«Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»
тест на тему

«Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_prezentatsii.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие педагогов с родителями

в процессе подготовке детей к школе»

                                              «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка

                                              за руку в детские годы, что вошло в его разум и    

                                              сердце из окружающего мира – от этого в решающей

                                              степени зависит, каким человеком станет                                                                                                  

                                              сегодняшний  малыш».

                                                                               В. А. Сухомлинский.

 

   За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания

подрастающего поколения: семейная и общественная. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?  Одни

великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства

общественным учреждениям.

   Между тем, современная наука располагает многочисленными данными,    

свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду и школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

    Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания»,   «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др.

   Так, в законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами.     Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

   В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения  - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

  Ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада».  Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет… на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.  «… В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

   Основными направлениями взаимодействия с семьей являются изучение потребностей родителей в образовательных услугах и просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Исходя из этих направлений, и осуществляется работа  по взаимодействию  с семьями дошкольников.

   Содержание работы с родителями реализуется через     разнообразие форм.

Главное – донести до родителей знания. Существуют  традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяются  на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

   К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть  разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Круглый стол» и др.

   К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; её особенность – активное участие  и воспитателей и родителей. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату,  по возможности, всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

   Тематические консультации организуются с целью ответить на вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации в том -  родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

   В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных  и развлекательных программ, игр и направлены на установление  неформальных контактов с родителями, привлечение их внимание к детскому саду. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены.

   В старше-подготовительной группе МДОУ № 10 работает воспитатель Котыченко Елена Геннадьевна. Стаж работы – 30 лет. Помогает ей  психолог Ворона Елена Анатольевна.

   Группа находится на втором этаже. Пространственная среда: раздевалка, группа, отдельно расположены столовая и спальня.

   В групповой комнате четкое разделение на две зоны: учебную и игровую.

В учебной зоне расположены доска, столы двухместные, алфавит в картинках, наборное полотно. В уголке природы - Календарь природы, альбомы о растениях и животных, растения, зимний огород.  Дидактические игры, модель улицы, шашки, шахматы, цифры, буквы, конструкторы – в дидактическом уголке. В книжном уголке – книги по возрасту детей, альбомы. В уголке для детского творчества находятся образцы  народного творчества (по программе), карандаши, краски, пластилин, альбомные листы разного формата.

   В игровой зоне есть кукольный уголок, сюжетно-ролевые игры ( больница, магазин,  парикмахерская, ателье, почта и др.), строительный уголок + игрушки-двигатели, музыкально-театральный уголок.

   Для определения перспектив развития группы, содержания работы и форм реализации проводится анкетирование родителей, опросы.

   Родителям были предложены анкеты.

   

                                                       Анкета для родителей

                         

                               « Готов ли ваш ребенок к обучению в школе »

Может ли ваш ребенок:

  1. Объяснить с помощью слов чего он хочет? ________________________________
  2. Изъясняться связно ( например: покажи мне…)?____________________________
  3. Понимать смысл того, о чем читает? ______________________________________
  4. Четко выговаривать свое имя? ___________________________________________
  5. Запомнить свой адрес и телефон? _________________________________________
  6. Писать карандашом или мелками на бумаге?________________________________
  7. Нарисовать картинки к сочиненной истории и объяснить, что на них изображено?___________________________________________________________
  8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого выражения?___________________________________________________________
  9. Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись? ______________________________________________________________________
  10. Слушать и следовать полученным указаниям? ______________________________
  11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает? ______________________
  12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание? ______________________________________________________________________
  13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?______________________________________________________________
  14. Положительно оценивать себя: я – человек, которое многое может? ______________________________________________________________________
  15. Подстраиваться, когда взрослый меняет тему разговора?_____________________
  16. Проявлять интерес к окружающим его предметам?__________________________
  17. Ладить с другими детьми?_______________________________________________                                            

                                                  Анкета для родителей

                                 « Ваши взаимоотношения с ребенком »

  1. Нравится ли вам ваш ребенок?____________________________________________
  2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?_____________________________________
  3. Смотрите ли вы на ребенка, когда он говорит?______________________________
  4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем говорит ребенок?______________________________________________________________
  5. Поправляете ли вы речь ребенка?_________________________________________
  6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?______________________________
  7. Хвалите ли вы ребенка, обнимаете ли вы его?_______________________________
  8. Смеетесь ли вы вместе с вашим ребенком?_________________________________
  9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним?__________________________________________________________________
  10. Играете ли вы с ребенком в какие-либо игры?_______________________________
  11. Поощеряете ли вы интересы и увлечения ребенка?___________________________
  12. Есть ли у ребенка одна - две собственные книги?____________________________
  13. Есть ли у ребенка дома место ( например полка ), которое отведено только ему?__________________________________________________________________
  14. Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?________________________________________________________________
  15. Обсуждаете ли вы с семьей  и ребенком что-нибудь интересное из прочитанного вами?_________________________________________________________________
  16. Стараетесь ли вы сказать все за ребенка, прежде чем он успеет открыть рот:        а) у зубного врача?_____________________________________________________                                                                                                         б) в магазине?__________________________________________________________
  17. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?______________________________
  18.  Задает ли ребенок вопросы о смысле увиденного  по телевизору?______________
  19. Стараетесь ли вы ходить с ребенком на прогулки?___________________________
  20. Стараетесь ли вы сводить ребенка в театр, зоопарк, музей?____________________

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовки детей к школе "

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального образования выделяют: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Уровень развития их познавательной активно...

Статья "Организация взаимодействия педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе"

Опыт работы по организации взаимодейтсив япедагогв и родителей по подготовке детей к обучению в школе....

Статья «Особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей в процессе подготовки детей к школе»

В данной статье рассматриваются особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей. Доказывается, что одним из главных в дошкольной организации  направлением считается взаимодействие д...

Статья "Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в процессе подготовки детей к школе"

Л. А. Венгер     Взаимодействие семьи и педагогов – это процесс, при котором создаются положительные условия для развития ребенка. Успешное решение  проблемы воспитания ...

Статья- взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в процессе подготовки детей к школе.

Статья- взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в процессе подготовки детей к школе. Автор: Мингалеева Елена Николаевна     Взаимодействие семьи и педагогов &nd...

«Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»

laquo;Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»...

Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе подготовки детей к школе

Школа – это совершенно новая жизнь для ребенка. Она создает такие формы регламентации жизни ребенка, с которыми он еще не сталкивался. Готовить ребенка к школе необходимо, поскольку избежать при...