Статья "Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в процессе подготовки детей к школе"
статья по теме

Целыковская Ирина Анатольевна

Л. А. Венгер

     Взаимодействие семьи и педагогов – это процесс, при котором создаются положительные условия для развития ребенка. Успешное решение  проблемы воспитания детей зависит  от уровня и понимания  взаимодействия родителей и воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tselykovskoy_iriny_anatolevny.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в процессе подготовки детей к школе.

Автор: Целыковская Ирина Анатольевна

“Быть готовым к школе –  не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться”

Л. А. Венгер

     Взаимодействие семьи и педагогов – это процесс, при котором создаются положительные условия для развития ребенка. Успешное решение  проблемы воспитания детей зависит  от уровня и понимания  взаимодействия родителей и воспитателя.

     За воспитание детей несут ответственность родители, а социальные институты  должны поддержать, направить, помочь, дополнить их воспитательную деятельность. Дошкольное учреждение не только воспитывает  ребенка, оно еще и консультирует родителей по вопросам воспитания детей.

   На сегодняшний день открылось множество образовательных структур: лицеев, гимназий, центров разными направлениями и др., поэтому родители очень озабочены проблемой подготовки к школе. Многие родители намеренно подбирают себе дошкольные учреждения с усложненной программой, наличия специальных предметов: компьютерной грамоты, иностранных языков, раннего чтения и математики и т.д. Часто это обучение не приносит желаемых результатов, потому что ребенок, имея избыточный объем знаний, не умеет их применять на практике, в школе. Зачастую, ребенок перестает хотеть учиться, т.к. ему становится неинтересно заниматься деятельностью, которая приводит к неудачам.

    Вся дошкольная жизнь ребенка это и есть подготовка к школе. Неотъемлемой частью всей образовательной вертикалью является дошкольное образование, оно включает в себя: приобретение навыков нахождения в коллективе, приобретение необходимых для первоклассника знаний, приучение дисциплине и труду.

   Воспитание – это трудоемкий, долгосрочный процесс, не обещающий быстрых результатов. В который, необходимо вложить огромное количество заботы, любви, знаний в ребенка, чтобы он вырос развитым, здоровым, радующим родителей и воспитателей своими успехами и достижениями в обучении и развитии.  

     Семья, детский сад и общество – это три стороны, которые участвуют в воспитании детей. Все эти стороны что-то свое привносят в воспитание детей, и если одну из них убрать, то это приведет к негативным последствиям для подготовки ребенка к школе и для дальнейшего его воспитания.  Самую важную роль в этом процессе  играет семья. Первыми и главными  воспитателями  своего ребенка на всю жизнь  являются родители. Для дошкольника семья – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности.

     Первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым родители дошкольников вступают в контакт – это детский сад. Развитие ребенка зависит от совместной работы  сотрудников детского сада и родителей.  При согласованных действиях семьи и детского сада , при большом интересе родителей к вопросам воспитания можно достичь положительных и успешных результатов в воспитании ребенка.

    Своего ребенка родители знают лучше, чем любой другой человек. Семья это основное связующее звено между дошкольником и общественной средой.

    Некоторая часть родителей считают, что все «сделает школа», научит всему, чему надо. Главное чтобы рос здоровым и крепким, а перегружать ребенка в дошкольном возрасте не стоит. Психологический комфорт и физическое воспитание, конечно, являются основой для любой образовательной программы детского сада. Но ребенка необходимо подготовить так к школе, чтобы он хотел учиться и учился, был бы успешным в достижении своих целей, не растерялся в новых условиях.

    Родители имеют неверное представление о подготовке детей к школе. По их мнению, сначала необходимо формировать учебные умения и навыки: читать, писать, считать. Об интеллектуальных навыках родители все таки задумываются, учат детей писать, считать, развивают воображение и т.д., но о коммуникативных навыках забывают. А это, очень важный параметр готовности к школе.

   Педагоги дошкольного учреждения должны участвовать в психологическом просвещении родителей, изучать семьи, их воспитательные возможности для решения задач взаимодействия и сотрудничества между родителями и воспитателями.

     Исходя из-за усложнившейся программы школьного обучения, требования к уровню подготовленности ребенка к школе значительно возросли. Существует множество вариантов подготовки ребенка к школе: занятия в детском саду, дошкольные гимназии, клубы творчества, детские центры, репетиторы. Некоторые родители занимаются с ребенком самостоятельно. Какой способ выбрать для подготовки своего ребенка к школе?

     В подготовке к школе важны не только базовые знания, как считают многие родители, огромнейшую роль в успешной адаптации ребенка играют психологические факторы, такие, как: социализация, мотивация, внутренняя позиция школьника. Не стоит говорить ребенку, что «В школе ты будешь играть с друзьями, там будет весело» или «В школу ходят за пятерками» и т.д.  Этими высказываниями вы даете ребенку неправильные представления о школе, которые мешают детям правильно относиться к процессу обучения.    

      Стремление к познанию нового необходимо формировать постепенно, еще до начала подготовки ребенка к школе. Необходимо посещать детские спектакли, выставки – которые развивают эстетическое  и этическое  восприятие к творчеству, также следует ходить в обсерваторию, смотреть документальные фильмы о живой природе и т.д., для развития естественнонаучных познаний ребенка.

      Чтобы ребенок с успехом адаптировался к школе, необходимо посещать подготовительные занятия в детской группе, в первую очередь это нужно для социализации  (обязательно, если ваш малыш не ходил в детский сад).

      Для того, чтобы малыш чувствовал себя увереннее в первые дни в школе, отличным вариантом является подготовка на базе образовательного учреждения, в котором в дальнейшем и будет учиться ваш ребенок. Благодаря этому  ребенок познакомится со своими будущими одноклассниками, со своим будущим учителем (как правило, занятия ведут учителя начальных классов), постепенно привыкнет к школьному распорядку. Подготовительные занятия  на базе школы  проводятся, как правило,  согласно  реализуемой программы  в данном образовательном учреждении. Обычно занятия на базе школы длятся на протяжении года, поэтому к окончанию подготовительного курса школа станет для вашего малыша «родной», что снизит тревожность и отсутствие мотивации к учению.  Таким образом,  для удачной познавательной и психологической адаптации наиболее удачным является вариант подготовки на базе школы.

     Еще можно порекомендовать – подготовительные занятия в детском саду (если ребенок ходит в детский сад). Единственный минус таких занятий это то, что на них не реализуется подготовка  по соответствующей школьной программе (потому что, малыши в будущем пойдут в разные школы).

     Так же в последнее время, очень популярны всевозможные подготовительные курсы в детских центрах. Очень часто помимо базовых дисциплин там предлагаются детский массаж, йога, различные виды танцев и мн.др. получается, что многие занятия не имеют никакого отношения  к подготовке ребенка к школе. Записывать своего ребенка на подобные занятия не рекомендуется, так как в частных детских центрах занятия проводятся  по самостоятельным методическим разработкам, а это значит, что знания которые малыш получит не будут соответствовать требованиям школы , которую вы выбрали для своего ребенка. К сожалению, в частных детских садах  не уделяют должного внимания квалификации педагогов, часто это студенты 4-го и 5-го курса. Следовательно,  и качество в этих частных центрах сомнительное. Если, все же, вы решили записать своего ребенка в такой центр, то отдавайте предпочтение государственным, а не частным учреждениям.

     Если вы решили обратиться за помощью к частному репетитору, то стоит пригласить преподавателя из школы, в которую вы решили поступать. Такой специалист предложит вам качественную подготовку с учетом реализуемой в школе образовательной программы.

      Не стоит так же забывать, что полученные на дополнительных занятиях знания, нужно в домашних условиях повторять для глубокого усвоения материала.

    Задача, которая охватывает все сферы жизни ребенка- это подготовка к школе. Психологическая готовность является одним из главных аспектов готовности к школе. Психологическая подготовка детей к школе необходима в семье.  Главное требование- это сотрудничество постоянное с членами семьи. Следующим требованием развития и воспитания является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Необходимо учить доводить начатое дело до конца. Рассказы родителей о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе, вызывают желание учиться, создают положительное отношение к школе.  

      Роль родителей в подготовке дошкольника к  обучению в школе не должна сводиться только к словесным указаниям, взрослые должны поощрять, руководить, организовывать игры, посильный труд, занятия.

     Необходимым условием всестороннего развития ребенка (физического, нравственного, умственного) и подготовки к школе – является переживание успеха. Нужно создавать ребенку условия деятельности, где он обязательно встретится с успехом. Успех должен быть реальным,  а похвала заслуженной.

         Эмоционально-волевая сфера, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих имеет особое значение в психологическом развитии школьника. В самооценке проявляется рост самосознания, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это и является показателем психологической готовности к школьному обучению. Адекватная реакция на порицание и одобрение вырабатывается на основе правильной самооценки.

      Только объединенные усилия родителей и воспитателей, учителей могут обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе. Первая и наиболее важная среда развития ребенка –это семья, однако в дошкольном учреждении так же формируется и развивается личность ребенка. Единство воздействий семьи и детского сада на практике сказывается на развитии ребенка.

    Общение с детьми это немало важный аспект подготовки к школе, а детский сад может обеспечить возможность его реализации. Итогом всей работы дошкольного учреждения является формирование готовности к школе.  Решение этой задачи является приоритетным в подготовительных группах и поэтому количество времени на проведение занятий с дошкольниками увеличивается.

    Подражая окружающим, манипулируя предметами, занимаясь изобразительной деятельностью и играя, у ребенка усваиваются знания и представления об окружающем мире.  Чем бы, не занимался ребенок, в любой деятельности присутствует элемент познания, малыш все время узнает что-то новое о предметах, с которыми он играет.

    В большинстве случаев дети посещающие детские сады оказываются наиболее подготовленными в плане обучения и воспитания, а так же  по части психологической, так как они имеют навыки совместной коллективной работы с учебным материалом.

    Можно сделать вывод, что задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе целенаправленного и систематического педагогического воздействия выполняет дошкольное учреждение. Знания детей,  полученные в дошкольном учреждении,  в семье дополняются, в процессе повседневного общения формируются психологические качества будущего школьника, расширяется кругозор детей.

    Оптимальный вариант формирования готовности к школе у дошкольников – это тесное взаимодействие  и сотрудничество по всем аспектам подготовки к школьному обучению детского сада и семьи.

Список используемой литературы:

  1. Психологическая готовность к школе / Гуткина Н.И. – СПб.: Питер, 2006.
  2. Журналы «Дошкольное воспитание» 2003-2004г.г., «Ребенок в детском саду» 2004г.
  3. Андриеш В. А.,Бубнова С. Ю.,Зайцева И. А., Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г., с. 112
  4. Арнаутова Е.П., Зубова Г.Г., Ермакова Л.А., Кулакова Е.А., Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников; Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
  5. Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей/ Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 192 с.
  6. Осипова Л.Е., Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
  7. Царегородцева Е.А., О родительской оценке: значимость и риски.// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. - №10, с. 94 – с. 99.
  8. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. - С. 41 – 49
  9. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.
  10. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовки детей к школе "

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального образования выделяют: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Уровень развития их познавательной активно...

«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы» консультация для педагогов

Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на ...

Статья «Особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей в процессе подготовки детей к школе»

В данной статье рассматриваются особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей. Доказывается, что одним из главных в дошкольной организации  направлением считается взаимодействие д...

Статья- взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в процессе подготовки детей к школе.

Статья- взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в процессе подготовки детей к школе. Автор: Мингалеева Елена Николаевна     Взаимодействие семьи и педагогов &nd...

«Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»

laquo;Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»...

«Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»

laquo;Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»...

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно- оздоровительной работы"

quot;Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно- оздоровительной работы"...