич...