Метод проектов и его применение в современном дошкольном образовании.
методическая разработка на тему
Л. Н. Толстой писал: « Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью». С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на саморазвивающуюся систему, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_i_ego_primenenie.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов и его применение
в современном дошкольном образовании.
Л. Н. Толстой писал: « Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью». С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на саморазвивающуюся систему, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Характеристика проектов и их классификация.
Слово «проект» имеет много значений, поэтому часто педагоги называют проектом самую разную деятельность. Однако на самом деле речь может идти и о педагогическом проекте, и о методе проектов, и о проекте занятия. В результате возникает проблема смешения понятий.
Еще одна проблема заключается в том, что часто педагоги, увлекшись методом проектов, стремятся любую деятельность превратить в проект, даже если это нецелесообразно. Так, к примеру, в первой младшей группе возникает проект «Моя любимая игрушка», участникам которого по два года.
Кроме того, часто случается, что педагоги, не вникнув в суть метода проектов, используют его лишь для того, чтобы соответствовать новым веяниям, требованиям, предъявляемым к квалификации педагогов с высшей категорией и пр. В результате смысл проектной деятельности теряется, она становится формальной, не выполняет своего назначения, поскольку у детей не формируются специфические проектные навыки.
Н. Е. Веракса выделил еще несколько важных проблем:
• несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности – «проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм», в этом заключается сложность для воспитателя, так как приходится искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу;
• непонимание различия между субъектной и объектной позицией ребенка (под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности);
• необходимость формирования субъектной позиции педагога – очень часто срабатывают стереотипы педагога, привычный дисциплинарный подход, педагог предлагает детям выбор вариантов, ждет идей, но вывод делает сам (дети собираются делать кораблики для малышей, педагог предлагает выбрать материал: «Из чего можно сделать кораблики?» – «Из бумаги, из дерева, из картона, из пенопласта…» «Молодцы! – подводит итог педагог. – А делать будем из пластиковых бутылок!»).
Таким образом, прежде всего следует определить, что такое проект, выделить его признаки, понять, чем проект отличается от других видов самостоятельной деятельности. Кроме того, надо определить степень участия педагога и ребенка на различных этапах выполнения проекта, показать специфику применения метода проектов в дошкольном образовании.
Определение понятий «проект» и «метод проектов» давалось разными педагогами и психологами, например «проект» определяется как:
• во времени целенаправленное отдельной системы с требованиями к качеству , возможными расхода средств и и специфической организацией (Н. А. [1]);
• специально организованный и самостоятельно учащимся комплекс по разрешению значимой для проблемы (Г. Б. Голуб, Е. А. , О. В. Чуракова[2]).
«метод проектов» следующие определения:
• организации образовательных , в которых ставит и решает проблемы, и технология самостоятельной деятельности по разрешению (Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. );
• способ организации процесса, основанный на педагога и , способ взаимодействия с средой, поэтапная деятельность по достижению цели (Н. А. );
• система обучения, модель организации процесса, ориентированная на самореализацию учащихся, развитие их и физических возможностей, качеств и творческих в процессе под контролем учителя продукта, обладающего и субъективной новизной, практическую (А. А. Хромов);
• система , модель организации процесса, ориентированная на личности , развитие его интеллектуальных и творческих способностей (М. В. );
• комплексный метод , позволяющий учебный процесс, из интересов учащихся, возможность учащемуся самостоятельность в , организации и контроле учебно-познавательной деятельности, которой – создание продукта или (М. В. Моисеева)[3];
• совокупность , действий учащихся в их последовательности для достижения задачи – определенной проблемы, для учащихся и оформленной в некоего конечного (Е. С. Полат);
• обучения, основанный на социально значимой и ее практическом достижении. Не к конкретному и может быть в ходе изучения предмета, а также являться (И. С. Сергеев)[4];
• педагогическая , стержнем которой самостоятельная исследовательская, , игровая, , продуктивная деятельность , в процессе которой познает себя и мир, воплощает знания в реальные (Л. Л. Тимофеева)[5].
Характеристика проектов
Практика , что при применении проектов наблюдаются:
• активность воспитанников;
• самостоятельная познавательная дошкольников;
• личностной ценности проектов;
• увеличение и объема полученных , приобретенных .
Знания, умения, , приобретаемые осознанно в работы над личностно-значимой , быстро и закрепляются ребенком, в его активный запас и практический опыт, переносятся на виды деятельности.
образом, сущность проектов заключается в том, что в процессе осваивает особое – самостоятельно приобретать знания в процессе жизненных .
Метод проектов концептуальностью и системностью, его легко воспроизвести, метод для самых разных знаний.
Метод связан и с некоторыми , которые не упускать из вида:
• система организации – каждый участник свою работы, обусловливает перехода от фронтальной прямого обучения к форме и исследовательского видов , следовательно, педагогу заинтересовать ребенка-дошкольника, помощь в информации;
• по времени, материалам – проектов требует подготовки;
• продуктивного взаимодействия с , специалистами для оказания помощи родителям в проекта.
, обратившемуся к методу , следует помнить, что деятельность разворачивается в ситуации, при проблема должна актуальна для участников , они должны быть . Чтобы участник был заинтересован в результата, деятельность быть посильна , соответствовать и возможностям каждого.
проектов:
• самостоятельность – подразумевает самостоятельную детей в информации, планировании , представлении результатов;
• применения имеющихся , практического – с одной стороны, является неким предшествующей образовательной (дети на практике применить знания), с другой – в проектной деятельности самостоятельно новое;
• разнообразие самостоятельной деятельности;
• значение проектного .
При тематики проекта ориентироваться на следующие :
• доступность;
• социальная ;
• воспитательная ;
• научность;
• соответствие особенностям;
• ;
• ориентация на «зону развития».
– это всегда работа с . Н. А. Краля в книге « учебных проектов как активизации деятельности учащихся» наглядное представление основных понятий в пятиконечной (рис. 1). Проект как объект расположен в звезды, но для его полноценного необходимы все виды деятельности.
. 1. Взаимосвязь основных , касающихся проектирования.
Классификация проектов
Классификацию проектов можно провести по следующим основаниям:
• доминирующая деятельность – исследовательский, творческий, ролевой, информационный;
• предметно-содержательная область – монопроекты, создаваемые в рамках одной образовательной области (экологический, музыкальный, спортивный); межпредметные проекты, затрагивающие 2–3 образовательные области;
• характер координации – открытая координация, когда педагог открыто руководит проектом, обучает детей, подсказывает (характерна в младших группах, при первом знакомстве с методом проектов); скрытая координация, когда педагог только незаметно направляет деятельность детей, имеющих в данном случае большую свободу (характерна в старших группах, с детьми, давно знакомыми с методом проектов);
• число участников – индивидуальный, когда каждый ребенок создает свой продукт; парный, когда ребенок действует совместно с родителем; групповой и коллективный, когда на первых этапах педагог помогает распределению на группы и координирует деятельность групп, а затем дети самостоятельно осуществляют данную деятельность;
• продолжительность – краткосрочный (несколько занятий, несколько дней); среднесрочный (от недели до месяца); долгосрочный (от месяца до года);
• характер контактов – внутригрупповой, межгрупповой, региональный.
В таблице 2 приведена возможность использования того или иного вида проектов для каждого этапа развития ребенка.
Таблица 2
*
Вводятся элементы проектной деятельности. Целесообразно начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В данном случае дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей. Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошко-льников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.
Литература, рекомендуемая для чтения
1.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педаг. дошкольн. учреждений/ Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. -М,-.:Мозаика-Синтез, 2008.
2. Циценко В. С., Красноперова Т. Н. Организация проектной деятельности в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 384-387.
3. Касьянова А. Н. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 210-213.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики в современном дошкольном образовании.
Опыт работы по применению ТРИЗ-педагогики в детском саду....
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации....
Консультация "Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании"
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидатель...
"Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании".
Проектная деятельность в дошкольном образовании позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогуь сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных за...
Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»
Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»...
Применение технологии ЛЕГО-конструирования в современном дошкольном образовании.
Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра, то он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. ЛЕГО-конструктор дает возможность не только ...
Проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образования"
Проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образования"...