Семейный клуб как форма взаимодействия с семьями воспитанников
материал на тему
Предварительный просмотр:
Семейный клуб как эффективная форма развития социального партнерства педагогов и родителей воспитанников
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культурных и общечеловеческих ценностей. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать каждому ребенку условия для полной реализации его возможностей, сохранения и укрепления его физического и психического здоровья.
Родные люди, окружающие ребенка, особенно значимы для него в силу его биологической и психологической зависимости от них. Именно родители с первых дней жизни малыша создают ту уникальную совместную атмосферу, в которой он живет и развивается. Поведение детей поведение родителей взаимозависимы; психологически комфортное окружение способствует гармоничному развитию личности, порождает в ребенке чувство защищенности и безопасности.
Именно в семье ребенок получает то жизненное направление, которое определяет его судьбу. Поэтому очень важно, чтобы это направление было верным, чтобы векторы усилий педагогов и родителей совпадали. В противном случае, ребенок, попадая то в одни условия, то в другие, будет вынужден вести «двойную жизнь» т будет подчиняться разным правилам. Поэтому основой взаимоотношений педагогов и родителей должно стать сохранение единой линией в воспитании и обучении детей, это позволит ребенку чувствовать уверенность и защищенность. Взаимодействие позволит своевременно выявлять, осознавать и решать проблемы развития ребенка, обеспечит глубинные связи между воспитывающими взрослыми и ребенком.
Создание единой, педагогически целесообразной, комфортной среды является необходимым условием полноценного физического, психического и социального здоровья дошкольников.
Психологически комфортная среда, с нашей точки зрения, должна отвечать следующим условиям:
- наличие семейных ценностей и традиций;
- интересная совместная деятельность всех членов семьи;
- внимание и уважение к интересам, потребностям и желаниям каждого члена семьи;
- толерантность;
- взаимопомощь и забота друг о друге;
- удовлетворение жизненно необходимых физиологических потребностей;
- возможность личностного роста.
Многолетний опыт нашей педагогической деятельности показал, что такие формы работы как традиционные родительские собрания, консультации, информационные стенды недостаточно эффективны. Для того, чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в воспитательно-образовательный процесс, повысить их педагогическую компетентность нужны другие активные формы сотрудничества. Родителям зачастую не хватает практических знаний и умений в общении с собственными детьми, они недооценивают значение положительного эмоционального самочувствия в развитии ребенка. Но наряду с этим, у современных родителей есть желание всему этому научиться.
Все выше сказанное приводит к необходимости поиска новых походов и форм сотрудничества педагогов и психолога с семьями воспитанников.
Одной из действенных форм сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и семьи является Семейный клуб.
В группе «Знайки» (МБДОУ №264, г. Красноярска) семейный клуб «Дошколенок» функционирует в течение двух лет. Семейный клуб создан с целью оптимизации детско-родительских отношений через оказание родителям разнообразной профессиональной помощи.
Основным направлением работы Семейного клуба в текущем учебном году стало создание единой психологически комфортной среды в семье и образовательном учреждении.
Семейный клуб позволяет педагогам, психологу, специалистам ДОУ успешно решать следующие задачи:
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблему друг друга;
- установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка;
- внедрение активных форм взаимодействия;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, повышение психолого-педагогической культуры воспитывающих взрослых;
Было выделено несколько этапов развития социального партнерства:
I этап – Организационный
II этап - Практический
III этап – Рефлексивный
На первом этапе был проведен психолого-педагогический мониторинг каждой семьи, собрана информация о семье посредством наблюдения, бесед, анкетирования, посещения семей.
На основе полученных данных воспитатели и педагог-психолог оформили «Паспорт Семьи», который содержит следующие данные:
• Социальный статус семьи (служащие, рабочие и пр.)
• Состав семьи
• формы семейных взаимоотношений (диагностика стиля семейных отношений – авторитарный, демократический, либеральный и попустительский методом анкетирования, интервью.) Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.144-152.
• материнское положение
• отношение к образовательному учреждению и прочее.
Изучив педагогические установки, мы определили дифференцированные группы родителей, различающихся по запросам, отношению к воспитанию ребенка в ДОУ и семье.
Типичные группы родителей:
I Родители, принимающие активное участие в воспитании ребенка в ДОУ и семье;
II Родители, интересующиеся жизнью ребенка в ДОУ, но не принимающие в ней участия;
III «Равнодушные» к работе детского сада, не проявляющие интереса к жизни ребенка в детском коллективе.
Помимо этого, мы выявили группу родителей, чрезмерно опекающих своего ребенка, постоянно проявляющих тревогу за ребенка, требующих от воспитателя пристального внимания и особого отношения к своему ребенку. На основе полученных данных, был составлен план работы Семейного Клуба, определены актуальные темы и формы взаимодействия.
II Практический этап.
Встречи в Семейном Клубе организуются 1-2 раза в месяц. Они проходят в теплой, дружеской атмосфере, способствующей раскрепощению и взаимному обогащению участников.
Вместе с родителями приходят бабушки, дедушки, сестры и братья, специалисты ДОУ, гости-врачи, библиотекари и др. Тематика таких встреч разнообразна, она отвечает интересам и запросам родителей, форма проведения предлагается психологом и воспитателями группы.
По инициативе родителей психологом была организована дискуссия на тему «Преступление» и наказание».
Цель встречи – формирование у взрослых поведенческих навыков, связанных с выбором формы наказания в семье.
Предварительно был проведен опрос детей в ходе которого были заданы вопросы:
- Как тебя наказывают дома и в детском саду?
- За что тебя наказывают?
- Что ты чувствуешь, когда тебя наказали?
- Будешь ли ты наказывать своих детей, когда станешь взрослым?
Впоследствии родителям был представлен видеоматериал на тему «Детский взгляд на « Преступление и наказание».
Впоследствии родителям были предложены вопросы для обсуждения:
- Можно ли воспитывать ребенка без наказания?
- За что в семье вы наказываете своего ребенка?
- Как ребенок ведет себя, когда его наказали?
- Какие меры наказания в Вашей семье исключены?
- Как Вы наказываете своего ребенка?
- Вы наказываете своего ребенка в одиночку или принимаете совместное решение (с другими членами семьи?)
Помимо этого темой диалога стали, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации в семье.
В заключение родителям была предложена интерактивная игра «Цветочная полянка»; на цветочке родители писали о том, что они приобрели нового в ходе дискуссии.
Наиболее привлекательными для родителей являются семейные праздники. Родители не только зрители, но и активные участники действия. Они готовят атрибуты и костюмы, исполняют роли, играют, танцуют и поют вместе с детьми. Праздники - «Папа, мама, я – спортивная семья», «Бабушка, бабуля, как тебя люблю я!», «Давайте жить весело» (День смеха) – стали в группе «Знайки» традиционными. Здесь дети и родители не только развлекаются, но и приобретают бесценный опыт общения в разнообразной деятельности. У детей появляется чувство гордости за своих родителей, защищенности, уверенности в себе, потому что папа и мама рядом.
Актуальной для детей и взрослых является и совместная продуктивная деятельность. В «Мастерской Деда Мороза» родителями и детьми были изготовлены игрушки, которыми впоследствии были украшены елки микрорайона; в творческой студии «Мастерилка» - открытки для пап и мам (нам удалось привлечь и пап!)
В процессе совместного творчества дети и взрослые учатся договариваться, слышать друг друга, помогать и сообща добиваться результата. А главное, получать удовольствие от телесной и эмоциональной близости. В ситуации, когда родители перегружены работой и домашними делами и мало уделяют внимание ребенку – это крайне важно.
Одной из эффективных современных форм сотрудничества педагогов и родителей являются интерактивные игры. Их применение позволяет создать комфортную обстановку взаимодействия, где каждый участник чувствует себя успешным и интеллектуально состоятельным. Из зрителей и слушателей родители превращаются в активных участников.
Так, например, в ходе проведения встречи на тему «Уроки воспитания» были использованы игры, обогащающие воспитательные умения, способствующие появлению у родителей нового взгляда на ребенка и процесс его воспитания.
Игра «Свеча желаний» предполагала формирование у родителей умения прогнозировать результат воспитания ребенка.
Родителям было предложено встать в круги, передавая свечу, друг другу, назвать самое главное качество, которое они хотели бы воспитать в своем ребенке.
Игра «Комплименты» развивает умение общаться, замечать в людях хорошие качества.
Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя соседу в глаза, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Цель игры «Ласковая цепочка» - развитие тактильной чувствительности и коммуникативных навыков у взрослых и детей. Дети и родители становятся в круг. Организатор игры дает задание: « Погладь соседа по руке», «Ласково погладь соседа по голове».
В рамках работы Семейного клуба родители делятся опытом семейного воспитания. К встрече «Полистаем семейный альбом» родителями были подготовлены фоторепортажи о семье, семейных традициях, связи поколений.
В увлекательной форме они рассказали о любимых занятиях членов семьи, видах совместного отдыха.
Нами была предпринята попытка возрождение уникальной семейной традиции – совместного вечернего чтения. С этой целью на одну из встреч была приглашена библиотекарь, проведена семейная викторина «В мире сказок и приключений», организована презентация лучших образцов детской художественной литературы. А в группе была создана «Библиотека выходного дня для взрослых и детей», которая регулярно пополняется и востребована родителями и воспитанниками.
«Праздник чая» в Семейном Клубе напомнил родителям еще об одной утерянной традиции – совместных семейных чаепитиях.
Дети вместе с родителями заваривали травяной чай по «бабушкиным» рецептам, угощали друг друга домашней выпечкой.
Была создана теплая домашняя атмосфера, столь необходимая для эмоционального развития ребенка.
Анализируя опыт сотрудничества педагогов и родителей, мы утверждаем, что Семейный клуб – современная и эффективная форма взаимодействия.
III Рефлексивный этап
Результатом деятельности являются следующие показатели:
• активная включенность родителей в воспитательно-образовательном процессе, высокая степень доверия педагогами и специалистами ДОУ;
• приобретение родителями необходимых знаний и воспитательных умений для полноценного общения с детьми;
• изменение родительских установок, повышение степени уверенности в своих педагогических возможностях;
• создание единого образовательного пространства в ДОУ и семье;
• сплочение педагогов и большинство родителей в единый коллектив с общими ценностно-целевыми ориентирами и образовательными смыслами.
С нашей точки зрения, совместная деятельность педагогов, родителей и детей в рамках Семейного Клуба позволяет опосредованно влиять на создание психологически комфортной среды пребывания ребенка в ДОУ и семье, что позитивно отразится на его физическом и психическом здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Семейный клуб, как форма взаимодействия с родителями»
Опыт работы с семьей...
Доклад из опыта работы «Семейный клуб как форма взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников при реализации программы в условиях введения стандарта»
Доклад из опыта работы по взаимодействию с родителями в младшей разновозрастной группе...
Семейный клуб в ДОУ, как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников по здоровьесбережению
Мини-реферат из опыта работы...
Консультация для воспитателей. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские и семейные клубы
В презентации представлен материал по использованию нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников: семейные клубы....
Семейный клуб в ДОУ, как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников по здоровьесбережению, способствующая гармонизации детско- родительских отношений.
Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей, которые направлены на формирование у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, культуре здоровья. Семейный клуб - особая фор...
Статья " Семейный клуб - инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения.
Новые традиционные и нетрадиционные методы и формы взаимодействия с семьями дошкольного учреждения, которые заинтересовали родителей, способствуют взаимодействию дошкольного учреждения, новые фо...
«РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»
Родительский клуб, организованный на базе нашего ДОУ, является дополнительным компонентом образовательной деятельности ДОУ, где родители (законные представители) могут получать консультатив...