«Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»
тест на тему
«Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_prezentatsii.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие педагогов с родителями
в процессе подготовке детей к школе»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания
подрастающего поколения: семейная и общественная. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни
великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства
общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными,
свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду и школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др.
Так, в законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет… на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «… В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Основными направлениями взаимодействия с семьей являются изучение потребностей родителей в образовательных услугах и просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразие форм.
Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Круглый стол» и др.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; её особенность – активное участие и воспитателей и родителей. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату, по возможности, всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Тематические консультации организуются с целью ответить на вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации в том - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимание к детскому саду. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены.
В старше-подготовительной группе МДОУ № 10 работает воспитатель Котыченко Елена Геннадьевна. Стаж работы – 30 лет. Помогает ей психолог Ворона Елена Анатольевна.
Группа находится на втором этаже. Пространственная среда: раздевалка, группа, отдельно расположены столовая и спальня.
В групповой комнате четкое разделение на две зоны: учебную и игровую.
В учебной зоне расположены доска, столы двухместные, алфавит в картинках, наборное полотно. В уголке природы - Календарь природы, альбомы о растениях и животных, растения, зимний огород. Дидактические игры, модель улицы, шашки, шахматы, цифры, буквы, конструкторы – в дидактическом уголке. В книжном уголке – книги по возрасту детей, альбомы. В уголке для детского творчества находятся образцы народного творчества (по программе), карандаши, краски, пластилин, альбомные листы разного формата.
В игровой зоне есть кукольный уголок, сюжетно-ролевые игры ( больница, магазин, парикмахерская, ателье, почта и др.), строительный уголок + игрушки-двигатели, музыкально-театральный уголок.
Для определения перспектив развития группы, содержания работы и форм реализации проводится анкетирование родителей, опросы.
Родителям были предложены анкеты.
Анкета для родителей
« Готов ли ваш ребенок к обучению в школе »
Может ли ваш ребенок:
- Объяснить с помощью слов чего он хочет? ________________________________
- Изъясняться связно ( например: покажи мне…)?____________________________
- Понимать смысл того, о чем читает? ______________________________________
- Четко выговаривать свое имя? ___________________________________________
- Запомнить свой адрес и телефон? _________________________________________
- Писать карандашом или мелками на бумаге?________________________________
- Нарисовать картинки к сочиненной истории и объяснить, что на них изображено?___________________________________________________________
- Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого выражения?___________________________________________________________
- Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись? ______________________________________________________________________
- Слушать и следовать полученным указаниям? ______________________________
- Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает? ______________________
- Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание? ______________________________________________________________________
- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?______________________________________________________________
- Положительно оценивать себя: я – человек, которое многое может? ______________________________________________________________________
- Подстраиваться, когда взрослый меняет тему разговора?_____________________
- Проявлять интерес к окружающим его предметам?__________________________
- Ладить с другими детьми?_______________________________________________
Анкета для родителей
« Ваши взаимоотношения с ребенком »
- Нравится ли вам ваш ребенок?____________________________________________
- Слушаете ли вы, что ребенок говорит?_____________________________________
- Смотрите ли вы на ребенка, когда он говорит?______________________________
- Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем говорит ребенок?______________________________________________________________
- Поправляете ли вы речь ребенка?_________________________________________
- Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?______________________________
- Хвалите ли вы ребенка, обнимаете ли вы его?_______________________________
- Смеетесь ли вы вместе с вашим ребенком?_________________________________
- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним?__________________________________________________________________
- Играете ли вы с ребенком в какие-либо игры?_______________________________
- Поощеряете ли вы интересы и увлечения ребенка?___________________________
- Есть ли у ребенка одна - две собственные книги?____________________________
- Есть ли у ребенка дома место ( например полка ), которое отведено только ему?__________________________________________________________________
- Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?________________________________________________________________
- Обсуждаете ли вы с семьей и ребенком что-нибудь интересное из прочитанного вами?_________________________________________________________________
- Стараетесь ли вы сказать все за ребенка, прежде чем он успеет открыть рот: а) у зубного врача?_____________________________________________________ б) в магазине?__________________________________________________________
- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?______________________________
- Задает ли ребенок вопросы о смысле увиденного по телевизору?______________
- Стараетесь ли вы ходить с ребенком на прогулки?___________________________
- Стараетесь ли вы сводить ребенка в театр, зоопарк, музей?____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ "Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовки детей к школе"
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального образования выделяют: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Уровень развития их познавательной активно...
Статья "Организация взаимодействия педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе"
Опыт работы по организации взаимодейтсив япедагогв и родителей по подготовке детей к обучению в школе....
Статья «Особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей в процессе подготовки детей к школе»
В данной статье рассматриваются особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей. Доказывается, что одним из главных в дошкольной организации направлением считается взаимодействие д...
Статья "Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в процессе подготовки детей к школе"
Л. А. Венгер Взаимодействие семьи и педагогов – это процесс, при котором создаются положительные условия для развития ребенка. Успешное решение проблемы воспитания ...
Статья- взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в процессе подготовки детей к школе.
Статья- взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в процессе подготовки детей к школе. Автор: Мингалеева Елена Николаевна Взаимодействие семьи и педагогов &nd...
«Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»
laquo;Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»...
Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе подготовки детей к школе
Школа – это совершенно новая жизнь для ребенка. Она создает такие формы регламентации жизни ребенка, с которыми он еще не сталкивался. Готовить ребенка к школе необходимо, поскольку избежать при...